№ 12- 199/2012 12 сентября 2012 года г. Воткинск Судья Воткинского районного суда УР Акулова Елена Анатольевна, при секретаре Ивановой И.С. с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации МО «Июльское» - Гусева А.В., представителя Управления Россельхознадзора по Удмуртской Республике – Моисеева С.С. действующего на основании доверенности от <дата> УСТАНОВИЛ: Управлением Россельхознадзора по Удмуртской Республике на вышеуказанное постановление подана жалоба, обоснованная несогласием с вынесенным постановлением по тем основаниям, что ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства. Как видно из материалов дела, в частности, акта внеплановой выездной проверки от <дата> №*** по выполнению выданного предписания от <дата> №*** об устранении нарушений законодательства, который является приложением к протоколу об административном правонарушении, Администрацией законное предписание в установленный срок не выполнено. А именно, два земельных участка категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью <***>, расположенных на территории муниципального образования «Июльское», в срок до <дата> не приведены в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования. На данных земельных участках обнаружены твёрдые бытовые отходы (битое стекло, пластиковые бутылки, древесные остатки и другой бытовой мусор), то есть участки захламлены. Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утверждённая приказом Минприроды России от 25.05.1994 № 160, в своём приложении № 1 раскрывает понятие захламления земель. Это размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твёрдых производственных и бытовых отходов - металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.). В результате захламления воздушная и водная проницаемость земель сельскохозяйственного назначения нарушается, использовать земельный участок по назначению, а именно для сельскохозяйственного производства, без предварительных работ по его восстановлению, не представляется возможным, то есть качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения ухудшается. В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Целями охраны земель являются, в частности, предотвращение захламления земель. Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Статья 79 ЗК РФ закрепляет особенности использования сельскохозяйственных угодий, согласно которым сельскохозяйственные угодья -пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Предписание №*** от <дата> выдано на основании акта плановой выездной проверки №*** от <дата>., проведенной в соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по УР №*** от <дата>., в соответствии с п.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту-Федеральный закон № 294-ФЗ). Эти сведения указаны на первом листе предписания, поэтому выводы суда, что не конкретизирован нормативный акт, на основе которого принималось предписание, не соответствуют фактическим обстоятельствам. Законность и обоснованность выдачи предписания Администрацией не оспаривалась. Предписание получено Главой МО «Июльское» Гусевым А.В. с разъяснением порядка обжалования и предупреждением об ответственности по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ. На основании п.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда, в том числе, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятии, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Принятие указанных мер является предметом внеплановой проверки. А ее одним из оснований - истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Данные требования законодательства должными лицами Управления Россельхознадзора по УР были выполнены в полном объеме: внеплановая проверка по исполнению ранее выданного предписания проведена, меры по привлечению лиц, не исполнивших предписание, к ответственности приняты. На момент проведения внеплановой проверки через 4 дня после окончания срока исполнения предписания свалки, наличие которых было установлено при плановой выездной проверке в <дата>, не были ликвидированы. Таким образом, факт неисполнения Администрацией предписания в указанные сроки установлен в ходе проверки. Следовательно, прекращение мировым судьёй судебного участка Воткинского района Удмуртской Республики Т.А. Васильевой производства по делу об административном правонарушении в отношении Администрации, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения необоснованно и незаконно. На основании изложенного, руководитель Управления Россельхознадзора по Удмуртской Республике Леготкин В.В. просит постановление мирового судьи судебного участка Воткинского района Удмуртской Республики Т.А.Васильевой от 17.07.2012 г. отменить и вернуть дело на новое рассмотрение. В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Удмуртской Республике ФИО12, действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе, поддержал, дополнительно пояснил, что по итогам плановой проверки в <дата>, Администрация МО «Июльское» привлекалась к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, а в данном случае юридическое лицо привлекается к административной ответственности за неисполнение предписания, которое выдано ими в пределах полномочий и в соответствии с требованиями закона. В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации МО «Июльское» - Гусев А.В. пояснил, что действительно земельные участки, указанные в протоколе об административном правонарушении от <дата> находятся в границах МО «Июльское». По земельному участку площадью 3 га решается вопрос о переводе его из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и распоряжением Правительства УР предварительно согласовано размещение на указанном участке площадки для сбора и временного хранения ТБО. На втором участке захламление ликвидировано было еще на момент рассмотрения дела у мирового судьи, но на момент составления протокола, указанные в нем факты действительно имели место. Законность выданного Управлением Россельхознадзора предписания от <дата> года ими не оспаривается. Выслушав пояснения участвующих делу лиц, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении № 5-491/2012, судья приходит к следующему. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственникам и лицам, не являющимся собственниками (использующими земельные участки на основании ограниченных вещных прав), запрещено захламлять, загрязнять, допускать деградацию и ухудшение плодородия почвы. В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения, что предусмотрено п. 18 ч. 7 Устава МО «Июльское» (копия на л.д. №***), п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пп. 24 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов. Как усматривается из материалов дела, администрация МО «Июльское» является исполнительным органом МО, как юридического лица, глава администрации от имени МО и его соответствующих органов может выступать в суде без доверенности, приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности. <дата> Управлением Россельхознадзора по Удмуртской Республике в лице государственного инспектора отдела государственного ветеринарного надзора за здоровьем животных и безопасностью продукции – Гординой Ю.Б., государственного инспектора отдела надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами – Вахрушева В.В., государственного инспектора отдела контроля – Первушиной И.