Дело N
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего Кузнецовой С.Г.,
при секретаре Р.,
с участием помощника прокурора г.Бийска Мельниковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Бийска в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Бийска и У. о возложении обязанности очистить земельный участок от отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Бийска обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал на то, что прокуратурой г.Бийска проведена проверка соблюдения законодательства об обороте отходов производства и потребления. Согласно акту проверки соблюдения природоохранного законодательства от дата О. на адрес, имеется несанкционированная свалка объемом около 45-50куб.м, размещенная в водоохраной зоне реки Бия, которая образована в результате сброса твердых бытовых отходов на почву (пластиковые бутылки, обрывки полиэтиленовой пленки, остатки бумаги, картона, остатки пищевых отходов, отходы от уборки территории и т.д.). Несанкционированная свалка образована жителями прилегающих домов в связи с не организацией сбора и вывоза отходов, а также по причине невыполнения требований по ликвидации последствий производственной и хозяйственной деятельности вышеназванным предприятием.
Ветром, дождевыми и талыми стоками размещенные на почву отходы разносятся по территории водоохраной зоны реки Бия, что приводит к загрязнению водного объекта. В период паводка при высоком подъеме уровня воды в реке Бия данная территория попадает в зону подтопления и все эти отходы попадут в водный объект.
Территория не убирается длительное время, в связи с наступлением весеннего периода в результате гниения отходов возникает угроза возникновения инфекции и эпидемии, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровью человека.
По сведениям Т. данный земельный участок расположен на территории г. Бийска, на государственном кадастровом учете земельный участок не состоит. Для размещения свалки отходов названный участок не предоставлялся.
Статьей 51 ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В нарушение данных требований земельный участок, не отведенный для складирования отходов, загрязнен ими.
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.24 ст.16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами, относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержаться в п.5 ст.42 Устава муниципального образования городского округа - г. Бийска Алтайского края.
В соответствии с п.5 ст.43 Устава муниципального образования городского округа - г.Бийск, Администрация г.Бийска обеспечивает в пределах своей компетенции проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
Таким образом, Администрация г. Бийска обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов и обязана принять участие в проведении данных мероприятий.
Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее в порче земли, несанкционированное складирование отходов, причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на изложенное и ст.ст. 4, 42 Конституции РФ, прокурор г.Бийска просит признать незаконным бездействие администрации г. Бийска, У. по непринятию мер по организации, сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном на адрес; обязать администрацию г.Бийска и У. организовать работу по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов и ликвидировать указанную несанкционированную свалку, расположенную на адрес.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора г.Бийска Мельникова М.Б. доводы, изложенные в иске, поддержала, представив уточненное исковое заявление, в котором конкретизировано место свалки: адрес; просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, обязав ответчиков ликвидировать свалку в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчиков - Администрации города Бийска и У. по доверенностям А. с исковыми требованиями не согласна. Пояснила, что основная часть адрес предоставлена в аренду, в связи с чем проведено размежевание земельного участка. В силу ст.11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязанность по соблюдению санитарных, экологических и иных требований лежит на владельцах земельных участков. Из акта обследования и представленных фотографий невозможно установить границы территории, на которой находится свалка.
Статьей 12 ГК РФ не предусмотрен такой способ защиты гражданских прав как организация работ, в частности, по ликвидации свалки. В случае удовлетворения исковых требований необходимо указать срок исполнения решения суда.
В адрес У., равно как и в адрес Администрации города Бийска не поступало каких-либо предписаний контролирующих органов по результатам проверки от дата, либо иной информации о наличии несанкционированной свалки по адрес. О существовании несанкционированной свалки ответчикам стало известно в связи с предъявлением искового заявления, в связи с чем, У. не имело возможности до предъявления искового заявления предпринять конкретные меры по устранению свалки.
Из содержания искового заявления и представленных материалов не усматривается, в чем конкретно выразилось бездействие, либо ненадлежащее исполнение полномочий Администрацией г.Бийска, равно как и У. в части организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов на территории города, также не усматривается, какими нормами права руководствуется истец, предъявляя требование о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку именно к Администрации г.Бийска.
У. является органом местного самоуправления, осуществляющим реализацию вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства. Управление является юридическим лицом и как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования город Бийск несет ответственность за осуществление функций и полномочий по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов (п.п. 2.1.2, 2.3.8 Положения об У.).
Следовательно, полагает, что при рассмотрении судом настоящего спора, необходимо установить именно наличие бездействия и причины бездействия со стороны У., отвечающего за выполнение указанной функции на территории города.
Истец указывает на бездействие ответчиков, направленных на сбор, вывоз и утилизацию ТБО и ликвидации несанкционированной свалки, не разграничивая бездействие каждого из ответчиков по непринятию мер.
В рамках предмета ведения, определенного законом, органом местного самоуправления - Администрацией города Бийска утверждены Правила благоустройства города Бийска от дата N, которые определяют специальные нормы по организации уборки территории города, и которые обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы. Постановлением Администрации города Бийска были установлены нормативные показатели накопления твердых бытовых отходов, утверждены тарифы за услуги по вывозу твердых бытовых отходов для населения, проживающего как в частных домовладениях, так и в многоквартирных домах.
