Решение. О признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.



Дело № 2-1104/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воткинск 13 июня 2012 г.

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Москалева А.В.,

при секретаре Лищенко Е.Б.,

с участием:

представителя заявительницы Мартыновой Н.А. – Малых Е.В.,

представителя органа, чье решение обжалуется, – Администрации муниципального образования «Город Воткинск» – Кузнецовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мартыновой Н.А. о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «Город Воткинск» в принятии на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка,

у с т а н о в и л :

<дата> г. Мартынова Н.А. (далее – заявительница) обратилась в Администрации муниципального образования «Город Воткинск» (далее – Администрация г.Воткинска, орган местного самоуправления) с заявлением о принятии на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства (далее – учет), поскольку имеет троих детей в возрасте до 18 лет и нуждается в жилом помещении.

<дата> г. письмом заместителя Главы Администрации г.Воткинска заявительнице отказано в принятии на учет в связи с обеспечением заявительницы и членов ее семьи жилой площадью 13,6 кв.м на одного человека, что более нормы площади жилого помещения – 9 кв.м, установленной в целях принятиях граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Полагая такой отказ необоснованным, Мартынова Н.А. обратилась в Воткинский районный суд с заявлением, в котором просит признать отказ незаконным, обязать принять ее на учет.

Заявительница в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила возместить ей расходы на оплату услуг представителя в размере <сумма> руб.

Представитель заявительницы – Малых Е.В. в суде доводы и требования заявления поддержала, указав, что заявительница с тремя детьми зарегистрирована и проживает в муниципальной квартире по адресу: <*****> Помимо них в квартире проживает также мать, сестра и брат заявительницы, являющиеся членами ее семьи. Общая площадь занимаемого помещения составляет 54,4 кв.м, вследствие чего на одного человека, проживающего в квартире, приходится по 7,7 кв.м, что меньше учетной нормы – 9 кв.м, установленной в г.Воткинске для целей принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Представитель Администрации г.Воткинска – Кузнецова Т.С. в судебном заседании с требованиями заявительницы не согласилась, считает отказ Администрации г.Воткинска в принятии заявительницы на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства законным и обоснованным.

В соответствии со статьей 167 и частью 2 статьи 257 ГПК Российской Федерации заявление рассмотрено в отсутствии заявительницы.

Выслушав объяснения представителя заявительницы, представителя органа, чье решение обжалуется, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Квартира по адресу: г<*****> имеет общую площадь 54,4 кв.м. Жилое помещение находится в собственности муниципального образования «Город Воткинск».

В указанной квартире на условиях договора социального найма проживают заявительница, а также члены ее семьи: трое малолетних детей заявительницы, ее брат, сестра и мать (наниматель квартиры). Указанные лица зарегистрированы в квартире по месту жительства.

<дата> г. заявительница обратилась в Администрацию г.Воткинска с заявлением о принятии на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства как имеющая троих детей в возрасте до 18 лет и нуждающаяся в жилом помещении. К заявлению были приложены требуемые документы.

<дата> г. письмом заместителя Главы Администрации г.Воткинска (исх. № №***) заявительнице отказано в принятии на учет в связи с обеспечением заявительницы и членов ее семьи жилой площадью 13,6 кв.м на одного человека, что более нормы площади жилого помещения – 9 кв.м, установленной в г.Воткинске в целях принятиях граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Заявительница, члены ее семьи, не имела ранее и (или) в настоящее время земельные участки, используемых ею для индивидуального жилищного строительства.

Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебном заседании исследованными доказательства и участвующими в деле лицами не оспариваются.

Оспариваемый заявительницей отказ принят должностным лицом органа местного самоуправления в отношении заявительницы. Вследствие этого она вправе обжаловать такой отказ в судебном порядке (статьи 254 и 255 ГПК Российской Федерации).

Отказ в принятии заявительницы на учет оформлен в письменной форме, в виде письма, которое датировано <дата> г. Заявление об оспаривании данного отказа сдано заявительницей в отделение почтовой связи <дата> г., т.е. в установленный частью 1 статьи 256 ГПК Российской Федерации трехмесячный срок.

В силу пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики, установлены Законом Удмуртской Республики от 16 декабря 2002 г. № 68-РЗ (в редакции от 15 ноября 2011 г.) "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Удмуртской Республики" (далее – Закон № 68-РЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона № 68-РЗ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах населенных пунктов в Удмуртской Республике, предоставляются для ведения индивидуального жилищного строительства:

гражданам, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели (пункт 1);

гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения, нуждающимся в жилых помещениях и не имеющим ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых ими для указанной цели (пункт 2).

