Дело № 2-140 / 12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.Шаркан 28 марта 2012 года Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Концевой Н.А. при секретаре Перевозчиковой И.А., с участием прокурора Широбокова А.С., истцов Никитина А.Г., Никитина М.Г., Широбокова И.А., Перевозчиковой Т.В., представителя истца Министерства образования и науки Удмуртской республики Ф. представителя ответчика Администрации муниципального образования «Шарканский район» Л., представителя ответчика ООО «Идеал» К., представителя третьего лица ГУП «Удмурттехинвентаризация» -Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарканского района Удмуртской Республики в интересах Никитина М,Г., Никитина А.Г., Широбокова И.А., Перевозчиковой Т.В., Министерства образования и науки Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования «Шарканский район», обществу с ограниченной ответственностью «Идеал» о признании размещения заказа у единственного поставщика по приобретению жилых помещений и муниципальных контрактов, заключенных по результатам размещения заказа у единственного поставщика, недействительными; применении последствий недействительности сделок, взыскании денежных средств У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шарканского района УР обратился в суд с иском в интересах Никитина М.Г., Никитина А.Г., Широбокова И.А., Перевозчиковой Т.В., Министерства образования и науки Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования «Шарканский район» УР, обществу с ограниченной ответственностью «Идеал» о признании открытого аукциона №*** на право заключить муниципальные контракты на приобретение жилых домов (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <***> в <***> году, недействительным, о признании муниципальных контрактов от <дд.мм.гг> №№*** и ***, заключенных по результатам проведения указанного открытого аукциона, недействительными, о применении последствий недействительности сделок – муниципальных контрактов от <дд.мм.гг.> №№*** и *** на приобретение жилого дома (квартиры) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <***> в <***> году, заключенных между администрацией муниципального образования «Шарканский район» и обществом с ограниченной ответственностью «Идеал»: о прекращении права собственности муниципального образования «Шарканский район» на квартиры, расположенные по адресу: <***> ; восстановлении права собственности общества с ограниченной ответственностью «Идеал» на указанные квартиры, взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Идеал» в доход бюджета муниципального образования «Шарканский район» денежных средств в размере <сумма> рублей. В ходе судебного разбирательства прокурор частично изменил предмет иска, просил суд признать недействительным размещение заказа Администрацией муниципального образования «Шарканский район» у единственного поставщика – общества с ограниченной ответственностью «Идеал» по приобретению квартир, расположенных по адресу: <***>, для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <***> в <***> году, признать муниципальные контракты от <дд.мм.гг.> №*** и №***, заключенные по результатам проведения данного открытого аукциона, недействительными, применить последствия недействительности сделок – муниципальных контрактов от <дд.мм.гг.> №*** и №*** на приобретение жилого дома (квартиры) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <***> в <***> году, заключенных между администрацией муниципального образования «Шарканский район» и обществом с ограниченной ответственностью «Идеал»: прекратить право собственности муниципального образования «Шарканский район» на квартиры, расположенные по адресу: <***>; восстановить право собственности общества с ограниченной ответственностью «Идеал» на указанные квартиры, взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Идеал» в доход бюджета муниципального образования «Шарканский район» денежные средства в размере <сумма> рублей. Исковые требования обоснованы следующим. <дд.мм.гг.