О взыскании недоимки по налогу и пени на имущество физических лиц.



Дело N ххх/2010.

P Е Ш Е H И Е

Именем Pоссийской Федеpации

*** июля 2010 года Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе: председательствующего судьи Зацепина Е.М., при секpетаpе Скорых Е.А., pассмотpев в открытом судебном заседании дело по иску Межрайонной Инспекции ФНС РФ № 1 по Алтайскому краю к Четверикову В.В. о взыскании недоимки по налогу и пени на имущество физических лиц за 2008 год, по встречному иску Четверикова В.В. к Межрайонной Инспекции ФНС РФ №1 по Алтайскому краю о возложении обязанности по перерасчете налога на имущество физических лиц за 2008 год,

У С Т А Н О В И Л:

МРИ ФНС № 1 по Алтайскому краю в обоснование иска указала следующее. Согласно учетным данным, представленным БГОФ ФГУП «Р.» по Алтайскому краю об объектах налогообложения, должнику Четверикову В.В. в 2008 году принадлежало следующее имущество:

  1. квартира по адресу: ..., ..., стоимостью на 01.01.08 г. - 814 888 руб.
  2. жилой дом по адресу: ..., ... ... стоимостью на 01.01.08г. - 148 940 руб.
  3. здание по адресу: ..., ... стоимостью на 01.01.08г. -223 310 руб.
  4. гараж по адресу: ..., ..., стоимостью на 01.01.08г. - 122 525 руб.

В соответствии со ст.3, 23, 45 НК РФ, ст. ст.1, 2, 5 Закона, "О налогах на имущество физических лиц" № 2003-1 от 09.12.91 г., (далее Закон) должник является плательщиком данного налога, и обязан уплатить его ранними долями - 15 сентября и 15 ноября (п. 9 ст. 5 Закона).

Налог исчисляется налоговым органом на основании данных о суммарной инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 01 января каждого года (ст.ст. 3, 5 Закона), и процентной ставки по Решению Думы г. Бийска.

Сумма налога за 2008 г. - 3 577, 23 руб. До настоящего времени сумма налога не уплачена.

Должнику направлялось налоговое уведомление о необходимости оплатить налог, однако налог уплачен не был, в связи с чем, было направлено требование об уплате налога. До настоящего времени налог и пеня должником не уплачены.

За несвоевременную уплату налога на основании ст. 75 НК РФ начисляется пеня за каждый день просрочки платежа. Пеня составила 100,44 руб.

После частичного отказа от исковых требований, истец просил взыскать с ответчика Четверикова В.В. недоимку по налогу на имущество физических лиц и пеню за 2008 год с учетом оплаты и сложения недоимки 3097,78 руб.

Ответчик Четвериков В.В., не согласившись с иском налоговой инспекции, подал встречный иск, в котором указал на следующие обстоятельства. Стоимость каждого из объектов, принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества определена БГО ФГУП «Р.» и по подсчету истца составила в суммарном исчислении 451 109,50 руб. Согласно налоговому уведомлению ххх на дату 18 июля 2008 года, исходя из долей в праве собственности на принадлежащее ему имущество им был полностью уплачен налог на имущество в сумме 496,22 руб.

Однако на дату 8 мая 2009 года налоговая инспекция предъявила ему расчет налога на имущество за 2008 год уже в сумме 6785,7 руб. в налоговом уведомлении ххх.

Налоговая инспекция применила новый порядок расчета по налогу на имущество физических лиц, находящегося в долевой собственности согласно письму Минфина России от 21 апреля 2008 года ххх.

На основании данных о суммарной стоимости принадлежащего Четверикову В.В. имущества по состоянию на 1 января 2008 года и процентной ставки налога по решению Думы г.Бийска от 23 ноября 2007 года № 285 «О ставках налога на имущество физических лиц», сумма налога, исчисленного налоговой инспекцией за 2008 год составила 26 180,16 руб.

С учетом действующего законодательства, по мнению Четверикова В.В. налог на принадлежащее ему имущество в 2008 году должен составлять 373,4 руб., исходя из следующего расчета. Стоимость всего имущества составляет 45109,5 руб. Льгота для предпринимателей на нежилое помещение по ... -111655 руб. = 339 554 руб. С применением налоговой ставки 0,11% и переплате за прошлые годы 60,27 руб., всего к оплате подлежит 313,13 руб. Фактически оплачено 496,22 руб. Переплата составила 183,09 руб.

