Дело 2-1013/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Воткинск 26 июля 2011 года Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Войтовича В.В., при секретаре Джафаровой А.З., с участием, представителя процессуального заявителя прокурора - помощника прокурора Мурадова Э.Б., представителя органа, чье бездействие обжалуется - Администрации МО «Город Воткинск» - Вихаревой И.А., представителя заинтересованного лица Управления ЖКХ Администрации установил: Воткинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения заявленных требований, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети (далее по тексту - УДС) г. Воткинска, Требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратурой исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения были выявлены указанные выше нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Так, согласно акту осмотра (обследования) УДС г. Воткинска сектора от <дд.мм.гггг>, в нарушение п. 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта РФ (ГОСТ Р 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221 (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-93) УДС по <*****>. Воткинска Представитель процессуального заявителя - прокурора - помощник прокурора - Мурадов Э.Б. заявленные требования поддержал, настаивал на обязании администрации провести ремонт УДС в срок до 15 <дд.мм.гггг> дополнительно суду пояснил, что поскольку данное дорожное покрытие находится в территориальных границах МО «Город Воткинск» соответственно указанные выбоины должны быть устранены органом местного самоуправления - администрацией МО «Город Воткинск». Бездействие администрации МО «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту УДС г. Воткинска, а именно проезжей части в вышеуказанной зоне ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан (автовладельцев, пешеходов) г. Воткинска. Представитель органа чье бездействие оспаривается - Администрации «Города Воткинска» - Вихарева И.А. заявленные требования не признала, суду пояснила, что бездействие администрации вызвано отсутствием денежных средств. Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ Администрации г. Воткинска - Вихарева И.А. просила суд оставить заявленные требования без удовлетворения. Представитель заинтересованного лица Отделения государственного учреждения межмуниципального отдела МВД РФ «Воткинский» Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии со ст. 48 Устава МО «Город Воткинск», принятого решением Городской думы г. Воткинска Удмуртской Республики от 9 июня 2005 года № 259, администрация города Воткинска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Воткинск», наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики. В силу ст. 8 Устава МО «Город Воткинск» полномочиями администрации города по решению вопросов местного значения являются дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8ноября2007года Пунктом 10 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ). Таким образом, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования. Поскольку автомобильная дорога по <*****> г. Воткинска (00+000 км. до 02+800 км.) точкой отсчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков УДС г. Воткинска является пересечение <*****> - (00-00 км.) находится в границах МО «Город Воткинск», суд приходит к выводу, что она относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, то есть осуществление дорожной деятельности в отношении этой дороги относится к компетенции Администрации г. Воткинска, что также подтверждено представителем органа, чье бездействие обжалуется (ч. 2 ст. 68 ГПК РФ). В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно п.п. «в» п.п. 2 п. 11 Приложения к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года № 160 В силу п. 2 ст. 46 Федерального закона №257-ФЗ, действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке. Поэтому дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений). В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. <дд.мм.гггг> года комиссией, под председательством первого заместителя главы Администрации г. Воткинска Кожевникова А.В., в составе из 5 человек, представляющих: <*****>, <*****>, <*****>, <*****>, <*****>, проведено обследование состояния содержания улично-дорожной сети г. Воткинска - автомобильной дороги по <*****> 00+000 км. – 02+800 км. (от <*****>), в рамках проведения комплексной проверки с обследованием маршрутов движения пассажирского автотранспорта, в ходе которого были выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги по <*****> (л.д. 6 - 7). Поскольку в указанную комиссию входил представитель администрации (первый заместитель главы администрации города Воткинска), суд пришел к выводу о том, что администрации Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны в числе прочего: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения. Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы ГОСТ Р 50597-93. В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии с п. 3.1.2. указанного государственного стандарта, предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см., ширине - 60 см. и глубине - 5 см. Требования ГОСТ 50597-93 являются обязательными в силу ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», так как его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан. По результатам обследования 28 апреля 2011 года УДС г. Воткинска ОГИБДД в адрес главы администрации МО «Город Воткинск» внесено предписание от 15 мая 2011 года об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения (л.