О признании права пользования и проживания в жилом помещении, понуждении к заключению договора социального найма.



Дело № 2 - 227/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воткинск 29 марта 2011 г.

Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Москалева А.В.,

при секретаре Валуйских Е.Ю.,

с участием:

истицы Наймушиной Е.Ю.,

представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Город Воткинск» – Вихаревой И.А.,

представителя третьего лица – государственного учреждения «Управление внутренних дел по г.Воткинску и Воткинскому району» – Вострокнутовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наймушиной Е.Ю., действующей также в интересах несовершеннолетних детей В1**, В2**, к Администрации муниципального образования «Город Воткинск» о признании права пользования и проживания в жилом помещении на условиях договора социального найма, понуждении к заключению договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Наймушина Е.Ю., действуя также в интересах несовершеннолетних детей В1**, <дд.мм.гггг> рождения, В1**, <дд.мм.гггг> рождения, обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Воткинск» о признании права пользования и проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> (далее – квартира, жилое помещение) на условиях договора социального найма, понуждении к заключению договора социального найма, указав следующее.

В <дд.мм.гггг> истица приехала в г.Воткинск по распределению как молодой специалист для работы в <данные изъяты>. В <дд.мм.гггг> по месту работы предоставлено указанное жилое помещение, которое постановлением муниципалитета г.Воткинска от <дд.мм.гггг> №*** признано служебным. С <дд.мм.гггг>. по настоящее время истица проживает в данном жилом помещении, оплачивает коммунальные платежи.

<дд.мм.гггг> между <адрес> и истицей заключен договор найма служебного помещения. Решением жилищно-бытовой комиссии <адрес> от <дд.мм.гггг> истице и ее детям разрешено постоянно зарегистрироваться в квартире.

При обращении в Управление Федеральной миграционной службы России по Удмуртской Республике истице в регистрации по месту жительства было отказано в связи с отсутствием договора социального найма.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Воткинска в заключении договора социального найма истице отказано, поскольку ее семья не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Истица в суде иск поддержала, просила его удовлетворить, пояснила, что в <дд.мм.гггг>. ей была предоставлена служебная квартира, заключен договор найма служебного помещения сроком на 5 лет, на данный период предоставлена временная регистрация по месту жительства. По истечении срока действия договора он был продлен еще на 5 лет.

Представитель ответчика – Администрации муниципального образования «Город Воткинск» – Вихарева И.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что квартира, в которой проживает истица, является служебной. С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Наймушина Е.Ю. не обращалась.

Представитель третьего лица – государственного учреждения «Управление внутренних дел по г.Воткинску и Воткинскому району» – Вострокнутова Н.В. пояснила, что истица была направлена на учебу в <данные изъяты>. После окончания обучения с ней был заключен контракт, согласно которого она обязалась прослужить в органах внутренних дел не менее 5 лет, была признана молодым специалистом и была направлена по распределению в <данные изъяты>, где работает по настоящее время. Истице выделено служебное жилое помещение, в котором она проживает по настоящее время с супругом и двумя несовершеннолетними детьми.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Жилое помещение по адресу: <адрес> находится в муниципальной собственности. Основанием внесения жилого помещения в реестр объекта муниципальной собственности явилось решение Государственного комитета Удмуртской Республики по управлению имуществом от <дд.мм.гггг>. №*** (л.д.47).

Постановлением главы местного самоуправления - мэра г.Воткинска от <дд.мм.гггг> №*** жилое помещение признано служебным, предоставлено УВД по г.Воткинску и Воткинскому району для заселения сотрудниками УВД (л.д.66).

С <дд.мм.гггг> по настоящее время Наймушина Е.Ю. проходит службу в <данные изъяты> району в должности <данные изъяты> (л.д.86).

В <дд.мм.гггг> служебная квартира по адресу: <адрес> временно предоставлена Наймушиной Е.Ю. (л.д.69), с ней заключен договор найма служебного жилого помещения сроком на 5 лет.