С учетом изложенного, Четвериков В.В. просил обязать налоговую инспекцию произвести перерасчет за 2008 год по налогу на имущество, принадлежащего ему на праве общей собственности, без учета письма Министерства Финансов РФ от 21 апреля 2008 года хххи по процентным ставкам, согласно решению Думы г.Бийска от 28 сентября 2009 года № 357.

В судебном заседании Четвериков В.В. и его представитель Четверикова Г.В. первоначальный иск не признали, настаивали на удовлетворении встречного иска по изложенным в нем основаниям.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции Самсонова В.А. на удовлетворении первоначального иска с учетом его уточнения настаивала, встречный иск не признала, в обоснование своих возражений представила письменный отзыв пояснила следующее.

Согласно положениям ст.ст. 3,5 Закона РФ № 2003-1 налоговой базой является суммарная инвентаризационная стоимость имущества. Согласно сведениям, поступившим в инспекцию из органа, осуществляющую государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в собственности Чеверикова В.В. находится четыре объекта недвижимости: квартира по ... - 4 (размер доли 1/4 ), жилой дом по ... (общая совместная собственность с Четвериковой И.В.), нежилое помещение по ... (размер доли 1/2 ), гараж по ... (общая совместная собственность с Четвериковой И.В.).

В г.Бийске ставка налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие физическим лицам на праве собственности установлены Решением Думы г.Бийска от 23 ноября 2007 года № 285. В связи с чем, ответчику было направлено налоговое уведомление за 2008 год от 19 июля 2008 года за 4 объекта по ставке 0,11 %. В уточненном расчете от 15 мая 2009 года налог начислен за 4 объекта по ставке 1,99 %. По объекту, расположенному в ... по ... предоставлена льгота по предпринимательской деятельности. За 2008 год к доплате составило 4073,45 руб. Основным моментом для перерасчета налога являются письменные разъяснения Минфина РФ от 21 апреля 2008 года № 03-05-04-01/19 о порядке расчета налога на имущество физических лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, обозрев письменные доказательства, представленные сторонами, суд находит исковые требования налоговой инспекции не подлежащими удовлетворению, а встречный иск подлежащим удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Четвериков В.В. является собственником имущества в г.Бийске: квартиры по ... (размер доли 1/4 ), жилого дома по ... (общая совместная собственность с Четвериковой И.В.), нежилого помещения по ... (размер доли 1/2 ), гаражного бокса по ... (общая совместная собственность с Четвериковой И.В.) что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и не оспаривается другой стороной.

В соответствии со ст.2 Закона РФ №2003-1 от 9 декабря 1991 года, (в ред. ФЗ РФ №45-ФЗ от 5 апреля 2009 года), «О налогах на имущество физических лиц», жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения облагаются налогом на имущество физических лиц, который, согласно п. 3 ст. 3 того же закона, зачисляется в местный бюджет, по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Следовательно, в силу положений ст.ст. 3, 23, 45 НК РФ, ст.1, 2, 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», Четвериков В.В. является плательщиками налога на имущество физических лиц и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать данный налог, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании ст.52 Налогового Кодекса РФ и ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», исчисление данного вида налога производится налоговыми органами, на основании данных об инвентаризационной стоимости строений, помещений, по состоянию на 1 января каждого года, рассчитанной органами технической инвентаризации /Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденный Приказом от 04.04.1992 г. №87 Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ/.

Согласно положениям ч.2 ст.53 НК РФ и ст.3 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», ставки налога на строения и помещения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы муниципальных образований могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами налоговым органом было произведено начисление истцам налога за 2008 годы, с применением ставок налога, установленных на основании Решения Думы г.Бийска от 23 ноября 2007 года № 285 «О ставках налога на имущество физических лиц», в редакции Решения Думы г.Бийска от 25 января 2008 года №307, согласно которому с 1 января 2008 года в г.Бийске были установлены ставки налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие физическим лицам на праве собственности, в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

При этом судом установлено, что на основании налогового уведомления ххх от 19 июля 2008 года Четвериков В.В. фактически произвел уплату налога за 2008 год на принадлежащее ему имущество 4 объекта в сумме 496, 22 руб. в том числе, на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на объект предпринимательской деятельности по ...., исходя из налоговой ставки 0,11%, л.д.24).