д. 11). Срок выполнения предписания указан в соответствии с требованиями Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1 пункта 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93, согласно которой данные виды повреждений должны устраняться в течение 7 суток. В ходе проверки соблюдения предписания проведенной <*****> старшим госинспектором ДИ и ОД ГИБДД МВД по УР УВД по Согласно акту проверки предписания от <дд.мм.гггг>, составленного старшим госинспектором ДИ и ОД ГИБДД МВД по УР УВД по г. Воткинску и Воткинскому району Ивановым Э.Ю., в присутствии Пионтковского М.С. – инженера БД ВФ ОАО «Удмуртавтотранс», Вахрушева С.Б., в ходе проверки 18 июля 2011 года установлено, что До настоящего времени требования, изложенные в предписании, администрацией МО «Город Воткинск» не исполнены, что подтверждается представленным в суд вышеуказанным актом проверки предписания от <дд.мм.гггг>, а также показаниями представителя органа, чье бездействие обжалуется. Таким образом, на УДС г. Воткинска Удмуртской Республики необходим ремонт проезжей части по <*****>. Несоответствие дорожного покрытия на улицах г. Воткинска требованиям ГОСТ Р 50597-93 нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (автовладельцев, пешеходов), пользующихся данными участками дорог, поскольку имеющиеся дефекты дорожного покрытия приводят и могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых могут пострадать как жизнь, здоровье людей так и их имущество. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Выявленные нарушения при содержании автомобильной дороги и несоответствие ее состояния требованиям ГОСТ Р 50597-93 затрудняет движение транспорта, в том числе и осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, способствует созданию аварийных ситуаций на данной дороге. Таким образом, в результате бездействия администрации МО «Город Воткинск» нарушаются права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные государством. Доказательств законности бездействия администрации МО «Город Воткинск» представитель администрации МО «Город Воткинска», суду не представила. Отсутствие денежных средств в бюджете на ремонт дороги не может являться основанием для отказа прокурору в удовлетворении его требований. Согласно ст. 8 Устава МО «Город Воткинск» формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа осуществляется администрацией города и контроль за исполнением данного бюджета обеспечивается администрацией города Воткинска. При указанных обстоятельствах заявление Воткинского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии с п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице: Группа дорог и улиц Повреждения на Сроки ликвидации А 0,3 (1,5) 5 Б 1,5 (3,5) 7 В 2,5 (7,0) 10 Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в Согласно п. 1.3. СНиП 3.06.03-85 при выборе способа устройства поверхностной обработки покрытий необходимо учитывать ее назначение, условия движения на дороге, климатические условия района строительства, показатель твердости дорожного покрытия, наличие материалов и средств механизации. Пунктом 1.4. СНиП 3.06.03-85 предусмотрено, что работы по устройству поверхностных обработок выполняют при температуре воздуха не ниже 15 °C; при использовании в качестве вяжущего катионных эмульсий - при температуре воздуха не ниже 5 °C. Таким образом, с учетом общеизвестных климатических условий На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, а именно автомобильной дороги по <*****>. Обязать администрацию муниципального образования «Город Воткинск» в срок до <дд.мм.гггг> произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска Удмуртской Республики в соответствии с требованием Государственного стандарта (ГОСТ Р 50597-93), а именно устранить следующие нарушения: 00+100 выбоина (ширина - 1 м. 30 см., длина 1 м. 20 см., глубина - 13 см.), сетка трещин; 00+200 выбоина (1 м. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. Мотивированное решение составлено 1 августа 2011 года. Председательствующий судья В.В. Войтович
г. Воткинска - Вихаревой И.А., представителя заинтересованного лица Отделения ГУ межмуниципального отдела МВД РФ «Воткинский» Пожарного В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети
г. Воткинска, обязании администрации муниципального образования «Город Воткинск» произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска,
а именно автомобильной дороги по <*****>,
об обязании администрацию произвести ремонт УДС г. Воткинска в срок
до <дд.мм.гггг> в соответствии с требованием государственного стандарта (ГОСТ Р 50597-93), а именно устранить следующие нарушения: 00+100 выбоина (ширина - 1 м. 30 см., длина 1 м. 20 см., глубина - 13 см.), сетка трещин; 00+200 выбоина (1 м. 10 см., длина - 6 м. 30 см., глубина
7 см.) вышелушивание; 00+300 выбоина (ширина - 3 м., длина - 1 м. 20 см., глубина - 8 см.), сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия; 00+400 выбоина (ширина - 1 м. 10 см., длина - 1 м. 10 см., глубина - 6 см.), сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия; 00+500 выбоина (ширина - 3 м. 40 см., длина - 23 м., глубина - 7 см.), сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия; 01+000 выбоина (ширина - 5 м. 90 см., длина - 34 м., глубина - 13 см.), сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия; 01+200 выбоина (ширина - 5 м. 90 см., длина - 34 м., глубина - 13 см.). Точкой отсчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков улично-дорожной сети
г. Воткинска является пересечение <*****> - (00-00 км.)
