О признании незаконным отказа Администрации МО ` г. Воткинск ` в предоставлении на праве аренды земельного участка. Вступило в законную силу 19.09.2011 года.



Дело № 2- 401 /2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2011 года              г. Воткинск

Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Аганиной Я.В.

при секретаре: Черкас О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Едыгарова Д.В. о признании незаконным отказа Администрации МО «Город Воткинск» в предоставлении на праве аренды земельного участка, обязании Администрации МО «Город Воткинск» в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды, либо опубликовать в районной газете информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет, а также разместить сообщение о приеме заявлений на официальном сайте в сети «Интернет», взыскании компенсации морального вреда,

установил:

       Едыгаров Д.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации МО «Город Воткинск» в предоставлении на праве аренды земельного участка, обязании Администрации МО «Город Воткинск» в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды, либо опубликовать в районной газете информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет, а также разместить сообщение о приеме заявлений на официальном сайте в сети «Интернет».

        Свои требования заявитель мотивировал тем, что <дд.мм.гггг> обратился в Администрацию муниципального образования «город Воткинск» Удмуртской Республики (далее по тексту - Администрация) с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка площадью <*****> кв.м., расположенный примерно в 10 метрах на запад от жилого дома по <*****> (далее по тексту испрашиваемый земельный участок) для индивидуального жилищного строительства (далее по тексту для ИЖС), сроком на 10 лет. Едыгарову Д.В. было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не попадает в зону застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж1). В ответ на письмо от <дд.мм.гггг> №*** заявитель повторно обратился в Администрацию с просьбой рассмотреть вопрос о возможности предоставления в аренду вышеуказанного земельного участка, поскольку согласно правил землепользования и застройки МО «Город Воткинск» (далее - Правила), карты градостроительного зонирования, отсутствуют координаты пунктов ОМС (ОМЗ) и межевые знаки, учитывая, что испрашиваемый земельный участок примыкает к границе земельных участков застроенных индивидуальными жилыми домами. Считает действия Администрации МО «город Воткинск» Удмуртской Республики не законными и нарушающими права заявителя в сфере земельных отношений. Доводы администрации о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства считает незаконными и не основанными на нормах ЗК РФ. В связи с чем, заявитель просит признать незаконным решение Администрации муниципального образования «город Воткинск» Удмуртской Республики, выраженное в письме от <дд.мм.гггг> №*** в виде отказа а предоставлении на праве аренды земельного участка площадью <*****> кв.м., расположенного примерно в 10 метрах на запад от жилого дома по <*****> города Воткинска, Удмуртской Республики для индивидуального жилищного строительства, сроком на 10 лет, а также обязать Администрацию муниципального образования «город Воткинск» Удмуртской Республики в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда, принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка: площадью <*****> кв.м., расположенного примерно в 10 метрах на запад от жилого дома по <*****> либо опубликовать в районной газете информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка площадью <*****> кв.м., расположенного примерно в 10 метрах на запад от жилого дома по <*****> для индивидуального жилищного строительства, сроком на 10 лет, а также разместить сообщение о приеме заявлений на официальном сайте в сети «Интернет».

<дд.мм.гггг> Едыгаров увеличил исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ и просит суд взыскать с заинтересованного лица также и компенсацию морального вреда в сумме <*****> руб., <дд.мм.гггг> уточнил исковые требования в части компенсации морального вреда и просит суд взыскать с заинтересованного лица компенсацию морального вреда в сумме <*****> руб., в остальной части исковые требования оставлены без изменения.

В судебном заседании Едыгаров Д.В. доводы, изложенные в заявлении и требования, с учетом уточненных требований о взыскании компенсации морального вреда от <дд.мм.гггг> поддержал, в полном объеме. Считает, что отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка для ИЖС, выраженного в виде письма от <дд.мм.гггг>, нарушено право заявителя в том, нарушены права Едыгарова Д.В. в том, что Администрация г.Воткинска не принимает решения о проведения аукциона по продаже испрашиваемого земельного участка либо право на аренду. В последующем уточнил, что в результате отказа от <дд.мм.гггг>, последний лишен возможности получения испрашиваемого земельного участка в будущем под ИЖС.

