Решение о восстановлении на работе



Дело N

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дата Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Кузнецовой С.Г.,

при секретаре Токманцевой Н.В.,

с участием помощника прокурора г.Бийска Мельниковой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожнева А.А. к Алтайской таможен об оспаривании законности увольнения, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

Рожнев А.А. обратился в суд с иском к Алтайской таможне об оспаривании законности увольнения, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

В обоснование требований указывает на то, что состоял в трудовых отношениях с ответчиком, на основании приказа Алтайской таможни от дата N был назначен на должность специалиста 1-го разряда отдела документационного обеспечения Бийского таможенного поста. С ним был заключен на неопределенный срок служебный контракт от указанной даты о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ.

Приказом Алтайской таможни от дата истец был уволен с данной должности с дата. В обоснование увольнения ответчик сослался на п.11 ч.1 ст.33 ФЗ от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.к. у истца отсутствует документ об образовании, соответствующим занимаемой должности.

С данным увольнением истец не согласен, считает его не соответствующим закону, нарушающим его трудовые права и права гражданского служащего. Ссылается на то, что на основании приказа Алтайской таможни от дата N он был принят на работу еще до принятия вышеуказанного Закона, а именно - дата стажером Бийского таможенного поста с 6-месячным испытательным сроком. По окончании испытательного срока он был переведен на службу в таможенных органах РФ по контракту и назначен на должность инспектора Бийского таможенного поста Алтайской таможни. На момент увольнения общий стаж федеральной государственной службы составлял более 15 лет.

В дата он проходил аттестацию. дата ему выдали аттестационный лист, положения которого не соответствовали действительности. . дата истец впервые проходил аттестацию. В п.9 аттестационного листа аттестационной комиссией было высказано предложение поступить учиться и получить среднее профессиональное образование. Поскольку на момент проведения аттестации он уже поступил учиться, то можно считать данную рекомендацию исполненной.

Вопреки указанным обстоятельствам служебный контракт фактически был прекращен с истцом в соответствии с п.3 ч.1 ст.40 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: служебный контракт прекращается вследствие отсутствия у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с Федеральным законом. Однако, поданному основанию увольнение возможно только в случае, если отсутствие документа об образовании исключает возможность замещения государственной гражданской службы.

Согласно п.11 ч.1 ст.14 названного Закона гражданский служащий имеет право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Истец, обучаясь в учебном заведении среднего профессионального образования, реализовывал указанное право, однако, был уволен, что нарушило его права, предусмотренные названной нормой.

Кроме того, отсутствие документа об образовании не препятствовало истцу выполнять свои должностные обязанности, т.к. согласно разделу 3 должностного регламента специалиста 1-го разряда отдела документационного обеспечения основные должностные обязанности истца связаны с содержанием, обслуживанием и эксплуатацией транспортных средств, а у истца соответствующее образование имеется: в дата он окончил Бийское техническое училище N по специальности «слесарь по ремонту автомобиля», имеет водительское удостоверение. Учитывая большой опыт и стаж работы в государственных таможенных органах, истец отвечает и остальным требованиям и условиям, закрепленным в должностном регламенте, т.к. обладает всеми необходимыми специальными знаниями, которые он приобрел во время прохождения гражданской службы.

Истец указывает также на то, что аттестация дата была проведена с нарушением Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов (утв. Приказом ФТС РФ от дата N), а именно - пунктов 12, 13, 15 Положения. В отношении истца отзыв о служебной деятельности не составлялся, истца с таким отзывом не знакомили.

Также истец полагает, что ответчиком был пропущен срок принятия решения об увольнении. В соответствии с п.32 Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов решение об увольнении сотрудника по результатам аттестации может быть принято не позднее двух месяцев со дня проведения аттестации.

Истец просит признать приказ о его увольнении незаконным, восстановить его на работе в прежней должности, взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула дата в сумме Хруб., а также расходы на оплату услуг представителя в сумме Хруб.

В судебных заседаниях истец и его представитель Устинова Е.П. заявленные требования поддержали и дали аналогичные пояснения. Указывают на то, что за весь период службы к Рожневу А.А. ни разу не применялись меры дисциплинарного воздействия, никаких претензий по работе со стороны руководства к нему не было. Напротив, его неоднократно поощряли и награждали за успешную работу.

