N
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего Кузнецовой С.Г.,
при секретаре Л.,
с участием помощника прокурора г.Бийска Мельниковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Бийска в интересах П. к Администрации города Бийска, Администрации Алтайского края о признании действий незаконными и включению в списки на получение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Бийска обратился в суд в интересах П. к Администрации г.Бийска, Администрации Алтайского края о признании действий незаконными и включению в списки на получение жилья. В обоснование требований указывает на то, что П. принимал участие в боевых действиях, в связи с чем имеет право на льготы, предусмотренные ст.16 ФЗ «О ветеранах».
В дата он был признан нуждающимся в жилом помещении, в дата включен в льготную очередь участников Великой Отечественной войны.
Однако, в дата ответчик сообщил П., что он состоит только в общей очереди на получение жилья. Данное обстоятельство мотивировано тем, что он встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после дата, в то время как в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края №407 от 06 октября 2006г. меры по социальной поддержке в виде обеспечения жильем предусмотрены только для ветеранов, вставших на учет до 01 января 2005г.
Прокурор указывает на то, что П. был признан нуждающимся в жилом помещении дата, т.е. до дата Его право на получение жилья как лица, приравненного к участникам Великой Отечественной войны было признано Администрацией г.Бийска в дата Получение П. удостоверения, подтверждающего право на льготы, лишь спустя четыре года после событий, явившихся основанием для выдачи удостоверения, не должно ущемлять его права на меры социальной поддержки.
Прокурор просит:
1. признать за П. право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренные п.п.3 ч.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах»;
2. признать незаконными действия Администрации города Бийска по исключению П. из очереди на получение жилья, предусмотренной для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц;
3. обязать Администрацию города Бийска восстановить П. в очереди на получение жилья, предусмотренной для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц;
4. обязать ответчиков включить П. в списки лиц, имеющих право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании участвующий в деле пом.прокурора г.Бийска Мельникова М.Б. исковые требования поддержала, дала аналогичные пояснения. Уточнила исковые требования в части даты, с которой просит признать за П. право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренные п.п.3 ч.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах», и обязать ответчиков включить его в списки лиц, имеющих право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, а именно - с даты обращения П. в Администрацию г.Бийска - дата. Также уточнила фамилию материального истца - П., а не П., как ошибочно было указано в исковом заявлении.
П. заявленные прокурором в его интересах исковые требования поддержал, дал аналогичные пояснения.
Представитель ответчика Администрации г.Бийска К. с иском не согласилась, просит отказать в его удовлетворении в полном объеме. Пояснила, что П. как участник боевых действий, нуждающийся в улучшении жилищных условий, имел право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения и являлся очередником льготной очереди в соответствии с действовавшим на январь 2005г. законодательством (п.3 ч.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах»).
С дата вступил в действие Жилищный кодекс РФ (далее - ЖК РФ), в соответствии с ч.1 ст.57 которого жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет. Вне очереди жилье могло быть предоставлено только некоторым категориям граждан, под которые истец не подпадал. Поэтому он был оставлен на учете в общей очереди с дата. С учетом изменившегося законодательства исключения из льготной очереди не требовалось.
Поскольку истец на момент принятия его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий дата не имел удостоверения, подтверждающего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, то он не мог быть включен в указанную очередь. П. считается принятым на учет как ветеран боевых действий только после даты получения им удостоверения ветерана, т.е. после дата, и будет обеспечен жильем в соответствии с действующим жилищным законодательством. С учетом данных обстоятельств он не может быть включен в списки лиц, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета.
Ответчик Администрация Алтайского края о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменный отзыв на иск, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя названного ответчика.
