О признании незаконным бездействия Администрации МО ` г. Воткинск ` по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска ( ул. Ст. Разина ) и возложении обязанности произвести ее ремонт. Вступило в законную силу 06.08.2011 года.



Дело 2-1014/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воткинск 26 июля 2011 года

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Войтовича В.В.,

при секретаре Джафаровой А.З.,

с участием, представителя процессуального заявителя прокурора - помощника прокурора Мурадова Э.Б., представителя органа, чье бездействие обжалуется - Администрации МО «Город Воткинск» - Вихаревой И.А., представителя заинтересованного лица Управления ЖКХ Администрации
г. Воткинска - Вихаревой И.А., представителя заинтересованного лица Отделения ГУ межмуниципального отдела МВД РФ «Воткинский» Пожарного В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети
г. Воткинска, обязании администрации муниципального образования «Город Воткинск» произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска,

установил:

Воткинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения заявленных требований, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации МО «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети (далее по тексту - УДС) г. Воткинска, а именно автомобильной дороги по <*****>, об обязании администрацию произвести ремонт УДС г. Воткинска в срок
до <дд.мм.гггг> в соответствии с требованием государственного стандарта (ГОСТ 50597-93), а именно устранить следующие нарушения: 00+100 до 00+200 сетка трещин; 00+450 сетка трещин, выбоины 20 кв.м. (длина - 1 м. 20 см., ширина - 1 м. 80 см., глубина - 12 см.); 00+600 на пересечении с <дд.мм.гггг>, занижение на сопряжении с колодцем до 0,12 м.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратурой исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения были выявлены указанные выше нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Так, согласно акту осмотра (обследования) УДС г. Воткинска сектора от <дд.мм.гггг>, в нарушение п. 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта РФ (ГОСТ Р 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221 (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-93) УДС по <*****> 00+001 км. до 02+340 км. имеет выбоины, сетку трещин, занижение на сопряжении с колодцем. По результатам обследования <дд.мм.гггг> УДС г. Воткинска ОГИБДД в адрес главы администрации МО «Город Воткинск» внесено предписание от <дд.мм.гггг> об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, но до настоящего времени требования, изложенные в предписании администрацией МО «Город Воткинск» не исполнены в установленный срок до <дд.мм.гггг>. Несоответствие дорожного покрытия на улицах
г. Воткинска требованиям ГОСТ 50597-93 нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц (автовладельцев, пешеходов), пользующихся данными участками дорог, поскольку имеющиеся дефекты дорожного покрытия приводят и могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых могут пострадать как жизнь, здоровье людей так и их имущество.

Представитель процессуального заявителя - прокурора - помощник прокурора - Мурадов Э.Б. заявленные требования поддержал, настаивал на обязании администрации провести ремонт УДС в срок до <дд.мм.гггг> дополнительно суду пояснил, что поскольку данное дорожное покрытие находится в территориальных границах МО «Город Воткинск» соответственно указанные выбоины должны быть устранены органом местного самоуправления - Администрацией МО «Город Воткинск». Бездействие Администрации МО «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту УДС г. Воткинска, а именно проезжей части в вышеуказанной зоне ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан (автовладельцев, пешеходов) г. Воткинска.

Представитель органа чье бездействие оспаривается - Администрации «Города Воткинска» - Вихарева И.А. заявленные требования не признала, суду пояснил, что бездействие администрации вызвано отсутствием денежных средств.

Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ Администрации г. Воткинска - Вихарева И.А. просила суд оставить заявленные требования без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Отделения государственного учреждения межмуниципального отдела МВД РФ «Воткинский»
Пожарный В.В. просил заявленные требования удовлетворить, в том числе обязать администрация согласно п. 3.1.1. указанного ГОСТа провести ремонт УДС в срок до <дд.мм.гггг>.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 48 Устава МО «Город Воткинск», принятого решением Городской думы г. Воткинска Удмуртской Республики от 9 июня 2005 года № 259, администрация города Воткинска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Воткинск», наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

В силу ст. 8 Устава МО «Город Воткинск» полномочиями администрации города по решению вопросов местного значения являются дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8ноября2007года
№257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Пунктом 10 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ).

Таким образом, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования.

Поскольку автомобильная дорога по <*****> находится в границах МО «Город Воткинск», суд приходит к выводу, что она относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, то есть осуществление дорожной деятельности в отношении этой дороги относится к компетенции Администрации
г. Воткинска, что также подтверждено представителем органа, чье бездействие обжалуется (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ).

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.п. «в» п.п. 2 п. 11 Приложения к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года № 160
«Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», в состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам входят, в том числе, устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.

В силу п. 2 ст. 46 Федерального закона №257-ФЗ, действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

Поэтому дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

<дд.мм.гггг> комиссией, под председательством первого заместителя главы Администрации г. Воткинска Кожевникова А.В., в составе из 5 человек, представляющих: Управление ЖКХ администрации МО «Город Воткинск», ОГИБДД УВД по г. Воткинску и Воткинскому району, МУП ЖКХ «Благоустройство», Воткинский филиал ОАО «Удмуртавтотранс», МУП «ВГЭС», проведено обследование состояния содержания улично-дорожной сети г. Воткинска - автомобильной дороги по ул. <*****> 00+001 км. - 02+340 км. (от ул. Мира до ул. Подлесная), в рамках проведения комплексной проверки с обследованием маршрутов движения пассажирского автотранспорта, в ходе которого были выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги по ул. <*****> (л.д. 12-13).