> администрацией муниципального образования «Шарканский район» заключены муниципальные контракты №*** и №*** на приобретение жилых домов (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <***>. В соответствии с условиями муниципального контракта №*** администрацией муниципального образования «Шарканский район» приобретена в муниципальную собственность квартира, расположенная по адресу: <***>; общей площадью 36,02 кв. метра. Цена муниципального контракта составила <сумма> рублей. В соответствии с условиями муниципального контракта №*** администрацией муниципального образования «Шарканский район» приобретена в муниципальную собственность квартира, расположенная по адресу: <***>, общей площадью 36,02 кв. метра. Цена муниципального контракта составила <сумма> рублей. Согласно документации об открытом аукционе №*** администрацией муниципального образования «Шарканский район» размещен заказ на приобретение жилых домов (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <***>, по двум ЛОТам. Обязательным условием по ЛОТу №*** и №*** Информационной карты аукциона являлись требования к поставляемому товару: жилые дома (квартиры), которые должны располагаться на территории <***> и быть приобретены у застройщиков на рынке нового жилья. Жилой дом должен иметь прихожую, кухню, две изолированные жилые комнаты, санузел, наличие центрального отопления или автономного газового отопления с установкой индивидуального газового котла, холодное водоснабжение, канализацию (при отсутствии – выгреб), электроснабжение. Жилые дома (квартиры) должны отвечать санитарно-техническим нормам. Общая площадь жилого помещения – не менее 36 кв. м и не более 40 кв. м, стоимость - не более 25 тыс. рублей за 1 кв. м. общей площади. Для участия в открытом аукционе на право заключить муниципальный контракт по ЛОТу №*** и №*** в администрацию муниципального образования «Шарканский район» поступило по 1 заявке от общества с ограниченной ответственностью «Идеал». В нарушение ч.7 ст.35 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» регистрация заявок на участие в открытом аукционе осуществлялась в журнале регистрации без указания даты и времени поступления заявок. Заявки ООО «Идеал» на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта по ЛОТу №*** и №*** на приобретение жилых домов (квартир) содержали согласие на поставку товара в соответствии с условиями аукциона, по цене контракта, предложенной в аукционной документации (<***> рублей по каждому ЛОТу). С учетом требований документации об открытом аукционе и сведений о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, указанных в приложении к заявкам ООО «Идеал» на участие в аукционе, заявки должны были содержать сведения о цене поставляемого жилого дома (квартиры) с учетом стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения не более 25 тыс. рублей. То есть цена продаваемых ООО «Идеал» квартир не должна была превышать 900500 рублей (36,02 кв. м ? 25 000 рублей/1 кв. м = 900500 рублей). В нарушение требований ст.35 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которая устанавливает, что заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг, в заявках ООО «Идеал» по ЛОТу №*** и №*** указана цена продаваемого жилого помещения без учета стоимости 1 кв. м, определенного аукционной документацией. Кроме того, ООО «Идеал» выразило согласие по каждому ЛОТу на предоставление жилых помещений общей площадью 36, 02 кв. м. Однако, фактическая площадь приобретенной администрацией муниципального образования «Шарканский район» квартиры, расположенной по адресу: <***>, составляет 31,9 кв. метра; фактическая площадь квартиры, расположенной по адресу: <***>, составляет 31,7 кв. м., что существенно меньше границ, определенных аукционной документацией (от 36 до 40 кв. м). В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота); наличия в документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах. В нарушение требований закона аукционная комиссия допустила ООО «Идеал» к участию в аукционе. При этом протокол заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе от 15.12.2010 года, в нарушение ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», не содержит сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе. Кроме того, муниципальные контракты от имени администрации муниципального образования «Шарканский район» подписаны первым заместителем главы администрации муниципального образования «Шарканский район» П., который не был уполномочен на их подписание. Приобретенная квартира по адресу: <***> предоставлена Широбокову И.А. и Перевозчиковой Т.В., приобретенная квартира по адресу: <***>, предоставлена Никитину М.Г. и Никитину А.Г. В соответствии с постановлением администрации МО «Шарканский район» от <дд.мм.гг.