Категорически утверждает, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне «Ж1», что подтверждается картой градостроительного зонирования. Заявитель предполагает, что испрашиваемый земельный участок подпадает под категорию в земли поселений, в связи с чем не может быть в зоне «С1». Доказательств, опровергающих доводы Администрации, что спорный земельный участок является землей сельхозназначения, нет. Считает, что спорный земельный участок входит в черту населенного пункта и не входит в категорию сельхозугодий. Дополнил, что испрашиваемый земельный участок не был сформирован на момент обращения с заявлением в Администрацию - на <дд.мм.гггг>, на кадастровом учете не состоял и не состоит в настоящее время. Кроме того, заявитель считает, заинтересованное лицо не выполняет требования ст.30.1 ЗК РФ после обращения заявителя в Администрацию г.Воткинска <дд.мм.гггг>. Решение об отказе в предоставлении земельного участка от <дд.мм.гггг>, изложенное в форме письма, заявитель просит признать незаконным. Полагает, что Администрация г.Воткинска фактически отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду своим письмом от <дд.мм.гггг>

В связи с чем, просит суд признать решение от <дд.мм.гггг> об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного 3частка в аренду и обязать администрацию г.Воткинск в 2-х недельный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о проведении аукциона по продаже спорного земельного участка или права на заключение договора аренды либо опубликовать сообщение в районной газете о приеме заявлений о предоставлении земельного участка в аренду, с указанием его места положения, а также разместить сообщение о приеме заявлений на официальном сайте в сети «Интернет».

Обращает внимание суда на то обстоятельство, что, когда обращались в Администрацию г.Воткинска с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду -<дд.мм.гггг>, координаты 10 м. на запад от дома <*****> указывались примерно, после того, как совместно с Л. с помощью рулетки замеряли от левого края дома <*****> 10 метров на запад, а не от границы земельного участка по <*****>. Полагает, что поскольку место расположения испрашиваемого земельного участка Едыгаров определил самостоятельно с помощью рулетки, не обладая специальными познаниями в области землеустроительства, оказалось, что испрашиваемый земельный участок оказался на территории земельного участка, расположенного по адресу: <*****>, принадлежащий П..

Дополнил, что мотивировать моральный вред не желает.

Представитель заявителя Л., выступающий на основании устного заявления, суду пояснил, что доводы, изложенные в заявлении, в судебном заседании Едыгаровым и требования с учетом уточнения от <дд.мм.гггг> полностью поддерживает.

Дополнил, что принятым Администрацией г.Воткинск отказом в предоставлении испрашиваемого земельного участка право Едыгарова нарушено. Перед подачей заявления в Администрацию г.Воткинска был сделан запрос в земельно-кадастровую палату и получена выписка из кадастрового квартала территории, которая имеется на диске-электронном носителе и приобщена к делу. Согласно данной выписки, кадастровый квартал №*** находится в черте населенного пункта. Кроме того, Администрация сама подтверждает, что испрашиваемый земельный участок находится в черте населенного пункта согласно Правил землепользования и застройки. Кроме того, перед обращением в Администрацию <дд.мм.гггг> Едыгаров осмотрел испрашиваемый земельный участок совместно с Л.. Ориентир был выбран <*****>, и от него, с помощью рулетки самостоятельно отсчитали 10 метров запад. Таким образом определили место расположения испрашиваемого земельного участка. Испрашиваемый земельный участок оказался примыкающим к дому <*****>. Место нахождения испрашиваемого земельного участка определил на глаз, не обладая специальными познаниями в области землеустроительства, с применением рулетки.

На <дд.мм.гггг> испрашиваемый земельный участок не был сформирован и не состоял на кадастровом учете, так как в соответствии с решением Гордумы № 264, постановка на кадастровый учет осуществляется после публикации сообщения о предоставлении земельного участка в аренду. На данном земельном участке отсутствует какое-либо строение, сооружение, пашня, лес. В связи с чем, Едыгаров сделал вывод, что на данном испрашиваемом земельном участке, возможно, строительство индивидуального жилого дома и соответственно не может быть отнесено к категории земель сельхозназначения.

