О расторжении трудового договора.



РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воткинск 14 февраля 2012 года

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О.В.,

при секретаре Старцевой Т.В.,

с участием представителя процессуального истца – старшего помощника Воткинского межрайонного прокурора Гурьева А.А., представителя ответчика Главы Администрации МО «Воткинский район» - Абрамовой Н.В., ответчика Чмыхун Т.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Воткинского межрайонного прокурора к Главе Администрации МО «Воткинский район», Чмыхун Т.А. о понуждении к расторжению трудового договора и увольнении,

Установил:

Воткинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Главе Администрации МО «Воткинский район», Чмыхун Т.А. о понуждении к расторжению трудового договора и увольнении.

Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательство о противодействии коррупции в Администрации МО «Воткинский район» было выявлены нарушения касающиеся несоблюдения установленных законом запретов для муниципальных служащих.

Распоряжением №*** от <дата> Чмыхун (<***>) Т.А. назначена начальником управления по правовым вопросам администрации МО «Воткинский район».

<дата> между администрацией МО «Воткинский район» в лице Главы Администрации МО «Воткинский район» и Чмыхун (<***>) Т.А. заключен трудовой договор №***, в соответствии с которым Чмыхун Т.А. должна выполнять обязанности начальника управления по правым вопросам администрации МО «Воткинский район».

Должность начальника управления по правовым вопросам администрации МО Воткинский район» отнесена к главной должности муниципальной службы. При этом при прохождении муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.

При этом под предпринимательской деятельностью в соответствии со ст. 2 ГК РФ понимается- самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Так же прокурор указывает, что в соответствии со ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В <дата> начальник Управления по правовым вопросам администрации МО «Воткинский район» Чмыхун Т.А. систематически за денежное вознаграждение на свой страх и риск осуществляет юридическую помощь по подготовке исковых заявлений и дальнейшему представлению интересов стороны в судебных процессах. В обоснование данного довода прокурор указывает сведения о заключенных Чмыхун Т.А. договорах на оказание юридических услуг за представительство в суде лица участвующего в судопроизводстве по 16 делам, а так же размерах полученного вознаграждения.

Прокурор считает, что Чмыхун Т.А. без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя систематически за денежное вознаграждение на свой страх и риск осуществляет юридическую помощь по подготовке исковых заявлений и дальнейшему представлению интересов стороны в судебных процессах, то есть осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность.

Тем самым Чмыхун Т.А. не соблюдает запреты, установленные для муниципального служащего и не принимает мер по недопущению конфликта интересов.

Прокурор полагает, что в соответствии с пп. 3 п.1 ст. 19 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» имеются основания для расторжения с муниципальным служащим трудового договора.

Кроме того прокурор в иске указывает, что Главе Администрации МО «Воткинский район» известно об указанном факте. В <дата> в адрес Главы администрации МО «Воткинский район» было вынесено представление об устранении нарушений требований. Однако мер по устранению выявленных нарушений закона Главой Администрации МО «Воткинский район» не предпринимается, требования ст. 19 названного закона не исполняются, поэтому главой Администрации МО «Воткинский район» М. допущено бездействие, которое является незаконным, чем нарушаются права и законные интересы муниципального образования на выполнение должностными лицами своих обязанностей в соответствии с законом. Данные нарушения дают возможности для коррупционных проявлений, создают негативное отношение общественности к деятельности муниципальных служащих.

Прокурором в исковом заявлении указано, что иск подан в защиту прав, свобод и законных интересов муниципального образования «Воткинский район».

В судебном заседании прокурор иск поддержал по доводам изложенным в исковом заявлении. Просил суд иск удовлетворить в полном объёме.

В судебное заседание Глава Администрации Муниципального Образования «Воткинский район» Макаров В.А. не явился.

В судебном заседании представитель Главы Администрации Муниципального Образования «Воткинский район» с иском не согласилась. Свои возражения мотивировала тем, что Чмыхун Т.А. не осуществляет предпринимательскую деятельность, так как не зарегистрирована индивидуальным предпринимателем. Чмыхун Т.А. в устной форме предупреждала Главу Администрации о том, что собирается оказывать юридические услуги гражданам. Между Главой Администрации и Чмыхун Т.А. имеется соглашение о том, что ей разрешено оказывать услуги гражданам, главное чтобы это не сказывалось на порученной работе. Данные услуги Чмыхун оказывала в рабочее и вне рабочее время. Так же указывала, что Глава Администрации не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Указывала, что если бы подтвердился факт того, что Чмыхун Т.А. зарегистрирована индивидуальным предпринимателем, что к ней бы сначала было применено дисциплинарное взыскание не связанное с увольнением. Охарактеризовала Чмыхун Т.А. как добросовестного работника, ни разу к дисциплинарной ответственности не привлекалась. Из –за оказания юридических услуг конфликта интересов не возникло так как Администрацию это не касалось. Просила суд в удовлетворении иска отказать.