> №*** «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории Шарканского района» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых приобретались квартиры, должны были быть обеспечены площадью не менее 18 кв. м. Кроме того, сумма выделенных из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования «Шарканский район» денежных средств была рассчитана в соответствии с методикой расчета субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) из фонда компенсаций бюджета Удмуртской Республики на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденной приложением №1 к Закону Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и рассчитана на обеспечение жилой площади для 4 человек. В результате допущенных существенных нарушений законодательства в сфере размещения заказов для муниципальных нужд, муниципальные контракты №*** и №*** на приобретение жилых домов (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <***> в *** году, заключены по существенно завышенной цене с обществом, которое не могло быть допущено к участию в аукционе; приобретены квартиры, не отвечающие требованиям аукционной документации и по завышенной цене, что повлекло существенные нарушения прав и законных интересов детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с нормой предоставления, а также интересы Удмуртской Республики в лице Министерства образования и науки Удмуртской Республики в части допущенных нарушений при расходовании средств, выделенных из бюджета Удмуртской Республики бюджету муниципального образования «Шарканский район», для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями. В ходе рассмотрения дела прокурор дополнил иск новым основанием: несоответствие указанных выше приобретенных Администрацией МО «Шарканское» жилых помещений санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПин 2.1.2.2645-10), согласно которым не допускается устраивать вход в помещение, оборудованное унитазом, непосредственно из кухни и жилых комнат. В судебном заседании прокурор исковые требования, с учетом изменений и дополнений, поддержал, дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Истцы Никитин М.Г, Никитин А.Г., Широбоков И.А., Перевозчикова Т.В., представитель Министерства образования и науки УР иск поддержали, согласились с доводами прокурора. Представитель ответчика Администрации МО «Шарканский район» УР Л. иск не признала, пояснила, что при приобретении жилых помещений для детей-сирот Администрацией МО «Шарканский район» закон не нарушен, на приобретаемые жилые помещения была представлена техническая документация, согласно которой жилые помещения отвечали всем требованиям закона. Позднее выяснилось, что фактическая площадь квартир не соответствовала заявленной площади. Муниципальные контракты были подписаны первым заместителем руководителя администрации МО «Шарканский район» в пределах его полномочий, предусмотренных Уставом. Представитель ответчика ООО «Идеал» К. иск не признал, пояснил, что на сайте было размещено объявление об аукционе, обнаружив объявление, ООО «Идеал» подало письменное заявление об участии в аукционе. Аукцион не состоялся, так как заявка была подана только одним лицом. <дд.мм.гг.> были заключены муниципальные контракты, не согласен, что площадь жилых помещений, указанная в технических документах, не соответствует фактической, он лично не измерял площади квартир, технические паспорта на квартиры были изготовлены и выданы специалистами. Что касается санитарных норм, то указанная норма введена в действие уже после того, как дом был сдан в эксплуатацию, поэтому вины в его действиях нет. Представитель третьего лица ГУП «Удмурттехинвентаризация» -Б. с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что при выезде на место были выявлены ошибки в технической документации на квартиры: площадь квартиры № *** фактически составляет– 31,9 кв.м, площадь квартиры № *** – 31,7 кв.м., в то время как в технических документах и в заявке площадь каждой квартиры указана – 36,02 кв.м. Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования «Шарканский район» УР <дд.мм.гг.> размещен заказ на приобретение жилых домов (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <***> в <***>году, по двум ЛОТам путем проведения торгов в виде аукциона. Согласно документации об открытом аукционе №*** на право заключить муниципальные контракты на приобретение жилых домов (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <***> в <***> году, обязательным условием по ЛОТу №*** и ЛОТу №*** информационной карты аукциона являлись требования к поставляемому товару: жилые дома (квартиры), которые должны располагаться на территории <***> и быть приобретены у застройщиков на рынке нового жилья. Жилой дом (квартира) должен иметь прихожую, кухню, две изолированные жилые комнаты, санузел, наличие центрального отопления или автономного газового отопления с установкой индивидуального газового котла, холодное водоснабжение, канализацию (при отсутствии – выгреб), электроснабжение. Жилые дома (квартиры) должны отвечать санитарно-техническим нормам. Общая площадь жилого помещения – не менее 36 кв. м и не более 40 кв. м, стоимостью не более 25 тыс. рублей за 1 кв. м общей площади (л.