Решение. О предоставлении жилого помещения по договору социального найма.



Дело № 2-1007/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воткинск 14 июня 2012 г.

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Москалева А.В.,

при секретаре Лищенко Е.Б.,

с участием:

прокурора Опариной Ю.П.,

истицы Земской О.В.,

представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Воткинский район» – Абрамовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воткинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Земской О.В., Земского М.В., к Администрации муниципального образования «Воткинский район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Воткинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Земской О.В. и ее малолетнего сына Земского М.В. (далее – истцы), обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Воткинский район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, имеющего жилую площадь не менее 12 кв.м на одного человека, общую площадь не менее 18 кв.м на человека, отвечающего санитарным и техническим требованиям, указав следующее.

Жилой дом по адресу: <*****> находится в муниципальной собственности. В установленном порядке дом признан непригодным для постоянного проживания, капитальному ремонту не подлежит.

В доме зарегистрированы истцы. Земская О.В. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на соответствующий учет. Вследствие этого ответчик обязан представить истцам вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании прокурор Опарина Ю.П. иск поддержала.

Земская О.В. в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить, указав, что доме по месту жительства также зарегистрирован ее брат – Земской Д.В., который в дом не вселялся, проживает в <***>, членом ее семьи не является.

Представитель Администрации муниципального образования «Воткинский район» – Абрамова Н.В. в суде иск не признала, указав, что в соответствии со статьями 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации истцам может быть предоставлено жилое помещение, которое по общей площади равнозначно занимаемому жилому помещению, предоставление истцам жилого помещения вне очереди может нарушить права других граждан, состоящих в очереди на жилье.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Жилой дом по адресу: <*****> находится в собственности муниципального образования «Воткинский район». Указанным домом на условиях договора социального найма владеют и пользуются истцы, которые зарегистрированы в нем по месту жительства. Земская О.В. является малоимущей, постановлением Главы Администрации муниципального образования «Воткинский район» от <дата> г. №*** признана нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, принята на соответствующий учет.

Распоряжением и.о. Главы Администрации муниципального образования «Воткинский район» от 16 августа 2011 г. № 506 создана межведомственная комиссия по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда.

На основании заключения №*** от <дата> г. межведомственная комиссия признала жилой дом адресу: <*****> непригодным для проживания, не подлежащим капитальному ремонту.

Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебном заседании исследованными доказательствами и сторонами не оспариваются.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Воткинский район» (принят решением Воткинского районного Совета депутатов от 16 июня 2005 г. № 98, зарегистрирован в Президиуме Государственного Совета Удмуртской Республики 21 июня 2005 г. № 521-III) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального района.

Согласно пункту 1 статьи 20, пункту 1 статьи 21, пункту 1 статьи 31 Устава Администрации муниципального образования «Воткинский район» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделено правами юридического лица.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с пунктом 2 постановления Администрации Воткинского района от 15 августа 2005 г. № 754 (редакции от 1 ноября 2007 г.) "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения" для определения размера общей и жилой площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, на территории муниципального образования "Воткинский район" установлен минимальный размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, – норма предоставления:

в размере 12 кв. м жилой площади жилого помещения на одного человека;

в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

С учетом установленных обстоятельств дела (нахождение жилого дома по адресу: <*****> в собственности муниципального образования «Воткинский район»; признание дома непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживание истцов на условиях договора социального найма в данном доме; признание истицы малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом на условиях договора социального найма; постановка ее на соответствующий учет), приведенных норм права, иск обоснован и подлежит удовлетворению. При этом истцы должны быть обеспечены жилым помещением вне очереди, на условиях договора социального найма, жилое помещение должно располагаться в <*****>, быть размерами не менее 24 кв.м жилой площади и 36 кв.м общей площади, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, иметь элементы благоустройства, применительно к данному населенному пункту. Лицом, обязанным предоставить истцам жилое помещение, является ответчик, который от имени муниципального образования «Воткинский район» осуществляет права собственника, управляет и распоряжается муниципальным жилищным фондом, являлся наймодателем жилого помещения, находящегося во владении и пользовании истцов.

Довод представителя ответчика о том, что жилое помещение, предоставляемое в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому (статьи 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации), несостоятелен. Данные нормы закона не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку требования заявлены в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Утверждение представителя ответчика о предоставлении истцам жилого помещения в порядке очередности, нарушении прав других граждан при предоставлении им жилья вне очереди, основаны на неправильном применении норм материального права.

Статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более – от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

иск Воткинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Земской О.В., Земского М.В., к Администрации муниципального образования «Воткинский район» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Воткинский район» предоставить Земской О.В. и Земскому М.В., вне очереди, на условиях договора социального найма жилое помещение, расположенное в <*****>, размерами не менее 24 кв.м жилой площади и 36 кв.м общей площади, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, имеющее элементы благоустройства, применительно к данному населенному пункту.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В этот же срок на решение суда прокурором может быть принесено апелляционное представление.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 июня 2012 г.

Председательствующий судья А.В. Москалев