А. на основании приказов руководителя Леготкина В.В. проведена проверка в отношении администрации МО «Июльское», в результате которой установлено нарушение вышеуказанных требований закона, а именно, что администрацией МО «Июльское» допущено расположение несанкционированных свалок на землях сельскохозяйственного назначения – земельном участке, расположенном юго-западнее в <*****> площадью <***> га и на земельном участке, расположенном в <*****> площадью <***> га, предоставленном под размещение свалки, но не оформленном для этих целей в предусмотренном для этого порядке, обе свалки граничат с пашней, где произведен посев сельскохозяйственных культур. По результатам проверки администрации МО «Июльское» выдано предписание №*** от <дата> о производстве мероприятий по устранению выявленных недостатков – приведения вышеуказанных земельных участков в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования в срок до <дата> Предписание получено лично главой МО «Июльское» - Гусевым А.В. <дата> Управлением Россельхознадзора по Удмуртской Республике в лице государственного инспектора отдела земельного надзора – Первушиной И.А., специалиста 1 разряда отдела земельного надзора – Дьячкова А.В. на основании приказа Управления Россельхознадзора по УР №*** от <дата> проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации МО «Июльское», в результате которой установлен факт неисполнения последней предписания №*** от <дата> Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от <дата> (копия на л.д. №***), предписанием (копия на л.д. №*** приказом Управления Россельхознадзора по УР от <дата> (копия на л.д. №***), актом проверки от <дата>., решением Совета депутатов МО «Июльское» об избрании Главы МО «Июльское» (копия на л.д. №***), уставом МО «Июльское» (копия на л.д. №***). <дата> в отношении администрации МО «Июльское» был составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, а именно, по факту того, что администрацией МО «Июльское» не исполнено в установленный до <дата> срок предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства – земли сельскохозяйственного назначения не приведены в пригодное состояние для сельскохозяйственного использования. В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства. Учитывая диспозицию ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора (контроля). Законность заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, выдавшие предписание об устранении нарушений законодательства должны обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. Помимо этого, законность предписания означает, что оно выдано в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов. В зависимости от сферы, в которой осуществляется государственный надзор (контроль), правомочия того или иного органа (должностного лица) на его осуществление регламентированы нормативно-правовыми актами различных отраслей права. Между тем, мировым судьей законность выданного администрации МО «Июльское» предписания об устранении нарушений законодательства, не проверялась, в обсуждение его законности в части наличия компетенции должностного лица, действующего от имени государственного органа, выдавшего предписание об устранении нарушений законодательства, на проведение надзорных мероприятий, а также в части законности предписания, т.е. его выдачи в установленном законом порядке, без нарушений прав проверяемых субъектов, мировой судья не входил, в связи с чем, вывод мирового судьи об отсутствии в действиях администрации МО «Июльское» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, судья, рассматривающий жалобу, находит преждевременным, сделанным без исследования всех обстоятельств дела. Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. В соответствии с п. 1.1 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля, утвержденным Приказом Минсельхоза РФ от 07.09.2009 № 411 (далее – Регламент) Россельхознадзор осуществляет функцию государственного земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земельных участков сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов. В соответствии с п. 1.4 Регламента госземконтроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан (п.1.4). В соответствии с п. 1.3 Регламента государственная функция осуществляется уполномоченными должностными лицами Россельхознадзора и его территориальных органов. В соответствии с п. 3.1 Регламента при исполнении государственной функции осуществляются следующие административные процедуры: 1) планирование проверок; 2) издание приказа (распоряжения) о проведении проверки; 3) проведение проверки и оформление ее результатов; 4) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений; 5) составление протокола об административных правонарушениях (в случае обнаружения нарушений). Основанием для проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства в установленной сфере, является, в том числе, проверка исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства (п.3.1.1 Регламента). Первушина И.А. – государственный инспектор отдела земельного контроля, Дьячков А.В. – специалист 1 разряда отдела земельного надзора являются должностными лицами органа государственного контроля (надзора), что подтверждается приказом Управления Россельхознадзора по УР от <дата>. №*** «О проведении внеплановой выездной проверки». В связи с указанным обстоятельством, проведение Первушиной И.А., Дьячковым А.В. государственной функции по осуществлению государственного земельного контроля в виде проверки и оформления ее результатов Первушиной И.А., Дьячковым А.В. судья признает законным. Обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, подтверждаются другими материалами дела, указанными выше, объяснениями главы МО «Июльское» Гусева А.В., из которых следует, что наличие свалок им не отрицается, оцененными в совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Кроме того, предписание №*** от <дата> администрацией МО «Июльское» не оспорено, более того, к моменту рассмотрения дела мировым судьей частично исполнено. Учитывая вышеизложенные и установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства, судья приходит к выводу, что в действиях администрации МО «Июльское» усматривается наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ, а выводы мирового судьи в указанной части являются преждевременными. Привлечение юридического лица к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, о чем в материалах дела имеется копия постановление от <дата>, не свидетельствует само по себе об отсутствии в действия этого же лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поскольку в ходе рассмотрения дела мировым судьей не выполнены предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, данное обстоятельство на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену постановления мирового судьи и возврат дела на новое рассмотрение. Таким образом, имеются основания для удовлетворения жалобы. Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Постановление мирового судьи судебного участка Воткинского района Васильевой Т.А. от 17 июля 2012 года о прекращении в отношении администрации МО «Июльское» производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ, отменить, административное дело направить на судебный участок Воткинского района УР на новое рассмотрение. Решение вступает в законную силу немедленно. Судья Е.А. Акулова