Представители Алтайской таможни Коробкин Д.В., Букреева О.А. с иском не согласились, просят отказать в его удовлетворении в полном объеме. Указывают на то, что в соответствии с п.4 ст.12 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей группы должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования.

Представленная истцом справка об обучении на 4 курсе техникума вызывают сомнение в достоверности, поскольку согласно Отзыву об исполнении должностных обязанностей за аттестационный период государственным гражданским служащим от дата на момент составления отзыва Рожнев не являлся студентом. Лист беседы от дата, проведенной кадровой службой таможни с Рожневым, содержит сведения о том, что недавно им поданы документы для поступления в техникум, а в дата планируется сдача вступительных экзаменов.

Кроме того, в силу ст.26 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для заключения служебного контракта требуется наличие документа об образовании, а не справки об обучении, т.е. соответствующее профессиональное образование должно быть получено на момент заключения контракта. Несоблюдение данного правила является основанием для освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения.

Отсутствие среднего профессионального образования соответствующего профиля препятствует продолжению работы истца в Алтайской таможне. Основная функция отдела документационного обеспечения - организация делопроизводства на Бийском таможенном посту. Фактически выполнявшиеся Рожневым функции не соответствуют направлениям деятельности отдела. Наличие в должностном регламенте Рожнева обязанностей, связанных с управлением автомобиля и его техническим обслуживанием, указывает лишь на то, что работодателем принимались меры для того, чтобы Рожнев не потерял работу, ему предоставлялась возможность получить соответствующее образование. Иные обязанности специалиста, кроме фактических обязанностей водителя, истец не мог исполнять в силу отсутствия у него необходимых знаний и навыков.

Довод истца о том, что нарушено его право на профессиональную подготовку, основан на неправильном толковании закона. Пункт 11 ч.1 ст.14, ст.62 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» действительно предусматривают право государственного гражданского служащего на профессиональную подготовку (переподготовку), повышение квалификации и стажировку в порядке, предусмотренном законодательством. Однако, в силу положений постановления Правительства РФ №362 от 06 мая 2008г. «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ» дополнительное профессиональное образование предполагает наличие у государственного гражданского служащего соответствующего уровня образования. Рожнев такого уровня образования (среднее профессиональное) не имеет.

Отсутствие среднего профессионального образования препятствует истцу выполнять должностные обязанности специалиста 1-го разряда отдела документационного обеспечения таможенного поста. Законом предусмотрено обязательное наличие для замещения должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. При отсутствии такого образования контракт расторгается вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта.

С истцом дважды кадровой службой Алтайской таможни проводились беседы (дата и дата), на которых разъяснялись положения закона; истец неоднократно уведомлялся о несоответствии его уровню квалификации федерального государственного служащего (отсутствие образования). Несмотря на это, им не были предприняты меры для получения профессионального образования, соответствующего установленным Федеральным законом требованиям.

Основанием увольнения Рожнева послужили не результаты аттестации (п/п.б п.1 ч.1 ст.37 Закона), а нарушение установленных Федеральным законом обязательных правил заключения служебного контракта (п/п.11 ч.1 ст.33 Закона). Проведенная аттестация лишь зафиксировала факт нарушения Федерального закона в части предусмотренного им порядка заключения служебного контракта.

Лица, осуществляющие управление транспортными средствами в таможенных органах РФ, относятся к категории «работники таможенных органов». Должностные обязанности работников (водители, уборщики, сторожа и пр.) не связаны с выполнением задач и функций, возложенных на таможенные органы. На данную категорию лиц распространяются нормы о трудовом законодательстве. В отличие от названной категории лиц правовое положение, права и обязанности федеральных государственных гражданских служащих регулируются ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который предъявляет определенные требования к квалификации и уровню образования государственных гражданских служащих. Восстановление Рожнева на работе приведет к тому, что он будет занимать должность государственного гражданского служащего, а фактически исполнять функции работника.

