Дело ххх
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** июня 2010 года Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего: Т.Ю. Балаба,
при секретаре: Н.А. Селиверстовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О. к ГУ «К. о возложении обязанности по выдаче сертификата,
УСТАНОВИЛ:
О. обратился в суд с указанным иском.
В обоснование исковых требований указал на то, что проходил военную службу в войсковой части хххБийский гарнизон) в должности Н.. Уволен в запас в 2000 году по ст. 51 п. 2 п.п. «в». В январе 2000 года, до увольнения, истец обращался с заявлением к командиру войсковой части ххх просьбой о включении его в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» и просил выдать государственный сертификат для приобретения жилья в ....
Истец О. указывает на то, что проживает по адресу: ..., ..., ... на квартире, постоянного жилья не имел ни во время службы, ни сейчас, ни в РФ, ни за ее пределами. В очереди на получение жилья стоял с 1992 года. В результате обращения О. был включен в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по ххх в 2000 году, на *** года срок службы истца составлял 24 года.
После увольнения истца О. ситуация с получением сертификата изменилась: документы о том, что он состоит в очереди на получение жилья в в\ч ххх не сохранились, на все обращения истца по жилищному вопросу в различные инстанции поучаю ответ, что на момент увольнения со службы нуждающимся в улучшении жилищных условий признан жилищной комиссией войсковой части не был, необходимые документы для постановки в очередь на получение жилья в жилищную комиссию войсковой части не представлял, фактически проживал в квартире, являющейся собственностью супруги по адресу: ..., ..., ... ..., проживая в которой, нуждающимся в улучшении жилищных условий не являлся.
Истец О. состоял в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, решения об исключении его из данной очереди не получал. По мнению истца, у ответчика имеется обязанность по предоставлению ему жилого помещения, как нуждающемуся в улучшении жилищных условий. В период службы и на момент увольнения истец О. жильем обеспечен не был, брак с супругой расторгнут *** года.
До *** г. истец О. имел право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства в соответствии с Порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, но этим правом не воспользовались. Указанное право истец О. реализовал, избрал место жительства для себя - ..., в результате не получил ничего.
Как указывает истец, после увольнения он остался состоять на учете и имеет право на получение ГЖС, предоставил все необходимые документы в жилищную комиссию войсковой части для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и на очередь для получения жилищного сертификата. В настоящее время истец О. лишен какого-либо права на получение жилья, постоянного жилья не имеет, денег на его приобретение на вторичном рынке жилья не имеет.
Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что право на получение жилья военнослужащими, уволившимися до *** года, не должно ограничиваться только получением государственного жилищного сертификата, в отличие от тех, кто уволился после этой даты.
Конституционный Суд РФ сделал вывод, что согласно ФЗ «О статусе военнослужащих» приобретение жилья в собственность с помощью государственных жилищных сертификатов для граждан, вставших на учет нуждающихся в получении жилья до 1 января 2005 года, - единственная форма обеспечения жильем, если они были уволены с военной службы до 1 января 2005 года, и приоритетная форма обеспечения жильем, если они были уволены либо подлежат увольнению с военной службы после 1 января 2005 года.
Истец О. просит возложить на ответчика ГУ «К.» выдать ему государственный жилищный сертификат за счет средств федерального бюджета.
Истец О. и его представитель С. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель истца О. К. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежаще, каких-либо ходатайств не заявлял, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица.
Представители ответчиков ГУ «О.», Сибирского квартирно-эксплуатационного управления (территориального) в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежаще, каких-либо ходатайств не заявляли, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, материалы личного дела истца, выслушав пояснения истца О., его представителя С., суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, истец О. *** года был досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта (п/п «в» п. 2 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), имея выслугу военной службы в размере 23 лет и 8 месяцев.
В 2000 году истец О. был включен в список кандидатов на получение ГЖС по в/ч ххх 2000 году.
*** года истец был снят с учета нуждающихся в получении жилья по причине отсутствия справок об отсутствии жилья по прежнему месту службы, а также иных документов.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ определенным категориям гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством РФ предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с указанным ФЗ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06 сентября 1998 года «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства» установлен единый прядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства военнослужащих, имеющих в соответствии с законодательством РФ право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета (п. 1).
Пунктами 6, 7 Правил, утверждённых вышеприведённым постановлением Правительства РФ, нуждающимися в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счёт средств федерального бюджета признаются граждане, уволенные с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
В соответствии со ст. 115 Конституции РФ, ст. ст. 13 и 23 ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
П. 3 указа Президента РФ от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» Правительству РФ поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
По поручению Президента РФ от 02 ноября 1997 года № Пр-1777 Правительством РФ 20 января 1998 года принято Постановление № 71 «О федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты», которым утверждена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты». Указом Президента РФ от 28 января 1998 года № 102 Программе придан статус президентской.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» включена в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В настоящее время реализуется Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «ФЦП» «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании представленных полномочий Правительство РФ в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «ФЦП «Жилище» на 2022-2010 годы» 21 марта 2006 года приняло Постановление № 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г.». Названные Правила регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими - гражданами, связанных не с предоставлением жилья в натуре, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан РФ:
а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):
военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;
граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;
г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Истец О. в настоящее время военнослужащим не является, был уволен по иным основаниям, не перечисленным в п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года, не состоял после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти, органе местного самоуправления, в связи с чем не имеет права на получение ГЖС.
Кроме того, онования признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий предусмотрены Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 года.
Одним из оснований признания нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (п. 7) являются наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, и избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Истец О. с *** года по *** года состоял в браке с О.
За истцом О. недвижимого имущества в г. Бийске не значится, что подтверждается материалами дела.
О. с *** года принадлежит на праве собственности квартира ххх по ..., ххх в г. Бийске, в которой истец О. проживал с *** года по *** года и с *** года, проживая по настоящее время.
Истец О., являясь членом семьи собственника жилого помещения О., на момент увольнения имел право пользования жилым помещением - квартирой ххх по ..., ххх в ....
... указанного жилого помещения, согласно материалам дела, составляет 52,4 кв.м., в нем проживали на момент увольнения истца и проживает в настоящее время семья из 2 человек (О. и О.).
Постановлением администрации г. Бийска от 20 апреля 2005 года № 726 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в городе Бийске» утверждена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 9,5 кв.м.
Следовательно, площадь жилого помещения на каждого из членов семьи О. превышает учетную норму площади жилья, которая составляет в г. Бийске 9,5 кв.м.
С учетом этого истец О. не может быть признан нуждающимся в жилом помещении.
При таких обстоятельствах исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований О. к ГУ «К.» о возложении обязанности по выдаче сертификата отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня составления судом мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска.
Председательствующий Т.Ю. Балаба
= Верно =
Судья Т.Ю. Балаба