О понуждении устранить нарушения правил пожарной безопасности.



Дело 2-306/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2011 года г. Воткинск

Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сычевой Т.В.

при секретаре Лопатиной И.Г.,

с участием:

помощника Воткинского межрайонного прокурора Мурадова Э.Б.,

представителя администрации Муниципального образования «город Воткинск» Абрамовой Л.Р., действующей на основании доверенности, действительной по <дд.мм.гггг>,

представителя МОУ «Воткинский детский дом» Черемушкиной Н.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Воткинский Детский дом», Администрации МО «город Воткинск» о возложении обязанности по устранению в срок до <дд.мм.гггг> нарушения правил пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Воткинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МОУ «Воткинский Детский дом» о возложении обязанности по устранению в срок до <дд.мм.гггг> нарушения правил пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установлении части ограждения на кровле; демонтаже каркасов подвесных потолков, в общих коридорах, выполненные из горючих материалов; установке люка, ведущего на чердак с нормативным пределом огнестойкости; оборудования помещения мастерской вторым эвакуационным выходом непосредственно наружу; обособить выходы из подвала от общих лестничных клеток и организовать выход непосредственно наружу; выполнение высоты прохода в переходе между столовой и основным корпусом высотой не менее 2-х метров; увеличения ширины лестничного марша в лестничной клетке на первом этаже около эвакуационного выхода до не менее 1,35 метра; установления в лестничных клетках радиаторов отопления, не выступающих из плоскости стен; демонтажа в столовой каркаса подвесного потолка, выполненного из горючих материалов.

Требования мотивированы тем, что <дд.мм.гггг> в Воткинскую межрайонную прокуратуру из ОДН г. Воткинска, Воткинского и Шарканского районов поступила информация о противопожарном состоянии МОУ «Воткинский детский дом», расположенного по адресу: <адрес>.

В ходе проведенной проверки <дд.мм.гггг> были выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности, которые выявлялись ранее (предписание от <дд.мм.гггг>№***), а именно:

- Отсутствует часть ограждения на кровле, (предлагается с <дд.мм.гггг>). Основание: ст. 151 №123- ФЗ, п. 41 ППБ 01-03;

- Каркасы подвесных потолков в общих коридорах выполнены из горючих материалов (предлагается с <дд.мм.гггг>.). Основание: ст. 151 №123-Ф3, СНиП 21-01-97* п. 6.25*;

- Люки на чердак не имеют нормативного предела огнестойкости. ( предлагается с <дд.мм.гггг>.). Основание: ст. 88 п. 1, ст. 151 ФЗ № 123-Ф3, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*;

- Из помещения мастерской отсутствует второй эвакуационный выход непосредственно наружу (предлагается с <дд.мм.гггг>). Основание: ст. 88 п. 1, ст. 151 ФЗ № 123-Ф3, п. 1.122 СНиП 2.08.02-89*;

- Выходы из повала не обособлены от общих лестничных клеток и не имеют выходов непосредственно наружу. Основание: ст. 151 ФЗ № 123-Ф3, п. 6.9 СНиП 21-01-97;

- Высота прохода в переходе между столовой и основным корпусом менее 2-х метров. Основание: п.п. 6.28, 6.27 СНиП 21-01-97, ст. 151 ФЗ № 123-Ф3;

- Ширина лестничного марша в лестничной клетке на первом этаже около эвакуационного выхода менее 1, 35 метра. Основание: п. 6.29 СНиП 21-01-97, ст. 151 ФЗ № 123-Ф3;

- В лестничных клетках установлены радиаторы отопления, выступающие из плоскости стен на высоте до 2,2 метра от поверхности площадок лестниц. Основание: п. 6.32 СНиП 21-01-97, ст. 151 ФЗ №123-Ф3;

- В столовой каркас подвесного потолка выполнен из горючих материалов. Основание: п. 6.25 СНиП 21-01-97, ст. 151 Ф3№123-Ф3.

В соответствии с уставом МОУ «Воткинский детский дом» является образовательным учреждением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В своей деятельности указанное учреждение руководствуется законодательством Российской Федерации. Кроме того, МОУ «Воткинский детский дом» обязано обеспечить гарантированные условия труда, выполнять требования пожарной безопасности.

Деятельность образовательного учреждения с нарушением норм и правил пожарной безопасности создает опасность причинения вреда жизни и здоровью детей, следовательно, ставит под угрозу гарантированное и охраняемое ст. 20, 41 Конституции РФ право каждого на жизнь и здоровье.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Учитывая, что ответчиком вопреки требованиям Закона РФ «Об образовании», «О пожарной безопасности» осуществляется эксплуатация помещения с нарушениями норм и правил пожарной безопасности, в котором пребывают учащиеся и рабочий персонал, который меняется в течении учебного года, прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Определением Воткинского суда от <дд.мм.гггг>, в порядке ст.40 ГПК РФ, по ходатайству Воткинского межрайонного прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация МО «город Воткинск».