Нарушение правил заключения служебного контракта, предусмотренных Федеральным законом, исключает возможность продолжения замещения должности гражданской службы независимо от желания сторон этого контракта.

Представитель ответчика - начальник Бийского таможенного поста Кочкаев В.В. пояснил суду, что фактически с учетом уровня образования и имеющихся навыков должностные обязанности Рожнева А.А. были урезаны по сравнению с его должностным регламентом. Со стороны Рожнева не было проявлено инициативы в освоении другой работы, кроме работы водителя автомобиля. . Двое из троих уже получили соответствующее образование. Весь рабочий день функции водителя Рожнев не исполнял, ему давались отдельные поручения технического характера. При поручении Рожневу работы он исходил из его способностей и возможностей. Работа в отделе документационного обеспечения требует более высокого уровня образования, знания делопроизводства, умения работать на компьютере. Обрабатываемые документы имеют большой объем - по 30 и более листов, очень важно правильное оформление документации имеет, ошибки в документах недопустимы.

Третье лицо Полухин Ю.В. пояснил суду, что с дата он замещает должность специалиста 1-го разряда отдела документационного обеспечения Бийского таможенного поста, которую до него замещал Рожнев А.А. Он имеет высшее военно-техническое образование, ушел в отставку в звании подполковника. В настоящий момент проходит стажировку по должности специалиста 1-го разряда названного отдела. В его обязанности входит работа с документами (прием, регистрация, передача начальнику поста, передача исполнителям), а также эксплуатация и техническое обслуживание автотранспорта. Полученные на военной службе навыки и опыт работы с документами позволяют ему справляться с возложенными на него обязанностями.

Свидетель Е. пояснил, что он работал на Бийском таможенном посту период, сначала инспектором, затем заместителем начальника поста по правоохранительной работе. Рожнев на протяжении всего времени работал только водителем, других заданий ему не поручалось. Формально Рожнев числился специалиста отдела документационного обеспечения Бийского таможенного поста, кроме него там числилось еще несколько человек. Но фактически в отделе работало три человека, которые справлялись с работой отдела. Свидетель полагает, что для работы специалисту отдела документационного обеспечения достаточно общего среднего образования, знания русского языка и навыков работы на компьютере.

Свидетель Ю. пояснил суду, что он работал на Бийском таможенном посту период в охране. На посту сложилась такая практика, что работники числились на одной должности, а фактически выполняли иную работу. Так, Рожнев А.А. числился в отделе документационного обеспечения, а фактически выполнял работу водителя. В названном отделе числилось пять человек, фактически работали трое. В связи с изменениями законодательства и организационно-штатными мероприятиями должностные обязанности Рожнева не изменялись.

Свидетель К. пояснил суду, что он работает на Бийском таможенном посту ., сначала главным инспектором поста, затем начальником отдела таможенного режима, а дата - начальником отдела документационного обеспечения. В штате отдела пять человек. В функции отдела входит работа с документами - автоматизированная система учета документооборота, пересылка документов по электронной почте, работа с другими системами обработки документов на компьютере. Для освоения данной работы достаточно любого среднего профессионального образования. У Рожнева такое образование отсутствует. Поскольку в штатном расписании Бийского таможенного поста отсутствует должность водителя, то фактически Рожнев выполнял данные функции. Кроме этого, ему поручалось выполнение иной работы, не требующей высокой квалификации - получение и перевозка товарно-материальных ценностей и т.п. В дата увеличился объем документооборота, возросли требования к оформлению документов. Обрабатываемые отделом документы имеют большую значимость, в связи с этим Законом предъявляются требования к уровню образования специалистов. Уровень образования Рожнева не позволяет направить его на курсы повышения квалификации, т.к. у него отсутствуют базовые знания. На момент трудоустройства Рожнева таких жестких требований не предъявлялось, свои обязанности водителя он выполнял хорошо. Те обязанности, которые он фактически исполнял, соответствовали уровню его образования.