Л. считает, что допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами того, что испрашиваемый земельный участок находится в зоне «Ж1», является графическая карта зонирования к приложению, которая подтверждает, что испрашиваемый земельный участок находится в границах населенного пункта и примыкает к жилому дому <*****>

<дд.мм.гггг> обращались к Администрации г.Воткинска с просьбой рассмотреть заявление повторно, так как согласно карты градостроительного зонирования и в виду отсутствия пунктов ОМС (ОМЗ) и межевые знаки и то, что примыкает к жилому дому <*****>. Администрация повторно сообщила, что испрашиваемый земельный участок не входит в зону «Ж1» без приложения графических материалов, подтверждающих, что это зона «С1».

В случае удовлетворяя требования Едыгарова последний получит возможность получить данный земельный участок. Отказ в предоставлении земельного участка нарушил право Едыгарова на возможность приобретения его посредством аукциона либо опубликования в будущем.

Испрашиваемый земельный участок не был сформирован на момент обращения с заявлением в Администрацию - на <дд.мм.гггг>, кадастровом учете не состоит, что усматривается и из кадастрового квартала.

Опровергнуть заключение специалиста в части, что по координатам, на которых настаивает Едыгаров и его представитель, испрашиваемый земельный участок фактически находится на территории земельного участка, расположенного по адресу: <*****> не может, поскольку замеры производили с Едыгаровым самостоятельно, с помощью рулетки.

Заинтересованное лицо - представитель Администрации г.Воткинска Кузнецова Т.С., выступающая на основании доверенности ( доверенность в деле) суду пояснила, что доводы и требования изложенные в заявлении с учетом уточненных от <дд.мм.гггг> в судебном заседании не признает. Представленные письменные от <дд.мм.гггг> пояснения полностью поддерживает. Действия Администрации законны, так как спорный земельный участок находится в зоне сельхозиспользования в зоне «С1». Определяет категории земель Управление градостроительства и архитектуры Администрации г.Воткинска.

Согласно карты градостроительного зонирования и рабочего проекта испрашиваемый земельный участок находится в зоне «С1». Рабочий проект не подписан и не утвержден никем.

Представленные в суд письменные возражения поддержала в полном объеме, согласно которых в адрес Администрации города Воткинска УР <дд.мм.гггг> поступило заявление Едыгарова Д.В. с просьбой о предоставлении ему на праве аренды земельного участка площадью <*****> кв.м., расположенного примерно в 10 м на запад от жилого дома по <*****> для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет. На что, заявителю был дан ответ, что в соответствии с «Правилами землепользования и застройки МО «Город Воткинск» испрашиваемый земельный участок не попадает в зону застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж1). В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Вопросы местного значения муниципальных образований закреплены положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При этом круг вопросов местного значения (в том числе и в области земельных отношений) дифференцируется в зависимости от вида муниципальных образований - поселение, муниципальный район, городской округ. Пункт 26 ч. 1 ст. 16 данного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относит ряд вопросов в сфере земельных отношений и градостроительства, в том числе: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки;

утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории;

выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа;

утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа;

ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа;

резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд;

осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.

    Помимо полномочий по резервированию земель, а также изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, закрепленных за органами местного самоуправления положениями комментируемой статьи, в ней упоминается также о полномочии по установлению правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений,     а     также     территорий     других     муниципальных     образований.     Правила землепользования и застройки согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 де 2004 г. N 190-ФЗ - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

    Полномочия по разработке и реализации местных программ использования и земель хотя напрямую и не предусмотрены в Федеральном законе "Об общих при организации местного самоуправления Российской Федерации", но во многом служат целям обеспечения рационального использования и охраны земель, находящихся в муниципальной собственности. Именно местные программы позволяют обеспечить реализацию мероприятий по охране земель на муниципальном уровне, так как их осуществление, финансируется путем выделения средств из бюджетов муниципальных образований.

Так, органы местного самоуправления могут участвовать в земельных отношениях в двух качествах: как регуляторы земельных отношений в отношении земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории (в этих случаях их акты имеют властный, административный характер), и как собственники земель, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении (в этом случае они действуют на равных началах с иными участниками земельных отношений - физическими и юридическими лицами). В последнем случае на органы местного самоуправления как собственника земельных участков, налагаются обязанности по организации рационального использования и охраны земель.

