Дело № 2-2489/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата года
Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего: О.И. Иванниковой,
при секретаре: В.М. Беспаловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Четверикова Ю.А. к администрации ... края о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Четвериков Ю.А. обратился в суд с настоящим иском к администрации ... о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, зарегистрирован на территории муниципального образования ... по адресу: ..., ..., ....
дата года истец обратился в администрацию ... с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата с приложением необходимых документов.
дата года администрацией ... Четверикову Ю.А. было отказано в постановке истца на указанный учет, при этом, отказ мотивирован тем, что в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации и подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от дата года N, необходимые изменения с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от дата года NП не внесены.
П. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от дата года N «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до дата года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от дата года NП положения п. 1 ч.1 ст. 15 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до дата года, так и после этой даты.
Указывает, что иное толкование и применение законодательства влечет ограничение конституционного права истца на социальную защиту со стороны государства.
В связи с изложенным, истец просит признать незаконным отказ администрации ... от дата года в постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата, возложить на ответчика обязанность поставить Четверикова Ю.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилого помещения со дня обращения - дата года.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя Матвеевой С.В., что суд находит возможным.
Представитель истца - адвокат Матвеева С.В., действующая на основании ордера от дата года N, поддержала требования истца по приведенным основаниям, просит об их удовлетворении в полном объеме.
Ответчик - администрация ... о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, каких-либо ходатайств не заявлял, сведений об уважительности причин неявки не представил, что не препятствует судебному разбирательству в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца Матвееву С.В., суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в связи с нижеследующим.
При разрешении настоящего спора установлены следующие фактические обстоятельства.
Четвериков Ю.А. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, о чем свидетельствует удостоверение серии Р N.
Копией извлечений из паспорта на имя Четверикова Ю.А., выпиской из домовой книги на квартиру ... по ..., ..., в ..., подтверждается, что Четвериков Ю.А. состоит на регистрационном учете по месту жительства в указанном жилом помещении с дата года.
Согласно ответам на судебные запросы Бийского отдела Управления Росреестра по ..., Бийского городского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по ... в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах указанного лица на объекты недвижимости.
дата года истец обратился в администрацию ... с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата.
Согласно ответу администрации ... от дата года б/н в связи с отсутствием правового механизма реализации программы «Жилище» в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратившихся за постановкой на учет после дата года, администрация ... не имеет правовых оснований для принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата. Истцу рекомендовано обратиться в суд за защитой своих прав.
При разрешении настоящего спора суд исходит из следующего.
П. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, являющиеся участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, вставших на учет до дата года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после дата года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до дата года, и Жилищным кодексом РФ вступившим в силу с названной даты.
По смыслу указанной нормы обеспечение жильем граждан - участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС дифференцируется в зависимости от времени постановки на учет в улучшении жилищных условий - до дата года или после указанной даты.
Так, если гражданин встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата года - обеспечение жильем производится в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от дата года N, согласно которому формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В случае постановки на указанный учет после дата года обеспечение жильем производится в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Согласно статье 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата года, в соответствии с ЖК РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Однако постановлением Конституционного Суда РФ от дата года NП положения п. 1 ч.1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от дата года NФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до дата года, так и после этой даты.
Основанием для отказа ответчика в удовлетворении заявления истца явилось то, что в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от дата года N, необходимые изменения с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от дата года NП не внесены.
Однако суд не может согласиться с данным суждением ответчика.
В силу требований ст. 79 Федерального конституционного закона от дата года NФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Таким образом, отсутствие правового механизма реализации программы «Жилище» в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратившихся за постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата не является основанием для отказа истцу в постановке на учет при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах суд находит обоснованными доводы истца о признании незаконным отказа администрации ... от дата года в постановке Четверикова ЮА. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата, возложении на администрацию ... обязанности поставить Четверикова Ю.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилого помещения со дня подачи заявления - с дата года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ администрации ... от дата года в постановке Четверикова Ю.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата.
Возложить на администрацию ... обязанность поставить Четверикова Ю.А. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата со дня обращения - дата года.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска.
Председательствующий О.И. Иванникова
...а