Именем Российской Федерации
Дата обезличена года Восточный районный суд г. Бийска в составе:
председательствующего: Зацепина Е.М.,
при секретаре: ФИО1,
с участием помощника прокурора г. Бийска: Мельниковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Бийска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Бийска, Муниципальному учреждению Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска о возложении обязанности очистить земельный участок от отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Бийска обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Бийска и Муниципальному учреждению Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска (далее Муниципальное учреждение) с исковым заявлением в котором просит суд признать незаконным бездействие Администрации города Бийска и Муниципального учреждения Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска по непринятию мер по организации, сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов и ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном на территории г. Бийска в 10 метрах южнее дома №2 по пер.Партизанскому; возложить на Администрацию города Бийска и Муниципальное учреждение Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска обязанность организовать работу по сбору вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов и ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке, расположенном на территории г. Бийска, в 10 метрах южнее дома №2 по пер.Партизанскому в объеме 25-30 м3.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой г. Бийска проведена проверка соблюдения законодательства об обороте отходов производства и потребления.
Согласно акта обследования земельного участка на наличие несанкционированных отходов Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края от 23 апреля 2010 года на территории города Бийска в 10 метрах южнее дома №2 по пер.Партизанскому имеется несанкционированная свалка отходов, которая образована в результате сброса твердых бытовых отходов на почву (пищевые отходы, пластиковые бутылки, остатки полиэтиленовой пленки, бумаги, картона, осколки кирпича, отходы от уборки территории, стеклобой и другие) в объеме примерно 25-30 м3
Территория, на которой находится свалка, длительное время не убирается, в связи с чем, в результате гниения отходов возникает угроза возникновения инфекции и эпидемии, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровья человека.
По сведениям Бийского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, расположен на территории города Бийска, на государственном кадастровом учете земельный участок не состоит. Для размещения свалки отходов названный земельный участок не предоставлялся.
Также в исковом заявлении истец указывает, что статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В нарушение данных требований земельный участок, не отведенный для складирования отходов, загрязнен ими.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержатся в п. 5 ст. 42 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края (далее Устав города Бийска).
Администрация города Бийска обеспечивает в пределах своей компетенции проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды (п. 5 ст. 43 Устава города Бийска).
Таким образом, Администрация г. Бийска, по мнению истца, обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов, и обязана принять участие в проведении этих мероприятий.
Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов, причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В этой связи истец в исковом заявлении просил суд удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
Участвующий в деле прокурор Мельникова М.Б. в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Просила суд удовлетворить иск прокурора в полном объеме.
Ответчики - представители Администрации г.Бийска и Муниципального учреждения в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель указанных ответчиков ФИО3, действующая на основании доверенностей, исковые требования прокурора не признала, в обоснование своих возражений указала, что истцом не указан конкретный перечень действий, которые ответчики должны совершить в целях исполнения решения суда.
В качестве правового основания истцом указана ст. 78 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая предусматривает, что вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчиков обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет их средств в соответствии с проектом восстановительных работ, в связи с чем, по мнению ответчиков, истец должен доказать факт совершения ответчиками экологического правонарушения.
Из акта проверки от 23.04.2010 г. следует, что происходит загрязнение и захламление земли и подземных вод, однако расчет размера вреда, который осуществляется в соответствии со ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» при составлении акта не выполнен.
В адрес ответчиков не поступало каких - либо предписаний контролирующих органов по результатам проверки от 23.04.2010 года, либо иной информации о наличии несанкционированной свалки по пер.Партизанскому.
Бездействием же признается неисполнение соответствующим органом, его должностными лицами обязанностей, которые на них возложены правовыми актами.
Согласно ст. 42 Устава муниципального образования г. Бийск организация функций по сбору, вывозу и утилизации бытовых и промышленных отходов администрацией города может осуществляться путем создания муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере.
Третье лицо - представитель Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю ФИО4, действующий на основании доверенности, полагал исковые требования прокурора г. Бийска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края ФИО5, действующий на основании доверенности, требования прокурора г.Бийска поддержал. В обоснование своей позиции представитель третьего лица суду пояснил, что согласно действующему законодательству об охране окружающей среды территория города подлежит регулярной очистке. Считает, что Администрация города Бийска не исполняет в полном объеме данные полномочия. Довод Администрации города Бийска о том, что жители города Бийска не заключают договоры на вывоз мусора необоснован, поскольку в Администрации города есть отдел по работе с населением.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержатся в п. 5 ч. 1 ст. 42 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края, а также в п. 2.1.2 положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска.