Согласно ст. 8 ЗК РФ органы местного самоуправления могут осуществлять отнесение земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения к различным категориям и переход их из одной категории в другую в порядке, предусмотренном федеральными законами. Данная норма позволяет им осуществлять, например, перевод земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий с приданием соответствующим земельным участкам статуса особо охраняемых природных территорий местного значения;

    осуществлять муниципальный контроль за соблюдением правового режима земель в зависимости от их целевого назначения;

     своими решениями осуществлять консервацию земель с изъятием их из оборота в целях предотвращения деградации земель в порядке, предусмотренном Правительством РФ.

      Вместе с тем органы местного самоуправления наделены полномочиями по управлению и распоряжению отнюдь не только земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Сложности в разграничении государственной собственности на землю предопределили необходимость в наделении органов местного самоуправления полномочиями по распоряжению и теми земельными участками, право государственной собственности на которые до сих пор не разграничено. Так, в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

       Отличие предоставления земельных участков в порядке, предусмотренном ст. 30.1 ЗК РФ, от сходных процедур предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов усматривается в том, что орган государственной власти или местного самоуправления, обладающий правом распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в конкретном случае, принимая решение о предоставлении участка без проведения аукциона, обязан опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду, т.е. публично проинформировать о намерении передать земельный участок в аренду, тогда как процедурой предварительного согласования предусматривается информирование о предоставлении земельных участков только заинтересованных лиц (п. 4 ст. 31 ЗК РФ). В последнем случае орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков. То есть ст. 30.1 ЗК РФ не обязывает, а предоставляет возможность предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Т.к. положения п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ надлежит применять с учетом норм п. 11 ст. 30 ЗК РФ, согласно которой, как уже было сказано, предварительное согласование не проводится при предоставлении гражданину (на основании любого правового титула) земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

       Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск» были разработаны и утверждены в соответствии с требованиями главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Координаты поворотных точек границ территориальных зон (как и любой другой точки карты градостроительного зонирования) определяются с помощью программного продукта <*****>. Предоставляем фрагмент карты градостроительного зонирования и перечень координат поворотных точек зоны Ж-1, в которой расположен земельный участок с адресом <*****>

      Кроме того, в соответствии с требованиями подпункта 4 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории. Разработанный и утвержденный проект планировки территории, где расположен спорный участок, в настоящее время отсутствует. Таким образом, выделить элементы планировочной структуры (кварталы, микрорайоны, иные элементы), установить границы земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границы земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, до разработки проекта планировки территории не представляется возможным. В связи с чем, просит в удовлетворении требований отказать.

Свидетель К. суду пояснила, что работает в должности зам.начальника Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Воткинска с <дд.мм.гггг>, которое не является юридическим лицом.

По представленным графическим материалам и ориентирам кадастровой палаты по ориентиру <*****> и 10 м. на запад определен испрашиваемый заявителем земельный участок. К заявлению, <дд.мм.гггг>, адресованному в Администрацию г.Воткинска Едыгаров приложил графический материал и выписку из кадастровой палаты, для определения местоположения испрашиваемого земельного участка. Оказалось, что испрашиваемый земельный участок по тем ориентирам, которые указывает Едыгаров, относится по Правилам землепользования и застройки г.Воткинска, утвержденным решением Воткинской гордумы 26 мая 2010 года к зоне «С1»-это зона сельхозугодий, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок для ИЖС выделен быть не может.

Испрашиваемый земельный участок не занят пашнями и многолетними насаждениями, однако, следует отличать земли сельхозназначения и земли сельхозиспользования. В данном споре, испрашиваемый земельный участок подпадает по земли сельхозиспользования. В рамках городской черты не могут быт земли сельхозназначения, только сельхозиспользования.

По карте градостроительного зонирования, что является приложением обязательным к Правилам землепользования и застройки, утвержденными Гордумой 26 мая 2010 года № 590, испрашиваемый Едыгровым земельный участок находится в зоне «С1», что можно установить по цвету условных обозначений, которые имеются в данной карте. Данные правила никем не оспорены. Согласно карты градостроительного зонирования зона «Ж1»-зона индивидуальной жилой застройки. На карте буквенного обозначения «С1» нет, так как земельный участок слишком маленький.