д.10-16). Для участия в открытом аукционе на право заключить муниципальный контракт по ЛОТу №*** и ЛОТу №*** в администрацию муниципального образования «Шарканский район» поступило по одной заявке от общества с ограниченной ответственностью «Идеал» (л.д.21, 24). По результатам рассмотрения заявок проект муниципального контракта передан обществу с ограниченной ответственностью «Идеал» (л.д.28). <дд.мм.гг.> администрацией муниципального образования «Шарканский район» с обществом с ограниченной ответственностью «Идеал» заключены муниципальные контракты №*** и №*** на приобретение жилых домов (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <***> в <***> году. В соответствии с условиями муниципального контракта №*** администрацией муниципального образования «Шарканский район» приобретена в муниципальную собственность квартира, расположенная по адресу: <***>, общей площадью 36,02 кв. метра. Цена муниципального контракта составила <сумма> рублей (л.д.30-32). В соответствии с условиями муниципального контракта №*** администрацией муниципального образования «Шарканский район» приобретена в муниципальную собственность квартира, расположенная по адресу: <***>, общей площадью 36,02 кв. м. Цена муниципального контракта составила <суммма> рублей (л.д. 33-35). На основании постановления главы администрации МО «Шарканский район» № *** от <дд.мм.гг.> квартира, расположенная по адресу: <***>, предоставлена по договору социального найма Широбокову И.А. и Перевозчиковой Т.В., квартира, расположенная по адресу: <***>, предоставлена по договору социального найма Никитину М.Г. и Никитину А.Г. (л.д.37 – 46). Размещение заказа администрацией муниципального образования «Шарканский район» у единственного поставщика – общества с ограниченной ответственностью «Идеал» по приобретению указанных выше квартир и заключение муниципальных контрактов от <дд.мм.гг.> №№ *** и № *** на приобретение квартир произведены с нарушением закона. Так в силу ч.7 ст.35 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» каждая заявка на участие в аукционе, поступившая в срок, указанный в документации об аукционе, регистрируется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией. По требованию участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация выдают расписку в получении такой заявки с указанием даты и времени ее получения. В нарушение указанной нормы закона дата и время поступления заявок на участие в открытом аукционе, регистрационный номер и форма заявок в журнале регистрации не указаны (л.д.27). Согласно ч.3 ст.36 Федерального Закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона, или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 12 настоящего Федерального закона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе. В нарушение требований ч.3 ст.36 Федерального Закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в Протоколе отсутствуют сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе (л.д.28). В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при рассмотрении заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота); наличия в документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах. Заявки ООО «Идеал» на участие в открытом аукционе на право заключения муниципального контракта по ЛОТу №*** и №*** на приобретение жилых домов (квартир) содержали согласие на поставку товара в соответствии с условиями аукциона. Согласно документации об открытом аукционе п.2.1 раздела Информационной карты аукциона, требования заказчика к жилым домам (квартирам) включают стоимость 1 кв.м. общей площади не более 25000 рублей и общую площадь не менее 36 кв.м. и не более 40 кв.м. Согласно п.1.4 раздела II Информационной карты аукциона начальная (максимальная) цена контракта выставлена заказчиком в сумме <***> руб. за единицу, исходя из максимальной общей площади жилого помещения 40 кв.м. и максимальной цены за 1 кв.м жилой площади (40х25000) (л.д.15). В заявке ООО «Идеал» на участие в аукционе в сведениях о функциональных и качественных характеристиках товара, предложена общая площадь квартиры 36,02 кв.м., в нарушение п.2.1 раздела II Информационной карты аукциона в заявке ООО «Идеал» не предложено существенное условие заказчика к жилому помещению – стоимость 1 кв.м. общей площади квартиры (л.д.21 -25). С учетом заявленной заказчиком в п.2.1 раздела II Информационной карты аукциона максимальной стоимости жилого помещения за 1 кв.м. 25000 рублей и предложенной участником конкурса общей площади одной квартиры 36,02 кв.м. цена муниципального контракта должна составлять не более 900500 рублей (36,02х25000). Однако при рассмотрении заявки ООО «Идеал», в протоколе цена контракта в пересчете стоимости 1 кв.