Таким образом, Администрация г.Бийска - как орган управления, приняв вышеуказанные нормативные акты, обеспечивает в пределах своей компетенции проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
Представитель ответчиков просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Третье лицо - представитель О. по доверенности М. в судебном заседании требования прокурора г.Бийска поддержал, суду пояснил о том, что до настоящего времени свалка не ликвидирована, наличие свалки в природоохранной зоне, влечет попадание бытовых отходов в реку, что может нанести вред городам, так как источником питьевой воды у них является верхний слой. В связи с подъемом уровня воды в реке часть отходов была смыта в реку.
Третье лицо - представитель Н. по доверенности Ш. требования прокурора г.Бийска поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, суду пояснил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Муниципальное образование город Бийск не эффективно реализует механизм по сбору и утилизации отходов.
Третье лицо - представитель К. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом - повесткой. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, что суд находит возможным.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:
Согласно ст.51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.1.1, 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» (утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988г. №4690-99) организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В соответствии с п.3 ст.8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», п.24 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержатся в п.п.5 п.1 ст.42 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края, а также в п. 2.1.2 положения об У.
Таким образом, Администрация г.Бийска и У. должны организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
Кроме этого в силу п.11 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» администрация должна обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно акту целевой проверке соблюдения требований природоохранного законодательства от 26.04.2009г., на территории города на юго-западном участке адрес, имеется несанкционированная свалка отходов (пищевые отходы, пластиковые бутылки, остатки полиэтиленовой пленки, бумаги, картона, обломки кирпича, отходы от уборки территорий и др.) в объеме примерно 45-50куб.м. Данная несанкционированная свалка образована жителями прилегающих домов частного сектора в связи с не организацией сбора, вывоза и утилизации отходов, а также по причине невыполнения требований по ликвидации последствий производственной и хозяйственной деятельности вышеназванным предприятием.
При сбросе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в связи с чем может происходить захламление и загрязнение земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления и других негативных (вредных) воздействий не проводятся, в результате чего происходит деградация земли. Свалка зарастает травой, в результате чего происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что может привести к возникновению инфекционных заболеваний и непосредственной угрозе жизни и здоровью человека.
Место свалки в судебном заседании конкретизировано и указано на выкопировке из топоплана, где отмечены границы и размер территорий, сданных в аренду, и оставшаяся свободной территория на юго-западе территории бывшего «Бийского лакокрасочного завода».
Согласно акту обследования земельного участка на наличие несанкционированного размещения отходов от дата, несанкционированная свалка, образованная на указанном земельном участке не ликвидирована, часть отходов смыта в реку; отходы, размещаются на почве уже длительное время, в связи с чем в результате гниения отходов происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, возникает угроза возникновения инфекции и эпидемии, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровья человека. Так как свалка несанкционированная, то при сбросе отходов на почву не соблюдается технологический процесс, предусмотренный для утилизации отходов, в результате чего происходит загрязнение и захламление земли и подземных вод. Мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами не проводится, в результате чего происходит деградация земли.
Таким образом, администрацией г.Бийска и У. не доказано, что ими предпринимаются какие-либо конкретные действия к ликвидации данной свалки.
Администрация г.Бийска обязана организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды, что следует также из п.11 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По сведениям К. данный земельный участок находится на территории муниципального образования Город Бийск, государственный кадастровый учет не проходил, для размещения свалки отходов кому-либо не предоставлялся.
Следовательно, нормативно-правовыми актами на Администрацию города Бийска возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, и в результате допущенного администрацией бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации вышеуказанной свалки, нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.36 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края У. входит в структуру администрации города Бийска. При этом, в соответствии с Положением об У. утвержденного постановлением Главы города от дата N, к полномочиям указанного Управления отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не освобождает Администрацию г.Бийска от обязанности надлежащего контроля и принятия мер реагирования по вверенным ей федеральным законодательством направлениям деятельности.
Принимая во внимание, что У. осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Администрацией г.Бийска, указанные лица являются надлежащими ответчиками по делу.
Материалами дела не подтверждено, что в адрес У. поступали какие-либо указания главы и Администрации города по принятию надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалке, расположенной на вышеназванном земельном участке.
Согласно п.2.1 Правил благоустройства на территории г.Бийска, утвержденных постановлением администрации г. Бийска от дата N, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами.
Организацию уборки иных территорий осуществляет уполномоченный муниципальный заказчик в соответствии с муниципальными контрактами со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.
В силу п.2.3 Правил благоустройства на территории г. Бийска запрещается на территории города накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с п.2.1 Правил.
Из анализа указанных норм следует, что в случае невозможности установления лица, разместившего отходы в несанкционированном месте, Администрация г.Бийска обязана организовывать ликвидацию указанной свалки отходов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований, в связи с чем они подлежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с актуальностью вопроса о ликвидации несанкционированной свалки, наступлением летнего периода и повышения опасности появления и распространения инфекционных заболеваний в связи с гниением отходов, суд полагает возможным обязать ответчиков ликвидировать данную свалку в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Бийска, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Бийска и У. по непринятию мер по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на юго-западном участке адрес.
Обязать администрацию города Бийска и У. организовать работу по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на юго-западном участке адрес, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Кузнецова С.Г.
.