№ 2-748/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Воткинск 15 июля 2011 года Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе: Председательствующего судьи Багаутдиновой Г.Р. при секретаре Коноваловой Е.В. с участием прокурора Опариной Ю.П., истца Наговицыной Р.И., представителя ответчика Администрации муниципального Образования «Воткинский район» Абрамовой Н.В., действующей на основании доверенности №*** от <дд.мм.гггг>., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах Наговицыной Р.И. к Администрации муниципального образования «Воткинский район» УР о признании решения Администрации Воткинского района от <дд.мм.гггг>. №*** об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, незаконным, возложении обязанности о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении и признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, установил: Воткинский межрайонный прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Наговицыной Р.И. с иском к Администрации МО «Воткинский район» УР о признании решения Администрации Воткинского района от <дд.мм.гггг>. №*** об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, незаконным, возложении обязанности о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении и признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета мотивируя следующим. В ходе проведения проверки Воткинской межрайонной прокуратурой обращения Наговицыной Р.И. установлено, что ответом Главы Администрации МО «Воткинский район» от <дд.мм.гггг>. №*** Наговицыной Р.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, т.е. в связи с намеренным ухудшением ею своих жилищных условий. Данный отказ неправомерен по следующим основаниям. Проверкой установлено, что Наговицына Р.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны, с <дд.мм.гггг> зарегистрирована по месту жительства: <*****>, собственником данного жилого помещения является зять Наговицыной Р.И. – Щ. В соответствии с ч.1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, перечень оснований для признания таковыми установлен ст. 51 ЖК РФ и в соответствии со ст. 48 ЖК РФ ими могут стать малоимущие, иные определенные федеральным законом, указом президента или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане и лица без гражданства в силу указания международного договора, к которым ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ относит ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ независимо от даты постановки на учет предоставляется единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. В соответствии с ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданам, нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма признаются граждане являющиеся членами семьи собственника жилого помещения на одного члена семьи не менее учетной нормы, размер которой в силу ч.5 ст. 50 ЖК РФ устанавливается органом местного самоуправления. Решением Воткинской городской Думы от 12.02.2006г. №53 установлена учетная норма площади помещения в размере 9 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона УР от 15.02.2006г. №58-РЗ «О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет таких граждан осуществляется органами местного самоуправления в УР по месту жительства. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных или муниципальных или иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем в ветеранов ВОВ 1941-1945годов» постановлено считать необходимым обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих прав на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», в силу преамбулы к которому указано, что настоящий федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, а пп.3 ч.1 ст. 15 которого участникам ВОВ предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от имущественного положения. Отказ Администрации МО «Воткинский район» основан на том, что Наговицына Р.И. зарегистрировала по вышеуказанному адресу <дд.мм.гггг>, по данному адресу ранее были зарегистрированы два человека, в связи чем был сделан необоснованный вывод о намеренном ухудшении Наговицыной Р.И. своих жилищных условий, никаких доводов этому не представлено. Наговицына Р.И., являющая вдовой ВОВ в силу возраста страдающая различными тяжелыми заболеваниями вселена в квартиру, принадлежащую её родственника на праве собственности не как член семьи и не для постоянного проживания, её вселение обусловлено состоянием здоровья и необходимостью постоянного постороннего ухода и контроля, невозможностью её отдельного проживания в другом субъекте РФ, т.е. по месту прежней регистрации: <*****>. Ст. 27 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на территории РФ имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 25.06.1993г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ. Таким образом, исходя из смысла вышеуказанной статьи регистрация по месту жительства и пребывания не порождает собой возникновение, изменение или прекращение каких-либо гражданских, в том числе жилищных прав. Кроме того, заключением межведомственной комиссии о признании помещения непригодным для постоянного проживания датировано <дд.мм.гггг>., т.е. после регистрации Наговицыной Р.