м., аукционной комиссией не согласована. Решением комиссии принятая цена контракта составила по ЛОТу № *** – <сумма> руб., по ЛОТу № *** – <***> рублей (л.д.28, 30-33). Согласно сведениям о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, указанных в заявках на участие в открытом аукционе общая площадь жилых помещений – 36, 02 кв.м. (л.д. 21-22, 24-25). Однако, фактическая площадь приобретенной администрацией муниципального образования «Шарканский район» квартиры, расположенной по адресу: <***> - 31,9 кв. метра; фактическая площадь квартиры, расположенной по адресу: <***> - 31,7 кв. метра, что существенно меньше границ, определенных аукционной документацией (от 36 до 40 кв. м), что подтверждается актом проверки Росфиннадзора в УР использования средств, источником которых является субсидия из федерального бюджета бюджету Удмуртской Республики на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, в Администрации муниципального образования «Шарканский район» за <***> год от <дд.мм.гг.> (л.д. 47-53), сообщениями генерального директора ГУП «Удмурттехинвентаризация» прокурору Шарканского района УР о проведении проверки соответствия площади, указанной в техническом паспорте и фактической площади по квартирах по адресу: <***> и <***>, (л.д. 61, 64), кадастровыми паспортами на указанные квартиры, составленными по итогам выездной проверки (л.д.62-63,64-65). Приобретенные жилые помещения не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (СанПин 2.1.2.2645-10), согласно которым не допускается устраивать вход в помещение, оборудованное унитазом, непосредственно из кухни и жилых комнат. В нарушение Санитарно-эпидемиологических требований в указанных жилых помещениях, предоставленных лицам из числа детей-сирот, вход в туалет осуществляется с кухни квартиры (л.д.63,65). В соответствии с постановлением администрации МО «Шарканский район» от <дд.мм.гг.> №*** «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории Шарканского района» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых приобретались квартиры, должны были быть обеспечены площадью не менее 18 кв. м. Фактически истцам, обладающим указанными выше льготами, были предоставлены жилые помещения, площадь которых менее 18 кв.м. Статья 168 ГК РФ гласит, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» допуск аукционной комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, который не может быть допущен к участию в торгах, является основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления. Поскольку размещение заказа администрацией муниципального образования «Шарканский район» у единственного поставщика – общества с ограниченной ответственностью «Идеал» по приобретению квартир для детей-сирот произведено с нарушениями требований закона, исковые требования прокурора о признании недействительными размещения заказа администрацией муниципального образования «Шарканский район» у единственного поставщика – общества с ограниченной ответственностью «Идеал» по приобретению квартир для детей-сирот, и муниципальных контрактов на приобретение квартир для детей-сирот заключенных между администрацией муниципального образования «Шарканский район» и обществом с ограниченной ответственностью «Идеал» по результатам размещения заказа у единственного поставщика, обоснованны и подлежат удовлетворению. Прокурор также просил признать муниципальные контракты недействительными в связи с тем, что они подписаны от имени администрации муниципального образования «Шарканский район» первым заместителем главы администрации муниципального образования «Шарканский район» П., который не был уполномочен на их подписание. Однако суд приходит к выводу, что указанное обстоятельство не является основанием для признания муниципальных контрактов недействительными по следующим основаниям. В соответствии со ст. 33 Устава МО «Шарканский район», утвержденного решением Шарканского районного Совета депутатов от <дд.мм.гг.