В отзыве на иск Администрация Алтайского края просит отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что на основании п.1, п.11.1, п.12 ст.23.2, ФЗ «О ветеранах», п.1, п/п.1 п.2 ст.1 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006г. №92-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», приложения №16 к Закону Алтайского края от 02 декабря 2009г. №95-ЗС полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 16 и 21 ФЗ «О ветеранах» названных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005г. переданы органам местного самоуправления, в том числе на 2010 год. Органы местного самоуправления ежегодно проводят перерегистрацию лиц, состоящих на учете, уточняют список и представляют его до 20 декабря в Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита). На основании данных списков Главалтайсоцзащита ежегодно в срок до 01 февраля формирует общекраевой список граждан - получателей субсидий в той же хронологической последовательности, в которой они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. По данным Главалтайсоцзащиты П. не значится в общекраевом списке, т.к. Администрация г.Бийска не включала его в соответствующие списки.
В соответствии с разделом III Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Алтайском крае (утв.постановлением Администрации Алтайского края от 06 октября 2006г. №407) обеспечение жильем данных категорий граждан в части, не урегулированной Положением, осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном законом Алтайского края от 09 декабря 2005г. №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Поэтому требования прокурора г.Бийска об обязании ответчиков включить П. в списки лиц, имеющих право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Кроме того, ответчик указывает на то, что непосредственно к Администрации Алтайского края требований не предъявлено, не указано и не обосновано, какими действиями либо бездействием названного ответчика нарушены права и законные интересы истца.
Третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) также представило письменный отзыв на иск, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
В отзыве на иск Главалтайсоцзащита указывает на то, что как участник боевых действий имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Основанием предоставления такой меры социальной поддержки является соответствующее удостоверение единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 01 января 1992г. либо Правительством РФ. То обстоятельство, что П. представил удостоверение участника боевых действий только дата не может являться основанием для перевода его в очередь на улучшение жилищных условий на общих основаниях, поскольку статус нуждающегося в улучшении жилищных условий возник у него до дата.
В то же время требования к Администрации Алтайского края заявлены преждевременно, т.к. в случае удовлетворения исковых требований и включения П. Администрацией г.Бийска в льготный список, он будет включен в сводный список граждан на получение жилищного сертификата в добровольном порядке.
Выслушав участвующего в деле прокурора, истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии п/п.3 п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах» ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в п/п.1 - 4 п.1 ст.3 названного ФЗ, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном положениями ст.23.2 названного ФЗ (льготная очередь). Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ (в порядке общей очереди).
В судебном заседании установлено, что П. проходил службу в составе Отдельного батальона особого назначения, осуществлявшего контртеррористические операции на территории адрес в период дата, участвовал в боевых действиях. Следовательно, он имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
дата П. обратился в Администрацию г.Бийска с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии Администрации г.Бийска от дата он был признан нуждающимся в жилом помещении и включен в список очередников на общих основаниях.
Удостоверение, подтверждающее льготы, было выдано П. дата.
В связи с обращением П. дата с заявлением о переводе его в льготную очередь на получение жилья и на основании постановления Администрации г.Бийска N от дата он был включен в льготную очередь участников Великой Отечественной войны. Согласно выданным Администрацией г.Бийска справкам номер льготной очереди П. на январь 2005г. - N, на дата - N.
Однако, в дата Администрация г.Бийска сообщила П., что он состоит только в общей очереди на получение жилья. Данное обстоятельство мотивировано Администрацией г.Бийска тем, что П. как ветеран боевых действий встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после дата, в то время как в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края N от дата меры по социальной поддержке в виде обеспечения жильем предусмотрены только для ветеранов, вставших на учет до дата Номер П. в общей очереди - N.
Доводы представителя Администрации г.Бийска о том, что с введением в действие с 01 марта 2005г. ЖК РФ П. утратил право на льготное получение жилого помещения, поскольку не подпадал под льготные категории граждан, предусмотренные ч.1 ст.57 ЖК РФ, не может быть принят судом.
Как прежнее, так и ныне действующее законодательство предусматривается обеспечение граждан жилыми помещениями в той же хронологической последовательности, в которой они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку П. встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до дата., является ветераном боевых действий и имеет право на льготное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, уже состоял в льготной очереди на дату ведения в действие ЖК РФ, то Администрация г.Бийска обязана восстановить П. в очереди на получение жилья, предусмотренной для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, и включить его в соответствующий список.
