О ликвидации некоммерческой организации. Вступило в законную силу 01.11.2011 года.



Дело № 2-1377/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2011 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе

Председательствующего судьи Аганиной Я.В.

при секретаре Безушко В.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по УР к Благотворительном фонду социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» о ликвидации ответчика и исключении сведении о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Истец Управление Министерства юстиции по УР обратилось в суд с иском к Благотворительном фонду социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» о ликвидации ответчика и исключении сведении о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. Требования мотивирует тем, что Благотворительный фонд социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» (далее Фонд) зарегистрирован <дд.мм.гггг> Администрацией МО «Город Воткинск». Сведения о Фонде <дд.мм.гггг> внесены в ЕГРЮЛ Межрайонной Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам №3 по УР за основным государственным регистрационным номером №***. Учетный номер Минюста России: №***. Директор (лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Организации) – Савельев В.С..

Согласно п.п. 37,39 и 81 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Минюста РФ от 21.05.2009 г. №147, Управление Минюста РФ по УР наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций, по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству РФ, а также по обращению в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 ст. 32 ФЗ №7-ФЗ, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», установлено, что сведения, предусмотренные п.п. 3, 3.1 ст. 32 ФЗ №7-ФЗ, предоставляются не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Кроме того, в силу п. 2 ст. 19 ФЗ от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация обязана ежегодно представлять в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований ФЗ №135-ФЗ по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержание и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований ФЗ №135-ФЗ, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Согласно п. 10 ст. 32 ФЗ №7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 32 ФЗ №7-ФЗ является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

В результате реализации контрольных полномочий Управлением установлено, что ответчиком не представлены отчеты по формам №ОН0001, ОН0002 за <дд.мм.гггг>, сведения, предусмотренные п. 3(3.1) ст. 32 ФЗ №7-ФЗ за <дд.мм.гггг>, а также отчеты о своей деятельности с указанием состава сведений, предусмотренного п. 2 ст. 19 ФЗ №135-Фз за <дд.мм.гггг>.

Управлением в адрес Фонда <дд.мм.гггг> было вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства РФ №03-17/3087, однако оно вернулось с отметкой ФГУП «Почта России» об отсутствии Фонда по адресу (месту нахождения), сведения о котором содержатся в учредительных документах и ЕГРЮЛ.

В связи с чем, просит суд ликвидировать Благотворительный фонд социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» и исключить сведения о нем из ЕГРЮЛ.

В судебном заседании представитель истца Управления Министерста юстиции РФ по УР не присутствует, хотя о дне, месте и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, о чем в деле имеется справка секретаря. Представили в суд заявление о рассмотрении искового заявления без представителя Управления Министерства юстиции РФ по УР. Исковые требования поддерживают. Дело в порядке ст. 167 ч.5 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.

Ответчик Благотворительный фонд социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» в судебном заседании не присутствует, хотя о дне, месте и времени слушания дела извещался надлежащим образом, по адресу (месту нахождения) юридического лица, о чем в деле имеется справка секретаря, почтовый конверт с уведомлением с отметкой почтового отделения «Истек срок хранения». Дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие.

Третье лицо – представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по УР в судебном заседании не присутствует, о дне, месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, о чем в деле имеется справка секретаря о направлении судебной повестки и почтовое уведомление о вручении судебной повестки. Причину неявки суду не сообщили. Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, считает установленными следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

- согласно п. 1.1 Устава Благотворительного фонда социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал», утвержденного решением учредителя №*** от <дд.мм.гггг>, зарегистрированный за №*** на основании постановления главы местного самоуправления г. Воткинска от <дд.мм.гггг> №***, Благотворительный фонд социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» является некоммерческой организацией не имеющей членства, созданный учредителями на основе добровольного имущественного взноса. Согласно п. 1.2 Устава место нахождения фонда: <*****>. Согласно п. 1.4 Устава фонд, со времени регистрации органом местного самоуправления г. Воткинска приобретает статус юридического лица.

- согласно копии решения учредителя фонда «БАЙКАЛ» №1 от <дд.мм.гггг> Савельев В.С., являясь единственным учредителем благотворительного фонда социальной поддержки работников органов Госгортехнадзора фонда «БАЙКАЛ» решил создать благотворительный фонда социальной поддержки работников органов Госгортехнадзора «БАЙКАЛ» (далее фонд «БАЙКАЛ») для оказания социальной помощи пенсионерам, отработавшим в органах Госгортехнадзора (СССР, РФ, России) не менее 17,5 лет, а также семьям, у которых член семьи работает в органах Госгортехнадзора России для его длительного лечения и в случае смерти, местом нахождения фонда «БАЙКАЛ» считать: <*****>

- согласно копии свидетельства о государственной регистрации №*** сери №***, Благотворительный фонд социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» зарегистрирован в Администрации МО «г. Воткинска» на основании постановления главы местного самоуправления от <дд.мм.гггг>, №***, за регистрационным номером №*** по месту нахождения <*****> основной вид деятельности: благотворительная деятельность;

- согласно выписки из ЕГРЮЛ от <дд.мм.гггг> юридическое лицо Благотворительный фонд социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал», является действующим;

