Решение о возложении обязанности очистить земельный участок



Дело ХХ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

**.**.** года Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Потякиной А.Н.

при секретаре Матвеевой О.А.

с участием прокурора Куксина И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Бийска в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Бийска и Муниципальному учреждению «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» о возложении обязанности очистить земельный участок от отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Бийска обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал на то, что прокуратурой г.Бийска проведена проверка соблюдения законодательства об обороте отходов производства и потребления. Согласно акту целевой проверки Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края на территории г.Бийска по ... в водоохраной зоне реки Бия (территория прекратившего свою деятельность Бийского лакокрасочного завода) размещаются хранилища с подземными резервуарами с остатками сырьевых компонентов лакокрасочного завода, а также нефтепродуктов.

При прекращении деятельности и выводе из эксплуатации производственных зданий и иных объектов предприятием не были разработаны и выполнены мероприятия по ликвидации последствий производственной и иной деятельности и восстановлению природной среды в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. Земельный участок входит в зону подтопления, в связи с чем длительное время сохраняется угроза загрязнения реки Бия нефтепродуктами и различными химическими веществами в период паводка. Территория с резервуарами остается бесхозной, на нем образованы несанкционированные свалки различных отходов производства и потребления, что может явиться источником возникновения различных инфекций.

По сведениям Бийского отдела Росреестра по Алтайскому краю данный земельный участок расположен на территории г. Бийска, на государственном кадастровом учете земельный участок не состоит. Для размещения свалки отходов названный участок не предоставлялся. В нарушение ст.39, ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» земельный участок, не отведенный для складирования отходов, загрязнен ими, а также не разработаны и не выполнены мероприятия по восстановлению природной среды и ее компонентов в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.

В соответствии с п.5 ст.43 Устава муниципального образования городского округа- г.Бийск, Администрация г.Бийска обеспечивает в пределах своей компетенции проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды и обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов.

Ссылаясь на изложенное и ст.ст.4, 42 Конституции РФ, прокурор г.Бийска просил признать незаконным бездействие администрации города Бийска и Муниципального учреждения «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» по непринятию мер по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке отходов производства на земельном участке, расположенном на территории бывшего предприятия «Бийский лакокрасочный завод» по адресу: г.Бийска, .... Обязать администрацию города Бийска и Муниципальное учреждение «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» организовать работу по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и ликвидации размещения отходов производства в виде емкостей с остатками химических продуктов на земельном участке, расположенном на территории бывшего предприятия «Бийский лакокрасочный завод» по адресу: г.Бийск, ..., а также произвести работы по рекультивации почвы и по восстановлению компонентов природной среды.

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора г.Бийска Куксин И.С. доводы, изложенные в иске, поддержал, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Ответчик- представитель администрации города Бийска и МУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» по доверенности Астапенко В.В. в судебном заседании возражала против заявленных требований, суду пояснила о том, что истец не представил доказательства того, что наличие скважин с отходами химических продуктов влечет возникновение реальной угрозы окружающей природной среде, а также наличие в емкостях остатков химических продуктов.

Кроме того, спорный земельный участок не является объектом муниципальной собственности, в связи с чем на ответчиках не лежит обязанность по его очистке от отходов производства и рекультивации почвы.

Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Третье лицо- представитель Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края по доверенности Мораст А.Я. в судебном заседании требования прокурора г.Бийска поддержал, суду пояснил о том, что до настоящего времени свалка, отходы производства не ликвидированы, не проведены работы по рекультивации почвы и восстановлению компонентов природной среды. Полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Третье лицо- представитель Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю по доверенности Власов М.Ю. требования прокурора г.Бийска поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, суду пояснил о том, что до настоящего времени свалка не ликвидирована, а в результате того, что мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства не проводятся, происходит деградация земли. Организация сбора, вывоза утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Третье лицо- представитель Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом- повесткой. Суд не располагает данными о том, что неявка данного лица имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Согласно акту целевой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от **.**.** года, составленному государственным инспектором Алтайского края по охране природы Мораст А.Я. (представителем третьего лица), на земельном участке, находящемся на территории г.Бийска по ... в водоохраной зоне ранее размещался Бийский лакокрасочный завод, который в 2000 году прекратил осуществлять производственную деятельность. При прекращении деятельности и выводе из эксплуатации производственных зданий и иных объектов предприятием не были разработаны и выполнены мероприятия по ликвидации последствий производственной и иной деятельности и восстановлению природной среды в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. На территории завода остались хранилища с подземными резервуарами с остатками сырьевых компонентов лакокрасочного производства, а также нефтепродуктов. Данная территория входит в зону подтопления, в связи с чем длительное время сохраняется угроза загрязнения реки Бия нефтепродуктами и различными химическими веществами в период паводка. Основное производственное здание и территория с резервуарами остается бесхозной, на которой образованы несанкционированные свалки различных отходов производства и потребления, что может являться источником возникновения различных инфекций.

Согласно сведениям Управления Росреестра по Алтайскому краю данный земельный участок расположен на территории г. Бийска, на государственном кадастровом учете земельный участок не состоит. Для размещения свалки отходов названный участок не предоставлялся.

В период рассмотрения данного спора в суде государственным инспектором Алтайского края по охране природы Мораст А.Я. был составлен акт целевой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от **.**.** года. Этот акт дополнительно подтвердил, что ответчики бездействуют, не принимают меры по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и, соответственно, по рекультивации почвы и по восстановлению компонентов природной среды на земельном участке.

Таким образом, администрацией города Бийска и МУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» не доказано, что ими предпринимаются какие-либо конкретные действия к ликвидации отходов производства.

В соответствии с п.3 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.24 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержатся в п.5 ст.42 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края, а также в п. 2.1.2 положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска. Кроме того, администрация г.Бийска обеспечивает в пределах своей компетенции проведение на территории города мероприятия по охране окружающей среды (п.5 ст.43 Устава).

Таким образом, администрация города Бийска и МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» должны организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов производства. Кроме этого в силу п.11 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» администрация должна обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.

То обстоятельство, что Положением об Управлении жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска, утвержденного постановлением Главы города от **.**.** года ХХ, к полномочиям указанного Управления отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не освобождает администрацию города Бийска от обязанности надлежащего контроля и принятия мер реагирования по вверенным ей федеральным законодательством направлениям деятельности.

Принимая во внимание, что МУ «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» осуществляет свою деятельность во взаимодействии с администрацией г.Бийска, указанные лица являются надлежащими ответчиками по делу.

Доводы представителя ответчиков о том, что истцом не доказан факт наличия емкостей с остатками химических продуктов и возникновения реальной угрозы окружающей природной среде не могут быть приняты судом во внимание, так как опровергаются собранными по делу доказательствами. Кроме того, хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности (ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Соответственно, обязанность по доказыванию обстоятельств отсутствия угрозы окружающей природной среде в результате размещения отходов производства в виде емкостей с остатками химических продуктов на земельном участке, расположенном на территории бывшего приятиями «Бийский лакокрасочный завод» по адресу: г.Бийск, ..., лежит на ответчиках, а не на истце.

Другие доводы представителя ответчиков также судом во внимание не принимаются, так как направлены на иную оценку обстоятельств.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований, в связи с чем они подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г.Бийска, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Бийска и Муниципального учреждения «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» по непринятию мер по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке отходов производства на земельном участке, расположенном на территории бывшего предприятия «Бийский лакокрасочный завод» по адресу: г.Бийска, ....

Обязать администрацию города Бийска и Муниципальное учреждение «Управление жилищно- коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» организовать работу по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов производства и ликвидации размещения отходов производства в виде емкостей с остатками химических продуктов на земельном участке, расположенном на территории бывшего предприятия «Бийский лакокрасочный завод» по адресу: г.Бийск, ..., а также произвести работы по рекультивации почвы и по восстановлению компонентов природной среды.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска.

Председательствующий А.Н.Потякина

.

.