Решение. О предоставлении вне очереди жилого помещения.



Дело № 2-1228/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воткинск 30 июля 2012 г.

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Москалева А.В.,

при секретаре Лищенко Е.Б.,

с участием:

прокурора Мурадова Э.Б.,

истицы Бадертдиновой Т.Ш.,

представителя ответчика – Администрации муниципального образования «Город Воткинск» – Простневой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воткинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Бадертдиновой Т.Ш., Утробина Т.Ш. и Утробиной Т.Ш., к Администрации муниципального образования «Город Воткинск» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Воткинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Бадертдиновой Т.Ш. и ее несовершеннолетних детей Утробина Г.С. и Утробиной В.С., обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Воткинск» (далее – Администрация г.Воткинска) о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма общей площадью не ниже 39 кв.м, отвечающего санитарным и техническим требованиям в г.Воткинске. Иск мотивирован тем, что жилой дом по адресу: <*****>, в котором проживала истица и ее дети, полностью уничтожен пожаром, истица признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении.

В качестве правового обоснования иска указана часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Мурадов Э.Б. просил удовлетворить иск.

Бадертдинова Т.Ш. в суде иск поддержала, просила его удовлетворить, указала, что в межведомственную комиссию при Администрации г.Воткинска с заявлением о признании жилого дома непригодным для проживания не обращалась.

Представитель Администрации г.Воткинска – Простнева А.В. в суде иск не признала, указав, что основанием для предоставления истице вне очереди жилого помещения может быть только решение межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания. Заключение по дому истцов межведомственной комиссией не принималось.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Жилищный кодекс Российской Федерации относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 ЖК Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 7 и 8 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома, установленным в Положение требованиям. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положениям требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, в силу прямого указания закона вопросы признания непригодными жилых помещений для проживания граждан как муниципального, так и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений.

В соответствии с указанной нормой 2 апреля 2010 г. Главой Администрации г.Воткинска принято постановление № 618, которым при Администрации г.Воткинска создана межведомственная комиссия по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено Положение о комиссии.

С учетом изложенного, признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, заключение которой может явиться основанием для предоставления гражданам жилого помещения во внеочередном порядке.

Судом установлено и не оспаривается участвующими в деле лицами, что межведомственной комиссией при Администрации г.Воткинска заключение о непригодности жилого дома по адресу: <*****> не принималось.

Отсутствие заключения комиссии сторона истца обосновывает тем, что дом сгорел полностью. Вместе с тем, данное обстоятельство не исключает необходимость дачи комиссией заключения о пригодности (непригодности) дома для проживания и возможности ремонта или реконструкции, поскольку, как установлено пунктом 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, отсутствие заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции является препятствием для предоставления гражданам во внеочередном порядке жилых помещений в порядке пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенных обстоятельств, а также отсутствием иной нормы права, устанавливающей утрату жилья (в частности, в результате пожара) в качестве условия для предоставления жилья во внеочередном порядке, иск необоснован и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

р е ш и л:

иск Воткинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Бадертдиновой Т.Ш., Утробина Г.С. и Утробиной В.С., к Администрации муниципального образования «Город Воткинск» о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики. В этот же срок на решение суда прокурором может быть принесено апелляционное представление.

Мотивированное решение суда изготовлено 6 августа 2012 г.

Председательствующий судья А.В. Москалев