О признании бездействия незаконным , об обязании принять меры по ликвидации несанкционированных свалок Березовского участкового лесничества. Вступило в законную силу 15.07.2011 года.



Дело 2-888/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2011 года г. Воткинск

Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сычевой Т.В.,

при секретаре Лопатиной И.Г.

с участием:

помощника Воткинского межрайонного прокурора Мурадова Э.Б., представителя Администрации Муниципального образования «город Воткинск» Лелькиной Е.Г., действующей на основании доверенности, представителя ГУ УР «<*****>» Галичанина Н.В., действующего на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воткинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «город Воткинск» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «город Воткинск» по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок в квартале <*****> ГУ УР «<*****>», расположенных на территории МО «город Воткинск», и возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «город Воткинск» в срок до <дд.мм.гггг> принять меры по ликвидации несанкционированных свалок в квартале <*****> ГУ УР «<*****>», расположенных на территории МО «город Воткинск»,

У С Т А Н О В И Л:

Воткинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением признании незаконным бездействия Администрации МО «город Воткинск» по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок в квартале <*****> ГУ УР «<*****>», расположенных на территории МО «город Воткинск», и возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «город Воткинск» в срок до <дд.мм.гггг> принять меры по ликвидации несанкционированных свалок в квартале <*****> ГУ УР «<*****>», расположенных на территории МО «город Воткинск».

Требования мотивированы тем, что в Воткинскую межрайонную прокуратуру поступила информация главного специалиста-эксперта – государственного инспектора УР по охране природы о несанкционированных свалках, расположенных на территории г. Воткинска.

Воткинской межрайонной прокуратурой по указанной информации проведена проверка.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории <*****> имеются несанкционированные свалки. Указанный квартал и выдел расположены на территории МО «город Воткинск».

В ст.42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения городского округа относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Вследствие ненадлежащей работы (бездействия) Администрации МО «Город Воткинск» по выполнению своих законных обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также бездействия Администрации МО «город Воткинск» по организации утилизации и переработки отходов образовались несанкционированные свалки на территории лесного фонда ГУ УР «<*****>», располагающегося на территории МО «город Воткинск», чем нарушаются права и свободы граждан на благоприятную окружающую среду.

Администрацией МО «город Воткинск» требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.

В связи с чем, неисполнение Администрацией МО «город Воткинск» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В соответствии со ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд с указанными выше требованиями.

В судебном заседании помощник прокурора Мурадов Э.Б. доводы, изложенные в заявлении поддержал, дополнительно пояснил, что ответчик не оспаривал в судебном заседании наличие несанкционированных свалок согласно искового заявления, так же не оспаривал, что территория, где расположены несанкционированные свалки, находится в ведении Администрации МО «город Воткинск», и свою обязанность по устранению данных свалок Администрация МО «город Воткинск» не выполняет. Считает, что требования в части признания бездействия ответчика незаконным по устранению несанкционированных свалок основаны на материалах дела, т.к. никаких работ по устранению именно указанных несанкционированных свалок, мер ответчиком в <дд.мм.гггг> не предпринималось.

Представитель Администрации МО «город Воткинск» Лелькина Е.Г. пояснила, что с иском согласна частично, т.к. свалки на территории города Воткинска периодически ликвидируются, но именно в части рассматриваемых свалок в <дд.мм.гггг> работа не проводилась, т.к. те находятся в лесном массиве. Согласилась с тем, что ответчик обязан ликвидировать несанкционированные свалки, в сроки, указанные в исковом заявлении. Дополнительно сообщила, что ликвидация свалок производится в рамках имеющихся денежных средств. Кроме того, в настоящее время, с <дд.мм.гггг>, введена должность по негласному наблюдению за местами образования несанкционированных свалок в городе.

Представитель ГУ УР «<*****>» Галичанин Н.В. требования прокурора поддержал. Пояснил, что своими силами пытаются ликвидировать несанкционированные свалки в лесном массиве, но денежных средств недостаточно.

Заслушав объяснение участников процесса, исследовав письменные доказательства гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 2 ст. 46 Федерального закона Российской Федерации от 8ноября2007года N257-ФЗ, действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

В связи с чем, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

В силу ст. 48 Устава МО «Город Воткинск», принятого решением городской думы г. Воткинска от 9 июня 2005 г. N 259, Администрация города Воткинска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Воткинск", наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

Судом установлено, что Воткинской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлено, что на территории государственного лесного фонда ГУ УР «<*****>» в <*****> расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

Указанные земли находятся на территории МО «город Воткинск».

Ответчиком Администрацией МО «город Воткинск» не исполняются надлежащим образом, обязанности по сбору, вывозу и утилизации отходов производства и потребления, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что тем и не оспаривается.

В ст.42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.ст.14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Нормами ст.ст.4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что Администрацией МО «город Воткинск» требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены, и ответчиком как уже указано выше, данное обстоятельство не оспаривается.

В связи с чем, неисполнение Администрацией МО «город Воткинск» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации МО «город Воткинск» в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза отходов на территории МО «город Воткинск».

Довод представителя ответчика о том, что бездействие в действиях Администрации МО «город Воткинск» отсутствует, не основан на материалах дела, не подтвержден соответствующими доказательствами.

Как пояснила представитель ответчика Лелькина Е.Г., ликвидацией рассматриваемых свалок Администрация МО «город Воткинск» в <дд.мм.гггг> не занималась, что по мнению суда, с учетом прошедшего в <дд.мм.гггг> временного промежутка (6 месяцев текущего года), явно свидетельствует о бездействии ответчика по принятию мер в части ликвидации именно рассматриваемых несанкционированных свалок.

Доказательств законности бездействия Администрации МО «г. Воткинска» доводов, на которые ссылалась представитель Администрации МО «г. Воткинска», суду не представлено.

Оценивая довод представителя ответчика в части ограниченного количества денежных средств, суд считает, что согласно ст. 8 Устава МО «Город Воткинск», формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа осуществляется Администрацией города и контроль за исполнением данного бюджета обеспечивается Администрацией города Воткинска.

Таким образом, сам ответчик должным образом обязан сформировать бюджет, с учетом расходов, в том числе и предполагаемых на ликвидацию несанкционированных свалок.

При указанных обстоятельствах заявление Воткинского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона, прав и законных интересов граждан, суд устанавливает его по предложению прокурора – до <дд.мм.гггг>, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из времени, необходимого для их устранения, а так же отсутствия возражения в этой части от ответчика.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Воткинского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «город Воткинск» о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «город Воткинск» по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок в <*****> ГУ УР «<*****>», расположенных на территории МО «город Воткинск», и возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «город Воткинск» в срок до <дд.мм.гггг> принять меры по ликвидации несанкционированных свалок в <*****> ГУ УР «<*****>», расположенных на территории МО «город Воткинск» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «город Воткинск» по непринятию мер по ликвидации несанкционированных свалок в <*****> ГУ УР «<*****>», расположенных на территории МО «город Воткинск».

Обязать Администрацию муниципального образования «город Воткинск» в срок до <дд.мм.гггг> произвести ликвидацию несанкционированных свалок мусора в <*****> ГУ УР «<*****>», расположенных на территории МО «город Воткинск».

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированная часть решения изготовлена 04 июля 2011 года с применением технических средств: компьютера и принтера.

Судья Т.В.СЫЧЕВА