Заявлением от <дд.мм.гггг> Воткинский межрайонный прокурор частично отказался от заявленных требований, в связи с исполнением ответчиками заявленных требований в добровольном порядке, а именно: демонтажа каркасов подвесных потолков, в общих коридорах, выполненные из горючих материалов; установке люка, ведущего на чердак с нормативным пределом огнестойкости; оборудования помещения мастерской вторым эвакуационным выходом непосредственно наружу; демонтажа в столовой каркаса подвесного потолка, выполненного из горючих материалов.

А также данным заявлением прокурор уточнил заявленные требования, просит суд, в связи с поступившим заключением специалиста ОДН, обязать МОУ «Воткинский Детский дом», Администрацию МО «город Воткинск» устранить в срок до <дд.мм.гггг> нарушения правил пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить часть ограждения на кровле; обособить выходы из подвала от общих лестничных клеток и организовать выход непосредственно наружу; выполнить высоту прохода в переходе между столовой и основным корпусом высотой не менее 2-х метров; увеличить ширину лестничного марша в лестничной клетке на первом этаже около эвакуационного выхода до не менее 0,9 метра; установить в лестничных клетках радиаторы отопления, не выступающие из плоскости стен.

В судебном заседании помощник прокурора Мурадов Э.Б. доводы, изложенные в заявлении, с учетом уточнения поддержал, обосновав доводами изложенными в исковом заявлении. Считает, что срок до <дд.мм.гггг> является разумным, полагает, что именно к новому учебному году нарушения требований пожарной безопасности должны быть устранены.

Представитель Администрации МО «город Воткинск» Абрамова Л.Р., действующая на основании доверенности (доверенность в деле) в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, пояснила, что не оспаривает того, что МОУ «Детский дом» самостоятельно вряд ли произведет ремонт в том объеме, который необходимым. На <дд.мм.гггг> средства МОУ «Детский Дом» уже израсходовал, а поскольку финансирование данного учреждение осуществляется за счет местного бюджета, согласна с тем, что требования к Администрации предъявлены обоснованно. Не оспаривает тот объем работ, который необходимо выполнить, отраженный в требованиях прокурора.

Представитель МОУ «Воткинский детский дом» Черемушкина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась. Пояснила, что частично нарушения устранены, в том объеме, в котором прокурор отказался от иска. В остальном нарушения не оспаривает. Пояснила, что денежные средства, выделенные на содержание здания, уже израсходованы, как раз на частичное удовлетворение требование прокурора. В дальнейшем рассчитывает лишь на помощь спонсоров, и Администрации г.Воткинска УР, т.к. только на ремонт крыши необходима сумма свыше <данные изъяты> рублей. Пояснила, что с технической точки зрения нарушения устранить возможно, и до сегодняшнего дня они не устранены лишь в связи с отсутствием денежных средств.

В качестве специалиста к участию в деле был привлечен главный специалист ОНД г.Воткинска, Воткинского и Шарканского района А***, представивший заключение по факту расширения лестничного марша на первом этаже около эвакуационного выхода, а так же пояснил, что большая часть нарушений на сегодняшний день устранена.

Заслушав объяснение участников процесса, исследовав письменные доказательства гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В судебном заседании с достаточной полнотой установлено, подтверждается материалами дела, и не оспаривается ответчиками, что по результатам проверки соблюдения норм законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Воткинский детский дом», расположенном по адресу: <адрес>, был выявлен ряд нарушений норм и правил пожарной безопасности, согласно предписания от <дд.мм.гггг>№*** (л.д. 19-20). В частности:

- Отсутствует часть ограждения на кровле, (предлагается с <дд.мм.гггг>). Основание: ст. 151 №123- ФЗ, п. 41 ППБ 01-03;

- Каркасы подвесных потолков в общих коридорах выполнены из горючих материалов (предлагается с <дд.мм.гггг>.). Основание: ст. 151 №123-Ф3, СНиП 21-01-97* п. 6.25*;

- Люки на чердак не имеют нормативного предела огнестойкости. (предлагается с <дд.мм.гггг>.). Основание: ст. 88 п. 1, ст. 151 ФЗ № 123-Ф3, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*;

- Из помещения мастерской отсутствует второй эвакуационный выход непосредственно наружу (предлагается с <дд.мм.гггг>). Основание: ст. 88 п. 1, ст. 151 ФЗ № 123-Ф3, п. 1.122 СНиП 2.08.02-89*;

- Выходы из повала не обособлены от общих лестничных клеток и не имеют выходов непосредственно наружу. Основание: ст. 151 ФЗ № 123-Ф3, п. 6.9 СНиП 21-01-97;