Согласно части 2 статьи 1 Закона 68-РЗ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, в целях настоящего Закона признаются:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1);

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 решения Воткинской городской Думы от 15 февраля 2006 г. № 53 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" на территории муниципального образования "Город Воткинск" установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в размере 9 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

Из материалов дела следует, что заявительница имеет трех детей в возрасте до 18 лет, является членом семьи нанимателя жилого помещения, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи – 7,77 кв.м (54,4 кв.м : 7 человек), т.е. менее учетной нормы.

Частью 1 статьи 2 Закона № 68-РЗ установлен перечень документов, необходимых для бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан. Предоставление земельных участков гражданам осуществляется в порядке очередности поступления заявлений, начиная с самого раннего по дате (части 2 статьи 3 Закона № 68-РЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 68-РЗ не позднее чем через 45 дней со дня подачи гражданином заявления о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления принимает решение о принятии (об отказе в принятии) гражданина на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка. Исчерпывающий перечень оснований для отказа гражданину в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка установлен частью 6 статьи 3 Закона № 68-РЗ. Основаниями для отказа гражданину в принятии на учет является отсутствие нуждаемости в жилых помещениях и наличие у гражданина ранее и (или) в настоящее время земельных участков, используемых им для индивидуального жилищного строительства.

Отсутствие нуждаемости заявительницы в жилых помещениях явилось основанием для отказа органом местного самоуправления в постановке ее на учет.

Вместе с тем, судом установлено, что заявительница является лицом, нуждающимся в жилых помещениях, поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Заявительница, члены ее семьи, не имела ранее и (или) в настоящее время земельные участки, используемых ею для индивидуального жилищного строительства. Для предоставления земельного участка заявительницей в орган местного самоуправления городского округа, на территории которого расположен земельный участок, подано соответствующее заявление. К заявлению приложены документы, перечисленные в части 1 статьи 2 Закона № 68-РЗ, в том числе: паспорта заявительницы, членов ее семьи; свидетельства о рождении детей; справка о составе семьи; договор социального найма; сведения из бюро технической инвентаризации об отсутствии у нее и членов ее семьи предоставленных на праве собственности или ином праве земельных участков для ведения индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов.

С учетом изложенных обстоятельств заявительница имеет право состоять на учете в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка, а отказ Администрации г.Воткинска в постановке ее на такой учет является незаконным.

Таким образом, требования заявительницы обоснованы и подлежат удовлетворению.

Установив незаконность отказа, в соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд считает необходимым обязать орган местного самоуправления поставить заявительницу на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства с даты подачи ею заявления – <дата>

Согласно части 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Решение состоялось в пользу заявительницы.

При подаче заявления заявительницей уплачена государственная пошлина в размере <сумма> руб.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация г.Воткинска, являющаяся органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

Вследствие этого, государственная пошлина, уплаченная заявительницей, подлежит возврату ей из бюджета.

В соответствии со статьей 100 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В связи с рассмотрением дела заявительницей понесены расходы на оплату услуг представителя в размере <сумма> руб. Размер указанных расходов подтвержден документально. Представитель заявительницы Малых Е.В. представляла ее интересы в судебном заседании. В связи с этим требование заявительницы о возмещении расходов на оплату услуг представителя правомерны.

Суд считает необходимым возместить заявительнице указанные расходы в размере <сумма> руб. Данная сумма соответствует требованиям разумности, соотносится с объемом защищаемого права, конкретными обстоятельствами дела (участие представителя в одном судебном заседании).

Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявление Мартыновой Н.А. о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования «Город Воткинск» в принятии на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Город Воткинск» в принятии Мартыновой Н.А. на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Воткинск» принять Мартынову Н.А. на учет в качестве имеющей право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства со дня подачи заявления – с <дата>.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Город Воткинск» в пользу Мартыновой Н.А. судебные расходы в размере <сумма> руб.

Возвратить Мартыновой Н.А. из бюджета муниципального образования «Город Воткинск» государственную пошлину в сумме <сумма> руб, уплаченную на основании чека-ордера № №*** от <дата>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда изготовлено 18 июня 2012 г.

Председательствующий судья А.В. Москалев