В карте градостроительного зонирования место испрашиваемого земельного участка определено визуально. Даже согласно рабочего проекта карты градостроительного зонирования, на то место, которое указывают заявитель в карте градостроительного зонирования, находится дом <*****> - это было определено на месте. На рабочем проекте топографическая съемка и соответственно границы точные.

Граница зоны «С1» идет по границе дома <*****>. Определить границу «С1» возможно по карте градостроительного зонирования путем выставления границ с карты на местности в натуре.

Согласно карты градостроительного зонирования, координаты зон не определялись и не описывались.

Специалист Я. суду пояснила, что работает в должности и.о. директора Муниципального учреждения Воткинская «<*****>» с <дд.мм.гггг>

Согласно сведений из межевого дела, земельного участка, расположенного по адресу: <*****> землеустроительные работы закончены в <дд.мм.гггг>, заказчиком была П. В результате проведенных работ по формированию данного земельного участка были установлены координаты поворотных точек границ земельного участка, расположенного по адресу: <*****>. Полученные координаты были наложены на картографический материал аэросъемку г.Воткинска. В случае, если наложить аэросъемку на карту градостроительного зонирования можно определить границы земельного участка, расположенного по адресу: <*****>, а в последующем определить место положения испрашиваемого земельного участка Едыгаровым. Для этого необходимо уточнить масштаб карты градостроительного зонирования.

Однако, Я. обратила внимание суда на то обстоятельств, что в карте градостроительного зонирования не определены координаты территориальных зон «Ж1» и «С1», отсутствует и описание территориальных зон, на ней нет и координатной сетки, такая координатная сетка имеется на рабочем проекте, который использовался для формирования карты градостроительного зонирования. В случае наложения аэросъемки на рабочий проект, где имеется координатная сетка, сетки координатная должны совпасть и после чего можно будет определить к какой зоне относится испрашиваемый земельный участок к зоне «Ж1» или к зоне «С1».

Согласно карты градостроительного зонирования координаты зон отсутствуют. Однако, путем сравнения координат поворотных точек зоны «Ж1», представленных во фрагменте карты градостроительного зонирования и уточненных координат поворотных точек земельного участка, расположенного по адресу: <*****> из землеустроительного дела, можно установить как проходит граница территориальной зоны «Ж1». В результате проведенного данного сравнения, Я. сделал заключение, что граница территориальной зоны «Ж1» совпадает и от т.1 до т.12 и установлена по границе земельного участка, расположенного по адресу: <*****> Таким образом, Я. пояснила, что испрашиваемый земельный участок в действительности находится в зоне «С1», как указывает Администрация г.Воткинска, что соответствует и карте градостроительного зонирования.

Кроме того, уточнила, что в кадастровом квартале могут находиться земли различной категории -сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, поселений. Действительно, кадастровый квартал №*** находится в черте населенного пункта.

Обращает внимание суда и на то обстоятельство, что в случае, если взять и произвести замеры так, как на том настаивает заявитель с представителем, и измерять 10 м. как ориентир от дома с левой стороны 10 м. на запад, то получится до границы земельного участка по <*****> 14,5 м. от жилого дома до границы земельного участка с погрешностью линейки примерно от 0,2 м. до 0,5 м., то есть тем самым испрашиваемый земельный участок фактически получится, что находится в зоне земельного участка, расположенного <*****>. Данный вывод строит на основании топографической съемки, выполненной в <дд.мм.гггг>, находящейся в землеустроительном деле №*** земельного участка по адресу: <*****>

Выслушав объяснения участвующих по делу лиц, заключение специалиста, исследовав материалы дела и оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд устанавливает обстоятельства имеющие значение для дела:

-согласно заявлению Едыгарова Д.В. от <дд.мм.гггг>, последний просит предоставить на праве аренды земельный участок площадью <*****> кв., расположенный примерно в 10 метрах на запад от жилого дома по <*****> для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет;

-согласно сообщению и.о. главы администрации города Воткинска С. №*** от <дд.мм.гггг>, Едыгарову Д.В. в удовлетворении просьбы о предоставлении земельного участка площадью <*****> кв., расположенного примерно в 10 метрах на запад от жилого дома по <*****> для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет отказано, в связи с тем, что согласно правил землепользования и застройки МО «Город Воткинск» испрашиваемый участок не попадает в зону застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж1);