Однако, на основании налогового уведомления ххх от 15 мая 2009 года л.д. 28), Четверикову В.В. произведен перерасчет налога за 2008 год, в соответствии с которым он обязан оплату налога за 2008 год в сумме 6785,7, исходя из того, что полной инвентаризационной стоимости 4 объектов налогообложения с применением налоговой ставки 1,999%.

Вместе с тем, согласно Решений Думы г.Бийска № 357 от 18 сентября 2009 года «О принятии решения «О внесении изменений в Решение Думы г.Бийска от 23 ноября 2007 года № 285 «О ставках налога на имущество физических лиц» и №110 от 21 сентября 2009 года «О внесении О внесении изменений в Решение Думы г.Бийска от 23 ноября 2007 года №285 «О ставках налога на имущество физических лиц», вступивших в законную силу 30 октября 2009 года, были изменены ранее установленные ставки налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие физическим лицам, также в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. При этом указано (п.2), что настоящее решение распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2008 года.

Как следует из письменных возражений налогового органа, перерасчет налога за 2008 год объясняется тем, что в 2008 году при расчете налога на имущество физических лиц суммарная инвентаризационная стоимость имущества, облагаемого налогом, в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности, исчислялась исходя из стоимости доли, принадлежащей налогоплательщику и применялась соответствующая налоговая ставка. Однако на основании Письма Минфина РФ от 21 апреля 2008 года №03-05-04-01/19 на территории РФ с 1 января 2008 года был установлен единый порядок расчета налога на имущество физических лиц, в соответствии с которым налоговая ставка стала применяться исходя из стоимости всего объекта недвижимости, поскольку доли в праве собственности на объекты недвижимости не могут, в силу действующего законодательства, являться объектами налогообложения.

Принимая во внимание установленные судом фактические обстоятельства дела, требования действующего законодательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1, ст.38 НК РФ, объектом налогообложения признается - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

При этом, в соответствии с ч.2 указанной статьи НК РФ, под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Исходя из положений ст.128 ГК РФ, под имуществом в гражданском законодательстве понимаются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость), согласно ч.1 ст.130 ГК РФ, относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, в гражданском законодательстве под имуществом понимаются вещи, как объекты материального мира, а также имущественные права. Соответственно, в отношении недвижимого имущества следует различать права на недвижимое имущество (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и др.) и объекты этих прав, в том числе, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, жилые дома и квартиры.

Поскольку на основании ч.2 ст.38 НК РФ имущественные права прямым указанием закона исключены из понятия имущества, применяемого в налоговом законодательстве, то под объектами налогообложения, указанными в ст.2 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», п.2 Инструкции по применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», утвержденной Приказом Министерства РФ по налогам и сборам №54 от 2 ноября 1999 года (с изменениями, внесенными приказом МНС РФ от 27 февраля 2003 года №БГ-3-04/88) следует понимать именно объекты недвижимости (вещи), а не имущественные права на них.

При этом порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, установленный действующим законодательством, также предусматривает, что исчисление данного налога осуществляется на объекты недвижимости в целом, а порядок оплата налога может различаться в зависимости от того, на каком праве принадлежит имущество физическим лицам, обязанным уплачивать налог.

Так, в соответствии со ст.1, п.2 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», п.п.1, 2 Инструкции по применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», утвержденной Приказом Министерства РФ по налогам и сборам № 54 от 2 ноября 1999 года (с изменениями, внесенными приказом МНС РФ от 27 февраля 2003 года №БГ-3-04/88), если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

То есть, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц может нести 1 )одно лицо - собственник имущества, 2) несколько лиц, пропорционально имеющимся у них долям, если имущество находится в общей долевой собственности, 3) несколько лиц в равных долях, если имущество находится в их общей совместной собственности.

Данные положения закона в полной мере соответствуют общим нормам и принципам гражданского права.

