Решение о возложении обязанности предоставить отсрочку от призыва



Дело Номер обезличенР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Зацепина Е.М.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 о признании незаконными бездействия военного комиссариата Алтайского края в лице отдела по городу Бийску и Бийскому району и Призывной комиссии города Бийска, возложении обязанности предоставить заявителю отсрочку от призыва на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

Дата обезличена года ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия военного комиссариата по городу Бийску и Бийскому району и возложении обязанности предоставить заявителю отсрочку от призыва на военную службу.

Определением суда от Дата обезличена года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена призывная комиссия города Бийска.

Дата обезличена г. в Восточный районный суд г. Бийска поступило уточненное заявление ФИО2, в котором заявитель просил суд признать незаконными бездействие военного комиссариата Алтайского края в лице отдела по городу Бийску и Бийскому району и Призывной комиссии города Бийска, возложении обязанности предоставить заявителю отсрочку от призыва на военную службу с ... года.

В обоснование заявленный требований ФИО2 указал следующее. ... году непосредственно по окончании высшего учебного заведения он поступил на службу в органы внутренних дел РФ и ему было присвоено соответствующее специальное звание. В настоящее время он продолжает службу в органах внутренних дел РФ.

На основании действовавшей на ... год редакции Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее закон) военный комиссариат по г. Бийску и Бийскому району Алтайского края был обязан заявителю предоставить отсрочку от призыва на военную службу. До настоящего времени он полагал, что указанная отсрочка ему предоставлена, поскольку за весь указанный период (более двух лет) он ни разу в военный комиссариат по г. Бийску и Бийскому району Алтайского края не вызывался. При этом всегда проживал только по адресу своего места жительства и нес службу в УВД по г. Бийску.

Так в соответствии с действовавшей во время окончания заявителем высшего учебного заведения, поступления на службу в органы внутренних дел и получения им специального звания редакцией п.п. «з» п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам окончившим государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и проходящим службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации на должностях рядового (младшего) и начальствующего состава, а также обучающимся в образовательных учреждениях указанных органов или окончившим данные образовательные учреждения и получившим специальные звания, - на время службы в этих органах и учреждениях.

В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от I 1 ноября 2006 года № 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

В ... году, при зачислении ФИО2 в ... все необходимые документы, являющиеся основанием для его отсрочки заявителем, через отдел кадров ... ..., были представлены в военный комиссариат и призывную комиссию по г. Бийску и Бийскому району Алтайского края, которые до настоящего времени находятся в его личном деле призывника.

Согласно ст.2 Федерального закона от 17 декабря 2009 года № 312-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «з» пункта I статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года до 1 января 2010 года, пользуются указанной отсрочкой до истечения срока ее действия или до истечения ее оснований.

Однако в настоящее время сотрудники отдела военного комиссариата по г. Бийску и Бийскому району Алтайского края объявили заявителю о том, что в ... году отсрочка от призыва на военную службу ему предоставлена не была и в настоящее время он подлежит призыву на военную службу, в связи с чем в отношении него было проведено медицинское освидетельствование как лица, подлежащего призыву на военную службу.

Бездействие призывной комиссии г. Бийска и Бийского района Алтайского края выразившиеся в не предоставлении заявителю отсрочки от призыва на военную службу является незаконным по вышеприведенным основаниям.

Указанным бездействием нарушается мое право на отсрочку от призыва на военную службу.

Заявитель с учетом уточнения требований признать незаконным бездействие призывной комиссии г. Бийска и Бийского района
Алтайского края, выразившиеся в не предоставлении заявителю отсрочки от призыва на военную службу; обязать призывную комиссию г. Бийска и Бийского района Алтайского края предоставить заявителю отсрочку от призыва на военную службу.

В судебном заседании заявитель ФИО2 настаивал на удовлетворении заявления, по обстоятельствам, изложенным в заявлении. Утверждал, что ему стало известно о не предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в ... году при обращении в отдел военного комиссариата в январе или в конце ... года, когда пришел сообщить о смене адреса своего места жительства. По мнению заявителя, работники военного комиссариата не приняли всех необходимых мер для извещения его о вызове в военный комиссариат. В настоящее время он проходит медицинское обследование для представления документов в призванную комиссию. В полном объеме обследование на дату рассмотрения дела в суде не окончено, акт обследования специалистов заявителем в призывную медицинскую комиссию не представлен.

Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Алтайского края и заинтересованного лица Призывной комиссии города Бийска Алтайского края ФИО3, действующая на основании соответствующих доверенностей, в судебном заседании полагала, что заявление ФИО2 не подлежит удовлетворению.

В обоснование своих возражений представитель заинтересованных лиц пояснила, что Военный комиссариат Алтайского края в соответствии с нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ не является органом государственной власти, осуществляющим призыв граждан Российской Федерации на военную службу, в связи с чем, Военным комиссариатом Алтайского края не принято ни одного решения, которое бы нарушало права и охраняемые законом интересы заявителя. Исходя из документов, содержащихся в личном деле призывника ФИО2, усматривается, что призванная комиссия не принимала в отношении него решения о предоставлении отсрочки на военную службу с ... года, а также не отказывала в ее предоставлении, поскольку призывник не являлся лично для прохождения медицинской комиссии, представленных из УВД документов недостаточно для принятия решения о предоставлении отсрочки на военную службу. Военным комиссариатом предпринимались действия по вызову ФИО2 в военкомат путем направления повесток по его месту жительства, повестки работником военкомата вручались его матери, соседям, лично заявителю, который представлялся работнику военкомата братом призывника.

