Дело N
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего Кузнецовой С.Г.,
при секретаре Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Г. о признании незаконным решения ответчика по отказу истцу в назначении досрочно трудовой пенсии по старости, включении спорных периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
К. обратился в суд с данным иском к Г.. В обоснование иска указывает на то, что имеет стаж работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения более 30 лет. Согласно п\п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» он имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости независимо от возраста. дата он обратился в Г. с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости. Решением ответчика N от дата ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине недостаточности специального стажа работы. Специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был установлен ему в размере 17 лет 1 месяц.
При этом ему не были включены в специальный стаж некоторые периоды, а часть периодов включена в календарном порядке вместо льготного исчисления.
С учетом дважды уточненных исковых требований истец просит:
1. признать незаконным решение Г. об отказе в назначении ему досрочно трудовой пенсии по старости;
2. включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, следующие периоды работы:
- с дата по дата - прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах РФ . - в календарном исчислении;
- с дата по дата - прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах РФ . - в календарном исчислении;
- с дата по дата - в должности врача анестезиолога-реаниматолога Р. - в календарном исчислении;
- с дата по дата - по совместительству в медико-санитарной части О. в должности врача анестезиолога-реаниматолога дежуранта . - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев;
- нахождение на курсах повышения квалификации:
с дата по дата - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев;
с дата по дата, с дата по дата - в календарном исчислении;
с дата по дата - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев;
3. признать право истца досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п\п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
4. обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости на дату возникновения такого права.
В судебных заседаниях истец и его представитель С. исковые требования с учетом их дополнения и уточнения поддержали в полном объеме.
Дополнительно истец пояснил, что в период прохождения действительной военной службы в В. с дата по дата он выполнял обязанности не только начальника медицинской службы, но и осуществлял непосредственно лечебную деятельность. В войсковой части имелся медицинский пункт, включающий в себя стационар на 40 коек, изолятор, большую и малую операционные. В медпункте работали 4 врача, лаборант, стоматолог и другие специалисты. В его обязанности как врача входил прием больных, оказание им первой медицинской помощи, осуществление профилактических мероприятий и др.
В период работы с дата по дата в должности врача анестезиолога-реаниматолога Р. и по совместительству в медико-санитарной части О. в должности врача анестезиолога-реаниматолога дежуранта в отделении анестезиологии-реанимации стационара в его обязанности входило обеспечение анестезии ..
В период нахождения на курсах повышения квалификации за ним сохранялось рабочее место и заработная плата; курсы были необходимы для освоения новых методов лечения и повышения уровня профессиональной квалификации.
Представитель ответчика Г. Б. с иском не согласился и пояснил, что период военной службы может зачитываться в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, только в календарном порядке по следующим основаниям. Право на пенсию военнослужащих реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, при этом для некоторых категорий военнослужащих, в том числе проходивших службу в высокогорных районах и местностях, предусмотрены льготы в виде выслуги лет на пенсию из расчета один месяц службы за полтора месяца. Однако, при переходе военнослужащего из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования действующим законодательством не предусмотрен зачет периодов военной службы на льготных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В связи с этим период работы военным врачом может быть зачтен в специальный стаж только в календарном исчислении.
Период работы истца в должности врача анестезиолога-реаниматолога Р. не подлежит включению в специальный стаж, т.к. наименование учреждения на соответствует Спискам, а установление тождества наименования учреждения в судебном порядке не подлежит.
Период работы истца по совместительству в медико-санитарной части О. в должности врача анестезиолога-реаниматолога дежуранта в отделении анестезиологии-реанимации стационара с дата по дата уже зачтен ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год работы за 1,5 года, а в период с дата по дата согласно персонифицированным данным истец работал в указанной должности только на 0,5 ставки, в связи с чем данный период может быть зачтен лишь в календарном исчислении.
Относительно периода курсов повышения квалификации представитель ответчика ссылается на то, что названные периоды подлежат включению в специальный стаж только в случае, если весь специальный стаж выработан до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях». У истца специальный стаж до вступления в силу названного Закона не был выработан, поэтому в данном случае период нахождения на курсах повышения квалификации не может быть зачтен в его специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Выслушав истца, его представителя, ответчика, заслушав свидетеля И., изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с п\п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим медицинскую и иную деятельность по охране здоровья населения, используются за все периоды работы Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781, либо в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004г. №2-П следующие нормативно- правовые акты:
1) за период работы до 01 ноября 1999 года - «Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464 (условно - Список №464);
2) за период с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года - «Список должностей и учреждений и Правила исчисления сроков выслуги», утвержденные Постановлением правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 (условно - Список №1066);
3) за период работы после 12 ноября 2002 года - «Список должностей и учреждений и Правила исчисления сроков выслуги», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 (условно - Список №781);
4) Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781(условно - Правила №781), а в части, не урегулированной настоящими Правилами -
5) Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516 (условно - Правила №516).
