О признании незаконным решения об отказе в выдаче госсертификата на материнский капитал



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Будько И.Н.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску истец к ответчик о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и возложении обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,

УСТАНОВИЛ:

истец обратилась в суд с иском к ответчик в котором просит суд признании незаконным решение об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, обязании выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В обоснование иска указывает на то, что имеет сына - второй ребенок, Дата обезличена года рождения. Первый ребенок - второй ребенок, родившийся Дата обезличена года, умер Дата обезличена года. В выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал ей было отказано ответчиком по причине отсутствия свидетельства о рождении на первого ребенка.

Истец истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, в письменном заявлении просит суд о рассмотрении дела в её отсутствие, что суд находит возможным.

Представитель истца и третье лицо - супруг поддержал исковые требования в полном объеме. Суду пояснил, что, отказывая в удовлетворении требований истец, ответчик ссылается на отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка - первый ребенок, родившегося Дата обезличена года и умершего в то же день. Одновременно, ответчиком признается, тот факт, что не во всех случаях регистрации факта рождения ребенка выдается свидетельство о рождении. Статьями 14-23 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусмотрены разные режимы регистрации рождения ребенка с различными документальным подтверждением такой регистрации. Так, по общему правилу при «регистрации рождения ребенка» выдается свидетельство о рождении установленного образца. Статья 20 данного Федерального закона устанавливает режим «государственной регистрации рождения ребенка, родившимся мертвым или умершим на первой неделе жизни». На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни, как указывает ответчик.

Первый ребенок истец умер на первой неделе жизни Дата обезличена года в день своего рождения. Государством зарегистрированы данные факты - рождения и смерти, в подтверждение этого выдана справка установленной формы №26. Свидетельство о рождении в данном случае не выдается.

В силу ст.19 Конституции РФ неравенство при реализации прав на меры государственной поддержки семьям, имеющим детей, недопустимо.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (на который ссылается ответчик) право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у женщин родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года, независимо от мест их жительства. При этом закон не содержит ограничений по предоставлению материнского капитала в случае смерти одного из детей. Законодатель не предусмотрел такого ограничения, в связи, с чем данным законом не предусмотрено предоставление исключительно свидетельств о рождении детей.

Ответчик необоснованно указывает, что Федеральным законом №256-ФЗ предусмотрено, что из числа различных нормативных документов, относящихся к регистрации факта рождения (свидетельства о рождении, подтверждающего рождение, справки формы №26, подтверждающей рождение ребенка, умершего на первой неделе жизни) законодательством для получения дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предусмотрено предоставление только свидетельства о рождении.

Ответчик полагает, что истец обоснованно отказано, в выдаче государственного семейного (материнского) капитала, так как вид документа, представляемого в подтверждение рождения ребенка, предусмотрен Федеральным законом №256-ФЗ, для принятия другого документа нет правовых оснований. То есть, сам факт рождения ребенка ответчиком не оспаривается, а оспаривается только вид документа подтверждающего данный факт.

Демографическая обстановка в стране вызывает тревогу. По официальным данным, население страны ежегодно сокращается на 700-800 тысяч человек.

В 2006 году эта социально-экономическая проблема обсуждалась законодателем. Стимулировать рождаемость решили в первую очередь финансово. Государственной Думой принят Закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому каждая семья, решившаяся завести второго ребенка, родившегося после 01 января 2007 года, может рассчитывать на «материнский капитал».

Исходя из смысла п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256, юридически значимыми обстоятельствами являются: факт рождения или усыновления ребенка; наличие у ребенка гражданства РФ; рожденный или усыновленный ребенок должен быть вторым у заявителя; право возникает после рождения второго ребенка после 01 января 2007 года.

Согласно п.5 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» заявление подается с предъявлением документов (их копий), в том числе документов подтверждающих рождение (усыновление) детей (свидетельство о рождении является не единственным документом, подтверждающим рождение ребенка).

Законодатель не связывает наличие у матери свидетельства о рождении ребенка с правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Второй ребенок у истец родился после 01 января 2007 года.

Ограничение возможности женщины на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в зависимости от времени жизни её первого ребенка и наличия у нее именно свидетельства о рождении данного ребенка, умершего на первой неделе жизни, действующим законодательством не предусмотрено.

По смыслу Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873, при принятии решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал юридически значимым обстоятельством является факт рождения женщиной, являющейся гражданкой Российской Федерации, двух детей, причём второго после 01 января 2007 года, а не наличие у неё свидетельств о рождении на каждого ребенка.

Таким образом, довод стороны ответчика о том, что в качестве документа для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки в виде получения материнского (семейного) капитала выступает исключительно свидетельство о рождении, является несостоятельным. Справка о рождении формы №26 является официальным, предусмотренным действующим законодательством документом, подтверждающим факт рождения ребенка, сведения о нем и его родителях.