Таким образом, Администрация г. Бийска и Муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» должны организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
Согласно акту обследования земельного участка на наличие несанкционированного размещения отходов от 23 апреля 2010 года, составленному государственным инспектором Алтайского края по охране природы по результатам рейда, проведенного совместно с прокуратурой г.Бийска, на земельном участке, находящемся на территории г.Бийска в 10 метрах южнее дома №2 по пер.Партизанскому образована несанкционированная свалка твердых бытовых и строительных отходов (пищевые отходы, пластиковые бутылки, остатки полиэтиленовой пленки, бумаги, картона и другое). Данная несанкционированная свалка образована жителями прилегающих многоквартирных домов и частного сектора в связи с отсутствием организации сбора, вывоза и утилизации отходов. Размещенные на почву отходы разносятся ветром, дождевыми и талыми стоками по территории водоохраной зоны р.Бия, что приводит к загрязнению водного объекта, а также загрязнению и захламлению почвы. Мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами не проводятся, в результате чего происходит деградация земли.
В силу п. 11 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация должна обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
На основании п.п. 1.1, 1.5 положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска Муниципальное учреждение является органом Администрации города Бийска осуществляющим реализацию вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства. Муниципальное учреждение является юридическим лицом - муниципальным бюджетным учреждением, подчиняющимся в своей деятельности заместителю Главы города Бийска по жилищно-коммунальному хозяйству и инфраструктурному развитию.
Исходя из вышеуказанных норм положения о Муниципальном учреждении Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска данное учреждение является органом Администрации города Бийска и, несмотря на передачу полномочий Администрации города по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов Муниципальному учреждению у Администрации г. Бийска имеются контрольные функции в отношении данного учреждения.
С учетом изложенного, суд находит несостоятельным довод представителя ответчика о том, что Администрация города Бийска обеспечивает в пределах своей компетенции проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
Ответчиками в материалы дела не представлено доказательств ведения работ по ликвидации данной свалки.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчики не используют имеющиеся у них властные полномочия, направленные на привлечение к административной ответственности граждан, нарушающих действующее законодательство об отходах производства и потребления, что в свою очередь не способствует сокращению количества и объема несанкционированных свалок в городе Бийске.
В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
- сохранению почв и их плодородия;
- защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
- ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
По сведениям Бийского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка, расположен на территории города Бийска, на государственном кадастровом учете земельный участок не состоит. Для размещения свалки отходов названный земельный участок не предоставлялся.
В связи с тем, что земельный участок, занятый вышеуказанной несанкционированной свалкой, ни за кем не закреплен, то землепользователем и землевладельцем данного земельного участка является муниципальное образование - город Бийск, на территории которого данный земельный участок расположен.
В этой связи, на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 24 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 13 Земельного кодекса, а также ст. 42 Устава г. Бийска и п.п. 2.1.2, 2.3.8 Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска суд пришел к выводу о том, Администрация города Бийска, а также Муниципальное учреждение являются надлежащими ответчиками по иску о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки.
В силу ст. 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию возлагается на стороны, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В настоящее судебное заседание представителем Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края ФИО5 представлен акт обследования земельного участка на наличие несанкционированного размещения отходов, составленный 10 июня 2010 года. Как следует из данного акта на момент обследования свалка не была ликвидирована, а в связи с поднятием уровня воды, часть отходов попало в водный объект, что привело к его загрязнению.
Доказательств обратного стороной ответчика суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о доказанности в ходе судебного разбирательства факта наличия несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном на территории г. Бийска по в 10 метрах южнее дома №2 по пер.Партизанскому.
В связи с тем, что складирование мусора на не отведенном для этих целей месте, и наличие данной свалки может привести к развитию инфекционных эпидемиологических заболеваний, а также иным неблагоприятным последствиям для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, суд считает иск прокурора г. Бийска законным обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Бийска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации города Бийска и Муниципального учреждения Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска по непринятию мер по организации, сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов и ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном на территории г. Бийска в 10 метрах южнее дома №2 по пер.Партизанский.
Возложить на Администрацию города Бийска и Муниципальное учреждение Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска обязанность организовать работу по сбору вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов и ликвидировать несанкционированную свалку на земельном участке, расположенном на территории г г. Бийска в 10 метрах южнее дома №2 по пер.Партизанский.
На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление прокурора в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий: Зацепин Е.М.
.... Судья: Зацепин Е.М.