(от ул. Освобождения) 00+000 км. до 02+800 км. имеет выбоины, сетку трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия. По результатам обследования 28 апреля 2011 года УДС г. Воткинска ОГИБДД в адрес главы администрации МО «Город Воткинск» внесено предписание
от <дд.мм.гггг> об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения в установленный срок до 27 мая
2011 года, но до настоящего времени требования, изложенные в предписании администрацией МО «Город Воткинск» не исполнены. Несоответствие дорожного покрытия на улицах г. Воткинска требованиям ГОСТ Р 50597-93 нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц (автовладельцев, пешеходов), пользующихся данными участками дорог, поскольку имеющиеся дефекты дорожного покрытия приводят и могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых могут пострадать как жизнь, здоровье людей так и их имущество.
Пожарный В.В. просил заявленные требования удовлетворить, в том числе обязать администрацию согласно п. 3.1.1. указанного ГОСТа провести ремонт УДС в срок до <дд.мм.гггг>.
№257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
«Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», в состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам входят, в том числе, устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.
МО «Город Воткинск» с <дд.мм.гггг> было известно о наличии указанных выбоин.
ГОСТ Р 50597-93.
г. Воткинску и Воткинскому району Ивановым Э.Ю. выявлено невыполнение требований предписания от <*****> (л.д. 8).
ул. Колхозная г. Воткинска имеет следующие повреждения: 00+100 выбоина размером - ширина 1,30 м., длина 1,20 м., глубина 13 см., сетка трещин, деформация пешеходной дорожки; 00+200 выбоина размером - ширина 1,10 м., длина 6,30 м., глубина 7 см., вышелушивание, деформация пешеходной дорожки; 00+300 выбоина размером - ширина 3 м., длина 1,20 м., глубина
8 см., сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия, деформация пешеходной дорожки; 00+400 выбоина размером - ширина 1,10 м., длина 1,10 м., глубина 6 см., сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия, деформация пешеходной дорожки; 00+500 выбоина размером – ширина 3,40 м., длина 23 м., глубина 7 см., сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия; 01+000 выбоина размером - ширина 5,9 м., длина 34 м., глубина 13 см, сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия; 01+200 выбоина размером - ширина 5,9 м., длина 34 м., глубина 13 см. (л.д. 19).
по их транспортно -
эксплуатационным
характеристикам
1000 кв. м покрытия,
кв. м, не более
повреждений, сут.,
не более
СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ.
МО «Город Воткинск», суд пришел к выводу о том, что указанные выше выбоины должны быть устранены администрацией МО «Город Воткинск»
в срок до <дд.мм.гггг>.
г. Воткинска, обязании администрации муниципального образования «Город Воткинск» произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска удовлетворить.
10 см., длина - 6 м. 30 см., глубина 7 см.) вышелушивание; 00+300 выбоина (ширина - 3 м., длина - 1 м. 20 см., глубина - 8 см.), сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия; 00+400 выбоина (ширина - 1 м. 10 см., длина - 1 м. 10 см., глубина - 6 см.), сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия; 00+500 выбоина (ширина - 3 м. 40 см., длина - 23 м., глубина - 7 см.), сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия; 01+000 выбоина (ширина - 5 м. 90 см., длина - 34 м., глубина - 13 см.), сетка трещин, вышелушивание верхнего слоя дорожного покрытия; 01+200 выбоина (ширина - 5 м. 90 см., длина - 34 м., глубина - 13 см.). Точкой отсчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков улично-дорожной сети
г. Воткинска является пересечение <*****> - (00-00 км.)