Признание права пользования жилым помещением. Вступило в законную силу 10.12.2011 года.



Дело № 2 - 1678/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Воткинск 24 ноября 2011 г.

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Москалева А.В.,

при секретаре Ильиной С.П.,

с участием:

представителя истца Леконцева Ю.А. – адвоката Палатова Л.Н.,

представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Воткинский район» – Чмыхун Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леконцева Ю.А. к Администрации муниципального образования «Воткинский район» о признании права пользования жилым помещением,

у с т а н о в и л :

Леконцев Ю.А. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Воткинский район» о признании права пользования жилым домом по адресу: <*****>, (далее – дом, жилое помещение). Требования мотивированы следующим.

В указанном доме проживали Р. (собственник), умершая <дд.мм.гггг>, и М., умерший <дд.мм.гггг> В <дд.мм.гггг> М., дядя истца, попросил истца проживать с ним в данном доме. С указанного времени истец вселился в дом, ухаживал за М., помогал по хозяйству, осуществлял ремонт жилья, обслуживал хозяйственные постройки. После смерти М. истец продолжает проживать в доме, пользуется и владеет им. Поскольку наследники Р. отсутствуют, ее наследственное имущество является выморочным, надлежащим ответчиком является Администрация муниципального образования «Воткинский район».

Истец, извещенный о времени и мете судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

Представитель истца – адвокат Палатов Л.Н. в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что истец с <дд.мм.гггг> проживает в доме по адресу: <*****>. Кроме него в доме никто не проживает. Собственником дома являлась Р., она сожительствовала с М., который истцу приходится дядей. Р. умерла в <дд.мм.гггг>, М. умер <дд.мм.гггг> Поскольку дядя при жизни вселил истца в дом, истец настаивает на том, что он приобрел право пользования данным жилым помещением

Представитель ответчика – Чмыхун Т.А. в суде иск не признала, указав, что Администрация муниципального образования «Воткинский район» является ненадлежащим ответчиком по делу, так как собственником дома является Р. Ответчик не может решать вопрос о признании за истцом права пользования жилым помещением, поскольку не является собственником дома. Надлежащими ответчиками должны быть наследники Р.

В порядке статьи 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено по существу в отсутствие истца.

Выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании договора купли-продажи от <дд.мм.гггг> Р. являлась собственником жилого дома по адресу: <*****>. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке <дд.мм.гггг>

<дд.мм.гггг> Р. умерла.

Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебном заседании исследованными доказательствами и сторонами не оспариваются.

В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено. Жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования в собственность муниципальных образований, определяется законом.

Закон, определяющий порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования в собственность муниципальных образований, на момент рассмотрения спора отсутствует. Однако, несмотря на отсутствие специального закона, названного в пункте 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, муниципальное образование в силу прямого указания закона (статья 1151) признается наследником выморочного имущества. При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (пункт 1 статьи 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем выморочность имущества относится к исключительным ситуациям, когда возможность универсального правопреемства после наследодателя в пользу физических лиц - наследников по закону или по завещанию исключается, в связи с чем к наследованию призывается государство или муниципальное образование.

В нарушение статьи 56 ГПК Российской Федерации истец не доказал, что у Р. отсутствуют наследники.

Письмо нотариуса г.Воткинска Б. от <дд.мм.гггг> (л.д.42) о том, что наследственное дело после смерти Р. не заводилось, не является достаточным доказательством для признания имущества, принадлежащего Р., выморочным.

Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статьи 1115 и 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, действующим законодательством предусмотрено несколько способов принятия наследства, в том числе фактическое принятие наследства. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства (статья 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вступление во владение или управление наследственным имуществом означает, пока не доказано иное, что наследник принял наследство (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно справке Главы муниципального образования «<*****>» от <дд.мм.гггг> (л.д.50) Р. проживала и была зарегистрирована по месту жительства в жилом доме с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, снята с регистрационного <дд.мм.гггг> в связи со смертью.

Доказательства того, кто проживал с Р. на момент ее смерти, суду не представлены.

Следовательно, возможно наличие наследников, совершивших действия по фактическому принятию наследства.

Выдача муниципальному образованию как наследнику свидетельства о праве наследования выморочного имущества осуществляется в общем порядке, предусмотренном для выдачи свидетельства о праве на наследство любому другому наследнику (абзац 3 пункта 1 статьи 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Свидетельство о праве на наследство удостоверяет юридическое основание, определяющее переход к наследнику права собственности, других прав и обязанностей, принадлежавших наследодателю при его жизни.

Таким образом, свидетельство о праве на наследство является доказательством наличия права на наследство.

Иск предъявлен к Администрации муниципального образования «Воткинский район» как к органу, осуществляющему правомочия собственника в отношении выморочного имущества.

Однако, сведения о выдаче Администрации муниципального образования «Воткинский район» свидетельства о праве наследования выморочного имущества Р. – жилого дома по адресу: <*****> в материалы дела не представлены, а из справки Управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации муниципального образования «Воткинский район» от <дд.мм.гггг> (л.д.47) следует, что указанный дом в реестре собственности муниципального образования «Воткинский район» отсутствует.

При таких обстоятельствах довод истца о том, что спорное имущество является выморочным, не соответствует исследованным доказательствам.

Поскольку истцом не представлены доказательства нахождения жилого помещения в собственности муниципального образования «Воткинский район», Администрация муниципального образования «Воткинский район» является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судьей в порядке статьи 150 ГПК Российской Федерации истцу было предложено уточнить исковые требования и определить, на каких условиях за ним должно быть признано право пользования жилым помещением. Вместе с тем, исковые требования истцом и его представителем уточнены не были.

Согласно части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

Жилищный фонд социального использования предоставляется гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьями 49 и 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Доказательства своего имущественного положения, принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, истец не представил.

Более того, из материалов дела следует, что истец на основании договора социального найма имеет право пользования квартирой по адресу: <*****>, общая площадь которой составляет <*****> кв.м. Истец является нанимателем указанного жилого помещения.

В соответствии с частью 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Сведения об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду в материалах дела отсутствуют.

В силу части 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.

С учетом изложенного, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования в пользование гражданина может быть предоставлен только по решению собственника жилого помещения.

Такое решение собственника суду не представлено. В материалах дела отсутствуют не только доказательства принятия собственником жилого помещения решения о предоставлении его для проживания истцу, но и доказательства фактического вселения и проживания истца в нем.

Более того, такое решение собственником, в частности, Р., не принималось, поскольку, как следует из искового заявления, истец вселился в жилой дом в <дд.мм.гггг>, т.е. после смерти Р. Вселение же в жилой дом истца М., не являющимся собственником жилого помещения, не может свидетельствовать о приобретении истцом права пользования им.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что основания для признания за истцом права пользования жилым помещением отсутствуют, иск необоснован и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск Леконцева Ю.А. к Администрации муниципального образования «Воткинский район» о признании права пользования жилым помещением оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2011 г.

Председательствующий судья А.В.Москалев