> №***, заключение от имени администрации района договоров и соглашений относится к компетенции главы администрации района. Согласно ч.3 ст.32 Устава Глава администрации района имеет первого заместителя главы администрации и заместителей главы администрации района по соответствующим направлениям деятельности в соответствии со структурой администрации района. Первый заместитель главы Администрации района выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей, установленных главой администрации района в соответствии со структурой администрации района, а в случае отсутствия главы администрации района или невозможности исполнения им своих обязанностей выполняет обязанности главы администрации района (ч. 3 ст. 32 Устава). В момент заключения муниципальных контрактов первый заместитель главы администрации МО «Шарканский район» П. не исполнял обязанности главы администрации района, следовательно, не имел полномочий на заключение муниципальных контрактов от имени администрации района. В соответствии со ст.183 ГК РФ, при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. В судебном заседании установлено, что оспариваемые сделки одобрены администрацией МО «Шарканский район», что подтверждается пояснениями в судебном заседании представителя администрации МО «Шарканский район» Л., не признавшей иск о признании сделок недействительными. Об одобрении сделок свидетельствует также факт принятия администрацией МО «Шарканский район» исполнения по оспариваемым сделкам. В силу ч. 1 ст.167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью и недействительна с момента ее заключения. Согласно ч.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре - возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Таким образом, исковые требования о применении последствий недействительности сделок, а именно о прекращении права собственности муниципального образования «Шарканский район» на указанные выше квартиры, восстановления права собственности на эти квартиры общества с ограниченной ответственностью «Идеал», взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Идеал» в доход бюджета муниципального образования «Шарканский район» денежных средств в размере <сумма> рублей, уплаченных за квартиры, подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.98, 103 ГПК РФ, пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика ООО «Идеал» подлежит взысканию в доход бюджета МО «Шарканский район» государственная пошлина в размере <сумма> рублей. Администрация МО «Шарканский район» от уплаты государственной пошлины освобождена на основании пп.19 п.1 ст.336.36 Налогового Кодекса РФ. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск прокурора Шарканского района Удмуртской Республики в интересах Никитина М.Г., Никитина А.Г., Широбокова И.А., Перевозчиковой Т.В., Удмуртской Республики в лице Министерства образования и науки УР к Администрации муниципального образования «Шарканский район», обществу с ограниченной ответственностью «Идеал» о признании размещения заказа у единственного поставщика по приобретению жилых помещений, недействительным, о признании муниципальных контрактов, заключенных по результатам размещения заказа у единственного поставщика, недействительными; о применении последствий недействительности сделок, взыскании денежных средств, удовлетворить. Признать недействительным размещение заказа администрацией муниципального образования «Шарканский район» у единственного поставщика – общества с ограниченной ответственностью «Идеал» по приобретению квартир, расположенных по адресу: <***>, для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <***> в <***> году. Признать недействительными муниципальные контракты от <дд.мм.гг.> №№*** и № *** на приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <***> в <***> году,. заключенные между администрацией муниципального образования «Шарканский район» и обществом с ограниченной ответственностью «Идеал» по результатам размещения заказа у единственного поставщика. Применить последствия недействительности сделок - муниципальных контрактов от <дд.мм.гг.> №*** и № *** на приобретение квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <***> в <***> году, заключенных между администрацией муниципального образования «Шарканский район» и обществом с ограниченной ответственностью «Идеал»: прекратить право собственности муниципального образования «Шарканский район» на квартиры, расположенные по адресу: <***>; восстановить право собственности общества с ограниченной ответственностью «Идеал», на квартиры, расположенные по адресу: <***>. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Идеал» в доход бюджета муниципального образования «Шарканский район» денежные средства в размере <сумма> рублей. Прекращение права собственности муниципального образования «Шарканский район» на квартиры, расположенные по адресу: <***>; и восстановление права собственности общества с ограниченной ответственностью «Идеал», на квартиры, расположенные по адресу: <***>, является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Идеал» государственную пошлину в сумме <***> рублей в доход бюджета МО «Шарканский район». Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР через Воткинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: подпись Н.А. Концевая