-согласно заявлению Едыгарова Д.В. от <дд.мм.гггг>, Едыгаров Д.В. просит предоставить ему на праве аренды земельный участок площадью <*****> кв., расположенный примерно в 10 метрах на запад от жилого дома по <*****> для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет;

-согласно сообщению главы администрации города Воткинска Л. №*** от <дд.мм.гггг>, Едыгарову Д.В. повторно сообщено, что согласно правил землепользования и застройки МО «Город Воткинск» испрашиваемый участок, расположенный примерно в 10 метрах на запад от жилого дома по <*****>, не попадает в зону застройки индивидуальными жилыми домами (зона Ж1);

-испрашиваемый земельный участок Едыгаровым Д.В. не был сформирован на <дд.мм.гггг> и на момент рассмотрения спора в суде;

-согласно копии землеустроительного дела №*** по установлению (восстановлению) границ земельного участка, расположенного по адресу: <*****>, земельный участок имеет площадь <*****> 0 кв. м., кадастровый номер №***;

Указанные обстоятельства установлены пояснениями участвующих в деле лиц и сторонами не оспариваются.

Суд считает, что требования заявителя Едыгарова Д.В. не законны, не обоснованны, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, госудаственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что как утверждает заявитель Едыгаров Д.В., последний оспаривает отказ Администрации города Воткинска, изложенный в виде письма от <дд.мм.гггг>

Однако, заявитель Едыгаров Д.В. в судебном заседании не смог пояснить, конкретизировать, в чем конкретно нарушаются его права и законные интересы якобы отказом, изложенном в письменной форме в виде письма от <дд.мм.гггг>, однако суду пояснил, что в результате отказа Администрации г.Воткинска в предоставлении испрашиваемого земельного участка у последнего нарушено право на получение испрашиваемого земельного участка в будущем под ИЖС, других оснований нарушения якобы права истца либо создания препятствий в их осуществлении ни Едыгаровым, ни его представителем суду не названо.

Таким образом, в судебном заседании установлено и не оспаривается Едыгаровым Д.В. и его представителем, что требования Едыгарова Д.В. фактически направлены на восстановление права якобы нарушенного права на приобретение испрашиваемого земельного участка для ИЖС на будущее время, что не отвечает смыслу судебной защиты уже нарушенного права.

Кроме того, в судебном заседании остались не оспоренными заявителем, его представителем, как пояснили заявитель, в виду отсутствия доказательств, доводы заинтересованного лица, что испрашиваемый земельный участок, действительно находится в зоне «С1». Суд полагает, что данные обстоятельства подтверждаются в целом совокупностью доказательств, в том числе исследованной в судебном заседании картой градостроительного зонирования, рабочим проектом карты градостроительного зонирования, землеустроительного дела №*** земельного участка, распложенного по адресу: <*****> заключением специалиста Я.

Так, специалист Я. суду пояснила, что по карте градостроительного зонирования, что является обязательным приложением к Правилам землепользования и застройки, утвержденными Гордумой 26 мая 2010 года № 590, испрашиваемый Едыгровым земельный участок находится в зоне «С1», что можно установить по цвету условных обозначений, которые имеются в данной карте. Кроме того, установлено специалистом, о чем представлено письменное заключение, что в результате сравнения координат поворотных точек зоны «Ж1», представленные во фрагменте карты градостроительного зонирования и уточненных координат поворотных точек границы земельного участка, взятых из межевого дела, земельного участка, расположенного по адресу: <*****>, который фактически является ориентиром определения испрашиваемого земельного участка, установлено, что испрашиваемый земельный участок фактически находится в зоне «С1», как отражено в карте градостроительного зонирования.

На карте зонирования, не на всех земельных участках стоят буквенные обозначения «С1» или «Ж1», что не запрещено, поскольку имеются на карте слишком маленькие земельные участки, в данном случаи и испрашиваемый земельный участок, имеющий маленькую площадь, в связи с чем, не имеет буквенного обозначения, что является допустимым при составлении такого рода карт градостроительного зонирования. Более того, при разработке карт градостроительного зонирования, используется и рабочий проект и топографическая съемка (аэросъемка), где указываются все обозначения и координаты точно. В данном случае, граница зоны «С1» идет по границе дома <*****>