В частности, в силу ч.1, 2 ст.244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Согласно ст.247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

На основании ст.249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Таким образом, право общей долевой собственности на имущество предполагает наличие во владении и пользовании сособственников единого целого объекта (вещи), а не его частей (долей). Инвентаризационная стоимость такого имущества может определяться лишь как стоимость объекта недвижимости в целом, понятие «инвентаризационная стоимость доли в праве собственности» действующим законодательством не предусмотрено.

В то же время, обязанности по содержанию такого имущества, в том числе, по уплате налогов, подлежат разделу между собственниками, соразмерно их долям.

Следовательно, налог на имущество физических лиц, независимо от того, на каком праве собственности оно им принадлежит (личной, общей долевой, или общей совместной), начисляется на объект недвижимости в целом, исходя из его инвентаризационной стоимости, а уплата данного налога возлагается на собственника данного имущества (если он один), либо на всех собственников - в равных долях при общей совместной собственности, соразмерно установленным долям - при нахождении имущества в общей совместной собственности.

Также суд учитывает, что иное толкование налогового законодательства привело бы к неравенству обязанностей налогоплательщиков в зависимости от формы собственности, в отношении объектов недвижимости, обладающих одинаковой стоимостью.

В частности, если согласиться с позицией истцов, то в случае, когда имущество находится в долевой собственности, налоговой базой для исчисления налога по каждому налогоплательщику следовало бы считать часть инвентаризационной стоимости имущества, пропорционально их долям в праве собственности, а в случае нахождения имущества в личной или совместной собственности - инвентаризационную стоимость всего объекта недвижимости, что привело бы к использованию различных ставок налога на объекты недвижимости, обладающие одинаковой стоимостью.

Вместе с тем, в силу ч.1 ст.19 Конституции РФ, все равны перед законом и судом.

Согласно ч.1-2 ст.3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Из смысла приведенных норм следует, что налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости от каких-либо обстоятельств.

Согласно постановлению КС РФ № 5-П от 13 марта 2008 года, в налогообложении равенство принимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые оправдывали бы неравное правовое регулирование.

В силу ч.6 ст.3 НК РФ, при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Как установлено выше, данный налогоплательщик является собственником 4 объектов недвижимости, на один из которых по ... ему предоставлена льгота по предпринимательской деятельности. Два объекта по ... ... (размер доли 1/4 ), ... (размер доли 1/2 ) находятся в долевой собственности, и два объекта жилой дом по ..., нежилое помещения гаражный бокс по ... находятся в общей совместной собственностью с Четвериковой И.В.

Поскольку законом установлено, что объектом налогообложения является объект недвижимости, а не имущественные права, при этом по объектам недвижимости, находящимся в общей долевой собственности, налогоплательщиком является каждый из сособственников, суд считает, что расчет налога по объектам, находящимся в общей долевой собственности должен осуществляться самостоятельно.

В частности, абз.2 п.10 Инструкции по применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», утвержденной Приказом Министерства РФ по налогам и сборам № 54 от 2 ноября 1999 года (с изменениями, внесенными приказом МНС РФ от 27 февраля 2003 года №БГ-3-04/88) установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого помещения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого из объектов.

В собственности Четверикова В.В. находится два объекта недвижимости квартира, жилой дом (стоимость долей 203 722 + 74470 = 278 192 руб.) и гараж.

Следовательно, расчет налога на имущество физического лица в отношении истца Четверикова В.В.. за 2008 года должен осуществляться отдельно по каждому типу объектов недвижимости, с применением ставок налога, соответствующих инвентаризационной стоимости каждого типа объекта недвижимости и будет составлять с учетом инвентаризационной стоимости и применением налоговой ставки 0,099%. Четвериков В.В. обязан участвовать в уплате налога соразмерно своей доле (1/4), на квартиру по ... ... и (1\2) на жилой дом по ... а и (1/2) гаражного бокса по ....

Согласно Решению Думы г.Бийска от 21 сентября 2009 года № 110, как и Решению Думы г.Бийска № 285 от 23 ноября 2007 года, при стоимости имущества до 300 000 руб. подлежит применению ставка налога в размере 0,099%.

Также суд считает обоснованными требования истцов о признании незаконными действий налогового органа по перерасчету сумм налога за 2008 год.

