О признании незаконным решения. Включении в спец. стаж период службы в ВС СССР, назначении трудовой пенсии по старости. Вступило в законную силу 16.08.2011 года.



2-860-2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воткинск 25 июля 2011 года

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О.В.,

при секретаре Старцевой Т.В.,

с участием представителя истца Сафоновой С.В.,

представителя ответчика Стрелкова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Караваева А.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав (признания решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить период в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию), взыскании судебных расходов,

установил:

Караваев А.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав (признания решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании включить период в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, обязании назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию), взыскании судебных расходов.

Свои требования мотивировал тем, что <дд.мм.гггг> обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании п. 19 ч.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Однако, <дд.мм.гггг> ответчиком было вынесено решение за №*** об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого двадцатипятилетнего педагогического стажа. Зачтенный ответчиком специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости составил на день обращения за назначением пенсии <данные изъяты>. Считает указанное решение незаконным, поскольку в специальный стаж не был включен период службы в Вооруженных силах СССР по призыву с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>- <данные изъяты>. Полагает, что данный период подлежит зачету в специальный педагогический стаж в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, согласно которому в стаж работы учителя и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Просил суд признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) <данные изъяты> от <дд.мм.гггг>, обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж период службы в Вооруженных Силах СССР по призыву период с 11.11.1984 года по 06.06.1986 года- 01 год 06 месяцев 26 дней, назначить и выплатить пенсию с 19 апреля 2011 года, взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы: 200 рублей по оплате государственной пошлины, <данные изъяты> рублей –расходы по оплате услуг представителя.

В судебное заседание ситец Караваев А.Г. не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания.

Представитель истца исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, подтвердил доводы, изложенные в возражении на исковое заявление, в котором указал, что при подсчете специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 применению не подлежит. На момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, действовал и действует Федеральный закон от 17.12.2011 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» и Постановление Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, которыми не предусмотрено включение службы в рядах Вооруженных Сил СССР в стаж педагогических работников, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. На момент обращения истца в Управление для назначения досрочной трудовой пенсии по старости - на <дд.мм.гггг> – его стаж, дающий право на назначение указанной пенсии составил <данные изъяты>, что менее 25 лет, в связи с чем просил отказать в удовлетворении иска. Указывал, что при принятии судом решения по взысканию судебных расходов нужно исходить из принципа разумности, т.к. сумма <данные изъяты> рублей на оплату услуг представителя завышена, а денежные средства Пенсионного фонда могут быть расходованы исключительно на деятельность по реализации пенсионных прав граждан. Просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Из трудовой книжки Караваева А.Г. следует, что :

<дд.мм.гггг> он принят в Удмуртский <данные изъяты> на должность тренера по биатлону;

<дд.мм.гггг> освобожден от занимаемой должности в связи с призывом в ряды Советской Армии;

с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> служба в рядах Советской Армии;

<дд.мм.гггг> года принят учителем в <данные изъяты> среднюю школу;

с <дд.мм.гггг> по настоящее время работает в должности директора Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты>»

Из справки отдела (военного комиссариата Удмуртской Республики по г.Воткинск, Воткинскому и Шарканскому районам) от <дд.мм.гггг> следует, что Караваев А.Г., <дд.мм.гггг>, проходил военную службу по призыву в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> на должности рядового состава.

Из материалов дела следует, что к ответчику истец обратился <дд.мм.гггг> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии.

Решением ответчика №*** истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Отказ ответчика мотивирован тем, что специальный стаж истца составляет <данные изъяты> и установлен протоколом ответчика №*** от <дд.мм.гггг>.

Согласно протокола заседания комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <дд.мм.гггг> №*** истцу не засчитаны в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды по п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»:

с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> – в качестве тренера по биатлону;

с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> – служба по призыву.

Позиция ответчика по невключению в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, периода работы в должности тренера по биатлону основана на том, что в трудовой книжке истца поставлена печать другой организации, а период службы по призыву не зачтен на основании Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

Исходя из заявленных исковых требований следует, что истец не согласен лишь с исключением из специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии периода службы по призыву в рядах вооруженных сил с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>.