Ответчик необоснованно ссылается на преамбулу Федерального закона №256-ФЗ, указывая что «Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (глагол имеющих во множественном числе и в настоящем времени), в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь». Следовательно, по мнению ответчика, данным законом предусмотрена материальная государственная поддержка семьям, имеющих детей, а не женщинам, родившим второго и более детей. То есть, ответчик полагает, что государство заинтересовано, чтобы после 01 января 2007 года - второго, третьего и последующих детей рожали женщины, первый ребенок которых жив и только эта категория женщин может рассчитывать на поддержку государства, а женщины, первый ребенок которых умер на первой неделе жизни при рождении второго ребенка после 01 января 2007 года не улучшили демографическую ситуацию в стране, и не в праве рассчитывать на государственную поддержку, т.е. государство, по мнению ответчика, в своеобразной трактовке Федерального закона №256-ФЗ, не заинтересовано, чтобы данная категория женщин стремилась к рождению второго ребенка.

Указанная трактовка ответчиком закона не соответствует цели его создания - разрешению неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.

Идея материального стимулирования повышения рождаемости была озвучена и в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 года. Как отмечено в Послании, государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию.

истец родила второго ребенка, доказательства чему есть в материалах дела и данный факт не отрицается ответчиком. Необходимость разработки эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи, совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышения размеров пособий и обеспечения их адресности, была взята за основу концепции построения настоящего Закона.

Нормой права, которой должен руководствоваться ответчик, является не название Закона, а сам Закон, представляющий из себя совокупность норм - его статей, устанавливающих: круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе женщины, родившие второго ребенка после 01 января 2007 (п.1 ст.3), основания для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата (п.2. ст.3, п.6 ст.5 ФЗ №256-ФЗ) - перечень исчерпывающий и не включает в себя такое основание, как смерть ребенка на первой неделе его жизни.

Если бы законодательством были отделены женщины, не имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки, родившие второго ребенка после 01 января 2007 года, один из которых прожил менее недели, от женщин имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, родивших второго ребенка после 01 января 2007 года, то законодатель сделал бы это, указав основанием для отказа выдаче сертификата - смерть ребенка на первой неделе жизни, но такого основания не указано, в силу того, что это противоречило бы цели создания закона и всей программы в целом (а именно, обязанности государства помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию - Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 года).

Не состоятельна ссылка ответчика на письмо Заместителя председателя Верховного Суда РФ от 22 марта 2010 года, адресованного Председателю Правления Пенсионного Фонда РФ о том, что данный вопрос (об отказе в выдаче государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, в случаях, если дети, с рождением которых возникает право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, умерли или родились мертвыми) обсуждался 18 марта 2010 года на совещании судей Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ. Выработанную правовую позицию по итогам обсуждения данного вопроса предполагается включить в Обзор судебной практики Верховного суда РФ за первый квартал 2010 года, в редакции согласно приложению.

Первый ребенок - первый ребенок, рожденный истец умер Дата обезличена года, то есть на первой неделе его жизни, в день своего рождения. Право на дополнительные меры государственной поддержки (в виде государственного сертификата на материнский (семейный) капитал) возникло у истец при рождении второго ребенка - второй ребенок, Дата обезличена года. Случай оговоренный в абзаце первом письма Заместителя председателя Верховного Суда РФ от 22 марта 2010 года председателю Правления Пенсионного Фонда РФ, не является случаем истец

Более того, выработанную правовую позицию предполагается включить в Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года в редакции, согласно приложению (т.е. заместитель Председателя Верховного Суда РФ допускает, что данная позиция не будет включена в Обзор).

В настоящий момент, решение по данному вопросу не включено в Обзор судебной практики Верховного Суда РФ, не оговорено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ, не доведено до широкого круга лиц - граждан РФ, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Конституцией РФ, действующим Федеральным законом №256-ФЗ, принятым в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 года. Более того, 22 апреля 2010 года Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, во избежание неправильного толкования Федерального закона №256-ФЗ, рассмотрел законопроект о внесении изменений в Федеральный закон №256-ФЗ, предусматривающий право на получение сертификата женщинами, дети которых умерли на первой неделе жизни. На заседании Комитета было решено рекомендовать Государственной Думе принять данный законопроект. Ориентировочная дата рассмотрения поправки Государственной Думой 12 мая 2010 года. Поправка 12 мая 2010 года не рассматривалась, а её рассмотрение перенесено на 02 июня 2010 года.

Ограничение права женщины на получение материнского капитала в зависимости от срока жизни ее первого ребенка и наличия у нее именно свидетельства о рождении ребенка законом не предусмотрено.

Представитель ответчика Д. в судебном заседании иск не признал, в обоснование своих возражений указал, что в соответствии с п/п.1 п.1 ст.3 ФЗ № 256 право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года.

Согласно с ч.1 ст.5 ФЗ №256 лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 ФЗ №256, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на семейный (материнский) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Так, по общему правилу при регистрации рождения ребенка выдается свидетельство о рождении установленного образца, а статьей 20 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Таким документом является документ формы №26 «Справка о рождении ребенка, родившегося мертвым /умершего на первой неделе жизни». Свидетельство о рождении на ребенка, умершего на первой неделе жизни не выдается. Это обстоятельство учтено законодателем в ФЗ №256. Из числа различных нормативных документов, относящихся к регистрации факта рождения (свидетельства о рождении, подтверждающего рождение и справки формы №26 подтверждающей рождение ребенка, умершего на первой неделе жизни») законодатель для получения дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, предусмотрел представление только свидетельства о рождении. истец свидетельство о рождении первого ребенка не представила, то есть не доказала своего права на дополнительные меры государственной поддержки, гарантированные ФЗ №256.

