Решение. О признании деятельности незаконной. Вступило в законную силу 11.09.2012



Дело № 2-1398/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 августа 2012 года

Воткинский районный суд УР в составе:

Председательствующего судьи Акуловой Е.А.

При секретаре Ивановой И.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Завод радиотехнологического оснащения» о признании деятельности противоречащей требованиям закона, возложении обязанности разработать проект, получить лимиты,

у с т а н о в и л:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ООО «Завод радиотехнологического оснащения» о признании деятельности противоречащей требованиям закона, возложении обязанности разработать проект, получить лимиты, обосновав требования тем, что на основании поступившей из Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике информации о невыполнении Обществом с ограниченной ответственностью «Завод радиотехнологического оборудования» (далее по тексту ООО «Завод РТО») выданных предписаний Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой организована проверка, в ходе которой установлено следующее. ООО «Завод РТО» действует на основании Устава, утвержденного решением внеочередного собрания участников №*** от <дата>. В соответствии с п. 2.2 Устава Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества является проектирование, производство, реализация и ремонт машиностроительной продукции производственно-технического назначения для атомной энергетики, радиоэлектронной промышленности, агропромышленного комплекса, металлообработки, деревообработки, научно-технической продукции, строительства, производства товаров. Общество осуществляет свою деятельность по адресу: <*****> В процессе производственной и хозяйственной деятельности Общества образуются отходы 1, 3, 4 и 5 классов опасности, что подтверждается представленными по запросу документами. В соответствии с договорами на оказание услуг по утилизации отходов производства и потребления, заключенными с ООО «Спецэкохозяйство», ООО«Удмуртвторресурс», Общество передает на утилизацию отходы, образующиеся в процессе производственной и хозяйственной деятельности. <дата> государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Удмуртской Республике по результатам плановой выездной проверки в отношении ООО «Завод РТО» составлен акт проверки №*** Проведенной Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике проверкой в деятельности ООО «Завод РТО» выявлены нарушения законодательства, в том числе, в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: деятельность Общества ведется в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. По результатам проверки ООО «Завод РТО» выдано предписание №*** от <дата> с требованием в срок <дата> разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а также получить лимиты на размещение отходов производства и потребления. На основании постановления №*** от <дата> ООО «Завод РТО» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, то есть за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления. В период времени с <дата> Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО «Завод РТО» проведена внеплановая документарная проверка по исполнению требований ранее выданных предписаний. Внеплановой проверкой установлено, что требования ранее выданного предписания в части разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а также получения лимитов на размещение отходов производства и потребления Обществом не выполнены. По результатам проведения проверки <дата> ООО «Завод РТО» выдано предписание №*** со сроком выполнения до <дата> В период времени с <дата> Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО «Завод РТО» проведена внеплановая документарная проверка по исполнению требований ранее выданных предписаний. Внеплановой проверкой установлено, что требования ранее выданного предписания в части разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а также получения лимитов на размещение отходов производства и потребления Обществом не выполнены. По результатам проведения проверки <дата> ООО «Завод РТО» выдано предписание №*** со сроком выполнения до <дата> В период времени с <дата> Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО «Завод РТО» проведена внеплановая документарная проверка по исполнению требований ранее выданных предписаний. Внеплановой проверкой установлено, что требования ранее выданного предписания в части разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а также получения лимитов на размещение отходов производства и потребления Обществом не выполнены. По результатам проведения проверки <дата> ООО «Завод РТО» выданы предписания №*** со сроком выполнения до <дата> В период времени с <дата> Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО «Завод РТО» проведена внеплановая документарная проверка по исполнению требований ранее выданных предписаний. Внеплановой проверкой установлено, что требования ранее выданного предписания в части разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а также получения лимитов на размещение отходов производства и потребления Обществом не выполнены. По информации, представленной Обществом, до настоящего времени проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов не разработан, а также не получены лимиты на размещение отходов производства и потребления. Таким образом, ООО «Завод РТО» на протяжении более двух лет не исполняет требования предписаний, выданных Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике. Невыполнение ООО «Завод РТО» требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде, в том числе, ее загрязнения, что является основанием для предъявления данного искового заявления. На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, истец просит признать деятельность ООО «Завод РТО» в отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение противоречащей требованиям ст. 11, ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления». В целях устранения нарушений интересов неопределенного круга лиц обязать ООО «Завод РТО» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а также получить лимиты на размещение отходов производства и потребления в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора В. О.А., действующая на основании доверенности <дата>., исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в иске, дополнительных пояснений не дала.

