Дело № 2-727 /2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 мая 2012 года г. Воткинск Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Аганиной Я.В., при секретаре Безушко В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации МО «Гавриловское» Воткинского района УР, незаконным, обязании Администрации МО «Гавриловское» Воткинского района УР организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории МО «Гавриловское» в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу, установил: Воткинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга обратился в суд с заявлением о признании бездействия Администрации МО «Гавриловское» Воткинского района УР, незаконным, обязании Администрации МО «Гавриловское» Воткинского района УР организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории МО «Гавриловское» в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя свои требования тем, что Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой установлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Администрации муниципального образования «Гавриловское» Воткинского района Удмуртской Республики. По требованиям ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен. В соответствии с ч. 2 ст.21 и ч. 1 ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами. Так, согласно п. 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от 05.08.1988 №4690-88, твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» размещение отходов включает в себя хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов. Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. В силу ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30ч. 1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности подлежит лицензированию. В соответствии со ст. ст. 1, 4.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы, в соответствии с критериями, утвержденными приказом МПР РФ от 15.06.2001 №511. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786, твердые и жидкие бытовые (непромышленные) отходы относятся к отходам 4-5 класса опасности, в частности, «отходы от жилищ», которые включают в себя отходы 4-5 класса опасности: «отходы из жилищ несортированные» (код 911 001 00 01 00 4, четвертый класс опасности), мусор от бытовых помещений организаций несортированный (код 912 004 00 01 00 4, четвертый класс опасности), отходы древесных строительных лесоматериалов, в том числе от сноса и разборки строений (код 17120500 01 00 4, четвертый класс опасности), покрышки отработанные (код 57500202 13 00 4, четвертый класс опасности), мусор строительный от разборки зданий (код 91200601 01 00 4, четвертый класс опасности) и т.п. В соответствии с ч. 1 ст.8 и ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды», подпунктом 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п. 4 ч. 1 и ч. 2 ст.1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Боткинского района Удмуртской Республики», ч. 2 ст.1 Устава муниципального образования «Гавриловское», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Гавриловское» от 01 декабря 2005 года № 5, муниципальное образование «Гавриловское» наделено статусом сельского поселения. В соответствии с п. 18 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования «Гавриловское» к вопросам местного значения муниципального образования отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ст. 33 Устава МО «Гавриловское» администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения поселения. В силу абзаца 3 ч.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обязаны обеспечивать соблюдение требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Обеспечиваемые за счет* средств местного бюджета потребности муниципального образования в работах и услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относятся к муниципальным нуждам (часть 2 ст.З ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Размещение заказа на выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится в порядке установленном названным Федеральным законом. Исходя из вышеизложенного Администрация муниципального образования «Гавриловское» обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения на территории сельского поселения, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест, содержатся в Санитарных правилах содержания территорий населенных мест (СанПин 42-128-4690-88), утвержденных Министерством здравоохранения СССР 05.08.1988. В силу п. 1.1 указанных правил, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». Согласно СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2). Для обеспечения должного санитарного уровня сельских населенных мест, где применяется в основном малоэтажная (одно-двухэтажная) застройка, можно применять «Поквартирную» систему удаления ТБО (п.2.2.11) с использованием «сигнальных» спецмашин, либо плановую регулярную очистку по системе несменяемых (сменяемых) контейнеров, установленных на контейнерных площадках в специально отведенных местах. В соответствии с п. 2.1.3, 2.1.4 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Министерством здравоохранения СССР 05.08.1988, для определения числа устанавливаемых контейнеров, следует исходить из численности населения, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в период наибольшего их образования. В соответствии с п. 2.2.3 указанных Правил, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. В соответствии с п. 2.1.5 Правил твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом. Планово-регулярная очистка проводится по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и управляющей компанией (п. 1.8). В нарушение вышеназванных требований законодательства об охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Администрацией муниципального образования «Гавриловское» не организован сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории поселения. Результатом невыполнения Администрацией МО «Гавриловское» возложенных законом обязанностей по организации сбора и вывоза отходов является несанкционированное складирование отходов. 16 ноября 2011 года совместно со специалистами Управления Росреестра по УР и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР проведена выездная проверка свалок твердых бытовых отходов, расположенных в 900м. севернее д. Коставаты и в 1500 м. юго-восточнее д. Гавриловка. В ходе проверки установлено следующее. В справке о результатах совместного выезда на место расположения свалки № 54 от 17 ноября 2011 года со специалистом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики содержится информация о том, что на территории муниципального образования «Гавриловское» имеется две свалки твердых бытовых отходов. На свалке ТБО, расположенной между д. Костоваты и д. Беркуты размещены различные виды отходов с 3, 4 и 5 классов опасности. На свалке ТБО, расположенной в 1 км. от д. Гавриловка размещены отходы 1, 3, 4 и 5 классов опасности. По сведениям, представленным Управлением Росреестра по УР свалка ориентировочной площадью 6276 кв. м. в 900 м. севернее д. Костоваты размещены в границах кадастрового квартала 18:24:006001. сведения о категории, разрешенном использовании и виде права в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Свалка ориентировочной площадью 10000 кв.