Дело 2-833/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Воткинск 05 июля 2011 года Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Сычевой Т.В. при секретаре Лопатиной И.Г. с участием помощника прокурора Опариной Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО «город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, об обязании Администрации произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска, установил: Воткинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением признании незаконным бездействия Администрации МО «город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети (далее УДС) г. Воткинска, а именно автомобильной дороги по ул. 1 <*****>; об обязании Администрации МО «город Воткинск» в срок до <дд.мм.гггг> произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска в соответствии с требованием Государственного стандарта (ГОСТ50597-93), а именно устранить следующие нарушения: 00+395м выбоина длинной 1.4 метра, шириной 1.9 м, глубиной 10 см; 00+397м выбоина длинной 0,8 метра, шириной 0,6 метра, глубиной 15см.; 00+550м выбоина длинной 1,5 метра, шириной 2,1 метра, глубиной 12 см.; 02+650м выбоины длинной 12 метров, ширина до 9 метров, глубиной до 15 см; Мостовое сооружение на <*****> - сдвинуты плиты, деформированы опорные железные балки. На сопряжении мостовых плит с земляным полотном дороги завышение до 0,1 метра, по всей ширине проезжей части - 12 метров, длинной 0,8 м. Точкой начала отчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков УДС г. Воткинска является пересечение <*****> - (00-00 км). Требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратурой исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения были выявлены указанные выше нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Так, согласно акта осмотра (обследования) УДС г. Воткинска сектора <дд.мм.гггг>, выявлены нарушения Государственного стандарта РФ (ГОСТ 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы», ФЗ №196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения». Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по <*****> 00+50 м - 00 + 150 м установлено, что участок автомобильной дороги имеет выбоины (00+310 м до 00+542 м - выбоины, 00+550м (перекресток с <*****>) выбоины на проезжей части дороги, 01 км+850м – выбоины, 02км+650м – выбоины, 03км+700м – выбоины. По результатам обследования <дд.мм.гггг> УДС г.Воткинска ОГИБДД в адрес администрации МО «город Воткинск» внесено предписание от <дд.мм.гггг> об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения до <дд.мм.гггг>, но до настоящего времени требования, изложенные в предписании Администрацией МО «город Воткинск» не исполнены. Согласно акта контрольной проверки проведенной <дд.мм.гггг> выявлены следующие недостатки в содержании автомобильной дороги по ул. <*****>, а именно: 00+395м выбоина длинной 1.4 метра, шириной 1.9 м, глубиной 10 см; 00+397м выбоина длинной 0,8 метра, шириной 0,6 метра, глубиной 15см.; 00+550м выбоина длинной 1,5 метра, шириной 2,1 метра, глубиной 12 см.; 02+650м выбоины длинной 12 метров, ширина до 9 метров, глубиной до 15 см. Мостовое сооружение на ул. <*****> - сдвинуты плиты, деформированы опорные железные балки. На сопряжении мостовых плит с земляным полотном дороги завышение до 0,1 метра, по всей ширине проезжей части - 12 метров, длиной 0,8 м. В соответствии с п.3.1.1 Государственного стандарта РФ (ГОСТ 50597-93) Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением – Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью В соответствии с п. 3.1.2. указанного Государственного стандарта, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Требования ГОСТ 50597-93 являются обязательными в силу ч.1 ст.46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. №184-ФЗ, так как его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан. Таким образом, на УДС г. Воткинска необходим ремонт проезжей части. Несоответствие дорожного покрытия на улицах г. Воткинска требованиям ГОСТ 50597-93 нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц (автовладельцев, пешеходов), пользующихся данными участками дорог, поскольку имеющиеся дефекты дорожного покрытия приводят и могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых могут пострадать как жизнь, здоровье людей так и их имущество. Прокурор считает, что поскольку указанные нарушения УДС находятся в границах МО «город Воткинск» соответственно они должны быть устранены органом местного самоуправления - Администрацией МО «город Воткинск». Бездействие администрации МО «город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту УДС г.Воткинска, а именно автомобильной дороги по <*****>, ставит под угрозу жизни и здоровье граждан (автовладельцев, пешеходов) г.Воткинска. В судебном заседании помощник прокурора Опарина Ю.П. доводы, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме, просила удовлетворить заявленные требования. Дополнительно пояснила, что на день рассмотрения иска недостатки не устранены. Представитель Администрации МО «город Воткинск» в судебном заседании не присутствует, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. В предварительном судебном заседании <дд.мм.гггг>, представитель Администрации МО «город Воткинск» Филаитов О.А., действующий на основании доверенности №*** от <дд.мм.гггг>, сроком действия по <дд.мм.гггг>, с иском не согласился, пояснил, что не оспаривает обязанность Администрации МО «город Воткинск» в надлежащем состоянии дорог, однако не считает, что ответчик незаконно бездействует. В <дд.мм.гггг> Администрацией МО «город Воткинск» был объявлен аукцион в соответствии с Федеральным законом №94-ФЗ «о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работы, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», определена дата, которая в последующем неоднократно переносилась. Аукцион до настоящего времени не был проведен, в виду отсутствия денежных средств. Заслушав объяснение помощника прокурора Опариной Ю.