<дд.мм.гггг> на основании решения жилищно-бытовой комиссии УВД по г. Воткинску и Воткинскому району с Наймушиной Е.Ю. вновь заключен договор №*** найма служебного помещения по адресу: <адрес> сроком на 5 лет с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> (л.д.9, 74).

На день рассмотрения спора Наймушина Е.Ю. вместе с двумя несовершеннолетними детьми продолжает проживать в спорном жилом помещении.

Указанные обстоятельства дела подтверждены исследованными доказательствами и сторонами не оспариваются.

С учетом того, что жилое помещение истице предоставлено в <дд.мм.гггг>., она пользуется им по настоящее время, суд считает необходимым применить на возникшие правоотношения как законодательство, действовавшее во время предоставления истице жилого помещения, так и действующее законодательство.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истице жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, устанавливается законодательством Союза ССР и Советом Министров РСФСР (статья 102 Жилищного кодекса РСФСР).

Согласно статье 30 Закона Российской Федерации «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке. Милиция может иметь служебный жилой фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством РСФСР (в редакции Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 68-ФЗ).

В соответствии со статьей 105 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

В силу пункта 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует и установлено судом, что спорное жилое помещение в установленном законом порядке признано служебным. На момент предоставления истице жилого помещения оно имело статус служебного, было предоставлено истице как служебное жилье, с ней заключен соответствующий договора найма служебного жилого помещения. Истица, являясь сотрудником милиции, попадала под перечень категорий работников, которым могло быть предоставлено служебное жилое помещение.

В связи с изложенным, а также непредставлением доказательств исключения спорного жилого помещения из служебного жилого фонда в установленном законом порядке, отсутствием в ранее действовавшем и действующем законодательстве норм, предусматривающих возможность заключения договора социального найма служебного жилого помещения, требования истицы необоснованны.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301 (далее – Положение), государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Согласно справке Воткинского филиала ГУП Удмуртской Республики «<данные изъяты>» от <дд.мм.гггг> (л.д.19) инвентаризация квартиры по адресу: <адрес> не производилась, сведениями о статусе квартиры в качестве служебного жилья предприятие не располагает.

Однако отсутствие таких сведений в органе технического учета не может служить об ином, кроме служебном, статусе жилого помещения.

Согласно пункту 3 Положения государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее – именуются БТИ).

В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:

техническую инвентаризацию жилищного фонда;

оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда (пункт 7 Положения).

Таким образом, в соответствии с названным Положением государственный учет жилищного фонда осуществляется не для определения вида жилого помещения (отнесения его к определенному виду жилого фонда в зависимости от целей его использования), регистрации его вида, а, как указано в пункте 1 Положения, для получения информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Как установлено судом, спорное жилое помещение включено в состав служебного жилья постановлением Главы местного самоуправления – мэра г.Воткинска от <дд.мм.гггг> №***, т.е. в порядке, установленном статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР.

Таким образом, на день рассмотрения спора квартира является служебной и правомерно используется истицей, а также членами ее семьи, на условиях договора найма специализированного (служебного) жилого помещения.

Указание истицы на наличие у нее статуса молодого специалиста значение для рассмотрения настоящего спора не имеет, не может служить основанием для изменения существующих отношений по найму служебного жилого помещения в одностороннем, со стороны истицы, порядке. Кроме того, суду не представлены доказательства распределения истицы в порядке, установленном Положением о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений от 1 августа 1988 г.

С учетом изложенного, иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

иск Наймушиной Е.Ю., действующей также в интересах несовершеннолетних детей В1**, В2**, к Администрации муниципального образования «Город Воткинск» о признании права пользования и проживания в жилом помещении на условиях договора социального найма, понуждении к заключению договора социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Воткинский городской суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда изготовлено 4 апреля 2011 г.

Председательствующий судья А.В.Москалев