Представитель ответчика ООО «Завод радиотехнологического оснащения» - В. В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании признал обстоятельства, указанные в иске, подтвердил, что действительно на предприятии неоднократно проводились проверки, по результатам которых были выданы предписания об устранении нарушений требований Закона, однако в силу некоторых причин своевременно подготовить соответствующую документацию не представилось возможным. В настоящее время эта работа проводится, получены практически все необходимые паспорта, в связи с чем, считает, что в течение трех месяцев нарушения ими будут устранены.

Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Удмуртской Республике В. В.В., действующий по доверенности, в судебном заседании пояснил, что с исковыми требования согласен, считает, что при выдаче предписаний Росприроднадзором были установлены достаточные сроки для устранения выявленных нарушений, однако необходимая документация ответчиком не была подготовлена своевременно.

Выслушав объяснения участвующих по делу лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) в области охраны окружающей среды в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, осуществляется нормирование, которое, согласно п. 2 ст. 19 Закона № 7-ФЗ, заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Ч. 1 ст. 22 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

В соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от 25.02.2010 №- 50, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Судом установлено, что ООО «Завод РТО», расположенное по адресу: <*****>, является юридическим лицом, осуществляет деятельность по проектированию, производству, реализации и ремонту машиностроительной продукции производственно-технического назначения для атомной энергетики, радиоэлектронной промышленности, агропромышленного комплекса, металлообработки, деревообработки, научно-технической продукции, строительства, производство товаров, иные виды деятельности и оказание других услуг населению, предприятиям, организациям в различных областях хозяйственной и производственной деятельности, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству. В процессе производственной и хозяйственной деятельности ООО «Завод РТО» образуется <***> видов опасных отходов I<***> опасности и <***> видов <***> класса опасности (ртутные лампы, ртутьсодержащие трубки, отработанные в брак, шламы минеральных масел, тара и упаковка из черных металлов, незагрязненная, потерявшая потребительские свойства, готовые изделия, потерявшие потребительские свойства, отходы лакокрасочных средств, шлак сварочный, коммунальные отходы, отходы (осадки) при обработке сточных вод, отходы затвердевшего полиуретана, полиуретановой пены или пленки, отходы полипропилена в виде пленки, стружка черных металлов незагрязненная, стружка натуральной чистой древесины, отходы полиакрилового волокна и нитей, тормозные колодки отработанные, обрезки и обрывки тканей смешанных, резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства, готовые изделия, потерявшие потребительские свойства, прочие отходы бумаги незагрязненные, опилки натуральной чистой древесины, абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов, лом черных металлов несортированный, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, электрические лампы накаливания, отработанные и брак, стеклянный бой незагрязненный). Отходы, образующиеся в процессе производственной и хозяйственной деятельности, ООО «Завод РТО» передает на утилизацию ООО «Спецэкохозяйство», ООО «Удмуртвторресурс».

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами, имеющимися в материалах дела: свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (копия на л.д. №*** свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (копия на л.д. №***), уставом ООО «Завод РТО» (копия на л.д. №***), паспортами опасного отхода (копии на л.д. №***), договорами на оказание услуг по утилизации отходов производства и потребления, заключенными с ООО «Спецэкохозяйство», ООО «Удмуртвторресурс» (копии на л.д. №***); актом проверки от <дата> (копия на л.д. №***).

Таким образом, судом установлено, что юридическое лицо - ООО «Завод РТО» осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с обращением с отходами.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования (статья 11 Закона № 89-ФЗ).