Призывная комиссия Алтайского края, осуществлявшая призыв на военную службу ... года, прекратила свою деятельность, поскольку каждые последующие полгода были образованы новые призывные комиссии с Дата обезличена г. образована Призывная комиссия Алтайского края, осуществляющая весенний призыв на военную службу ... года, в связи с чем, в настоящее время отсутствуют орган, который, по мнению заявителя, должен был принять решение о предоставлении ему отсрочки от военную службы в ... году.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление ФИО2 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 29 Закона решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в состав которой включаются: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - председатель комиссии; военный комиссар - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врачи-специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан; представитель министерства внутренних дел, управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации; представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по образованию; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).

В соответствии со ст.26 ч.1 названного закона призыв на военную службу граждан не пребывающих в запасе организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Распоряжением Администрации Алтайского края от 26 марта 2010 года № 99-р утвержден основной и резервный состав призывных комиссий г.Бийска, председателем основного состава утвержден ФИО6 - управляющий делами администрации г.Бийска, председателем резервного состава - ФИО5 - заместитель главы г.Бийска.

В состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации могут включаться представители других органов и организаций субъекта Российской Федерации.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования; осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий; проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу; контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения призывных комиссий.

В связи с этим, суд находит обоснованным довод представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Алтайского края ФИО3 о том, что военные комиссариаты не являются органами государственной власти, осуществляющим призыв граждан Российской Федерации на военную службу, так как в соответствии с нормами Закона военные комиссариаты лишь организуют призыв граждан на военную службу, в то время как, непосредственно призыв граждан на военную службу осуществляют призывные комиссии.

В соответствии со ст.31 Закона граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (ч.1). Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (ч.2). В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.4).

В силу ст. 10 Закона граждане в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет.

В силу ст.13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением правительства РФ № 663 от 11 ноября 2006 года, Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Согласно ст.15,17,18 названного Положения решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника.

При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.

Изучением личного дела призывника ФИО2 в судебном заседании установлено, что он как призывник состоит на учете в военном комиссариате с Дата обезличена года. Решением призывной комиссии от Дата обезличена года Номер обезличен и от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО2 после прохождения медицинского освидетельствования предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу до Дата обезличена года на основании ст.24 ч.2 п.а Закона (как обучающемуся по очной форме обучения в ВУЗе).

В материалы личного дела призывника представлены справки из ГУВД Алтайского края, подтверждающие прохождение службы в органах внутренних дел ФИО2 с Дата обезличена года с присвоением ему специального звания лейтенант юстиции.

Согласно рапорту работника военкомата ФИО9 она Дата обезличена года с целью вручения повестки о необходимости явки в военкомат прибыла по адресу ..., ...Номер обезличен, где значился зарегистрированным по месту жительства призывник ФИО2 Дверь в квартиру открыл гражданин, представившийся братом призывника ФИО2 Вернувшись в военкомат по фотографии в личном деле она определила, что ей открывал дверь сам ФИО2 и брата у него, согласно сведениям личного дела, нет. Повторно ФИО9 вручала повестки о необходимости явки в военкомат матери призывника ФИО2 Дата обезличена года, соседке призывника ФИО8 проживающей в квартире Номер обезличен по ... в ... Дата обезличена года.

Таким образом, работниками военного комиссариата предпринимались действия по вызову призывника ФИО2 для прохождения медицинского освидетельствования, на котором в силу Закона лежит обязанность лично явиться для прохождения медицинского освидетельствования и в последующем на заседание призывной комиссии. По мнению суда несостоятельны доводы заявителя о том, что для предоставления ему отсрочки достаточно документов свидетельствующих о прохождении им службы в органах внутренних дел, представленных отделом кадров, а его явка для прохождения медицинской комиссии является не обязательной, а также указанием заявителя на то, что работники военкомата не использовали возможность вызова его в военкомат через руководителей УВД.

Поскольку заявление ФИО2 рассматривается судом в порядке главы 25 «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), то в соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов личного дела призывника и пояснений представителя заинтересованных лиц ФИО3 усматривается, что вопрос о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу начиная с ... года ФИО2 на заседании призывной комиссии не рассматривался, поскольку отсутствуют записи об этом в учетной карте призывника, отсутствуют также и данные о прохождении ФИО2 медицинской комиссии до ... года. Дата обезличена года согласно записям в учетной карте призывника ФИО2 начал проходить медицинское освидетельствование, однако итоговое заключение о категории годности его к военной службе отсутствует. В судебном заседании ФИО2 подтвердил, что им не окончено прохождение медицинской комиссии. Таким образом, у призывной комиссии в силу Закона и Положения о призыве на военную службу, отсутствуют основания на дату рассмотрения дела в суде, для принятия решения о предоставлении ФИО2 отсрочки или призыве его на военную службу.

Поскольку в судебном не нашел своего подтверждения довод заявления ФИО2 о том, что военным комиссариатом или призывной комиссией принято решение, либо совершены действия (бездействие) нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителя, у суда отсутствуют основания для его удовлетворения. Вопрос о предоставлении ФИО2 отсрочки от призыва на военную службу компетентным органом - призывной комиссией не рассматривался в силу не прохождения заявителем обязательной процедуры - медицинского освидетельствования.

На основании п. 7 ст. 28 Закона «О воинской обязанности» решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.

ФИО2 обжалуется бездействие призывной комиссии и военного комиссариата, о котором по его утверждению он узнал в ... года.

Поскольку ФИО2 оспаривает бездействие органа государственной власти, а бездействие - длящееся правонарушение, суд не находит возможным применить установленное ст.256 ГПК срока при им оспаривании действий призывной комиссии и военного комиссариата.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 249-250, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Отказать ФИО2 в удовлетворении заявления в полном объеме.

2. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: Зацепин Е.М.

... Судья: Зацепин Е.М.