Кроме того, Я. суду пояснила, что даже при отсутствии координат или описаний в карте градостроительного зонирования, возможно, в случае наложения аэросъемки на карту градостроительного зонирования можно определить границы земельного участка, расположенного по адресу: <*****>, в последующем определить место положения испрашиваемого земельного участка Едыгаровым. Для этого необходимо уточнить масштаб карты градостроительного зонирования. Специалист путем наложения аэросъемки на рабочий проект, где имеется координатная сетка, определила, что испрашиваемый земельный участок заявителем относится к зоне «С1». Более того, подтвердила, что вкадастровом квартале могут находиться земли различной категории -сельскохозяйственного назначения, земли промышленности. Действительно, кадастровый квартал №*** находится в черте населенного пункта.

Кроме того, суд обращает внимание и на то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок заявителем по тем координатам, на которые указывает Едыгаров и его представитель, фактически находится в зоне земельного участка, расположенного <*****> Не доверять выводам специалиста у суда отсутствуют какие-либо основания, более того, данное обстоятельство осталось не оспоренным как заявителем, так и его представителем. Специалист в судебном заседании пояснила, что данный вывод строит на основании топографической съемки, выполненной в <дд.мм.гггг>, находящейся в землеустроительном деле №*** земельного участка по адресу: <*****>

Таким образом, суд полагает, что изначально, заявитель, заявляясь в Администрацию г.Воткинска о предоставлении испрашиваемого земельного участка, добросовестно заблуждался относительно местоположения испрашиваемого земельного участка, поскольку, как пояснил Едыгаров Д.В. в судебном заседании, без обладания специальных познаний в области землеустроительства, с помощью рулетки произвели замеры, используя координаты - 10 м. на запад от <*****> определив место положение испрашиваемого земельного участка, обратился в Администрацию г.Воткинска <дд.мм.гггг> с заявлением от предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду на 10 лет, для ИЖС.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что право заявителя якобы незаконным отказом в предоставлении земельного участка в аренду сроком на 10 лет, изложенным в виде письма от <дд.мм.гггг> не нарушено.

Суд обращает внимание и на то, что земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. ст. 77 и 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения используются для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей и могут быть заняты в связи с этим зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Для индивидуальной жилой застройки, предназначены земельные участки в составе жилых зон из земель населенных пунктов (ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Учитывая выше изложенное, возможность осуществления индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предоставленном из состава земель сельскохозяйственного назначения, действующим законодательством не предусмотрена.

Жилищное строительство возможно на земельном участке из состава земель населенных пунктов, предоставленном для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, или на приусадебном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства (ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и п. 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").

На земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения жилищное строительство возможно только после его перевода в категорию земель населенных пунктов, произведенного в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Как установлено в судебном заседании, согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск», которые разработаны и утверждены в соответствии с требованиями главы 4 Градостроительного кодекса РФ, испрашиваемый участок находится в зоне «С1». Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Воткинск» никем не оспорены и для Администрации г.Воткинска являются обязательными к применению и использованию.

Доводы представителя заявителя в части, что испрашиваемый земельный участок не может находится в зоне «С1», так как на нем отсутствуют какие-либо пашни, многолетние насаждения и др., суд находит несостоятельными, по указанным выше основаниям.

Согласно п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения), определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами с учетом целевого назначения земель.

Идентификация земельного участка в соответствии с п. 3 ст. 12 Федеральным законом «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом кадастрового учета.

В судебном заседании установлено и то, что как на 13 ноября 2010 года, так и на момент рассмотрения спора в суде, испрашиваемый земельный участок не сформирован, не установлены границы, не проведено межевание, данный земельный участок (придомовая территория) не введен в гражданско-правовой оборот как объект недвижимого имущества, в связи с чем, не может быть объектом земельно-правовых отношений.

Так, в соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 ЗК РФ.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со ст.28 ч.1 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а также в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 ЗК РФ.

Ст.27 ЗК РФ предусматривает ограничения оборотоспособности земельных участков. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

В связи с чем, суд считает, что право Едыгарова Д.В. на получение испрашиваемого земельного участка в будущем оспариваемым отказом не нарушено.

Таким образом, суд считает, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты якобы нарушенного права.

