ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 27 апреля 2012 года город Воткинск Судья Воткинского районного суда Удмуртской Республики Кочетков Д.В., при секретаре Пьянковой Н.Н., с участием ст.помощника Воткинского межрайпрокурора Бейтельшпахер О.В., представителя лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директора МКУСО «СРЦН» Зямаевой О.К., защитника Зариповой А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Муниципального Казенного Учреждения Социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», адрес: <*****>, по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, установил: В период со <дата> Воткинской межрайпрокуратурой при проведении проверки в отношении Муниципального Казенного Учреждения Социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (далее по тексту – МКУСО «СРЦН»), расположенного по адресу <*****>, были выявлены нарушения требований Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: осуществление МКУСО «СРЦН» с <дата> по <дата> медицинской деятельности (работает медицинский кабинет, штатными медицинскими работниками проводится медицинское обслуживание несовершеннолетних) не связанной с извлечением прибыли без лицензии, если такая лицензия обязательна. Представитель МКУСО «СРЦН» Зямаева О.К. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признала частично, суду пояснила, что действительно МКУСО «СРЦН» в период с <дата>, со дня создания путем выделения из состава МУСО «Комплексный Центр социального обслуживания населения» по <дата> осуществляло медицинскую деятельность без лицензии. МУСО «Комплексный Центр социального обслуживания населения» имел лицензию на осуществление медицинской деятельности сроком действия до <дата> Таким образом, фактически медицинским обслуживанием детей занимались те же медработники, в тех же помещениях и условиях, указанные лица были переведены из МУСО «Комплексный Центр социального обслуживания населения» в МКУСО «СРЦН». Кроме того, необходимо учесть особый статус МКУСО «СРЦН», в который поступают дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию, не оказывать им медицинскую помощь нельзя, дети поступают регулярно если бы МКУСО «СРЦН» приостановило свою деятельность и не оказывало услуги по осуществлению медико-санитарной помощи по педиатрии (доврачебная помощь), возникли бы угрожающие здоровью детей последствия: распространение инфекции от больных детей к здоровым, т.к. дети поступают из семей социального риска (дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и т.д.). Воспользоваться услугами сторонних медицинских учреждений МКУСО «СРЦН» не имело возможности, т.к. услуги необходимо оказывать детям круглосуточно, круглосуточно оказывать услуги другие мед.учреждения не имеют возможности. Таким образом, правонарушение, совершенное МКУСО «СРЦН» носит формальный характер: лицензия была получена спустя два дня после проверки прокуратуры, никаких неблагоприятных последствий либо угроз их возникновения не возникло. Длительный срок получения лицензии обусловлен тем, что необходимо было внести изменения в свидетельство о праве оперативного управления на здание, в котором расположен МКУСО «СРЦН»- регистрация в УФРС 30 дней, до этого Администрация МО «Город Воткинск» должна была вынести постановление, процедура долговременная, постановление приняли, сдали документы в регистрационную палату, заключение санэпидемстанции - срок 45 дней, эти сроки установлены законом, учреждением предпринимались все меры для получения лицензии. <дата> документы были поданы в Росздравнадзор, <дата> лицензия была выдана. Защитник Зарипова А.Ф. в судебном заседании пояснила, что получение лицензии напрямую было связано с получением свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления на здание, в силу того, что Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» устанавливает особенные требования при переоформлении лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по новому адресу (ч. 7 ст. 18). Подача заявления в лицензирующий орган на получение лицензии на осуществление медицинской деятельности невозможна без свидетельства о государственной регистрации права на здание (<*****>). Данное Свидетельство было получено <дата> на основании Постановления Главы Администрации г. Воткинска от <дата> №*** и Постановления Главы Администрации г. Воткинска от <дата> №***). После получения Свидетельства сразу началась работа по подготовке документов для подачи заявки в Росздравнадзор. МКУСО «СРЦН» создано в результате изменения типа другого действующего муниципального учреждения (муниципальное учреждение социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее - МУСО «КЦСОН»)) путем его реорганизации в форме выделения с <дата> - с момента государственной регистрации. До создания МКУСО «СРЦН» лицензия на осуществление медицинской деятельности была выдана МУСО «КЦСОН» до <дата>, при МУСО «КЦСОН» было отделение по работе с безнадзорными детьми со своим штатом, включая и медработников –всех, кто в настоящее время переведен в МКУСО «СРЦН». Данное отделение выделилось в самостоятельное юридическое лицо и было создано МКУСО «СРЦН». Лицензия ранее была выдана по двум местам осуществления лицензируемого вида деятельности с указанием выполняемых работ (оказываемых услуг): 1. <*****> (до создания МКУСО «СРЦН» отделение по работе с безнадзорными детьми осуществляло деятельность свою именно по этому адресу); 2. <*****>. С учетом лицензионных требований для получения лицензии МКУСО «СРЦН» в связи с выделением из МУСО «КЦСОН» необходимо было получить: свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на здание и санитарно-эпидемиологическое заключение (п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30). Для его получения МКУСО «СРЦН» было необходимо постановление Администрации МО «Город Воткинск»о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУСО «СРЦН», для получения которого в соответствии со ст.