Дело № 2-3012/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ
Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего: Балаба Т.Ю.,
при секретаре: Родионове И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шоназарова С.Ф. к Администрации города Бийска Алтайского края о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Шоназаров С.Ф. обратился в суд с настоящим иском к Администрации города Бийска о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию г.Бийска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата с приложением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Бийска Четверикову Ю.А. было отказано в постановке истца на указанный учет, при этом, отказ мотивирован тем, что в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации и подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, необходимые изменения с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года №17-П не внесены.
П. 2 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П положения п. 1 ч.1 ст. 15 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01 января 2005 года, так и после этой даты.
В связи с изложенным, истец просил признать за ним право на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В ходе рассмотрения дела Шоназаров С.Ф. уточнил исковые требования. После уточнения просит признать незаконным отказ администрации г. Бийска в постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата, возложить на ответчика обязанность поставить Шоназарова С.Ф. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в представленном заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя Кутлярова Д.В., что суд находит возможным.
Представитель истца Кутляров Д.В., действующий на основании доверенности, поддержал требования истца по приведенным основаниям, просит об их удовлетворении в полном объеме.
Ответчик - представитель Администрации города Бийска о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд счел возможным.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца Кутлярова Д.В., суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Шоназаров С.Ф. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 году, о чем свидетельствует удостоверение серии Р №, выданное ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Главалтайсоцзащита».
Факт регистрации Шоназарова С.Ф. по месту жительства в <адрес> подтверждается копией извлечений из паспорта на имя Шоназарова С.Ф. и копией домовой книги на указанное жилое помещение.
Согласно ответам на судебные запросы Бийского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю, Бийского городского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Шоназарова С.Ф. на объекты недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию г. Бийска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата.
Согласно ответу администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ б/н в связи с отсутствием правового механизма реализации программы «Жилище» в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратившихся за постановкой на учет после ДД.ММ.ГГГГ, Администрация г. Бийска не имеет правовых оснований для принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата. Истцу рекомендовано обратиться в суд за защитой своих прав.
При разрешении настоящего спора суд исходит из следующего.
П. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, являющиеся участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством РФ, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом РФ вступившим в силу с названной даты.
По смыслу указанной нормы обеспечение жильем граждан - участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС дифференцируется в зависимости от времени постановки на учет в улучшении жилищных условий - до 01 января 2005 года или после указанной даты.
Так, если гражданин встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года - обеспечение жильем производится в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, согласно которому формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В случае постановки на указанный учет после 01 января 2005 года обеспечение жильем производится в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Согласно статье 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.
Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в соответствии с ЖК РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Однако постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года № 17-П положения п. 1 ч.1 ст. 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
Основанием для отказа ответчика в удовлетворении заявления истца явилось то, что в Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, необходимые изменения с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009 года № 17-П не внесены.
Однако суд не может согласиться с данным суждением ответчика.
В силу требований ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года №-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Таким образом, отсутствие правового механизма реализации программы «Жилище» в отношении граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратившихся за постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата не является основанием для отказа истцу в постановке на учет при наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий.
При указанных обстоятельствах суд находит обоснованными доводы истца о признании незаконным отказа Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ года в постановке Шоназарова С.Ф. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата, возложении на Администрацию г. Бийска обязанности поставить Шоназарова С.Ф. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Шоназарова С.Ф. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата.
Возложить на Администрацию г. Бийска обязанность поставить Шоназарова С.Ф. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с целью получения государственного жилищного сертификата со дня обращения - ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска.
Председательствующий: Т.Ю. Балаба
<данные изъяты>а