Указанные Списки содержат перечни наименований должностей и наименований учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. Списки и правила применяются во взаимосвязи взаимозависимости.
В судебном заседании установлено, что К. обратился в Г. с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии по старости дата Решением Г. N от дата ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине недостаточности специального стажа работы. Специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был установлен истцу в размере 17 лет 1 месяц. При этом истцу не был зачтен ряд вышеуказанных периодов работы, часть периодов работы была зачтена только в календарном, а не в льготном исчислении.
В период с дата по дата К. проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ в должности врача пункта медицинской помощи В.. Данный период не был зачтен ему, т.к. наименование учреждения не соответствует Спискам.
В период с дата по дата истец проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах РФ в В. в должности начальника медицинской службы. Данный период также не был зачтен ответчиком в специальный стаж истца, т.к. наименование должности не соответствует Спискам.
В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в разделе «Наименование должностей» предусмотрены должности врачей-специалистов всех наименований (кроме врачей-статистов), в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность.
Абзацем 5 п.6 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных) … врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).
Таким образом, как медпункт воинской части, так должность врача названными Списком и Правилами предусмотрены.
Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил СССР (утв. Указом Президиума ВС СССР от 30 июля 1975г., п.п.90,91), действовавшему в период военной службы истца, в обязанности начальника медицинской службы, в том числе, входит руководство санитарно-просветительной работой в полку, осуществление лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, организация медицинского обследования личного состава, участие в амбулаторном приеме и осмотре больных, направлении их в лечебные учреждения, ведение постоянного медицинского наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями и др.
Аналогичные обязанности начальника медицинской службы предусмотрены и в Уставах внутренней службы Вооруженных Сил РФ, утвержденных Указом Президента РФ от 14 декабря 1993г. №2140 и от 10 ноября 2007г. №1495 (соответственно пункты 112 и 117).
В судебном заседании установлено, что, осуществляя функции руководителя медицинской службы (пункта медицинской помощи) войсковой части, К. также выполнял функции лечащего врача: осуществлял прием больных, непосредственно сам оказывал им медицинскую помощь, назначал лечение, осуществлял профилактическую работу, направленную на предотвращение заболеваний среди военнослужащих. Данные обстоятельства подтверждаются справкой военкомата г.Бийска, справкой А., направлениями больных военнослужащих в бактериологическую лабораторию, выписанными врачом К., командировочным удостоверением о направлении на объекты адрес для оказания практической медицинской помощи, фотографией истца в военной форме с медицинской сумкой, фотографиями помещения медпункта, а также показаниями свидетеля И., которая пояснила, что в период военной службы супруга она также работала врачом в том же медпункте войсковой части.
Таким образом, время работы истца врачом в период прохождения военной службы подлежит зачету в его специальный трудовой стаж.
При рассмотрении вопроса о порядке зачета данного стажа суд исходит из следующего.
В п/п «г» п.3 Постановления Совета Министров- Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семьям в РФ» указано, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы засчитывается на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца) в высокогорных местностях на высоте от 1000 до 1500 метров над уровнем моря, а в исключительных случаях и ниже - по перечням воинских частей, подразделений, учреждений, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службу, утвержденным соответственно Министром обороны РФ, а также Министром внутренних дел РФ и Директором Федеральной службы безопасности РФ по согласованию с Генеральным штабом, - с 1 января 1988 года.
Пунктом 7 данного Постановления установлено, что служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями за пределами России на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего Постановления засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза СССР.
Представитель ответчика обоснованно указывает ан то, что право военнослужащих на пенсию реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения. Согласно п/п.1 п.1 ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж (но не в специальный) наравне с периодами работы и/или иной деятельности, которые предусмотрены ст.10 названного Закона.
Таким образом, для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, которая устанавливает определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, т.е. получения трудовой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.
При этом законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной и иной приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы на соответствующих льготных условиях (один месяц за полтора месяца) в специальный стаж лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Данное обстоятельство связано с тем, что страховые взносы в Г. за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались. Следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в системе обязательного пенсионного страхования. В противном случае это привело бы к необоснованному расширению круга лиц, имеющих преимущества по отношению к другим застрахованным.
Таким образом, время осуществления истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в период прохождения действительной военной службы в Вооруженных Силах РФ с дата по дата подлежит зачету в его специальный медицинский стаж в календарном исчислении.
Пунктом 3 Правил от 22 сентября 1999г. №1066 и пунктом 5 Правил от 20 октября 2002г. №781 установлено, что периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением некоторых случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе врачам-анестезиологам-реаниматологам (врачам-анестезиологам-реаниматорам), 1 год засчитывается в указанный стаж работы как 1 год 6 месяцев.
