Дело № 2-295\11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2011 года
Воткинский городской суд Удмуртской Республики под председательством федерального судьи Черкас Н.Н.
при секретаре Симановой Н.В.
при участии прокурора Мурадова Э.Б., представителя Администрации Муниципального образования «город Воткинск» Вдовина А.А., действующего на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес>), об обязании произвести ремонт улично-дорожной сети <адрес> (от <адрес>), в соответствии с требованием ГОСТ 50597-93,
У С Т А Н О В И Л:
Воткинский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие Администрации Муниципального образования «город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес>), просит обязать Администрацию г. Воткинска произвести ремонт улично-дорожной сети <адрес> (от <адрес>), в соответствии с требованием ГОСТ 50597-93, устранить следующие нарушения:
00+ 100 выбоины длиной до 1 метра шириной до 0,3 метра, глубиной до 0,1 метра:
00+200, выбоины, длиной до 0,4 метра, шириной до 0,8 метра, глубиной до 0,09 метра;
00+300, выбоины длиной до 1 метра, шириной до 0,4 метра, глубиной до 0,15 метра;
00+500 выбоины длиной до 6,5 метра, шириной до 2,9 метра, глубиной до 0,08 метра; снижение обочины до 0,23 метра, длиной 22 метра;
00+600 выбоины длиной до 5,9 метра, шириной до 1,5 метра, глубиной до 0,13 метра;
00+800 выбоины длиной до 10 метра, шириной до 3,5 метра, глубиной до 0,11 метра. Точкой начала отчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков улично-дорожной сети г. Воткинска является пересечение <адрес> с <адрес> (00-00 км.).
В обоснование заявления прокурор указал, что Воткинской межрайонной прокуратурой по поступившей информации Воткинского отделения ГИБДД МОБ УВД по г. Воткинску и Воткинскому району проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства по безопасности дорожного движения. В ходе проведенной проверки установлено, что на улично-дорожной сети г. Воткинска имеются выбоины, просадки, сетка трещин. Согласно акта осмотра (обследования) улично-дорожной сети г. Воткинска сектора от <дд.мм.гггг> выявлены нарушения п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Требования к эксплуатационному, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения по <адрес> (от <адрес>) 00+100 - 00+800 м. имеет сетку трещин, занижение обочины.
По результатам обследования <дд.мм.гггг> в адрес руководителя Управления ЖКХ Администрации г. Воткинска вынесено предписание от <дд.мм.гггг> об устранении нарушений требования законодательства по безопасности дорожного движения до <дд.мм.гггг>. Однако до настоящего времени требования, изложенные в предписании Администрацией г. Воткинска не исполнены. Сведения о неустранении Администрацией МО «город Воткинск» нарушений требования законодательства по безопасности дорожного движения, указанных в предписании от <дд.мм.гггг>, установлены в ходе контрольной проверки, проведенной <дд.мм.гггг>, о чем составлен соответствующий акт.
Согласно акта контрольной проверки, проведенной <дд.мм.гггг> выявлены
00+ 100 выбоины длиной до 1 метра шириной до 0,3 метра, глубиной до 0,1 метра:
00+200, выбоины, длиной до 0,4 метра, шириной до 0,8 метра, глубиной до 0,09 метра;
00+300, выбоины длиной до 1 метра, шириной до 0,4 метра, глубиной до 0,15 метра;
00+500 выбоины длиной до 6,5 метра, шириной до 2,9 метра, глубиной до 0,08 метра; снижение обочины до 0,23 метра, длиной 22 метра;
00+600 выбоины длиной до 5,9 метра, шириной до 1,5 метра, глубиной до 0,13 метра;
00+800 выбоины длиной до 10 метра, шириной до 3,5 метра, глубиной до 0,11 метра.
Контрольные измерения проводились при помощи рулетки металлической №***, рейки дорожной КП №***, заводской номер №***, кроме того, проводилась фотофиксация. Указанные нарушения должны быть устранены органом местного самоуправления –Администрацией МО «город Воткинск». Бездействие Администрации МО «город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, а именно, автомобильной дороги по ул, Пригородная (от <адрес>), ставит под угрозу жизни и здоровье граждан (автовладельцев, пешеходов) г. Воткинска.
В судебном заседании помощник прокурора Мурадов Э.Б. доводы, изложенные в заявлении, поддержал, пояснил, что по поступившей информации из отдела ГИБДД по г. Воткинску, Воткинскому району Воткинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения органами безопасности дорожного движения. В ходе проверки были выявлены нарушения действующего законодательства, в связи с чем, было написано заявление в суд. Заявление поддерживает в полном объеме. Требования обоснованы ранее направленными органами ГИБДД предписаниями, которые имеются в материалах дела, письмами в адрес Администрации. Неисполнение предписаний послужило причиной обращения органом ГИБДД в органы прокуратуры для прокурорского вмешательства. Имеются в материалах дела акты контрольных проверок, предписания, административный протокол в отношении начальника Управления ЖКХ Петрова В.Н. Неоднократность направленных предписаний подтверждает системность неисполнения органами местного самоуправления обязательств, возложенных на них Законом № 131-ФЗ «Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в силу Закона о безопасности дорожного движения. Согласно Закона № 131-ФЗ данный вопрос относиться к вопросам местного значения. МУП ЖКХ «Благоустройство» является только исполнителем и осуществляет только чистку, уборку улиц, содержанием и ремонтом не занимается. Ямочный ремонт осуществляет специализированная организация, которая определяется по конкурсу, выделяются денежные средства.