В соответствии с п.9 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», уплата налога на имущество физических лиц производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

На основании п.п.1, 9 Инструкции по применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», исчисление налогов производится налоговыми органами, которые ежегодно, не позднее 1 августа вручают налогоплательщикам платежные извещения об уплате налога.

Данные положения соответствуют и ст.52 НК РФ, устанавливающей, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

При этом, в соответствии с п.4 ст.57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п.6 ст.58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в налоговом уведомлении.

Таким образом, поскольку обязанность по исчислению налога на имущество физических лиц возложена на налоговые органы, то налогоплательщик считается выполнившим свою налоговую обязанность в полном объеме, если в установленные законом сроки произвел уплату налога в том размере, который указан в налоговом уведомлении.

Как установлено в данном случае, Четвериков В.В. свою обязанность по уплате налога за 2008 год выполнил своевременно и в том размере, который был указан налоговым органом в направленном ему уведомлении об уплате налога за 2008 год 15 сентября 2008 года, что не оспаривалось налоговой инспекцией в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с положениями ч.3 п.1 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

Согласно п.3 ч.3 ст.45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи, наличных денежных средств, для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Соответственно, с момента внесения истцами соответствующих сумм в банк (почтовое отделение) для последующего перечисления в бюджетную систему РФ, их обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2008 год прекратилась.

При этом произвольное возложение на налогоплательщика дополнительной обязанности по уплате каких-либо сумм, в качестве «доплаты налога», действующим законодательством не предусмотрено.

Так, в соответствии ч.2, 4 ст.69 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, ему направляется требование об уплате налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В данном случае Четверикову В.В. требования на уплату налога, с указанием сумм недоимок, основаниях их взимания и расчетами таких сумм не направлялись, в связи с чем у суда не имеется оснований полагать, что Четвериков В.В. имел недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2008 год.

В п.10,11 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», п.п.24-25 Инструкции по применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» предусмотрено, что обязанность по уплате налога за прошедший период времени (не более, чем за три года) может возлагаться на лиц, своевременно не привлеченных к уплате налога, а также в случае пересмотра неправильно произведенного налогообложения.

Таких оснований для возложения на истцов дополнительных обязанностей по доплате налога за 2008 год в ходе судебного разбирательства также не установлено.

Перерасчет сумм был произведен на основании Письма Минфина РФ от 21 апреля 2008 года №03-05-04-01/19, на основании которого были даны разъяснения по применению действующего законодательства по порядку исчисления налога на имущество физических лиц на территории РФ, где содержалось требование о распространении данного порядка на налоговые правоотношения с 1 января 2008 года.

Вместе с тем, указанное Письмо Минфина РФ №03-05-04-01/19 не является нормативно-правовым актом, соответственно, может иметь только информационно-разъяснительный характер.

При этом, в соответствии с положениями п.11 ч.1 ст.21 НК РФ, налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам.

Кроме того, из содержания данного письма не следует, что установленный в нем порядок исчисления налога следует применять и к тем правоотношениям, в которых обязанность налогоплательщика по уплате налога за 2008 год прекратилась в связи с полным и своевременным ее исполнением налогоплательщиком до опубликования данного письма.

Поскольку требование Четверикова В.В. о перерасчете (зачете) излишне уплаченной за 2008 год суммы налога на имущество физических лиц удовлетворено, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная им пошлина при подаче заявления в суд в сумме 200 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Межрайонной ИФНС РФ № 1 по Алтайскому краю к Четверикову Владиславу Владимировичу о взыскании недоимки по налогу и пени на имущество физических лиц за 2008 год отказать.

Обязать Межрайонную ИФНС РФ № 1 по Алтайскому краю произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 год в отношении Четверикова В.В. в соответствии с требованиями действующего законодательства, применив ставку налогообложения в размере 0,099% (исходя из инвентаризационной стоимости имущества в г.Бийске двух типов объектов 1/4 доли квартиры по ... ... - 203 722 руб., 1/2 доли жилого дома по ... - 74470 руб. и 1/2 гаража по ... - 61 262,5 руб.).

Взыскать с Межрайонной ИФНС РФ № 1 по Алтайскому краю в пользу Четверикова Владислава Владимировича государственную пошлину в возврат в сумме 200 руб.

Pешение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течении 10 дней со дня изготовления судом мотивированного решения суда.

Председательствующий Зацепин Е.М.

...