м. в 1500 м. юго-восточнее д. Гавриловка размещена в границах кадастрового квартала 18:24:004006. Сведения о категории, разрешенном использовании и виде права в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. Указанные земельные участки расположены в границах муниципального образования «Гавриловское» (п.4 ч.1 ст.1 Закона Удмуртской Республики «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Воткинского района Удмуртской Республики», а также Приложение № 4 к названному закону). Постановлением главы администрации МО «Боткинский район» от 24 февраля 2009 года № 408 за МО «Гавриловское» закреплены площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, расположенные в 1500 метрах юго-восточнее д. Гавриловка и в 900 метрах севернее д. Костоваты. Проведенной проверкой установлено, что указанные площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов фактически являются несанкционированными свалками твердых бытовых отходов, отходы размещены на почве. По требованиям ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» под накоплением отходов следует понимать временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; Установлено, что фактически твердые бытовые отходы со свалок не вывозятся, а размещаются на них на неопределенное время. По требованиям ч. 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов. В соответствии с ч. 2 ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления на почву. По требованиям п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 апреля 2003 года временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках. В соответствии с п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов на открытых площадках должны соблюдаться следующие условия: - открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; - поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); - поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); - по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; - поступление загрязненного "ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается. Согласно п. 3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03 размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок. По требованиям п. 4.1, п. 4.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 выбор участка для размещения объектов осуществляется на основании функционального зонирования территории и градостроительных решений. Объекты размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Из объяснений главы МО «Гавриловское» Ложкиной Г.Л. от <дата> следует, что <дата> заключен договор №*** на выполнение транспортных работ с ООО «<***>». Твердые бытовые отходы вывозятся по графику из д. Гавриловка. Кроме д. Гавриловка в поселение входит деревни Метляки, Беркуты, Кастоваты, Фертики, Березняки и Евсино. Основное население поселения проживает в деревнях Гавриловка, Беркуты и Кастоваты. В Беркутах и Кастоватах сбором и вывозом мусора занимается частное лицо С.. ООО «<***>» и С. вывозят мусор на несанкционированные свалки, расположенные в д. Гавриловка и между д. Беркуты и д. Кастоваты. В остальных деревнях проживает от 2 до 10 человек, и на лето приезжают дачники, мусор никто не вывозит. Жители данных деревень мусор сжигают, часть закапывают на своих участках. Заниматься вопросом организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора Ложкина Г.Л. планирует, но в силу отсутствия финансирования данный вопрос не возможно решить на должном уровне и в короткие сроки. Ситуация, при которой бытовые отходы не вывозятся, складируются на территории муниципального поселения, создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и представляет потенциальную опасность для здоровья населения, создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний. Указанная ситуация является результатом невыполнения Администрацией муниципального образования «Гавриловское» возложенных на нее законом полномочий в области обращения с отходами. Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в январе 2012 года на имя главы администрации МО «Гавриловское» внесено представление об устранении нарушений закона при реализации им полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с территории поселения. Вместе с тем, ввиду того, что по результатам рассмотрения представления нарушения закона МО «Гавриловское» не устранены, то Удмуртский природоохранный прокурор вынужден обратиться в суд с требованием о возложении на поселение обязанности организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «Гавриловское» в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством. В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, абзацами 1, 2 и 3 ст.З, ст. И ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия и на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека и обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду Указанные конституционные права граждан обеспечиваются соблюдением хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления, установленных экологических и санитарно-гигиенических требований и нормативов, при несоблюдении которых гражданам не гарантируется благоприятная среда обитания, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека. Согласно Обзору судебной практики Верховного суда РФ за 4 квартал 2006 года, заявления прокурора, поданные в интересах государства, защиту прав неопределенного круга лиц, касающиеся деятельности юридических лиц, вытекающие из фактов совершения юридическими лицами экологических правонарушений, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции (Бюллетень Верховного суда РФ №8 за август 2007г.). Согласно ч. 1 ст.254 ГПК РФ в случае нарушения прав и свобод граждан бездействием органа местного самоуправления, такое бездействие оспаривается в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В таких делах приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан. В связи с чем, процессуальный заявитель просит суд признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Гавриловское» Воткинского района Удмуртской Республики, выразившееся в том, что им неорганизован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Гавриловское», что противоречит требованиям ч. 1 ст.8 и ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды», подпункту 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязать Администрацию муниципального образования «Гавриловское» Воткинского района Удмуртской Республики организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «Гавриловское» в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании процессуальный заявитель прокурор Мурадов Э.Б. суду пояснил, что исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении полностью поддерживает. Дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме и понудить ответчика организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «Гавриловское» в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу, а также признать бездействие ответчика незаконным. Иск предъявлен к Администрации МО «Гавриловское», поскольку в силу ст.14 п.18 ФЗ-131 исключительно к компетенции поселений относится организация сбора и вывоза мусора с территории поселения. Орган, чье бездействие обжалуется – представитель Администрации МО «Гавриловское» Абрамова Н.