Представитель Администрации МО «город Воткинск» Вдовин А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласен в полном объеме, пояснил, что на 2011 год бюджетом города согласно решению Воткинской городской Думы от 15.12.2010 года № 26 денежные средства на ремонт на данный участок дороги не заложены. Администрация не может в этом году выполнить данный объем работы. Денежных средств у Администрации нет. Согласно ст. 25 Устава Администрация обеспечивает составление проекта бюджета МО Администрации МО «город Воткинск». Утверждает данный бюджет Воткинская городская Дума. Администрация для функционирования сетей города закладывали в проект бюджета города вопросы по ремонту дорог города. Бюджет утвержден без запланированных денежных средств на ремонт по данному участку дороги. Администрация проявила инициативу, в проект бюджета был заложен ремонт данного участка дороги, но Дума не утвердила, так как там большой объем ремонта дороги, на который нужны большие деньги. Правительство УР выделяет субсидии на ремонт и содержание дорог. В бюджет данные денежные средства не заложены. Если приходят денежные средства от субъекта РФ в первую очередь необходимо сделать дороги в центре, черте города, где идет основной поток транспорта, жителей города. Субсидии, которые выделяются, недостаточны на весь объем ремонта дорожного полотна. В первую очередь производится ремонт на дорогах с интенсивным движением транспорта. С доводами, изложенными в заявлении по недостаткам дорожного покрытия на данном участке дороги, согласны, так как в акте подписался начальник Управления ЖКХ Администрации города Петров В.Н., и главный специалист начальник Управления ЖКХ Администрации города Будилов А.В., возражений по акту нет. На сегодняшний день исправлений недостатков не было, так как зимой ремонтные работы не проводятся. В соответствии с Уставом Администрация МО «город Воткинск» ведет данную дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 46 Федерального закона Российской Федерации от 8ноября2007года N257-ФЗ, действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.
Поэтому дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений).
В силу ст. 48 Устава МО «Город Воткинск», принятого решением городской думы г. Воткинска от 9 июня 2005 г. N 259, Администрация города Воткинска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Город Воткинск", наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
В силу ст. 8 (п. 5 в ред. решения Воткинской городской Думы от 20.02.2008 N 319) Устава МО «Город Воткинск», полномочиями Администрации города по решению вопросов местного значения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 8ноября2007года N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
В силу ст.13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Таким образом, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования.
Поскольку автомобильная дорога в городе Воткинске по <адрес> (от <адрес>), точкой начала отчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков улично-дорожной сети г. Воткинска является пересечение <адрес> с <адрес> (00-00 км.)- находится в границах МО «город Воткинск», то указанная дорога относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, т.е. осуществление дорожной деятельности в отношении данной дороги относится к компетенции Администрации г. Воткинска.
В силу п. «б» ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 8ноября2007года N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.п. «в» п.п. 2 п. 11 Приложения к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», в состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам входят, в том числе, устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Воткинской межрайонной прокуратурой по поступившей информации Воткинского отделения ГИБДД МОБ УВД по г. Воткинску и Воткинскому району проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства по безопасности дорожного движения. В ходе проведенной проверки установлено, что на улично-дорожной сети г. Воткинска имеются выбоины, просадки, сетка трещин. Согласно акта осмотра (обследования) улично-дорожной сети г. Воткинска сектора от <дд.мм.гггг> выявлены нарушения п. 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Требования к эксплуатационному, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения по <адрес> (от <адрес>) 00+100 - 00+800 м. имеет выбоины, сетку трещин, занижение обочины.
По результатам обследования <дд.мм.гггг> в адрес руководителя Управления ЖКХ Администрации г. Воткинска вынесено предписание от <дд.мм.гггг> об устранении нарушений требования законодательства по безопасности дорожного движения до <дд.мм.гггг>. Однако до настоящего времени требования, изложенные в предписании Администрацией г. Воткинска не исполнены. Сведения о не устранении Администрацией МО «город Воткинск» нарушений требования законодательства по безопасности дорожного движения, указанных в предписании от <дд.мм.гггг> установлены в ходе контрольной проверки, проведенной <дд.мм.гггг>, о чем составлен соответствующий акт.
Согласно акта контрольной проверки, проведенной <дд.мм.гггг> выявлены
00+ 100 выбоины длиной до 1 метра шириной до 0,3 метра, глубиной до 0,1 метра:
00+200, выбоины, длиной до 0,4 метра, шириной до 0,8 метра, глубиной до 0,09 метра;
00+300, выбоины длиной до 1 метра, шириной до 0,4 метра, глубиной до 0,15 метра;
00+500 выбоины длиной до 6,5 метра, шириной до 2,9 метра, глубиной до 0,08 метра; снижение обочины до 0,23 метра, длиной 22 метра;
00+600 выбоины длиной до 5,9 метра, шириной до 1,5 метра, глубиной до 0,13 метра;
00+800 выбоины длиной до 10 метра, шириной до 3,5 метра, глубиной до 0,11 метра.