Правильность исчисления остального специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии, им не оспаривается, поэтому дело рассмотрено в рамках заявленных требований.

С 01.01.2002 вопросы назначения пенсии регулируются Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которому обратная сила не придана.

Поэтому, истцу должна назначаться досрочно трудовая пенсия в соответствии с законодательством, действующим на момент его обращения за назначением пенсии, т.е. на <дд.мм.гггг>

Согласно ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не содержит перечня работ, подлежащих включению в стаж для назначения трудовых пенсий. Этот вопрос разрешается иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Спорный период службы истца в рядах вооруженных сил имел место с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, и в то время, в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы учителей и других работников просвещения, который дает право на пенсию за выслугу лет.

Указанное Положение действовало на территории Российской Федерации до издания Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 953, поэтому к спорным правоотношениям подлежит применению закон, действовавший на момент возникновения данных правоотношений.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 320-О и от 06.03.2003 N 107-О, на основании которых изданы Разъяснения Минтруда России от 17.10.2003 N 4, утвержденные Постановлением Минтруда России N 70 от 17.10.2003 (зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2003 N 5284). Согласно указанным Разъяснениям, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности).

Следовательно, период службы истца в рядах Вооруженных сил СССР с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> подлежит включению в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так как служба протекала в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, согласно которому данная деятельность признавалась педагогической.

Конвертация приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав педагогическим работникам закреплена в подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с чем, отказ ответчика во включении в стаж работы истца по специальности спорного периода (службы в Вооруженных силах) не основан на правильном применении и толковании норм пенсионного законодательства.

Факт того, что истец проходил службу в рядах Вооруженных сил по призыву подтверждается названной ранее справкой от <дд.мм.гггг> и записями в трудовой книжке.

Кроме того, данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части включения периода службы в рядах Вооруженных сил СССР в стаж работы по специальности, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Следует признать незаконными решение ответчика от <дд.мм.гггг> №*** об отказе в назначении истцу пенсии, так как истцом выработан необходимый стаж.

Учитывая, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии педагогический стаж истца с учетом сложения периода службы в Вооруженных силах СССР по призыву составил <данные изъяты>, что больше необходимого 25 летнего педагогического стажа, следует восстановить нарушенное право истца на досрочную трудовую пенсию обязав ответчика назначить и выплатить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с <дд.мм.гггг>, как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Доводы ответчика, приведенные в судебном заседании, не основаны на правильном применении и толковании норм пенсионного законодательства, так как на ряду с действующими нормами подлежат применению нормы утратившие силу, но действовавшие в спорный период.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Расходы истца на оплату госпошлины в размере 200 рублей в судебном заседании подтверждены, являются расходами связанными с рассмотрением дела, и эти расходы подлежит взыскать с ответчика в пользу истица.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Расходы истца на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей подтверждены. С учетом сложности дела, количеств судебных заседаний (одно судебное заседание) суд считает необходимым взыскать <данные изъяты> рублей, что по мнению суда, будет соответствовать требованиям разумности, и поэтому суд в этой части соглашается с доводами ответчика. Учитывая, что право истца было нарушено ответчиком, то и оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск Караваева А.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам (межрайонное) о восстановлении пенсионных прав (признания решения об отказе в назначении пенсии незаконным, обязании назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию), взыскании судебных расходов удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) от <дд.мм.гггг> №*** об отказе Караваеву А.Г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27.п.1 п.п.19 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) включить в специальный стаж Караваева А.Г. дающий право на назначение пенсии по ст. 27 п.1 п.п. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»- период его службы в армии с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) назначить досрочную трудовую пенсию по старости Караваева А.Г. с <дд.мм.гггг>, как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии со ст. 27 п.1 п.п.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и выплатить ее.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) в пользу Караваева ФИО8 судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей и <данные изъяты> рублей на оплату услуг представителя.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено судом 03 августа 2011 года.

Судья О.В.Захарчук

Копия верна судья О.В.Захарчук