- согласно копии предупреждения Управления Минюста РФ по УР от <дд.мм.гггг> №*** в адрес директора Благотворительного фонда социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» вынесено предупреждение о недопустимости в работе Фонда нарушения законодательства РФ а именно п. 3 ст. 32 ФЗ №7-ФЗ – не представлены в Управление документы, предусмотренные указанной нормой, за <дд.мм.гггг>

- согласно копии почтового конверта с уведомлением указанное предупреждение адресатом не было получено, вернулась в адрес Управления с отметкой «Отсутствие адресата по указ. адресу»;

- согласно справки Министерства юстиции РФ по УР от <дд.мм.гггг> в журналах регистрации учета входящей корреспонденции Управления Министерства юстиции РФ по УР за период с <дд.мм.гггг> по настоящее время информации о продолжении деятельности; документов, содержащих отчет о деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за <дд.мм.гггг>; заявления о соответствии п. 3.1 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» за <дд.мм.гггг>; отчеты о деятельности, с указанием состава сведений, предусмотренных п. 2 ст. 19 ФЗ от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований ФЗ №135-ФЗ по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворильных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ), содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований ФЗ №135-ФЗ, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению) за <дд.мм.гггг>, поступивших от Благотворительного фонда социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» (учетный номер №***), не имеется.

Указанные обстоятельства установлены материалами гражданского дела и сторонами не оспорены.

Судом установлено, что <дд.мм.гггг> Благотворительный фонд социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» (далее – Фонд) зарегистрирован Администрацией МО «Город Воткинск», регистрационный номер №***. Запись о Фонде внесена в ЕГРЮЛ <дд.мм.гггг>, ОГРН №***, <дд.мм.гггг> Фонда поставлен на учет в МИНС №3 по УР.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 117 ГК РФ особенности правового положения общественных и религиозных организаций как участников отношений, регулируемых названным Кодексом, определяются законом.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и статьей 61 ГК Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе средств, полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Руководствуясь положениями статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о ликвидации ответчика.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (вместе с "Правилами передачи сведений о некоммерческих организациях, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации") некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ отчет о деятельности некоммерческой организации за <дд.мм.гггг> по утвержденной форме N ОН0001, N ОН0002 должен был быть представлен в орган государственной регистрации не позднее <дд.мм.гггг>. Фондом отчетность по установленной форме в Управление не представляется с <дд.мм.гггг>

Как следует из представленных суду документов, Управлением Минюста РФ по УР <дд.мм.гггг> (исх. №***), в адрес места регистрации Фонда, было направлено предупреждение о недопустимости в работе Фонда нарушения законодательства РФ а именно п. 3 ст. 32 ФЗ №7-ФЗ – не представлены в Управление документы, предусмотренные указанной нормой, за <дд.мм.гггг>

Предупреждение, согласно копии почтового конверта с уведомлением указанное предупреждение адресатом не было получено, вернулась в адрес Управления с отметкой «Отсутствие адресата по указ. адресу».

Некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

В соответствии с пунктом 4 статьи 13.1, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" документы на государственную регистрацию изменений представляются в регистрирующий орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения об изменении учредительных документов некоммерческой организации.

Как видно из содержания искового заявления, в данном случае Управление ставит вопрос перед судом о ликвидации организации в связи с прекращением ее деятельности.

Из материалов дела видно, что связь с организацией, по указанному в учредительных документах адресу, не обеспечивается.

Фонд не представил необходимые сведения и документы для государственной регистрации изменений относительно места нахождения постоянно действующего руководящего органа. До настоящего времени нарушения указанной организацией не устранены. Факт исполнения в установленные сроки и в установленном порядке обязанности по представлению в соответствии с 7-ФЗ в Управление отчетов по формам №ОН0001, ОН0002 за <дд.мм.гггг>, сведений, предусмотренных п. 3(3.1) ст. 32 ФЗ №7-ФЗ за <дд.мм.гггг>, а также отчетом о своей деятельности с указанием состава сведений, предусмотренного п. 2 ст. 19 ФЗ №4135-ФЗ за <дд.мм.гггг> организация - Благотворительный фонд социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал», не доказала.

Управление факт поступления указанной информации от организации с <дд.мм.гггг>, согласно справки от <дд.мм.гггг>, отрицает.

В этой связи в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд признает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно пунктам 3 и 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, отчетов о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства; является основанием для ликвидации некоммерческой организации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Следует учесть и то обстоятельство, что на протяжении пяти лет некоммерческая организация в нарушение законодательства не представляла документы о своей деятельности.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что Благотворительный фонд социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» подлежит ликвидации, сведения о нем подлежат исключению из ЕГРЮЛ.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета госпошлина в размере <*****> рублей.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Управления Министерства юстиции РФ по УР к Благотворительном фонду социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» о ликвидации ответчика и исключении сведении о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить в полном объеме.

Ликвидировать Благотворительный фонд социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал», зарегистрированный <дд.мм.гггг> Администрацией муниципального образования «Город Воткинск», государственный регистрационный №***, и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с ответчика Благотворительного фонда социальной поддержки работников Госгортехнадзора «Байкал» государственную пошлину в доход бюджета МО «Город Воткинск» <*****> руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Судья - Я.В. Аганина