ст. 131, 296, 299 Гражданского кодекса РФ, Положением о закреплении за муниципальным учреждением муниципального образования «Город Воткинск» имущества на праве оперативного управления, утвержденным решением Воткинской городской Думы от 23.09.2009 № 509, Уставом муниципального образования «Город Воткинск» органом местного самоуправления установлена своя процедура и сроки, на ускорение данной процедуры МКУСО «СРЦН не имело возможности повлиять; санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности, срок проведения - до двух месяцев (п. 6 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»). Таким образом, соблюдение всех процедур и установленных законом сроков не позволило МКУСО «СРЦН» получить лицензию <дата> - в момент государственной регистрации. Собрав все необходимые документы, <дата> МКУСО «СРЦН» передало их в Управление Росздравнадзора по Удмуртской Республики на рассмотрение вопроса о выдаче лицензии по месту осуществления лицензируемого вида деятельности по адресу: <*****>, указанному в ранее выданной лицензии. Срок принятия решения о предоставления лицензии составляет 45 дней (ст. 14 Федерального закона № 99-ФЗ). Следовательно, МКУСО «СРЦН» с <дата> по <дата> (период проведения Воткинской межрайонной прокуратурой проверки) действовало не в условиях отсутствия лицензии, а в условиях, когда учреждение соответствовало полностью лицензионным требованиям, установленным законодательством о лицензировании медицинской деятельности, для выдачи ему лицензии на осуществление медицинской деятельности. Ст.помощник Воткинского межрайонного прокурора Бейтельшпахер О.В. в судебном заседании пояснила, что процедура получения лицензии действительно очень сложная, но нет основания для того, чтобы не привлекать МКУСО «СРЦН» к административной ответственности. То обстоятельство, что <дата> юридическое лицо обратилось за получением лицензии, свидетельствует о том, что с этого момента у них не было разрешения на осуществления медицинской деятельности. Работники были приняты в штат, им были определены должностные обязанности, обязанности ими были выполнены, в медицинских обязанностях прямо предусмотрено медицинское обслуживание. Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, и оценив все имеющие в деле доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 49 ГК РФ, отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии. В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12, ч. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 9, Федерального закона от 04.05.2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии. Факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ и вина в его совершении МКУСО «СРЦН» подтверждается: - постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от <дата> в отношении МКУСО «СРЦН»; - постановлением о реорганизации МУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения» от <дата> №*** о порядке создания МКУСО «СРЦН» путем выделения; - копией устава МКУСО «СРЦН», согласно которому учреждение занимается. В частности медико-реабилитационной деятельностью; - копией свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица МКУСО «СРЦН»; - копиями приказов о приеме на работу медицинских сестер, должностных инструкций, трудовых договоров с ними; - копиями историй развития детей с о сведениями об оказании мед.услуг; - признательными объяснениями представителя МКУСО «СРЦН» Зямаевой О.К. Таким образом, виновное бездействие МКУСО «СРЦН» судья квалифицирует по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна. Обстоятельств отягчающих и смягчающих наказание, судья не усматривает. При решении вопроса о назначении наказания судья учитывает следующие установленные в ходе производства по делу факты: - наличие лицензии Управления по лицензированию медицинской деятельности и фармацевтической деятельности при Правительстве Удмуртской Республике от <дата> №***, выданной на срок до <дата>; - вынесение <дата> постановления Администрации МО «Город Воткинск» №*** «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУСО «СРЦН»; - вынесение <дата> постановления Администрации МО «Город Воткинск» №*** «О внесении изменений в постановление Администрации Города Воткинска от <дата> №*** «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за МКУСО «СРЦН»; - выдачу <дата> санитарно-эпидемиологического заключения территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г. Воткинске Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия №***.<дата>.М.0001<дата>; - выдачу <дата> свидетельства Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике о государственной регистрации права оперативного управления на здание по адресу: <*****> №***; - сдачу <дата> полного пакета документов в Управление Росздравнадзора по УР, что подтверждается описью документов, представленных соискателем лицензии; - выдачу <дата> лицензии Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от №***, «бессрочно». В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения. В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Ст. 2.9. КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий. Судьей установлено, что несвоевременное получение лицензии МКУСО «СРЦН» было обусловлено объективными причинами, не зависящими от него. Исходя из фактических обстоятельств совершения правонарушения и степени общественной опасности деяния, с учетом того, что МКУСО «СРЦН» ранее к административной ответственности не привлекалось, на момент вынесения настоящего постановления, выявленные нарушения устранены, с учетом отсутствия вреда здоровью граждан, общественным и государственным интересам, судья приходит к выводу о том, что деяние МКУСО «СРЦН» не повлекло каких-либо вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере порядка управления, поэтому считает возможным освободить его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности правонарушения, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9 КоАП РФ, постановил : Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального Казенного Учреждения Социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», адрес: <*****> по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием. Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Мотивированное постановление принято 28.04.2012 г. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Судья Воткинского районного суда Д.В. Кочетков