В судебном заседании Чмыхун Т.А. с иском не согласилась. Свои возражения мотивировала тем, что в устной форме уведомляла Главу Администрации об оказываемых юридических услуг гражданам. Указывала, что между ней и Главой Администрации состоялось устное соглашение о том, что она может оказывать гражданам юридические услуги, при том чтобы это не влияло на выполняемую трудовую функцию. Юридические услуги гражданам оказывала на возмездной основе, в рабочее и не рабочее время, до настоящего времени оказывает юридические услуги гражданам. При этом сведения о полученных суммах она указала в отчете о доходах за <дата>, а сведения за <дата> она ещё не предоставляла. Указывала, что П. предоставляла юридические услуги по поручению Главы Администрации. Так же указывала, что она не зарегистрирована индивидуальны предпринимателем. Считала, что не имеется оснований для применения к ней дисциплинарного взыскания в виде увольнения. Указывала, что её работодателем является Администрация МО «Воткинский район», а не Глава Администрации МО «Воткинский район». Так же суду пояснила, что какие-либо объяснения работодатель от неё не требовал, вопрос в отношении неё на комиссию по конфликтам интересов не выносился, имеет грамоту за добросовестный труд. Просила суд в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

Из устава Муниципального Образования «Воткинский район» следует, что МО «Воткинский район» обладает статусом муниципального района. Органы местного самоуправления муниципального района составляют : Представительный орган муниципального района – Совет депутатов МО «Воткинский район» с правами юридического лица; Глава муниципального образования – Глава муниципального образования «Воткинский район»; местная администрация – Администрация муниципального образования «Воткинский район» с правами юридического лица. Администрацией муниципального образования «Воткинский район» руководит глава Администрации МО «Воткинский район». В состав Администрации МО входят структурные подразделения в том числе и управления. Глава муниципального образования «Воткинский район», заключает от имени Администрации района договора, назначает на должности работников Администрации в соответствии с законодательством, применяет меры поощрения к работникам и налагает на них дисциплинарные взыскания.

В соответствии со ст. 16 ФЗ "О муниципальной службе в РФ", поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.

В соответствии с пп. 2 п.11 ст. 2 Закон УР "О муниципальной службе в Удмуртской Республике", главной должностью муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального района является начальник управления в составе Администрации муниципального района, начальник управления в составе Аппарата Главы муниципального района, представительного органа муниципального района и Администрации муниципального района.

Судом установлено, что <дата> был заключен трудовой договор между Администрацией Муниципального образования «Воткинский район» УР и Ч. В соответствии с условиями данного договора Ч. принята на работу на главную муниципальную должность муниципальной службы в УР, а именно принята на работу на должность начальника управления по правовым вопросам администрации МО «Воткинский район». Так же из условий договора следует, что Ч. принята на работу с <дата>, на неопределенный срок полномочий. Так же условиями договора установлено, что Ч. не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

Распоряжением №*** от <дата> Главы Администрации МО «Воткинский район» Ч. назначена с <дата> на должность начальника управления по правовым вопросам администрации МО «Воткинский район», на основании трудового договора от <дата>

Распоряжением №*** от <дата> Главы Администрации МО «Воткинский район» в связи с изменением фамилии и регистрацией брака внесены изменения в учетные документы и принято считать <***> Чмыхун. Т.А.

Суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлено, что Чмыхун Т.А. с <дата> занимает должность муниципальной службы в органе местного самоуправления Муниципального Образования «Воткинский район», а именно в Администрации Муниципального образования «Воткинский Район». Занимаемая должность Чмыхун Т.А. является главной должностью муниципальной службы, так как является начальником управления по правовым вопросам администрации МО «Воткинский район».

Факт того, что в настоящий момент Чмыхун Т.А. занимает названную должность лицами участвующими в деле подтверждался, при этом суду доказательств иного не представлено.

В соответствии со ст. 20 ТК РФ, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Учитывая, что Чмыхун Т.А. исполняет обязанности муниципального служащего на условиях трудового договора от <дата> в органе местного самоуправления обладающего статусом юридического лица, то есть является начальником управления Администрации МО «Воткинский район», то работодателем в данной ситуации Чмыхун Т.А. является Администрация МО «Воткинский район», а глава Администрации в данной ситуации является органом управления работодателя то есть Администрации МО «Воткинский район».

В соответствии с пп. 3 п.1 ст. 19 ФЗ "О муниципальной службе в РФ", помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 ФЗ "О муниципальной службе в РФ".

Прокурор просит суд обязать Главу Администрации МО «Воткинский район» расторгнуть трудовой договор с Чмыхун Т.А., то есть прокурор просит суд обязать инициировать Главу Администрации процедуру расторжения трудового договора сторонами которого являются Администрация МО «Воткинский район» (работодатель) и Чмыхун Т.А. (работник).

Данное требование может быть заявлено к работодателю то есть к стороне трудового договора, но не к органу управления работодателя или работнику – муниципальному служащему Чмыхун Т.А., так как орган управления не является стороной трудового договора.