То обстоятельство, что удостоверение, подтверждающее право на льготы, было выдано П. только дата, не может являться основанием для оставления его только в очереди на получение жилья на общих основаниях.
В судебном заседании установлено, что дата получения удостоверения не зависела от П.. Так, согласно ответу Г. на запрос суда П. был признан ветераном боевых действий .. Бланк удостоверения ветерана боевых действий, выданный П., был получен Г. дата. Выдать удостоверение ветерана боевых действий П. в дата не представилось возможным в связи с большим объемом оформления таких удостоверений .. Данное обстоятельство не должно ущемлять права истца на меры социальной поддержки.
Довод представителя Администрации г.Бийска о том, что П. не исключали из льготной очереди, а просто в связи с изменением жилищного законодательства с дата такая очередь перестала существовать, суд находит несостоятельным, поскольку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении П. был принят дата и изменение законодательства не влияет на данное обстоятельство.
Исходя из изложенного суд находит законными и обоснованными требования прокурора г.Бийска, заявленные в интересах П., о признании за ним права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренные п/п.3 ч.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах», признании незаконными действий Администрации г.Бийска по исключению П. из очереди на получение жилья, предусмотренной для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц. Для восстановления нарушенного прав П. следует обязать Администрацию г.Бийска восстановить П. в очереди на получение жилья, предусмотренной для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, и включить его в списки лиц, имеющих право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
При определении даты, с которой следует признать за истцом право на вышеуказанные меры социальной поддержки и восстановить его в указанном списке, суд исходит из следующего.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003г. №763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установленные законодательством РФ, предоставляются ветеранам на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01 января 1992г.
Поскольку дата получения удостоверения не зависела от волеизъявления П., а ветераном боевых действий он был признан дата (на данный момент он уже был признан нуждающимся в жилом помещении на общих основаниях и состоял в общей очереди на получение жилья), то следует признать за ним право на вышеуказанные меры социальной поддержки и восстановить его в льготном списке с дата, т.к. именно с этой даты у него возникло право на указанные меры социальной поддержки, а удостоверение является лишь правоподтверждающим документом.
В соответствии с п.1, п.11.1, п.12 ст.23.2, ФЗ «О ветеранах», п.1, п/п.1 п.2 ст.1 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006г. №92-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», приложения №16 к Закону Алтайского края от 02 декабря 2009г. №95-ЗС полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст.14, 16 и 21 ФЗ «О ветеранах» названных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005г. переданы органам местного самоуправления, в том числе на 2010 год.
Именно на органы местного самоуправления возложена обязанность ежегодно проводить перерегистрацию лиц, состоящих на учете, уточнять списки и представлять их в Главалтайсоцзащиту, которая на основании данных списков ежегодно формирует общекраевой список граждан - получателей субсидий в той же хронологической последовательности, в которой они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С учетом данного обстоятельства суд находит обоснованным довод ответчика Администрации Алтайского края и третьего лица Главалтайсоцзащиты о том, что требование к названному ответчику по включению истца в соответствующий список предъявлено преждевременно, в связи с чем в иске к данному ответчику следует отказать.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора города Бийска, заявленные в интересах П., подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Бийска, заявленные в интересах П. к Администрации города Бийска, Администрации Алтайского края, удовлетворить частично.
Признать за П. право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, предусмотренные п.п.3 ч.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах», с дата.
Признать незаконными действия Администрации города Бийска по исключению П. из очереди на получение жилья, предусмотренной для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.
Обязать Администрацию города Бийска восстановить П. в очереди на получение жилья, предусмотренной для ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц.
Обязать Администрацию города Бийска включить П. в списки лиц, имеющих право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета с дата.
В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе в иске к Администрации Алтайского края, прокурору города Бийска отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба, представление прокурора в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Кузнецова С.Г.
.