О выселении с предоставлением другого жилого помещения. Вступило в законную силу 11.10.2011 года.



Дело № 2 - 1261/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воткинск 29 сентября 2011 г.

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Москалева А.В.,

при секретаре Лищенко Е.Б.,

с участием:

прокурора Опариной Ю.П.,

представителя истца – муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска» – Вихаревой И.А.,

представителей ответчицы – Усачевой Т.В., Шайхатарова С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска» к Ашугатоян Н.А. о выселении с предоставлением другого жилого помещения,

у с т а н о в и л :

муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска» (далее – истец, Управление ЖКХ) обратилось в суд с иском к Ашугатоян Н.А. (далее – ответчица) о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <*****> с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, расположенного по адресу: <*****>, указав следующее. Жилое помещение, в котором проживает ответчица, признано непригодным для проживания. В связи с этим ответчице предоставлена однокомнатная квартира <*****>. Однако ответчица отказалась переселиться из непригодного для проживания жилого помещения.

В судебном заседании представитель истица – Вихарева И.А. иск поддержала, просила его удовлетворить, указав, что в жилом помещении, в котором проживает ответчица, имеется кухня, кухня изолирована от жилой комнаты. Предоставляемое ответчице жилое помещение является квартирой-студией, в которой жилая комната оборудована раковиной, плитой.

Представители ответчицы – Усачева Т.В., Шайхатаров С.М. в суде иск не признали, просили в иске отказать. Пояснили, что предоставляемое ответчице жилое помещение не является жилым, т.к. не соответствует санитарным и техническим требованиям, кухня расположена в жилой комнате, вместе с тем в жилом помещении, которое ответчица фактически занимает, помещение кухни изолировано от жилой комнаты.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Опариной Ю.П., полагавшей иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Жилой дом по адресу: <*****> являлся многоквартирным. Квартира №*** в указанном доме находится в муниципальной собственности.

С <дд.мм.гггг> истица на условиях договора социального найма владеет и пользуется квартирой №*** в данном доме, зарегистрирована по указанному адресу по месту жительства. Квартира состоит из одной жилой комнаты, общая площадь квартиры составляет <*****> кв.м, жилая площадь – <*****> кв.м. В квартире имеется кухня, которая изолирована от жилой комнаты. Площадь кухни не входит в жилую площадь квартиры. С истицей в письменной форме заключен договор социального найма, наймодателем по договору является ответчик.

Заключением межведомственной комиссии от <дд.мм.гггг> жилой дом по адресу: <*****> признан аварийным и непригодным для проживания. Постановлением Администрации г.Воткинска от 26 декабря 2006 г. № 3325.4 указанный дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

Вступившим в законную силу решением Воткинского городского суда от <дд.мм.гггг> на Администрацию муниципального образования «Город Воткинск» возложена обязанность предоставить Ашугатоян Н.А. на условиях договора социального найма отдельную квартиру, благоустроенную применительно к условиям г.Воткинска, отвечающую санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <*****> кв.м, жилой площадью не менее <*****> кв.м, в черте г.Воткинска (далее – решение суда от <дд.мм.гггг>). Основанием для возложения на наймодателя обязанности по предоставлению жилого помещения явилось признание жилого помещения, занимаемого Ашугатоян Н.А., непригодным для проживания (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Управление ЖКХ является органом Администрации г.Воткинска, осуществляющим на территории муниципального образования «город Воткинск» управленческие функции, наделено правами юридического лица (пункты 2 и 3 статьи 1 Положения об Управлении ЖКХ). Управление ЖКХ осуществляет функции уполномоченного органа по учету, управлению муниципальным жилищным фондом, заключает договоры найма муниципальных жилых помещений (пункты 5 и 7статьи 3 Положения об Управлении ЖКХ).

Во исполнение возложенных на Управление ЖКХ задач и функций Управление, а также исполнения решения суда от <дд.мм.гггг> о предоставлении Ашугатоян Н.А. жилого помещения, обратилось в суд с настоящим иском.

В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Из указанных правовых норм следует, что по общему правилу, если иное не предусмотрено федеральным законом, предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации) носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 5) общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Следовательно, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определенных вспомогательных помещений, в связи с чем площадь кухни, которая в силу вышеназванной нормы является вспомогательным жилым помещением, подлежит учету при определении размера общей площади жилого помещения, но не может включаться в жилую площадь помещения.

Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" не допускаются к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены, и именно размером жилой площади помещения и обособленностью от вспомогательных помещений определяются его потребительские свойства, постольку предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не только равнозначных по размеру жилой площади, но и не совмещенных со вспомогательными помещениями.

Иное означало бы нарушение права каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное жилище, признаваемое Международным пактом от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» (пункт 1 статьи 11).

Из материалов дела следует, что предоставленная истцом ответчице однокомнатная квартира <*****> является квартирой-студией, в которой жилая комната оборудована раковиной и газовой плитой, при этом площадь, предназначенная для использования в качестве кухни, учитывается как жилая площадь (л.д.29-32, 33-36). Занимаемое ответчицей жилое помещение по адресу: <*****> имеет жилую комнату, кухню, которые изолированы между собой, площадь кухни не включена в площадь жилой комнаты (л.д.64-65).

Отказ ответчицы переселиться в названное жилое помещение, представители ответчицы в судебном заседании мотивировали тем, что таким выселением будут нарушены жилищные права ответчицы, поскольку в занимаемом ею жилом помещении комната является изолированной от вспомогательных помещений, в ее площадь не включена площадь кухни.

Такой отказ правомерен, поскольку предоставление ответчице квартиры, в которой площадь кухни включена в жилую площадь, ухудшает их жилищные условия, что противоречит требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, как было указано выше, истец, являясь органом Администрации г.Воткинска, осуществляет управленческие функции, вследствие чего фактически исполняет обязанность Администрации г.Воткинска, как наймодателя, по предоставлению ответчице жилого помещения, возложенную на нее судом.

На основании решения суда от <дд.мм.гггг> Администрация г.Воткинска обязана предоставить Ашугатоян Н.А. квартиру жилой площадью не менее <*****> кв.м.

В соответствии с пунктами 5.3 и 5.7 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» площадь помещений в квартирах, предоставляемых гражданам в зданиях государственного и муниципального жилищных фондов, жилищного фонда социального использования, должна быть не менее: жилого помещения (комнаты) в однокомнатной квартире – <*****> кв.м; кухни - <*****> кв.м. В однокомнатных квартирах допускается проектировать кухни или кухни-ниши площадью не менее <*****> кв.м.

Из материалов дела следует, что квартира по адресу: <*****> образована в результате перепланировки и переустройства жилых помещений, произведенных в <дд.мм.гггг> (л.д.14-28), жилая площадь указанной квартиры составляет <*****> кв.м (л.д.31, 36).

Вследствие этого, предоставление ответчице однокомнатной квартиры, имеющей жилую площадь <*****> кв.м, в площадь которой также включена площадь кухни, не отвечает требованиям жилого помещения, обязанность по предоставлению которого возложена на наймодателя судебным решением.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предоставлением указанного жилого помещения будут нарушены права и законные интересы ответчицы, вследствие чего иск необоснован и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Воткинска» к Ашугатоян Н.А. о выселении с предоставлением другого жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В тот же срок на решение суда прокурором может быть принесено кассационное представление.

Мотивированное решение суда изготовлено 30 сентября 2011 г.

Председательствующий судья А.В.Москалев