П., исследовав письменные доказательства гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. В силу ст. 48 Устава МО «Город Воткинск», принятого решением городской думы г. Воткинска от 9 июня 2005 г. N 259, Администрация города Воткинска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Воткинск", наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики. В силу ст. 8 (п. 5 в ред. решения Воткинской городской Думы от 20.02.2008 N 319) Устава МО «Город Воткинск», полномочиями Администрации города по решению вопросов местного значения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Автомобильная дорога по <*****> находится в муниципальной собственности. В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 8ноября2007года N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. В силу ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Таким образом, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования. Поскольку вышеуказанная автомобильная дорога находится в муниципальной собственности, суд приходит к выводу, что она относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, то есть осуществление дорожной деятельности в отношении этой дороги относится к компетенции Администрации МО «г. Воткинск». В силу п. «б» ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 8ноября2007года N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п.п. «в» п.п. 2 п. 11 Приложения к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», в состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам входят, в том числе, устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов. В силу п. 2 ст. 46 Федерального закона Российской Федерации от 8ноября2007года N257-ФЗ, действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке. Поэтому дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений). В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. <дд.мм.гггг> комиссией, под председательством первого заместителя главы Администрации г. Воткинска К., в составе из 6 человек, представляющих: <*****>, <*****>, <*****>, <*****>, <*****>, проведено обследование автомобильной дороги (улицы) <*****>. Данное обстоятельство подтверждается представленным в суд актом от <дд.мм.гггг> (л.д. 6-8). ОГИБДД УВД по г. Воткинску и Воткинскому району в адрес администрации МО «город Воткинск», по результатам обследования <дд.мм.гггг> улично-дорожной сети г.Воткинска, внесено предписание от <дд.мм.гггг> об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, в целях устранения нарушений ПДД, ГОСТ Р 50597-93; ГОСТ Р 52289-04, определен срок выполнения до <дд.мм.гггг> (л.д. 9) До настоящего времени требования, изложенные в предписании, Администрацией МО «город Воткинск» не исполнены, что подтверждается, находящимися в материалах дела, актами осмотра (обследования) УДС г. Воткинска от <дд.мм.гггг> (л.д. 13-16). Согласно данных актов, ст. госинспектором ДИ и ОД ОГИБДД МОБ УВД по г. Воткинску и Воткинскому району И., совместно с начальником отдела Управления ЖКХ администрации МО «город Воткинск» С.. <дд.мм.гггг> проведена проверка автодороги на ул. <*****>. По итогам проверки И.. и С. пришли к выводу о том, что не выполнены требования Федерального Закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93; ГОСТ Р 52289-2004. Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны в числе прочего: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Государственным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 50597-93). В соответствии с п.3.1.1 Государственного стандарта РФ (ГОСТ 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2. указанного Государственного стандарта, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Требования ГОСТ 50597-93 являются обязательными в силу ч.1 ст.46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. №184-ФЗ, так как его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан. Кроме того, ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Выявленные нарушения при содержании автомобильной дороги и несоответствие ее состояния требованиям ГОСТ Р50597-93 затрудняет движение транспорта, в том числе и осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, способствует созданию аварийных ситуаций на данной дороге. Таким образом, в результате бездействия администрации МО «город Воткинск» нарушаются права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные государством. Доказательств законности бездействия Администрации МО «г.Воткинска» суду не представлено, не является таковым и информация о проведении аукциона, поскольку факт объявления даты проведения аукциона с декабря 2010 года не свидетельствует о законного бездействия ответчика в не проведении такового аукциона (на день рассмотрения заявления) на протяжении более полугода, а отсутствие денежных средств судом уважительной причиной не признается. При указанных обстоятельствах заявление Воткинского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению. Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона и прав и законных интересов граждан, суд устанавливает его по предложению прокурора – в срок до <дд.мм.гггг> находя этот срок разумным. При этом суд исходит из времени, необходимого для их устранения. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО «город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, об обязании Администрации произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, а именно автомобильной дороги по <*****>. Обязать Администрацию муниципального образования «город Воткинск» устранить в срок до <дд.мм.гггг> произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска в соответствии с требованием Государственного стандарта (ГОСТ50597-93), а именно устранить: 00+395м выбоину длиной 1.4 метра, шириной 1.9 м, глубиной 10 см; 00+397м выбоину длиной 0,8 метра, шириной 0,6 метра, глубиной 15 см.; 00+550м выбоину длиной 1,5 метра, шириной 2,1 метра, глубиной 12 см.; 02+650м выбоину длиной 12 метров, ширина до 9 метров, глубиной до 15 см; мостовое сооружение на ул. <*****> - сдвинуты плиты, деформированы опорные железные балки. На сопряжении мостовых плит с земляным полотном дороги завышение до 0,1 метра, по всей ширине проезжей части - 12 метров, длинной 0,8 м. Точкой начала отчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков УДС г. Воткинска является пересечение <*****> - (00-00 км). Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. Решение принято и изготовлено в совещательной комнате, с применением технических средств: компьютера и принтера. Судья Т.В. Сычева