Решение. Об оспаривании решения Администрации г. Воткинска.



Дело № 2-1287/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воткинск 12 июля 2012 г.

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Москалева А.В.,

при секретаре Лищенко Е.Б.,

с участием:

заявителей Поповой Л.Ф., Кожевникова В.А.,

представителя органа, чье решение обжалуется, – Администрации муниципального образования «Город Воткинск» – Простневой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Поповой Л.Ф., Кожевникова В.А. об оспаривании решений Администрации г.Воткинска,

у с т а н о в и л :

<дата> Попова Л.Ф. и Кожевников В.А. (далее – заявители) обратились в межведомственную комиссию по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при Администрации г.Воткинска (далее – межведомственная комиссия, комиссия) с заявлениями о рассмотрении вопроса о признании непригодными для проживания квартир №№ №*** и №*** находящихся в жилом доме по адресу: <*****> указав, что несущие конструкции жилых помещений имеют значительные деформации и повреждения конструктивных элементов, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности второго этажа дома, прочности и устойчивости строительных конструкций.

31 мая 2012 г. письмами и.о. Главы Администрация г.Воткинска Столярова Ю.Ф., являющегося также председателем комиссии, в признании аварийным и подлежащими сносу жилого дома по адресу: <*****> заявителям отказано в связи с отсутствием необходимых документов, наличием квартир в собственности заявителей, обязанностью органа местного самоуправления производить оценку только жилых помещений муниципального жилищного фонда, заявителям рекомендовано провести общее собрание собственников помещений дома для принятия решения о ремонте дома (далее – письма от 31 мая 2012 г.).

Полагая такие отказы необоснованными, заявители обратились в Воткинский районный суд с заявлениями, в которых просят признать отказ незаконным, обязать Администрацию г.Воткинска решить вопрос о признании квартир №№ №*** и №*** дома № <*****> непригодными (пригодными) для проживания путем включения в перечень объектов, подлежащих обследованию Межведомственной комиссией по вопросам признания жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания граждан и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в срок до 1 августа 2012 г.

Определением суда от 6 июля 2102 г. заявления Поповой Л.Ф. и Кожевникова В.А. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Попова Л.Ф. и Кожевников В.А. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении, поддержали, просили заявления удовлетворить, обязать межведомственную комиссию рассмотреть их заявления и принять по ним решения. Кроме того, Кожевников В.А. просил возместить расходы на оплату услуг представителя в размере <сумма> руб, о чем представил письменное ходатайство.

Представитель Администрации г.Воткинска – Простнева А.В. в суде с требованиями заявителей не согласилась, считает обжалуемые решения законными, полагает, что комиссией могут приниматься решения только в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда, подтвердила предоставление заявителями в комиссию нотариально заверенных копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, планов жилых помещений с их техническими паспортами.

Выслушав объяснения заявителей, представителя органа, чье решение обжалуется, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Оспариваемые заявителями отказы приняты должностным лицом органа местного самоуправления в отношении заявителей. Обжалуемое решение касается вопроса признания непригодными для проживания жилых помещений, принадлежащих заявителям на праве собственности. Вследствие этого они вправе обжаловать такие отказы в судебном порядке (статьи 254 и 255 ГПК Российской Федерации).

Отказы в рассмотрении вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания оформлены в письменной форме, в виде писем, которые датированы 31 мая 2012 г. Заявления об оспаривании данных отказов поданы заявителями в суд 3 июля 2012 г., т.е. в установленный частью 1 статьи 256 ГПК Российской Федерации трехмесячный срок.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 ЖК Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия (далее – межведомственная комиссия, комиссия), порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Согласно абзацу 4 пункта 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с указанной нормой 2 апреля 2010 г. Главой Администрации г.Воткинска принято постановление № 618, которым при Администрации г.Воткинска создана межведомственная комиссия по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено Положение о комиссии.

Постановлением Главы Администрации г.Воткинска от 20 апреля 2012 г. № 880 изменен состав комиссии, председателем комиссии назначен Столяров Ю.Ф., первый заместитель Главы Администрации г.Воткинска.

Постановлением Главы Администрации г.Воткинска от 13 июня 2012 г. № 1514 определен новый состав межведомственной комиссии.

Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с пунктом 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе, прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов.

Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения – проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением (пункт 45 Положения).

На основании пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Положением о комиссии предусмотрено, что комиссия работает в порядке заседаний, созываемых председателем комиссии по мере поступления обращений, принимает и рассматривает заявления и прилагаемые к ним обосновывающие документы в течение 30 дней с даты регистрации (пункты 2.1. и 2.3.).

Таким образом, указанными выше нормативными актами установлен заявительный порядок рассмотрения вопроса о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, в соответствии с которым собственник жилого помещения или гражданин (наниматель) подает соответствующее заявление в комиссию, также предоставляет нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, план жилого помещения с его техническим паспортом. Комиссия в течение 30 дней с даты регистрации заявления обязана рассмотреть заявление и принять по нему решение в виде заключения.

Установленный порядок заявителями был соблюден.