В период с дата по дата истец работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога Р., а с дата по дата - по совместительству в медико-санитарной части О. в должности врача анестезиолога-реаниматолога дежуранта в отделении анестезиологии-реанимации стационара.
Истец указывает на то, что несмотря на неоднократные изменения наименования, Д. не изменяло цели, функции и задачи учреждения, также не изменялись и функциональные обязанности истца как врача анестезиолога-реаниматолога. В подтверждение истцом представлены Устав муниципального медицинского учреждения Д1., Устав муниципального медицинского учреждения Д.2., Устав муниципального учреждения здравоохранения Д.2., Устав Д., из содержания которых усматривается, что основной целью названного учреждения является оказание высококвалифицированной консультативно-диагностической помощи населению с применением высокоэффективных технологий, реализация основных принципов охраны здоровья. Учреждение осуществляет такие виды деятельности как лабораторные исследования, функциональная, лучевая и ультразвуковая диагностика, эндоскопические исследования, консультативный прием, стоматология, ортопедическая стоматология, традиционная оздоровительная терапия, научно-исследовательская деятельность, иные медицинские, оздоровительные, лечебно-профилактические услуги.
Таким образом, установлено, что названное учреждение независимо от изменения его организационно-правовой формы и наименования осуществляло лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Штатными расписаниями названного учреждения за различные периоды предусмотрена должность врача-анестезиолога на одну ставку, должностными инструкциями врача анестезиолога-реаниматолога определены его функциональные обязанности.
Учитывая изложенное, поскольку истец работал не на полную ставку, то период работы истца с дата по дата в должности врача анестезиолога-реаниматолога реабилитационно-диагностического центра Регионального комплекса «Мать и дитя» адрес подлежит включению в его специальный стаж в календарном исчислении.
В судебном заседании установлено, что с дата по дата истец работал по совместительству в медико-санитарной части Бийского олеумного завода в должности врача анестезиолога-реаниматолога дежуранта в отделении анестезиологии-реанимации стационара. Данный период подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев,
В части доводов сторон о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках суд исходит из следующего.
Согласно ст.112 КЗоТ РСФСР (ст.187 ТК РФ) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется его место работы и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Согласно ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», п.п.4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Г..
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Г. приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до дата, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
В разъяснении Минтруда от 22 мая 1996г. №5 разъяснено, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в течение не менее 80% рабочего времени. Приведенные нормы определяют общие правила исчисления специального стажа.
Как следует из смысла п.п.5, 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в полный рабочий день включается также время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а также может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. А прохождение курсов по повышению квалификации имеет цель качественного обеспечения трудовой функции работника. Более того, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Следовательно, оспариваемые истцом периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата и с дата по дата должны быть зачтены ему льготном исчислении как 1 год работы за 1,5 года, а с дата по дата, с дата по дата - в календарном исчислении.
Таким образом, за минусом уже включенного ответчиком стажа работы в календарном исчислении установленный в судебном заседании специальный стаж истца на дату его обращения в Г. составит 12 лет 3 месяца 16 дней, а вместе со специальным стажем, установленным ответчиком - 29 лет 4 месяца 16 дней (17 лет 1 месяц + 12 лет 3 месяца 16 дней). На момент обращения истца в Г. за назначением досрочной трудовой пенсии по старости (дата.) специальный стаж в указанном размере не давал права истцу на указанную пенсию. Для назначения досрочной пенсии истцу недоставало 7 месяцев 14 дней.
В судебном заседании установлено, что после дата и по настоящее время истец продолжает работать в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения экстренной и консультативной помощи филиала КГУЗ Ц..
Таким образом, датой возникновения права истца на досрочную трудовую пенсию по старости следует считать дата (дата + 7 месяцев 14 дней).
С учетом изложенного суд находит возможным удовлетворить исковые требования К. в части и обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с указанной даты.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать государственную пошлину в возврат в размере Хруб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования К. удовлетворить частично.
Включить К. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п\п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следующие периоды работы:
- с дата по дата - прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах РФ в должности врача пункта медицинской помощи В. - в календарном исчислении;
с дата по дата - прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах РФ в должности начальника медицинской службы В.,- в календарном исчислении;
- с дата по дата - в должности врача анестезиолога-реаниматолога Р. - в календарном исчислении;
- с дата по дата - по совместительству в медико-санитарной части О. в должности врача анестезиолога-реаниматолога дежуранта в отделении анестезиологии-реанимации стационара - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев;
- нахождение на курсах повышения квалификации:
с дата по дата - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев;
с дата по дата, с дата по дата - в календарном исчислении;
с дата по дата - в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Признать право К. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п\п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата
Обязать Г. назначить К. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п\п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с дата
В удовлетворении остальной части исковых требований К. отказать.
Взыскать с Г. в пользу К. государственную пошлину в возврат в размере Хруб.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Кузнецова С.Г.
.