И. по адресу: <*****>. Таким образом, вселившись в данное жилое помещение в <дд.мм.гггг>, Наговицына Р.И. не могла знать, что данный дом находится в ветхом состоянии. Прокурор просит признать незаконным решение Администрации Воткинского района от <дд.мм.гггг> №*** об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, обязать Администрацию Воткинского района принять Наговицыну Р.И. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать прав за Наговицыной Р.И. на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. В судебном заседании процессуальный истец прокурор Опарина Ю.П. заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что отказ Администрации Воткинского района в постановке на учет Наговицыной Р.И. по мотивам намеренного ухудшения жилищных условий не подтвержден, просит иск удовлетворить в полном объеме. Истец Наговицына Р.И. в судебном заседании исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в заявлении, дополнительно пояснила, что проживала в <*****> одна, по состоянию здоровья переехала к дочери Щ., по адресу: <*****>, в <дд.мм.гггг>, до выхода Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветераном ВОВ», продала жилой дом, согласно договора <дд.мм.гггг> и переехала к дочери, зарегистрировалась в <дд.мм.гггг>, ранее не могла по состоянию здоровья. Просит иск удовлетворить. Представитель ответчика Администрации МО «Воткинский район» Абрамова Н.В., действующая на основании доверенности №*** от <дд.мм.гггг>. исковые требования не признала, просила суд отказать в иске, так как Наговицына Р.И. зарегистрирована по адресу: <*****> – <дд.мм.гггг>, в соответствии со ст.53 ЖК РФ может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не ранее чем через пять лет со дня совершения действий по улучшению жилищных условий. Выслушав мнение участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, что Наговицына Р.И. является вдовой участника Великой Отечественной войны Н., <дд.мм.гггг>, умершего <дд.мм.гггг>, что подтверждается справкой Военного комиссариата Фаленского района Кировской области от <дд.мм.гггг>. за №***, свидетельством о браке от <дд.мм.гггг>., актовая запись №***, свидетельством о смерти от <дд.мм.гггг>, актовая запись №***, а также удостоверением, выданным <дд.мм.гггг>., выданным ей как жене умершего участника ВОВ (л.д.17-20). Как установлено в ходе рассмотрения дела с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> Наговицына Р.И. была зарегистрирована по адресу: <*****>. После чего снялась с регистрационного учета по указанному адресу и <дд.мм.гггг> зарегистрировалась по месту жительства: <*****> Собственником данного жилого помещения является её зять Наговицыной Р.И. – Щ. (л.д.7-8). <дд.мм.гггг> Наговицына Р.И. поставлена в очередь на улучшение жилищных условий по МО «<*****>» (л.д.12). Актом обследования помещения по адресу: <*****> от <дд.мм.гггг> было установлено, что дом не пригоден для эксплуатации и не соответствует противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям (л.д.10). По результатам проведенного обследования и составленного акта вынесено заключением межведомственной комиссии, назначенной Постановлением МО «Воткинский район» от <дд.мм.гггг>. №*** принято решение о признании жилого помещения, расположенного по адресу: с<*****> непригодным для постоянного проживания в виду его ветхости, несоответствия противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям (л.д.11). Ответом от <дд.мм.гггг>. за №*** в результате рассмотрения заявления Наговицыной Р.И. о признании и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий установлено, что она зарегистрировалась по адресу: <*****> (общая площадь жилого помещения <*****> кв.м. – <дд.мм.гггг>., ранее по данному адресу было зарегистрировано два человека, что свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий, в связи с чем, в соответствии со ст. 53 ЖК РФ она может быть принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не ранее сем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (л.д.9). Договором от <дд.мм.гггг> подтверждается факт продажи жилого дома по адресу: <*****> (л.д.28). Свидетель Щ. в судебном заседании показала, что Наговицына Р.И. является ее матерью, она переехала в <*****> по состоянию здоровья, в <дд.мм.гггг>, из <*****> и проживает там до настоящего времени, сама свидетель имеет медицинское образование, других детей у Наговицыной Р.И. нет, проживала без регистрации с <дд.мм.гггг>, так как не было возможности прописаться. Свидетель П. суду показала, что проживает в селе <*****> по соседству с Щ. с <дд.мм.гггг>, в <дд.мм.гггг> Щ. привезла в дом свою мать Наговицыну Р.И. по состоянию здоровья из <*****>, Наговицына Р.И. проживает в <*****> с <дд.мм.гггг> по настоящее время с дочерью Щ. и зятем. Копией медицинской карты подтверждается, что Наговицына Р.И. на момент продажи дома в <*****> страдала гипертоническим заболеванием и заболеванием сосудов головного мозга. Ухудшение жилищных условий связано с нуждаемостью в постороннем уходе в силу возраста и состояния здоровья, умысла на ухудшение своих жилищных условий у материального истца не было. Из материалов дела видно, что Наговицына Р.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <*****>, общей площадью <*****> кв.