- Высота прохода в переходе между столовой и основным корпусом менее 2-х метров. Основание: п.п. 6.28, 6.27 СНиП 21-01-97, ст. 151 ФЗ № 123-Ф3;

- Ширина лестничного марша в лестничной клетке на первом этаже около эвакуационного выхода менее 1, 35 метра. Основание: п. 6.29 СНиП 21-01-97, ст. 151 ФЗ № 123-Ф3;

- В лестничных клетках установлены радиаторы отопления, выступающие из плоскости стен на высоте до 2,2 метра от поверхности площадок лестниц. Основание: п. 6.32 СНиП 21-01-97, ст. 151 ФЗ №123-Ф3;

- В столовой каркас подвесного потолка выполнен из горючих материалов. Основание: п. 6.25 СНиП 21-01-97, ст. 151 Ф3№123-Ф3.

В соответствии со ст. ст. 1, 34 ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Положениями ст. 37 данного Закона предусмотрено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Положениями ст. 38 Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В данном случае Правила пожарной безопасности не соблюдаются в МОУ «Воткинский детский дом», которое является образовательным учреждением для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основным контингентом которой являются обучающиеся дети.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Положениями п. 3 ч. 3 ст. 32 вышеуказанного Закона РФ предусматривается ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что МОУ «Воткинский детский дом» является юридическим лицом, создано по инициативе учредителя - Администрации МО «город Воткинск», финансируется из городского бюджета, что подтверждается Уставом МОУ (л.д. 7-18)

На основании Постановления Главы Администрации г. Воткинска от <дд.мм.гггг> №*** и договора №*** от <дд.мм.гггг> МОУ «Воткинский детский дом» передано в оперативное управление имущество, расположенное по адресу: <адрес>. Данное имущество является муниципальной собственностью города Воткинска.

В соответствии с п. п. 10 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

В соответствии с п. 2 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

В силу ст. 48 Устава МО «Город Воткинск», принятого решением городской думы г. Воткинска от <дд.мм.гггг> №***, Администрация города Воткинска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Воткинск", наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

Таким образом, из изложенного следует, что обеспечение пожарной безопасности МОУ и связанное с этим вопросом финансирование, законом, нормативными документами, Уставом муниципального образования, возлагается на Администрацию МО «город Воткинск».

В материалы дела ответчиком МОУ «Воткинский детский дом» представлены акты освидетельствования скрытых работ, подтверждающие устранение отдельных недостатков, за счет собственных средств и средств спонсоров, данное обстоятельство истцом и ответчиком Администрацией МО «город Воткинск» не оспаривается.

Следовательно, МОУ «Воткинский детский дом» частично устранило выявленные нарушения пожарной безопасности, не требующие значительных финансовых затрат. Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду документами.

Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несет администрация МО «город Воткинск».

В связи с чем, суд приходит к выводу, что обязанность по финансированию основных расходов, направленных на устранение перечисленных нарушений пожарной безопасности, необходимо возложить на учредителя, собственника имущества Администрацию МО «город Воткинск».

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд считает, что ответчики активных действий по выполнению требований, выявляемых ранее и содержащихся в предписании, выданном Управлением государственного пожарного надзора, не предпринимали, поскольку установленные вышеуказанные нарушения данных требований со стороны ответчиков до настоящего времени устранены лишь частично, чем ставят под угрозу сохранность муниципального имущества, а также жизнь и здоровье граждан, и, в частности, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ссылка на отсутствие финансовых средств не может быть принята во внимание, поскольку данный довод не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения нарушений требований пожарной безопасности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Воткинский Детский дом», Администрации МО «город Воткинск» о возложении обязанности по устранению в срок до <дд.мм.гггг> нарушения правил пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес> –УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧАСТИЧНО.

Обязать Администрацию муниципального образования «город Воткинск» в срок до <дд.мм.гггг> устранить нарушения правил пожарной безопасности в здании, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: установить часть ограждения на кровле; обособить выходы из подвала от общих лестничных клеток и организовать выход непосредственно наружу; выполнить высоту прохода в переходе между столовой и основным корпусом высотой не менее 2-х метров; увеличить ширину лестничного марша в лестничной клетке на первом этаже около эвакуационного выхода до не менее 0,9 метра; установить в лестничных клетках радиаторы отопления, не выступающие из плоскости стен.

В удовлетворении требований, заявленных к МОУ «Воткинский Детский дом» - ОТКАЗАТЬ.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Воткинский городской суд Удмуртской Республики.

Мотивированная часть решения изготовлена <дд.мм.гггг> с применением технических средств: компьютера и принтера.

Судья Т.В. Сычева

-32300: transport error - HTTP status code was not 200