Поскольку в комиссию контрольной проверки, проведенной <дд.мм.гггг> входил представитель администрации города Воткинска, то суд приходит к выводу о том, что Администрации г. Воткинска известно о наличии вышеуказанных нарушениях выбоинах на указанном участке дороги.
ОГИБДД УВД по г. Воткинску и Воткинскому району в адрес Главы администрации МО «город Воткинск», по результатам обследования улично-дорожной сети г Воткинска, внесено предписание об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, в целях устранения нарушений ПДД, ГОСТ Р 50597-93; ГОСТ Р 52289-04, определен срок выполнения в соответствии с ГОСТ Р 50597-93.
Предписания также высылались в <дд.мм.гггг> году, 04.005.2010 года.
До настоящего времени данное предписание не исполнено.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны в числе прочего: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы Государственным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 50597-93).
В соответствии с п.3.1.1 Государственного стандарта РФ (ГОСТ 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993г. №221), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешённой Правилами дорожного движения скоростью.
В соответствии с п. 3.1.2. указанного Государственного стандарта, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Требования ГОСТ 50597-93 являются обязательными в силу ч.1 ст.46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. №184-ФЗ, так как его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан. Таким образом, на УДС г. Воткинска необходим ремонт проезжей части. Несоответствие дорожного покрытия на улицах г. Воткинска требованиям ГОСТ 50597-93 нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц (автовладельцев, пешеходов), пользующихся данными участками дорог, поскольку имеющиеся дефекты дорожного покрытия приводят и могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых могут пострадать как жизнь, здоровье людей так и их имущество.
Выявленные нарушения при содержании автомобильной дороги и несоответствие ее состояния требованиям ГОСТ Р50597-93 затрудняет движение транспорта, в том числе и осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, способствует созданию аварийных ситуаций на данной дороге.
Таким образом, в результате бездействия администрации МО «город Воткинск» нарушаются права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные государством.
Доказательств законности бездействия Администрации МО «г. Воткинска» и доводов, на которые ссылалась представитель Администрации МО «г. Воткинска», суду не представлено.
Отсутствие денежных средств в бюджете на ремонт дороги также не может являться основанием для отказа прокурору в удовлетворении его требований к Администрации МО «город Воткинск».
Согласно ст. 8 Устава МО «Город Воткинск», формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа осуществляется Администрацией города и контроль за исполнением данного бюджета обеспечивается Администрацией города Воткинска.
Вместе с тем суду не представлено доказательств того, что с 2009, 2010 года Администрация г. Воткинска планировала и включала в проект бюджета города расходы ремонт проезжей части участка автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес>).
При указанных обстоятельствах заявление Воткинского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.
В судебном заседании помощник прокурора Мурадов Э.Б. заявил об изменении срока, в течение которого должны быть произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска, устранены в соответствии с требованием ГОСТ 50597-93 выявленные нарушения закона и прав и законных интересов граждан, с <дд.мм.гггг> на <дд.мм.гггг>.
Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона и прав и законных интересов граждан, суд устанавливает его по предложению прокурора –до <дд.мм.гггг>, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из погодных условий, т.к. зимой укладка грунта и асфальта невозможна, а также времени, необходимого для устранения выбоин, которые требуют значительных денежных средств и времени для устранения недостатков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации МО «город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, обязании Администрации МО «город Воткинск» произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, а именно автомобильной дороги по <адрес> (от <адрес>).
Обязать Администрации муниципального образования «город Воткинск» в срок до <дд.мм.гггг> произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска в соответствии с требованием ГОСТ 50597-93, устранить нарушения:
00+ 100 выбоины длиной до 1 метра шириной до 0,3 метра, глубиной до 0,1 метра:
00+200, выбоины, длиной до 0,4 метра, шириной до 0,8 метра, глубиной до 0,09 метра;
00+300, выбоины длиной до 1 метра, шириной до 0,4 метра, глубиной до 0,15 метра;
00+500 выбоины длиной до 6,5 метра, шириной до 2,9 метра, глубиной до 0,08 метра; снижение обочины до 0,23 метра, длиной 22 метра;
00+600 выбоины длиной до 5,9 метра, шириной до 1,5 метра, глубиной до 0,13 метра;
00+800 выбоины длиной до 10 метра, шириной до 3,5 метра, глубиной до 0,11 метра. Точкой начала отчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков улично-дорожной сети г. Воткинска является пересечение <адрес> с <адрес> (00-00 км.).
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Воткинский городской суд Удмуртской Республики.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, вправе ознакомиться 21 февраля 2011 года.
Решение в резолютивной форме принято и напечатано в совещательной комнате на компьютере.
Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2011 года с применением технических средств- компьютера.
Председательствующая судья: Н.Н. Черкас