Поскольку в указанную комиссию входил представитель администрации (первый заместитель главы администрации города Воткинска), суд приходит к выводу о том, что администрации
МО «Город Воткинск» с <дд.мм.гггг> было известно о наличии указанных выбоин.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны в числе прочего: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы ГОСТ Р 50597-93.

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В соответствии с п. 3.1.2. указанного государственного стандарта, предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см., ширине - 60 см. и глубине - 5 см.

Согласно п. 3.1.10. ГОСТ Р 50597-93 не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.

Требования ГОСТ 50597-93 являются обязательными в силу ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», так как его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан.

По результатам обследования <дд.мм.гггг> УДС г. Воткинска ОГИБДД в адрес главы администрации МО «Город Воткинск» внесено предписание от <дд.мм.гггг> об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения (л.д. 8). Срок выполнения предписания указан в соответствии с требованиями
ГОСТ Р 50597-93.

Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1 пункта 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, согласно которой данные виды повреждений должны устраняться в течение 7 суток.

В ходе проверки соблюдения предписания проведенной <дд.мм.гггг> старшим госинспектором ДИ и ОД ГИБДД МВД по УР УВД по
г. Воткинску и Воткинскому району Ивановым Э.Ю. выявлено невыполнение требований предписания от <дд.мм.гггг> (л.д. 14).

Согласно акту проверки предписания от <дд.мм.гггг>, составленного старшим госинспектором ДИ и ОД ГИБДД МВД по УР УВД по г. Воткинску и Воткинскому району И., в присутствии П. - инженера БД ВФ ОАО «<*****>», Вахрушева С.Б., в ходе проверки <дд.мм.гггг> установлено, что
<*****> имеет следующие повреждения: 00+100 до 00+200 сетка трещин, движение автотранспорта осуществляется с выездом на встречную полосу; 00+450 сетка трещин, выбоина размером - длина 1,20 м., ширина 1,80 м., глубина 12 см.; 00+600 пересечение с ул. 1-е Мая, занижение на сопряжении с колодцем до 0,12 м. (л.д. 19).

До настоящего времени требования, изложенные в предписании, Администрацией МО «Город Воткинск» не исполнены, что подтверждается представленным в суд вышеуказанным актом проверки предписания
от <дд.мм.гггг>, а также показаниями представителя органа, чье бездействие обжалуется.

Таким образом, на УДС г. Воткинска Удмуртской Республики необходим ремонт проезжей части по <*****>. Несоответствие дорожного покрытия на улицах г. Воткинска требованиям ГОСТ Р 50597-93 нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (автовладельцев, пешеходов), пользующихся данными участками дорог, поскольку имеющиеся дефекты дорожного покрытия приводят и могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых могут пострадать как жизнь, здоровье людей так и их имущество.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Выявленные нарушения при содержании автомобильной дороги и несоответствие ее состояния требованиям ГОСТ Р 50597-93 затрудняет движение транспорта, в том числе и осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, способствует созданию аварийных ситуаций на данной дороге.

Таким образом, в результате бездействия Администрации МО «Город Воткинск» нарушаются права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные государством.

Доказательств законности бездействия Администрации МО «Город Воткинск» представитель Администрации МО «Город Воткинска», суду не представила.

Отсутствие денежных средств в бюджете на ремонт дороги не может являться основанием для отказа прокурору в удовлетворении его требований.

Согласно ст. 8 Устава МО «Город Воткинск» формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа осуществляется администрацией города и контроль за исполнением данного бюджета обеспечивается администрацией города Воткинска.

При указанных обстоятельствах заявление Воткинского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице:

Группа дорог и улиц
по их транспортно -
эксплуатационным
характеристикам

Повреждения на
1000 кв. м покрытия,
кв. м, не более

Сроки ликвидации
повреждений, сут.,
не более

А

0,3 (1,5)

5

Б

1,5 (3,5)

7

В

2,5 (7,0)

10

Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в
СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ.

Согласно п. 1.3. СНиП 3.06.03-85 при выборе способа устройства поверхностной обработки покрытий необходимо учитывать ее назначение, условия движения на дороге, климатические условия района строительства, показатель твердости дорожного покрытия, наличие материалов и средств механизации.

Пунктом 1.4. СНиП 3.06.03-85 предусмотрено, что работы по устройству поверхностных обработок выполняют при температуре воздуха не ниже 15 °C; при использовании в качестве вяжущего катионных эмульсий - при температуре воздуха не ниже 5 °C.

Таким образом, с учетом общеизвестных климатических условий
МО «Город Воткинск», суд пришел к выводу о том, что указанные выше выбоины должны быть устранены администрацией МО «Город Воткинск»
в срок до 15 сентября 2011 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети
г. Воткинска, обязании Администрации муниципального образования «Город Воткинск» произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Город Воткинск» по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, а именно автомобильной дороги по ул. <*****>.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Воткинск» в срок до <дд.мм.гггг> произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска Удмуртской Республики в соответствии с требованием Государственного стандарта (ГОСТ Р 50597-93), а именно устранить следующие нарушения: 00+100 до 00+200 сетка трещин; 00+450 сетка трещин, выбоины 20 кв.м. (длина - 1 м. 20 см., ширина - 1 м. 80 см., глубина - 12 см.); 00+600 на пересечении с <*****>, занижение на сопряжении с колодцем до 0,12 м.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Решение составлено в совещательной комнате с использованием компьютерной техники.

Председательствующий судья В.В. Войтович