Оспариваемый отказ Администрации г.Воткинска, по мнению Едыгарова Д.В. относится к решению органа местного самоуправления и лишает последнего право на получение испрашиваемого земельного участка в будущем для ИЖС, однако доказательств тому суду не представил.

В соответствии со ст.ст.ст.12, 55,56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон: каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований или возражений. Судом сторонам разъяснялся принцип состязательности сторон в гражданском процессе, распределялось бремя доказывания и заявителю, с указанием необходимости предоставления доказательств, подтверждающих те обстоятельства, на которые ссылается, как на основание своих требований, что касается заявителя или возражений, что касается заинтересованного лица. Заявителю разъяснялась обязанность представить суду доказательства, подтверждающие факт нарушения прав и свобод заявителя оспариваемыми решениями заинтересованного лица - Администрации города Воткинска, какие права и свободы по мнению заявителя нарушены (созданы препятствия к осуществлению каких прав и свобод), и в чем заключается нарушение прав и свобод ( препятствие к осуществлению прав и свобод), однако таковых доказательств ни заявителем, ни ее представителем суду не представлено, тогда как заинтересованным лицом суду представлены доказательства, подтверждающие свои возражения на требования Едыгарова Д.В., в связи с чем, в удовлетворении требований Едыгарова, суд считает необходимым отказать.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Кроме того, суд обращает внимание на то, что при рассмотрении дела в рамках главы 25 ГПК РФ, суды не вправе подменять полномочия органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками, в том числе определять порядок предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, поскольку из буквального толкования данной нормы следует, что орган местного самоуправления сам определяет порядок предоставления земельного участка в аренду для ИЖС.

В соответствии с «Положением «О порядке предоставлении земельных участков на территории муниципального образования «город Воткинск» п.3.3 закреплено, что полномочия по предоставлению земельных участков осуществляет Администрация города Воткинска (далее - Администрация) и структурные подразделения (органы) Администрации в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Положением.

В данном случае, суд считает, что принятым <дд.мм.гггг> Администрацией г.Воткинска отказом в предоставлении земельного участка в аренду сроком на 10 лет под ИЖС права либо свободы заявителя не нарушены.

Анализируя требования Едыгарова Д.В. в части понуждения Администрации МО «Город Воткинск» в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды, либо опубликовать в районной газете информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет, а также разместить сообщение о приеме заявлений на официальном сайте в сети «Интернет», суд приходит к следующему: с учетом того, что в судебное заседание заявителем не представлено доказательств, подтверждающие факт нарушения прав и свобод заявителя оспариваемыми решениями заинтересованного лица - Администрации города Воткинска, какие права и свободы по мнению заявителя нарушены (созданы препятствия к осуществлению каких прав и свобод), и в чем заключается нарушение прав и свобод (препятствие к осуществлению прав и свобод), не подлежат удовлетворению и требования в части понуждения Администрации города Воткинска.

Более того, согласно п.3 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Из буквального толкования данной нормы закона следует, что законодателем закреплено, что право выбора способа предоставления земельного участка гражданину для ИЖС на основании этого же гражданина (принять решение о проведении аукциона или опубликовать извещение), принадлежит исключительно органу местного самоуправления. В связи с чем, заявитель не вправе определять и указывать конкретный способ предоставления земельного участка.

Анализируя требования Едыгарова Д.В. в части взыскания компенсации морального вреда, суд приходит к следующему:

Так, в соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.150 ГК РФ к нематериальным благам относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

Ни заявитель, ни его представитель не представили суду доказательств, подтверждающих, причинение физических или нравственных страданий. Более того, заявитель пояснил, что обосновывать моральный вред не желает.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования о компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению.

Судом ставился вопрос о необходимости предоставления дополнительного времени сторонам для сбора доказательств, стороны настояли на рассмотрения дела по существу по имеющимся в деле доказательствам.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Едыгарова Д.В. о признании незаконным отказа Администрации МО «Город Воткинск» в предоставлении на праве аренды земельного участка, обязании Администрации МО «Город Воткинск» в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды, либо опубликовать в районной газете информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет, а также разместить сообщение о приеме заявлений на официальном сайте в сети «Интернет», взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Воткинский городской суд Удмуртской Республики.

Судья         Я.В. Аганина

Мотивированное решение изготовлено 3 мая 2011 года.