м. В указанном доме, помимо Наговицыной Р.И. зарегистрированы: Щ. - зять, Щ. - дочь. Из анализа положений Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 следует, что необходимыми основаниями получения права на улучшение жилищных условий является нуждаемость вдовы ветерана ВОВ, а также ее право на соответствующую социальную поддержку, в соответствии с ФЗ "О ветеранах". Отказывая Наговицыной Р.И. Администрация Воткинского района УР указала, что Наговицына Р.И. зарегистрировалась по вышеуказанному адресу <дд.мм.гггг> По данному адресу ранее было зарегистрировано два человека. Согласно ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона УР от 15.02.2006г. №58-РЗ «О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет таких граждан осуществляется органами местного самоуправления в УР по месту жительства. В силу ч.5 ст.50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Воткинской городской Думы от 15.02.2006 г. №53 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади помещения в размере 9 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с ч.1 ст.2 Закона УР от 15.02.2006 г. № 58-РЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления в УР по месту жительства. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных или муниципальных или иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Указом Президента РФ от 07.05.2008г. №714 «Об обеспечении жильем в ветеранов ВОВ 1941-1945годов» постановлено считать необходимым обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих прав на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах», в силу преамбулы к которому указано, что настоящий федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, а пп.3 ч.1 ст. 15 которого участникам ВОВ предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от имущественного положения. Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ч.3.1 ст. 23.2. Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Ст. 27 Конституции РФ установлено, что каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии со ст. 3 ФЗ от 25.06.1993г. №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания в пределах РФ. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ. Доводы ответчика о намеренном ухудшении жилищных условий, связанных с регистрацией истицы <дд.мм.гггг>., при ее фактическом вселении в жилое помещение в <дд.мм.гггг>, суд считает несостоятельными, так как исходя из смысла вышеуказанной статьи, регистрация по месту жительства и пребывания не порождает за собой возникновение, изменение или прекращение каких-либо гражданских, в том числе жилищных прав. Фактическое вселение истицы в дом в <дд.мм.гггг>, после продажи дома в п.Фаленки установлен в судебном заседании объяснениями истицы, показаниями свидетелей, а также письменными доказательствами: копией медицинской карты, копией договора купли-продажи дома. Кроме того, заключение межведомственной комиссии о признании помещения непригодным для постоянного проживания составлено <дд.мм.гггг>., т.е. после регистрации Наговицыной Р.И. по адресу: <*****>. Таким образом, вселившись в данное жилое помещение в <дд.мм.гггг>, Наговицына Р.И. не могла знать, что данный дом будет признан ветхим жильем. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии умысла истицы на ухудшение своих жилищных условий. Согласно ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким образом, судом установлено, что Наговицына Р.И., являющаяся вдовой участника ВОВ, в силу возраста страдающая различными тяжелыми заболеваниями, вселена в квартиру, принадлежащую ее родственникам на праве собственности, не как член семьи и не для постоянного проживания, а по состоянию здоровья и необходимостью постоянного и постороннего ухода и контроля, невозможностью ее отдельного проживания в другом субъекте РФ, то есть по месту прежней регистрации: <*****> Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Представитель ответчика в силу ст. 56 ГПК РФ не представила достоверных и бесспорных доказательств того, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия. При указанных обстоятельствах иск прокурора в интересах Наговицыной Р.И. подлежит удовлетворению. руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: иск Воткинского межрайонного прокурора в интересах Наговицыной Р.И. к Администрации муниципального образования «Воткинский район» УР о признании решения Администрации Воткинского района от <дд.мм.гггг> №*** об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма, незаконным, возложении обязанности о принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, удовлетворить. Признать незаконным решение Администрации Воткинского района от <дд.мм.гггг>. №*** об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма. Обязать Администрацию муниципального образования «Воткинский район» УР принять на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Наговицыну Р.И. и признать за ней право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Воткинский районный суд. Резолютивная часть решения изготовлена председательствующим судьей в совещательной комнате на компьютере. Председательствующий судья Г.Р. Багаутдинова