Так, заявления Поповой Л.Ф. и Кожевниковым В.А. поданы в комиссию в письменной форме. К заявлениям приложены все необходимые документы, в частности, нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, планы жилых помещений с их техническими паспортами, как этого требуют абзацы 2 и 3 пункта 45 Положения.

Получив заявления с приложенными к ним документами, комиссия обязана была в 30-дневный срок рассмотреть поступившие заявления и принять решение, указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46 Положения).

Отказ в рассмотрении заявлений граждан в связи с непредставлением ими заключения специализированной организации, проводящей обследование дома, необоснован, поскольку согласно абзацу 4 пункта 45 Положения заключение специализированной организации, проводящей обследование дома, должно быть представлено в комиссию только для целей признания многоквартирного дома аварийным.

В судебном заседании достоверно установлено, что заявители обратились в комиссию с заявлениями о признании непригодными для проживания конкретных жилых помещений, а не о признании аварийным многоквартирного дома. Следовательно, у заявителей отсутствовала обязанность предоставлять в комиссию заключение специализированной организации.

Отказ в рассмотрении заявлений по мотиву наличия у органа местного самоуправления обязанности проводить оценку только жилых помещений муниципального жилого фонда противоречит требованиям Положения.

Так, в соответствии с пунктом 2 Положения действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 7 и 8 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома, установленным в Положение требованиям. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положениям требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, в силу прямого указания закона вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений.

Кроме того, пункт 1.2 Положения о межведомственной комиссии, утвержденного постановлением Главы Администрации г.Воткинска от 2 июля 2010 г. № 618, предоставлял комиссии право осуществлять оценку соответствия частных жилых помещений, находящихся на территории муниципального образования «Город Воткинск», установленным требованиям к жилым помещениям и признавать эти помещения пригодными (непригодными) для проживания граждан.

С учетом установленных обстоятельств дела, приведенных правовых норм, отказы в рассмотрении заявлений граждан о признании принадлежащих им жилых помещений непригодными для проживания незаконны, а требования заявителей в указанной части обоснованы.

Установив незаконность отказов, а также с учетом истечения 30-дневного срока для рассмотрения заявлений, установленного пунктом 46 Положения, в соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК Российской Федерации суд считает необходимым обязать межведомственную комиссию при Администрации г.Воткинска рассмотреть заявления Поповой Л.Ф. и Кожевникова В.А. о признании квартир №№ №*** и №*** в доме по адресу: г.<*****> непригодными для проживания и принять по ним решения, указанные в пункте 47 Положения.

Требование заявителей о рассмотрении заявлений в срок до 1 августа 2012 г. удовлетворению не подлежит, поскольку порядок реализации судебного решения по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц определен частями 2 и 3 статьи 258 ГПК Российской Федерации. В соответствии с указанными нормами процессуального закона решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления, должностному лицу, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу; в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Решение состоялось в пользу заявителей.

Кожевниковым В.А. заявлено письменное ходатайство о возмещении ему расходов на оплату услуг представителя в размере <сумма> руб по составлению заявления. Несение указанных расходов и их размер подтвержден документально.

В соответствии со статьей 100 ГПК Российской Федерации указанные расходы, размер которых соответствует требованиям разумности, подлежат взысканию с Администрации г.Воткинска в пользу заявителя.

Кроме того, при подаче заявления каждым заявителем уплачена государственная пошлина в размере <сумма> руб.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, Администрация г.Воткинска, являющаяся органом местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

Вследствие этого, государственная пошлина, уплаченная заявителями, подлежит возврату из бюджета.

Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявления Поповой Л.Ф., Кожевникова В.А. об оспаривании решений Администрации г.Воткинска удовлетворить.

Признать незаконным отказ и.о. Главы Администрации г.Воткинска – председателя межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при Администрации г.Воткинска в рассмотрении заявлений Поповой Л.Ф. и Кожевникова В.А. о признании непригодными для проживания квартир №№ №*** и №*** в доме по адресу: г.<*****> поданных 5 мая 2012 г.

Обязать межведомственную комиссию по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, при Администрации г.Воткинска рассмотреть заявления Поповой Лилии Федоровны и Кожевникова Владимира Анатольевича о признании непригодными для проживания квартир №№ №*** и №*** в доме по адресу: г.<*****> поданные 5 мая 2012 г., принять по ним решения (в виде заключения):

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47) требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

Взыскать с Администрации г.Воткинска в пользу Кожевникова В.А. расходы на оплату услуг представителя в размере <сумма> руб.

Возвратить Поповой Л.Ф. из бюджета муниципального образования «Город Воткинск» государственную пошлину в сумме <сумма> руб, уплаченную на основании чеков-ордеров №*** от <дата> и №*** от <дата>

Возвратить Кожевникову В.А. из бюджета муниципального образования «Город Воткинск» государственную пошлину в сумме <сумма> руб, уплаченную на основании чеков-ордеров №*** и №*** от <дата>

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда изготовлено 13 июля 2012 г.

Председательствующий судья А.В. Москалев