Дело № 2- 1284/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 октября 2011 года г. Воткинск УР Воткинский районный суд УР в составе: Председательствующего судьи Акуловой Е.А. При секретаре Ивановой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрченко Г.Ф. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому району (межрайонное) о перерасчете пенсии, У С Т А Н О В И Л: Истец Юрченко Г.Ф. обратилась с иском в суд к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому району (межрайонное) (далее УПФР) о перерасчете пенсии. Требования обоснованы тем, что истец начала трудовую деятельность в <дд.мм.гггг>, в период с <дд.мм.гггг> проходила обучение в ВУЗе на дневном отделении. При начислении пенсии в <дд.мм.гггг> из общего трудового стажа были исключены годы обучения в ВУЗе. По ранее действовавшему законодательству подготовка к профессиональной деятельности, в частности обучение в училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, включалась в общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии. Основание — п.п. «з» п. 1 09 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.72 №590, п.п. «д» ст. 67 Закона СССР от 15.05.90 №1480-1 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» и ст. 91 Закона РСФСР от 20.11.90 №340-1 «О госпенсиях в РФ». В дальнейшем был принят Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. 10 и 11 которого органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, вычли годы учебы в ВУЗе из ее трудового стажа. Однако Согласно ч. 2 ст.55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Изменение условий установления пенсии в данном случае является ограничением конституционного права гражданина на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Применение и распространение при оценке пенсионных прав истца в В ходе судебного заседания истец Юрченко Г.Ф. исковые требования поддержала, подтвердила изложенные в исковом заявлении требования и обстоятельства. Уточнила исковые требования, о чем представила заявление, согласно которому просит включить в страховой стаж для начисления пенсии годы учебы в ВУЗе с <дд.мм.гггг> Также истец пояснила, что в другие периоды, приходящиеся на годы учебы в ВУЗе, она работала и несколько месяцев находилась в отпуске по уходу за ребенком. Периоды работы ей были включены в стаж для начисления пенсии, а точный период отпуска по уходу за ребенком она сейчас уже уточнить не может, поэтому не просит его учитывать при начислении пенсии. Считает, что стаж для начисления пенсии ей должен быть подсчитан по закону № 340-1, предусматривающему включение периода обучения в ВУЗе в стаж для исчисления размера пенсии, а вот расчет размера пенсии ей должны произвести по закону № 173-ФЗ, поскольку при подсчете размера пенсии по закону 340-1 получается какой-то абсурд и сама она просчитать размер своей пенсии по этому закону не может, а вот при подсчете размера пенсии по закону 173-ФЗ ее размер увеличился бы по сравнению с назначенным ответчиком на <*****>, а с учетом индексации размер пенсии на сегодняшний день увеличится на <*****> Представитель ответчика – Управления пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районах (межрайонное) Русанова Е.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы и требования иска с учетом их уточнения не признала, огласила представленные суду письменные возражения по делу, подписанные начальником Управления З., согласно которым размер трудовой пенсии в соответствии с Законом № 173-ФЗ определяется по формуле в соответствии с п. 11 ст. 14 Закона № 173-ФЗ: П = БЧ + СЧ, где П — размер трудовой пенсии по старости; БЧ - базовая часть; СЧ — страховая часть. Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле СЧ = ПК / Т, где СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК — сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день с которого назначается пенсия; Т — ожидаемый период выплаты. Расчетный пенсионный капитал определяется по формуле в соответствии с п. 1 ст. 30 Закона № 173-ФЗ ПК = (РП — БЧ) * Т, где ПК — пенсионный капитал; РП — расчетный размер трудовой пенсии; БЧ — размер базовой части трудовой пенсии (п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ); Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, для 2009г. Он составлял 186. Расчетный размер пенсии определяется по формуле в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ РП = СК * ЗР / ЗП * СЗП, где ЗР — среднемесячный заработок за 2000-2001гг по сведениям индивидуального персонифицированного учета либо за любые 60 месяцев подряд; ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001г. № 720, которая составила 1671 руб.; СК – стажевый коэффициент, который составляет 55 % за 20 лет для женщин и повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, сверх указанного, но не более, чем на 20%. Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2. Стажевый коэффициент по общему стажу составил 58% (23 - 20 + 55 = 58). Отношение заработков составляет 1,656 по справке о заработке за период 2000-2001гг. Таким образом, расчетный размер составляет <*****>; начальный пенсионный капитал составляет <*****>. Индексация начального пенсионного капитала выглядит следующим образом: <*****> * 1,307 * 1,177 * 1,114 * 1,127 * 1,16 * 1,204 * 1,08 = <*****>, где 1,307; 1,177; 1,114; 1,127; 1,16; 1,204; 1,08 — индексы, установленные постановлениями Правительства РФ; <*****> где <*****> — сумма страховых взносов начисленных на день назначения пенсии. Страховая часть составит <*****>. Размер пенсии составит <*****>, где <*****> — базовая часть пенсии на <дд.мм.гггг> в соответствии с индексацией в порядке, определяемом Правительством РФ. <дд.мм.гггг> Юрченко Г.Ф. обратилась в Управление с заявлением о включении в ее общий трудовой стаж периода учебы в Высшем учебном заведении и перерасчете пенсии с учетом включения данного периода. Ст. 30 Федерального Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривала включение периодов обучения в Высших учебных заведениях в общий трудовой стаж, и Управление не могло и не включило в общий трудовой стаж периода обучения истицы в ВУЗе. Однако, 29 января 2004 года вступило в законную силу Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П, которым постановлялось «признать содержащуюся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норму в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства». Ранее действовавшее законодательство — а именно ст.91 Закона 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г., предусматривал включение в общий трудовой стаж учебу в ВУЗе. Ими была проведена оценка пенсионных прав Юрченко Г.Ф. до 01.01.2002 г., с учетом включения периода учебы в трудовой стаж. На <дд.мм.гггг> размер пенсии Юрченко Г.Ф. исчислялся по Федеральному закону от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Размер пенсии устанавливается в соответствии со ст. 16 Закона № 340-1: пенсия в размере 55 % заработка и, сверх того, 1 % заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающий требуемый для назначения пенсии (ст. 10,11 и 12 Закона). Размер пенсии, исчисленный в указанном выше порядке, не может превышать 75 % заработка. Юрченко Г. Ф. имеет с учетом учебы на 01.01.2002г. 28 лет 5 месяцев 20 дней стажа. В соответствии со ст. 10 (на общих основаниях) женщине требуется 20 лет стажа. Значит 28 – 20 = 8 лет сверх требуемого. Таким образом, 55% (за 20 лет) + 8% (за 8 лет сверх 20-ти) = 63%. Законом № 340-1 предусмотрена индексация заработной платы. Индексы роста заработной платы утверждаются Правительством РФ. Индексированный заработок за 2000-2001гг составит <*****> руб., а среднемесячный - <*****> В соответствии со ст.17 Закона № 340-1 минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда. Размер пенсии повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более 20%. В соответствии со ст. 18 Закона № 340-1 максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсий (ч. 1 ст. 17). размер пенсии повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%. В соответствии с ФЗ от 07.08.2000 № 122-ФЗ слова «минимальный размер оплаты труда» заменены на «размер, установленный Федеральным законом». Минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с 01.08.2001 составляет 185,32 руб., с учетом районного коэффициента 185,32 * 1,15 = 213,12 руб. Находим размер пенсии в соответствии со ст. 16: 2882,80 * 63% = 1816,16 руб. Определяем минимальный размер пенсии в соответствии со ст.17: 213,12 * 1,08 = 230,17, где 1,08 коэффициент за стаж, отработанный сверх требуемого (8 %). Определяем максимальный размер пенсии: 230,17 * 3 = 690,51. Таким образом, начальный размер пенсии