Участвующий в деле помощник прокурора г.Бийска Мельникова М.Б. находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Указывает на то, что истец длительное время работает в таможенных органах, с порученной ему работой водителя справляется, замечаний не имел. Несмотря на отсутствие среднего профессионального образования, в рамках изменившегося законодательства его дважды переводили на другую должность. Другую работу ему не поручали, поэтому нет достаточных оснований для утверждения о том, что он не справился бы с этой работой. В настоящее время истец обучается в техникуме, при получении диплома он будет соответствовать по уровню образования занимаемой должности, с которой был уволен по формальным основаниям.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, заслушав участвующего в деле прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В судебном заседании установлено, что Рожнев А.А. состоял в трудовых отношениях с Алтайской таможней с дата по дата

дата он был принят инспектором Бийского таможенного поста Алтайской таможни; с дата Рожнев был переведен на должность таможенного инспектора отдела таможенных режимов Бийского таможенного поста.

С дата он замещал должность государственного таможенного инспектора отдела таможенных режимов Бийского таможенного поста, сдата - государственного таможенного инспектора (по контролю за таможенным транзитом), с дата - государственного таможенного инспектора (по тыловому обеспечению) этого же таможенного поста, а с дата - должность специалиста 1-го разряда отдела документационного обеспечения Бийского таможенного поста. С ним был заключен на неопределенный срок служебный контракт от указанной даты о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ л.д.3-8).

Приказом Алтайской таможни от дата истец был уволен с данной должности с дата по п.11 ч.1 ст.33 ФЗ от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - в связи с нарушением установленных названным Законом обязательных правил заключения служебного контракта (отсутствие документа об образовании, соответствующего занимаемой должности), если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы л.д.107-109).

Согласно классификации должностей гражданской службы специалист 1-го разряда отдела документационного обеспечения занимает младшую должность гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты».

Статьей 12 ФЗ от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены квалификационные требования к должностям гражданской службы. Частью 4 данной статьи установлено, что в число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Следовательно, отсутствие такого образования является препятствием для замещения должности государственного гражданского служащего категории «обеспечивающие специалисты».

В соответствии с п.11 ч.1 ст.33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» общим основанием прекращения служебного контракта и увольнения с гражданской службы является нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы.

В силу положений п.3 ч.1 ст.40 названного Федерального закона служебный контракт прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения гражданским служащим должности гражданской службы и прохождения гражданской службы в случае отсутствия у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

В нарушение требований вышеприведенных правовых норм Рожнев А.А. замещал должность специалиста 1-го разряда отдела документационного обеспечения Бийского таможенного поста.

В судебном заседании установлено, что Рожнев А.А. имеет начальное профессиональное образование - в дата окончил техническое училище N г.Бийска по специальности «слесарь по ремонту автомобиля третьего разряда», что подтверждается аттестатом об образовании л.д.155). Кроме того, Рожнев имеет водительское удостоверение л.д.170). С дата Рожнев обучается в ФГОУ СПО «Сельскохозяйственный техникум «Бийский», на данный момент истец обучается на 4 курсе, что подтверждается справкой учебного заведения и книжкой успеваемости л.д.85, 166-169). Однако, факт обучения не может быть приравнен к наличию среднего профессионального образования, в связи с чем в данной части доводы истца и его представителя не могут быть приняты судом. Истец неоднократно предупреждался о необходимости получения соответствующего образования, для чего ему предоставлялось достаточно времени.

Доводы истца и его представителя о том, что, несмотря на изменения в законодательстве, он неоднократно переводился на другие должности в таможенных органах, суд находит несостоятельными. Во-первых, нарушение требований законодательства при переводах на другие должности в таможенных органах не свидетельствует о законности замещения истцом вышеуказанной должности. Во-вторых, при переводах работодателем учитывались интересы истца, ему предоставлялось время для получения соответствующего образования. В-третьих, на момент трудоустройства Рожнева в Алтайскую таможню действовавшим на тот момент законодательством жестких требований к уровню образования не предъявлялось; те обязанности, которые он фактически исполнял - обязанности водителя автомобиля, соответствовали уровню его образования.

В связи с изложенным не имеет правового значения длительность работы Рожнева А.А. в таможенных органах.