В пункте 1 статьи 18 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 18 Закона № 89-ФЗ).

В силу пункта 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Следовательно, поскольку ООО «Завод РТО» осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с обращением с отходами, в силу требований ст. 11, ст. 18 Закона № 89-ФЗ обязано разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.

Из материалов дела судом установлено, что Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО «Завод РТО» <дата> проведена плановая выездная проверка, в ходе которой, в том числе, установлено, что в нарушение ст. 11 Закона № 89-ФЗ у ООО «Завод РТО» отсутствует проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов, последний проект был разработан в <дата>, срок его действия истек в <дата>; в нарушение ст. 18 Закона № 89-ФЗ ООО «Завод РТО» не имеет утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что подтверждается актом проверки (копия на л.д. <дата>).

По результатам проверки ООО «Завод РТО» выдано предписание №*** от <дата> (копия на л.д. №***) с требованием в срок до <дата> разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а также получить лимиты на размещение отходов производства и потребления.

В период с <дата> по <дата>. Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО «Завод РТО» проведена внеплановая документарная проверка по исполнению требования ранее выданного вышеуказанного предписания, в результате которой установлено, что требования предписания в части разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а также получения лимитов на размещение отходов производства и потребления ООО «Завод РТО» не выполнены, что подтверждается актом проверки (копия на л.д. №***). По результатам проведения проверки <дата> ООО «Завод РТО» выдано предписание №*** (копия на л.д. №***) с требованием в срок до <дата>, в том числе, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, получить лимиты на размещение отходов производства и потребления.

Впоследствии Управлением Росприроднадзора по Удмуртской Республике в отношении ООО «Завод РТО» был проведен еще ряд внеплановых документарных проверок по исполнению требований ранее выданных предписаний, что подтверждается актами (копия на л.д. №***), в результате которых установлено, что требования предписаний (копия на л.д. №***) в части разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а также получения лимитов на размещение отходов производства и потребления ООО «Завод РТО» не выполнены.

Указанные обстоятельства подтверждаются также: письменными объяснениями ведущего инженера по ОТ, ПБ и ООС ООО «Завод РТО» К. Ю.А. (копия на л.д. №***), протоколом об административном правонарушении №*** от <дата>копия на л.д. №***), протоколом об административном правонарушении №*** от <дата> (копия на л.д. №***), постановлением о назначении административного наказания (копия на л.д. №***), оцененными судом в совокупности с другими доказательствами по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Таким образом, установленные судом на основании вышеуказанных доказательств обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Завод РТО» в течение длительного времени не устраняет нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в части разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

На основании ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и др.

В качестве основных принципов охраны окружающей среды Законом № 7-ФЗ закреплен принцип соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду (ст. 3).

Согласно п. 1 ст. 11 Закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право, в частности, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду,

Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 11, 12 ГК РФ нарушенные гражданские права могут быть защищены в порядке гражданского судопроизводства, в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание, что деятельность ООО «Завод РТО», осуществляемая вопреки требованиям законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на благоприятную среду обитания, создает угрозу причинения вреда здоровью человека, нарушает интересы Российской Федерации по обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека, снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, суд считает возможным исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ размер госпошлины для юридического лица по требованиям неимущественного характера составляет <сумма>, в связи с чем, данная сумма подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета МО «Город Воткинск».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Завод радиотехнологического оснащения» о признании деятельности, противоречащей требованиям закона, возложении обязанности разработать проект, получить лимиты – удовлетворить.

Признать деятельность ООО «Завод радиотехнологического оснащения» в отсутствие разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, противоречащей требованиям ст.11, ч.1 ст.18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Обязать ООО «Завод радиотехнологического оснащения» разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, а также получить лимиты на размещение отходов производства и потребления в течение ТРЕХ месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Взыскать с ООО «Завод радиотехнологического оснащения» в доход бюджета МО «г.Воткинск» государственную пошлину в размере <сумма>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09 августа 2012 года.

Председательствующий судья: Е.А. Акулова