устанавливается в сумме 690,51 руб. Кроме этого к пенсиям, назначенным без применения индивидуального коэффициента пенсионера (далее ИКП) предусмотрена компенсационная выплата, установленная в соответствии с постановлением Правительства РФ. На 01.08.2001 данная компенсация составляла 115 руб. для лиц, получающих пенсию в размере 443,12 и выше. Начальный расчетный размер трудовой пенсии истца на 01.01.2002г., с учетом вышесказанного, составил бы <*****> руб. Начальный пенсионный капитал определяется по формуле ПК = (РП — БЧ) * Т, где ПК — пенсионный капитал; РП — расчетный размер трудовой пенсии; БЧ — размер базовой части трудовой пенсии (п. 1 ст. 14 Закона № 173-ФЗ); Т — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, для <дд.мм.гггг> Он составлял <*****> руб. Индексация начального пенсионного капитала выглядит следующим образом: <*****> * 1,307 * 1,177 * 1,114 * 1,127 * 1,16 * 1,204 * 1,08 = <*****> руб., где 1,307; 1,177; 1,114; 1,127; 1,16; 1,204; 1,08 — индексы, установленные постановлениями Правительства РФ. Страховая часть определяется в соответствии с п. 5 ст.14 Закона № 173-ФЗ: СЧ = ПК / Т, где СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК — сумма расчетного пенсионного капитала, учтенного по состоянию на день с которого назначается пенсия; Т — ожидаемый период выплаты. ПК = <*****> = <*****> где <*****> — сумма страховых взносов начисленных на день назначения пенсии. СЧ = <*****> руб. Размер пенсии по старости определяется в соответствии с п. 11 ст. 14: П = БЧ + СЧ, где П — размер трудовой пенсии по старости; БЧ - базовая часть СЧ — страховая часть. Размер пенсии составит <*****> Таким образом, размер пенсии Юрченко Г.Ф., рассчитанный по Закону 173-ФЗ, и равный <*****>., значительно, а именно, на <*****> руб. превышает размер пенсии, рассчитанный по Закону 340-1, и равный <*****> руб. Управление не вправе ухудшать материальное положение пенсионера, и поэтому перерасчет пенсии на уменьшение ее суммы произведен не был. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 2-П, можно проводить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. Это означает, что общий стаж с включенным в него периодов обучения в ВУЗе, можно применять при оценке пенсионных прав только по Закону 340-1 от 20.11.1990 г. Действующим пенсионным законодательством проведение оценки пенсионных прав с учетом включения в общий трудовой стаж периода обучения в ВУЗе по Закону 173-ФЗ от 17.12.2001 г. не предусмотрено. Истец же фактически просит применить при оценке ее пенсионных прав одновременно два законодательства – как ранее действовавшего, так и нового пенсионного законодательства, что не допустимо, в связи с чем, представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. Судом из объяснений сторон и материалов дела установлено, что <дд.мм.гггг> истец Юрченко Г.Ф. обратилась в УПФР за назначением ей пенсии по старости на основании ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», что подтверждается заявлением о назначении пенсии, копия которого имеется в материалах дела. С учетом требований указанного закона – 173-ФЗ ст.30 ответчиком была произведена оценка пенсионных прав истца по состоянию на <дд.мм.гггг> (дату исполнения истцу 55 лет) исходя из ее общего трудового стажа 23 года 1 месяц 25 дней, и принято решение о назначении ей с <дд.мм.гггг> трудовой пенсии по старости в размере <*****>. <дд.мм.гггг> истец обратилась в УПФР с заявлением о перерасчете пенсии с учетом включения в стаж периода ее обучения в ВУЗе с <дд.мм.гггг>, однако в удовлетворении данного заявления ей было отказано, что подтвердили в судебном заседании стороны и установлено судом из ответа начальника Управления от <дд.мм.гггг> №***, копия которого имеется в материалах дела. Из представленного суду диплома, выданного истцу <дд.мм.гггг>, судом также установлено, что Юрченко Г.Ф. в <дд.мм.гггг> поступила в <*****> и в <дд.мм.гггг> окончила полный курс <*****>. Аналогичные сведения содержатся и в трудовой книжке истца (запись № 9, 10). Как следует из объяснений истца, в указанный период она несколько месяцев находилась в отпуске по уходу за ребенком, однако копия свидетельства о рождении ребенка ею суду представлена не была, достоверных доказательств в какой именно период она находилась в указанном отпуске, суду истцом не представлено, и с учетом заявления истца об уточнении исковых требований и ее пояснений в судебном заседании, согласно которым истец не просит включать указанный период в стаж для перерасчета назначенной ей пенсии, указанные судом обстоятельства (период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком) в соответствии с требованиями ст.196 ГПК РФ судом не исследуются и не оцениваются. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7). Указанные требования закона ответчиком выполнены, трудовая пенсия по старости назначена Юрченко Г.Ф. с <дд.мм.гггг>, т.е. с момента достижения истцом 55-летнего возраста (истец <дд.мм.гггг> рождения), при этом оценка ее пенсионных прав произведена УПФР в соответствии с законом 173-ФЗ, как и просила истец в своем заявлении о назначении пенсии. Период обучения истца в Вузе с <дд.мм.гггг> относится к периоду деятельности до 01.01.2002, то есть до установления нового правового регулирования назначения пенсионных выплат Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации признал Постановлением от 29.01.2004 N 2-П п. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не противоречащим Конституции Российской Федерации в той части, в какой он исключает из общего трудового стажа некоторые периоды общественно полезной деятельности (в том числе периоды обучения в высших учебных заведениях), включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, поскольку эта норма действует во взаимосвязи с иными нормами нового Закона, предусматривающими новые механизмы увеличения размера трудовой пенсии, в результате которых минимальный уровень пенсионного обеспечения превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии. В вышеуказанном Постановлении также указано, что данная норма - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. Вместе с тем, ни действовавшее ранее, ни действующее в настоящее время пенсионное законодательство не предусматривало и не предусматривает возможность применения разных способов правового регулирования к одному и тому же периоду работы при определении права на пенсию и при подсчете стажа. Как следует из объяснений представителя ответчика и представленных им расчетов, изложенных в возражении на исковое заявление, оценка пенсионных прав истца УПФР была произведена как по ранее действовавшему законодательству, так и в соответствии с требованиями Закона 173-ФЗ и при назначении пенсии применен более выгодный (благоприятный) для истца закон (173-ФЗ). Согласно указанного расчета, размер пенсии истца, при ее подсчете с учетом требований ст.16 Закона 340-1 и стажа 28 лет 5 месяцев 20 дней, т.е. включая период обучения в ВУЗе, составил бы <*****>. А размер пенсии, рассчитанный в соответствии со ст.14 Закона 173-ФЗ составил <*****>, т.е. на <*****>. Указанный размер пенсии и был назначен истцу с <дд.мм.гггг>, что следует, в т.ч., из представленного суду пенсионного удостоверения Юрченко Г.Ф. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, истцом не представлено. В соответствии со ст.3 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права. Доводы истца, изложенные как в исковом заявлении, так и в судебном заседании, суд, с учетом вышеизложенных обстоятельств, признает необоснованными. Истцом в ходе рассмотрения дела не представлено допустимых и достоверных доказательств, что ответчиком при назначении истцу пенсии и установлении ее размера, были нарушены ее права, в связи с чем, исковые требования Юрченко Г.Ф. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований Юрченко Г.Ф. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому району (межрайонное) о перерасчете пенсии - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи кассационной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, с которой стороны могут ознакомиться, начиная с 25 октября 2011 года. Решение в окончательной форме изготовлено на компьютере 25 октября 2011 года. Председательствующий судья: Е.А. Акулова
спорный период нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение истицы, противоречит статьям 1,19, 39, 59 Конституции РФ. В связи с вышеизложенным, просит обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) включить годы учебы в ВУЗе в ее трудовой стаж; обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) произвести перерасчет ее пенсии с 01.01.2009 г. с учетом срока обучения в ВУЗе.