Истец ссылается на то, что согласно п.11 ч.1 ст.14 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку, а увольнение истца нарушает его право на повышение квалификации. Суд не может согласиться с данным утверждением, поскольку повышение квалификации государственного гражданского служащего и пр. уже предполагает наличие у него соответствующего уровня образования, в данном случае - среднего профессионального. У истца такое образование отсутствует, следовательно, его право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку нельзя признать нарушенным. Уровень образования Рожнева не позволяет направить его на курсы повышения квалификации, т.к. у него отсутствуют базовые знания.

Установлено, что на протяжении всего периода работы на Бийском таможенном посту истец фактически исполнял обязанности водителя, кроме того, ему поручалось выполнение отдельных поручений технического характера, не требующих специальных познаний, - закупка товаров для нужд поста и др. Данные обстоятельства подтверждаются как показаниями самого истца, так и показаниями представителей ответчика, а также свидетелями Е., Ю., К.

Однако, согласно должностному регламенту специалиста отдела документационного обеспечения в обязанности такого специалиста входит работа с документами. Между тем, из пояснений начальника Бийского таможенного поста Кочкаева В.В. усматривается, что Рожнев как водитель испытывал затруднения даже при оформлении путевых листов, что говорит о его способностях к работе с документами; в связи с этим иные обязанности ему просто не могли быть поручены. Фактически с учетом уровня образования Рожнева и имеющихся у него навыков его должностные обязанности были урезаны по сравнению с его должностным регламентом. Согласно пояснениям непосредственного руководителя истца - начальника отдела документационного обеспечения К., в текущем году увеличился объем документооборота, возросли требования к оформлению документов. Обрабатываемые отделом документы имеют большую значимость, в связи с этим Законом предъявляются требования к уровню образования специалистов. В связи с отсутствием у Рожнева соответствующего уровня образования и навыков работа с документами в силу ее значимости и ответственности не могла быть ему поручена.

За период работы Рожнева в таможенных органах к нему действительно не применялись меры дисциплинарного воздействия, напротив, его неоднократно поощряли, кроме того, в 2008г. он награжден медалью «За службу в таможенных органах 3 степени».

Однако, поскольку Рожнев А.А. иных трудовых обязанностей, кроме работы водителя автомобиля, не выполнял, то, соответственно, он награждался именно в связи с выполнением своих обязанностей водителя, а не государственного служащего. Факт надлежащего исполнения им обязанностей водителя ответчиком не отрицается.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со штатным расписанием Алтайской таможни структура Бийского таможенного поста не предусматривает должности водителя транспортного средства в составе ни одного из подразделений таможенного поста, вакансии водителей в таможне отсутствовали, в связи с чем у ответчика не имелось возможности предложить Рожневу иное место работы, соответствующее уровню имеющегося у него на данный момент образования.

То обстоятельство, что на Бийском таможенном посту имела место порочная практика оформления работников на одну должность, а фактическое исполнением им другой работы, не может свидетельствовать о законности замещения истцом должности специалиста 1-го разряда отдела документационного обеспечения.

Таким образом, суд находит обоснованной позицию ответчика о том, что отсутствие среднего профессионального образования исключает дальнейшую возможность замещения истцом гражданской службы в качестве специалиста 1-го разряда отдела документационного обеспечения Бийского таможенного поста.

Согласно ст.394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении №2 от 17 марта 2004г. (п.60) восстановлению на прежней работе подлежит работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения.

В данном случае имеется законное основание для увольнения, порядок увольнения нарушен не был. Доводы истца и его представителя о нарушении сроков увольнения после проведения аттестации суд находит основанными на ошибочном понимании закона. Как правильно указали представители ответчика, основанием увольнения Рожнева послужили не результаты аттестации (тогда он был бы уволен по п/п.б п.1 ч.1 ст.37 Закона), а нарушение установленных Федеральным законом обязательных правил заключения служебного контракта (п/п.11 ч.1 ст.33 Закона). Проведенная аттестация лишь зафиксировала факт нарушения Федерального закона в части предусмотренного им порядка заключения служебного контракта.

Дав оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Рожнева А.А. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Рожневу А.А. к Алтайской таможне об оспаривании законности увольнения, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула отказать в полном объеме.

На решение может быть подана кассационная жалоба, представление прокурора в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий Кузнецова С.Г.

.