Кроме того, статьей 4 ФЗ №256 установлено, что в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. Регистр должен содержать сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

Следовательно, при отсутствии свидетельства о рождении ребенка заполнение раздела регистра, содержащего реквизиты свидетельства о рождении, невозможно. Данное обстоятельство препятствует включению конкретного лица в регистр и реализацию его права на меры государственной поддержки.

Таким образом, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при наличии двух условий: рождение второго ребенка после 01.01.2007 года и наличие первого ребенка независимо от времени рождения.

истец имеет одного ребенка, свидетельство о рождении первого ребенка не представила.

Просит суд отказать истец в удовлетворении иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Подпункт 1 п.1 ст.3 указанного закона предусматривает, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у женщин родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года, независимо от места их жительства.

В судебном заседании установлено, что Дата обезличена года истец родила сына первый ребенок, который умер Дата обезличена года. Факт рождения и смерти названного ребенка подтверждается соответственно справкой ОЗАГС о рождении Номер обезличен от Дата обезличена года и свидетельством о смерти от Дата обезличена года.

Дата обезличена года истец родила сына второй ребенок, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка, выданном Дата обезличена года ОЗАГС, актовая запись Номер обезличен.

Согласно ст.3 ФЗ от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).

Закон, устанавливая основания предоставления права на дополнительные меры государственной поддержки, не предусматривает зависимость и не ставит возникновение права и его реализацию с нахождением ребенка в живых.

Дата обезличена года истец обратилась в ответчик с заявлением по установленной форме о выдаче ей сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка. Решением Пенсионного фонда Номер обезличен от Дата обезличена года ей было отказано в выдаче названного сертификата в виду отсутствия у нее свидетельства о рождении первого ребенка.

Основания для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата прямо предусмотрены законом (ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») и этот перечень является исчерпывающим.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» предусмотрены те же основания для отказа.

Между тем, отказ ответчика в удовлетворении заявления истец мотивирован только отсутствием свидетельства о рождении первого ребенка.

Пункт 2 ст.3 ФЗ №256-ФЗ содержит исчерпывающий перечень препятствий к реализации такого права (дети, в отношении которых заявитель лишен родительских прав, отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц).

В судебном заседании не установлено наличия препятствий к возникновению права либо оснований к отказу истец в выдаче сертификата.

Доводы ответчика об отсутствии у истца необходимого пакета документов не могут быть приняты судом во внимание, по следующим основаниям.

Порядок обращения с заявлением урегулирован Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873 (в редакции от 22 сентября 2008 года) в п.5 которого, в перечне документов, которые необходимо представить к заявлению о выдаче государственного сертификата, содержится указание на документ, подтверждающий рождение (усыновление) детей.

В соответствии с ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственной регистрации в порядке, установленном данным законом, подлежат акты гражданского состояния: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление, установление отцовства, перемена имени, смерть.

Статьей 20 названного Закона предусмотрена регистрация факта рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни. Таким образом, в отношении детей, умерших на первой неделе жизни, осуществляется государственная регистрация двух событий - рождения и смерти, однако, при этом выдается только свидетельство о смерти ребенка. Основанием регистрации рождения ребенка является документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией.

Исходя из этого, документом, подтверждающим рождение ребенка, умершего на первой неделе жизни, следует считать справку о рождении, выданную органом ЗАГСа на основании справки медицинского учреждения.

В судебном заседании установлено, что истец при подаче заявления представила документы, предусмотренные п.5 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 года №873, в том числе справку о рождении первого ребенка.

Поскольку законом не предусмотрено ограничение возможности женщины на получение материнского капитала в зависимости от времени жизни ее первого ребенка и наличия у нее именно свидетельства о рождении ребенка, то суд находит несостоятельным считать документом для целей предоставления дополнительных мер государственной поддержки в виде материнского капитала исключительно свидетельство о рождении. В связи с чем суд полагает, что допустима выдача сертификата и при предъявлении справки о рождении ребенка.

Исходя их смысла ФЗ от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласующегося как с другими нормативными правовыми документами, так и с Посланием Президента РФ Федеральному собранию РФ от 10 мая 2006 года, целью предоставления дополнительных мер государственной поддержки является не только оказание материальной помощи семьям, имеющим двух и более детей, но и снижение смертности в РФ, эффективная миграционная политика, повышение рождаемости. Таким образом, одной из целей государственной политики является стимулирование и поощрение рождаемости в стране.

С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований истец, в связи с чем они подлежат удовлетворению.

В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать государственную пошлину в возврат в размере х руб.

С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение ответчик об отказе истец в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Обязать ответчик выдать истец государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Взыскать с ответчик в пользу истец государственную пошлину в возврат в размере х рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд гор. Бийска, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Будько И.Н.

...

...

...