Обстоятельств того, что Чмыхун Т.А. состоит в трудовых отношениях, то есть заключен трудовой договор с Главой Администрации МО «Воткинский район» судом не установлено.

Кроме того данное требование не может быть заявлено и к Чмыхун Т.А. так как требование прокурором заявлено на основании ст. 19 ФЗ "О муниципальной службе в РФ", где законодателем предусмотрена инициатива работодателя.

Таким образом, суд приходит к выводу, что по данному делу прокурор требования об обязании расторгнуть трудовой договор, то есть понудить стороны к расторжению договора, предъявил к ненадлежащим ответчикам.

Аналогичный вывод следует и по требованию обязать уволить Чмыхун Т.А. на основании пп.3 п.1 ст. 19 будет и по требованию ФЗ "О муниципальной службе в РФ" в связи с несоблюдением Чмыхун Т.А. запретов. Установленных для муниципального служащего.

Следовательно суд соглашается с доводами стороны ответчика о том, что иск предъявлен к не надлежащему ответчику и суд приходит к выводу, что требования прокурора удовлетворению не подлежат, то есть в удовлетворении иска следует отказать.

Кроме того суд приходит к выводу, что требования прокурора не подлежат удовлетворению и по следующим основаниям.

Действительно в судебном заседании установлено, что Чмыхун Т.А. с <дата> по настоящее время оказывает на возмездной основе юридические услуги лицам являющимися стороной по гражданскому делу.

Данное обстоятельство подтверждается решениями и определениями суда, договорами об оказании юридических услуг, и расписками о получении оплаты по названным договорам оказания услуг.

Данные доказательства суду были предоставлены истцом.

Данное обстоятельство Чмыхун Т.А. в судебном заседании подтверждалось, как и то, что она до настоящего времени оказывает на возмездной основе юридические услуги.

Однако судом так же и установлено, что Чмыхун Т.А. в установленном порядке не зарегистрирована в качестве лица осуществляющего предпринимательскую деятельность, например индивидуальным предпринимателем.

Понятие «предпринимательская деятельность» раскрыто в ГК РФ.

В соответствии сост. 2 ГК РФ, гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, законодателем установлено, что предпринимательской деятельностью занимается лицо зарегистрированное в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пп. 3 п.1 ст. 14 ФЗ "О муниципальной службе в РФ", в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.

Действующим законодательством не поставлено в условие обязательная регистрация лица осуществляющего предпринимательскую деятельность при оказании юридических услуг, то есть оказание юридических услуг может быть осуществлено любым физическим лицом.

Таким образом суд приходит к выводу, что в судебном заседании не установлено и истцом не доказано, что Чмыхун Т.А. занимается незаконной предпринимательской деятельностью и предпринимательской деятельностью.

Учитывая, что в РФ существует запрет для муниципальных служащим при прохождении муниципальной службы быть зарегистрированным в качестве лица осуществляющего предпринимательскую деятельность, и при отсутствии данной регистрации у Чмыхун Т.А. то и нет оснований считать, что ею нарушен запрет установленный связанный с муниципальной службой заниматься предпринимательской деятельностью. Данное обстоятельство так же является основанием для отказа суда в удовлетворении требований прокурора.

Кроме того суд приходит к выводу, что требования прокурора не подлежат удовлетворению и по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 ФЗ "О муниципальной службе в РФ", за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

В соответствии со ст. ст. 27.1 ФЗ "О муниципальной службе в РФ" (введенной Федеральным законом от 21.11.2011), за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона. При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Нарушение запрета связанного с прохождением службы муниципального служащего, в том числе и нарушение запрета на осуществление предпринимательской деятельности законодателем отнесено с дисциплинарному проступку, а взыскания определены в виде замечания, выговора и увольнения с муниципальной службы. Суду не представлено доказательств того, что к Чмыхун Т.А. должно быть применено взыскание именно увольнение, то есть самое строгое, и не возможно применение взыскания не связанного с увольнением. При наличии положительной характеристики и почётной грамоты суд считает, что нет оснований для обязания расторгнуть и уволить Чмыхун Т.А., поэтому требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Кроме того, применение дисциплинарного взыскания это прерогатива работодателя, что так же является основанием для отказа в удовлетворении требования.

Доводы истца судом отвергнуты по основаниям по которым суд пришёл к выводу, что требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ "О муниципальной службе в РФ", муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Доводы стороны ответчиков о том, что имели место устные уведомления судом отвергаются, так как данные уведомления должны быть совершены в письменной форме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования Воткинского межрайонного прокурора к Главе Администрации МО «Воткинский район», Чмыхун Т.А. о понуждении к расторжению трудового договора и увольнении оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Воткинский районный суд УР.

Мотивированное решение 20 февраля 2012 года

Судья О.В.Захарчук

Копия верна: -судья О.В.Захарчук