В., выступающая на основании доверенности (доверенность в деле), доводы, изложенные в заявлении полностью признала. Суду пояснила, что в силу ФЗ-131 ст.14 п.18 организация по сбору и вывозу мусора с территории поселения относится к полномочиям муниципальных образований поселения, а Администрация МО «Гаврилосвкое» относится к таковым поселениям. Не оспаривает, что действительно должным образом не был организован Администрацией МО «Гавриловское» сбор и вывоз мусора с территории населенных пунктов, расположенных в границах МО «Гавриловское», в связи с чем, фактически образовывались несанкционированные свалки. Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и в судебном заседании прокурором полностью признала. В связи с чем, согласна, чтобы суд признал бездействие ответчика незаконным и понудил ответчика организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «Гавриловское» в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу. В настоящее время предпринимаются меры к организации сбора и вывода мусора в населенных пунктах, расположенных в границах МО «Гавриловское», а именно заключаются договора и составляются графики вывоза мусора и сбора. Заинтересованное лицо - представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР, будучи извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором дело просит рассмотреть в его отсутствие, также указал, что заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора поддерживают в полном объеме. Дело в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие. Заинтересованное лицо – представитель Управления Роспотребнадзора по УР, будучи извещен надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствие. Дело в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в его отсутствие. Суд, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения сторон, приходит к выводу, что требования заявителя законны, обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 16.11.2011 года в ходе совместно проведенной проверки со специалистами Управления Росреестра по УР и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды УР свалок твердых бытовых отходов, обнаружены места несанкционированной свалки мусора: площадями 6276 кв.м. и 10000 кв.м., расположены в 900м. севернее д. Коставаты и в 1500 м. юго-восточнее д. Гавриловка соответственно (л.д. 31-33). Указанные свалки бытовых отходов находятся в границах кадастрового квартала 18:24:006001 (свалка в 900 м. севернее от д. Коставаты) и кадастрового квартала 18:24:004006. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона УР «Об установлении границ муниципальных образования и наделении соответствующим статусом муниципальных образования на территории Воткинского района УР» (приложение №4), указанные земельные участки расположены в границах муниципального образования «Гавриловское». Указанное обстоятельство подтверждено в судебном заседании и представителем МО «Гавриловское». В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и признано представителем МО «Гавриловское», что размещение свалок осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Лиц, разместивших эти отходы, установить не представилось возможным. В ст. 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В статье 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено и в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами закона суд приходит к выводу, что, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории МО «Гавриловское», законодательством возложена на Администрацию МО «Гавриловское», данное обстоятельство признано представителем ответчика. Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Из материалов дела усматривается и подтверждено в судебном заседании объяснениями представителя МО «Гавриловское», что Администрацией МО «Гавриловское» требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены. В связи с чем, неисполнение Администрацией МО «Гавриловское» требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, и создает опасность причинения вреда окружающей среде. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия Администрации МО «Гавриловское» в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза отходов на территории МО «Гавриловское». Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах МО «Гавриловское», земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, лица, виновные в образовании свалки, не установлены, а Администрация муниципального образования в силу ст. 13 ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязана организовать деятельность по работе с отходами на территории муниципального образования, суд приходит к выводу о необходимости понуждения Администрации МО «Гавриловское» организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории МО «Гавриловское» в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу. При подготовке дела к судебному разбирательству судом в порядке ст.56 ГПК РФ были определены обстоятельства имеющие значения для дела, при этом на Администрацию МО «Гавриловское» в случае не признания требований представить доказательства, опровергающие доводы заявителя, а также, что со стороны заинтересованного лица отсутствует бездействие, а именно, организован сбор и вывоз бытовых отходов из населенных пунктов, расположенных на территории МО «Гавриловское», в связи с чем, заинтересованное лицо не нарушает прав и свобод неопределенного круга лиц, не создает препятствий к осуществлению неопределенного круга лиц их прав и свобод, что отсутствуют правовые основания для признания незаконным бездействия заинтересованного лица, а также для понуждения к организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных пунктов, расположенных на территории МО «Гавриловское», а также возможность представить заинтересованному лицу в суд письменные возражения. Администрацией МО «Гавриловское» же каких-либо доказательств, а также возражений против заявления, суду не представлено. Более того, обстоятельства и требования, изложенные заявителем в заявлении, признаны Администрацией МО «Гавриловское» и не оспариваются. При таких обстоятельствах, с учетом принципа состязательности сторон, положения ч.2 ст.12 ГПК РФ в соответствии с которым лица участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, суд приходит к выводу, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд решил: Заявление Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия Администрации МО «Гавриловское» Воткинского района УР, незаконным, понуждении Администрации МО «Гавриловское» Воткинского района УР организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории МО «Гавриловское» в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу, удовлетворить в полном объеме. Признать бездействие Администрации муниципального образования «Гавриловское» Воткинского района Удмуртской Республики, выразившееся в том, что им неорганизован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения МО «Гавриловское», что противоречит требованиям ч. 1 ст.8 и ч. 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1 ст.7 ФЗ «Об охране окружающей среды», подпункту 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обязать Администрацию муниципального образования МО «Гавриловское» Воткинского района Удмуртской Республики организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора из населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «Гавриловское» в соответствии с санитарно-эпидемиологическим законодательством с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. Судья- Аганина Я.В.