Дело № 2-3071/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
*** года Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего: Т.Ю. Балаба,
при секретаре: И.Е. Родионове,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Огарковой Г.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе о признании решения недействительным, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж,
УСТАНОВИЛ:
Огаркова Г.А. обратилась в суд с указанным иском.
В обоснование заявленных требований истец Огаркова Г.А. указывает на то, что *** года обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Решением ответчика от *** года N истцу было отказано в назначении пенсии. Основанием отказа послужило отсутствие необходимого стажа в связи с исключением из специального трудового стажа периода нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с *** по *** г. и периодов обучения на курсах повышения квалификации с *** по *** г., *** по ***г., с *** по ***г.
Истец, не соглашаясь с данным решением, указывает, что статьей 167 КЗоТ РСФСР, действовавшего в период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, предусматривалось, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989г. №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет. Данным постановление было установлено, что указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Верховный Суд РФ в пункте 15 постановления Пленума от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», указывает на обязательность включения в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях периодов нахождения женщин в отпусках по уходу за детьми до *** года. с учетом изложенного истец считает, что период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с *** года по *** года подлежит зачету в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
В соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ №516 от 11 июля 2002г. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Согласно ст.187 ТКРФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя зарплата. Для педагогических работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Соответственно, в период нахождения на курсах повышения квалификации за ней была сохранена средняя зарплата и отчислялись страховые взносы, в связи с чем период нахождения на курсах повышения квалификации также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Просит признать недействительным решение Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края от *** года об отказе Огарковой Г.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края обязанность включить в трудовой стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с *** по *** г. и периоды обучения на курсах повышения квалификации с ***г. по *** г., с ***г. по ***г., с ***г. по ***г.
В судебном заседании истец Огаркова Г.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, суду дала аналогичные пояснения.
Представитель ответчика Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края Бурнашов И.Б., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд с учетом мнения истца счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В письменном отзыве на исковое заявление Огарковой Г.А., представитель ответчика исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска. В обоснование своих возражений указал, что порядок подсчета специального стажа в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года регламентирует Разъяснение Минтруда России от 22.05.1996 г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" утвержденное постановлением Минтруда России от 22.05.1996г. №29. В пункте21 Разъяснения определено, что в специальный стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года. Однако в данном Разъяснении не конкретизирована продолжительность отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет либо до 3 лет. Ранее действовавшим КЗоТ по желанию женщин предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижении возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденное постановлением Госкомтруда ССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. №23/24-11 содержало норму о зачете в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, периода отпуска женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Таким образом, период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в подсчет специального трудового стажа Огарковой Г.А. при установлении пенсии не подлежит включению.
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 период нахождения Огарковой Г.А. на курсах повышения квалификации не может быть зачтен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, поскольку согласно п. 5 указанных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Период нахождения работника на курсах повышения квалификации данными правилами не предусмотрен.
Ссылаясь на изложенное, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика, суд пришел к выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям:
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии с подп.19 п.1 ст.27 данного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 указанного Закона (для мужчин 60 лет, женщин 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что *** года истец Огаркова Г.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
*** года ГУ - Управление ПФР в г. Бийске и Бийском районе принято решение № 101 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Огарковой Г.А. из-за отсутствия требуемого стажа педагогической работы.
По представленным документам специальный стаж истца Огарковой Г.А. на момент обращения с заявлением установлен ответчиком в 24 года 21 день, вместо требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью 25 лет.
При этом решением ответчика в специальный стаж работы истца Огарковой Г.А., дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не засчитаны периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года и с *** года по *** года, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет с *** года по *** года, которые оспариваются истцом Огарковой Г.А.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено указанными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Из трудовой книжки истца, а также справок МОУ «Сростинская средняя общеобразовательная школа им В.М. Шукшина» от *** года N и *** года N судом установлено, что в период работы в данном образовательном учреждении Огаркова Г.А. обучалась на курсах повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года. Факт прохождения курсов повышения квалификации подтверждается также удостоверениями о краткосрочном повышении квалификации в указанные периоды, выданными на имя Огарковой Г.А.
Таким образом, период нахождения истца Огарковой Г.А. на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, период обучения истца на курсах повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года (23 дня) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, а исковые требования истца в указанной части подлежат удовлетворению.
Согласно справке N от *** года, выданной МОУ «Сростинская средняя общеобразовательная школа им В.М. Шукшина», Огаркова Г.А. в период с *** года по *** года находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР в первоначальной редакции 1971 года отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Огаркова Г.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком с *** года по *** года, до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР", с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Кроме того, в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", п. 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности без каких-либо ограничений и оговорок.
Учитывая, что статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанный период нахождения Огарковой Г.А. в отпуске по уходу за ребенком, подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, при зачете вышеуказанных периодов деятельности истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, на дату ее обращения к ответчику (*** года) она имела необходимый для назначения льготной пенсии стаж работы.
Приведенные обстоятельства дают суду основание для признания незаконным отказа ответчика в назначении истцу Огарковой Г.А. пенсии по старости досрочно и необходимости включения в специальный трудовой стаж истца оспариваемых периодов.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку исковые требования Огарковой Г.А. удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина в размере 200 руб.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Огарковой Г.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе от *** года N об отказе в назначении Огарковой Г.А. досрочной трудовой пенсии по старости.
Возложить на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края обязанность по включению в специальный трудовой стаж Огарковой Г.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов обучения Огарковой Г.А. на курсах повышения квалификации с *** года по *** года, с *** года по *** года, с *** года по *** года, период нахождения Огарковой Г.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с *** года по *** года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе назначить Огарковой Г.А. досрочную трудовую пенсию по старости с *** года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Алтайского края в пользу Огарковой Г.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере N.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска в течение 10 дней со дня составления судом мотивированного решения.
Председательствующий Т.Ю. Балаба
...
...а