Дело №2-3347/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2010 года Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего Кузнецовой С.Г.,
при секретаре Леонтьевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Максимюк Л.А. к Администрации города Бийска об оспаривании решения органа местного самоуправления по даче отрицательного заключения в отношении бизнес-плана,
УСТАНОВИЛ:
Максимюк Л.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления по даче отрицательного заключения в отношении бизнес-плана. В обоснование указывает на то, что является безработной, состоит на учете в Центре занятости населения г.Бийска, в соответствии с действующим законодательством имеет право на меры государственной поддержки в виде субсидии на развитие бизнеса для безработных граждан. Ею был представлен в Центр занятости населения г.Бийска бизнес-план по производству и реализации продукции пчеловодства на территории г.Бийска, который передан в Администрацию г.Бийска. По данному бизнес-плану комиссией при Администрации г.Бийска по выдаче заключений в отношении бизнес-планов безработных граждан дано отрицательное заключение. Данное заключение мотивировано тем, что проект не соответствует приоритетным направлениям развития экономики города, реализуется не на территории г.Бийска.
Максимюк Л.А. не согласна с данным заключением. Ссылается на то, что ее бизнес-план соответствует приоритетным направлениям развития экономики г.Бийска, а именно «Стратегии социально-экономического развития муниципального образования г.Бийск Алтайского края на период до 20125г.», утвержденной решением Думы г.Бийска от 27 декабря 2007г. №298. Так, в соответствии с п.3.1.4 данной Стратегии в приоритетном направлении №4 «Развитие малого и среднего предпринимательства» стратегической задачей №1 является государственная и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п.1.5 Стратегии одним из перспективных направлений развития малого и среднего предпринимательства является торговля, общественное питание, бытовые и иные платные услуги, оказание которых не требует больших инвестиционных вложений. Раздел 1 бизнес-плана заявителя предусматривает открытие торговой точки в г.Бийске для реализации продукции пчеловодства. Заявитель считает, что ее бизнес-план полностью соответствует как Стратегии развития города, так и условиям краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010г.», а отрицательное заключение в отношении бизнес-плана является незаконным и создает препятствия к осуществлению ее права на участие в указанной краевой программе.
Заявитель просит признать незаконными и отменить решение комиссии по отбору бизнес-планов безработных граждан от ДД.ММ.ГГГГ и отрицательное заключение от ДД.ММ.ГГГГ в отношении бизнес-плана заявителя по производству и реализации продуктов пчеловодства.
В судебном заседании Максимюк Л.А. заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что она отвечает требования п.6.3 Порядка реализации краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году», который предусматривает, что приоритетное право на получение субсидии имеют безработные граждане, относящиеся, в частности, к следующим категориям: молодежь в возрасте до 30 лет, женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет. Она подходит по двум критериям -возраст до 30 лет, наличие ребенка в возрасте до 3-х лет.
В соответствие с п. 6. 4 данного Порядка - в первоочередном порядке рассматриваются бизнес-планы, в которых предусмотрено выполнение одного или нескольких следующих условий:
развитие приоритетных для территории видов деятельности;
создание новых рабочих мест, в том числе для трудоустройства безработных граждан;
обеспечение безопасности условий труда;
развитие производства и сферы услуг в сельской местности края.
Ее бизнес-план состоит из двух частей - производство продуктов и реализация продуктов пчеловодства. Следовательно, торговля идет как приоритетное направление. Само производство продуктов пчеловодства будет происходить на территории Бийского района, а реализация продуктов будет производиться на территории города Бийска. При рассмотрении моего бизнес-плана в Администрации города Бийска не рассматривался тот факт, что реализация продуктов будет производиться на территории города Бийска.
В Постановлении Администрации Алтайского края от 26 января 2010г. №21 «Об утверждении Порядка реализации краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году» не сказано о том, что если направление не приоритетное, то необходимо отказать в утверждении бизнес-плана.
Заключение в отношении бизнес-плана было выдано ей на руки ДД.ММ.ГГГГ, на заседании присутствовал только один человек, а не комиссия в составе нескольких человек, как это указано в протоколе заседания.
Представитель ответчика Администрации г.Бийска Астапенко В.В. с заявлением Максимюк Л.А. не согласилась. Пояснила, что представленный Максимюк Л.А. бизнес-план на развитие малого предпринимательства был предметом рассмотрения комиссии, специально созданной для этих целей при Администрации г.Бийска. В состав комиссии входят не только сотрудники Администрации города, но и предприниматели, все они являются специалистами в различных областях, в том числе в экономике, что позволяет судить о компетентности комиссии. Членами комиссии была дана отрицательная оценка названному бизнес-плану, оснований сомневаться в обоснованности данного заключения не имеется. Бизнес-планом предусмотрена только частичная его реализации на территории г.Бийска - продажа продуктов пчеловодства, в то время как другая его часть - производство продукции пчеловодства - планируется на территории другого муниципального образования. Бизнес-планом предусматривается создание только одного рабочего места. Комплексная программа социально-экономического развития г.Бийска на период 2008-2017 годы (раздел IV) не предусматривает в качестве приоритетного направления развитие сельского хозяйства, производство сельхозпродукции (в частности, продукции пчеловодства). Представитель Администрации г.Бийска просит отказать в удовлетворении заявления Максимюк Л.А.
Представитель КГУ «Центр занятости населения г.Бийска» Вульф Е.Д. также с заявлением Максимюк Л.А. не согласилась и пояснила, что Центр занятости вправе выдавать субсидию безработным гражданам на развитие малого предпринимательства только при наличии положительного заключения комиссии. Поскольку в отношении бизнес-плана Максимюк Л.А. такого заключения не было, а имелось только отрицательное заключение, то у нее не возникло право на получение субсидии. Представитель указывает, что комиссия действовала в пределах предоставленных ей полномочий, выдача положительных заключений является правом, а не обязанностью комиссии. Просит отказать в удовлетворении заявления Максимюк.
Выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2008г. №1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» были утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ. Согласно п/п. «г» п.2 названных Правил субсидии предоставляются в том числе на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Субсидии предоставляются Федеральной службой по труду и занятости в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (п.3 Правил).
Постановлением Администрации Алтайского края от 26 января 2010г. №21 утвержден Порядок реализации краевой целевой Программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году». Данный порядок определяет механизм выполнения мероприятий, реализуемых за счет субсидий, зачисленных в краевой бюджет из средств федерального бюджета, и средств краевого бюджета. Выделяемые средства направляются на софинансирование реализации мероприятий Программы на основании предложений, разработанных органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края. Участники реализации Программы имеют право на гарантии, предусмотренные для участников соответствующих мероприятий законодательством о труде и занятости населения.
Одним из видов мероприятий краевой целевой Программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году» является содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, которое осуществляется посредством софинансирования соответствующих мероприятий. При этом безработным гражданам, зарегистрировавшим предпринимательскую деятельность, предоставляется субсидия в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.
Необходимыми условиями для предоставления субсидии являются:
Для осуществления отбора бизнес-планов органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края создаются комиссии. Комиссии являются коллегиальными органами, в состав которых могут включаться представители структурных подразделений органов местного самоуправления, объединений и союзов предпринимателей, органов службы занятости, специалисты организаций и учреждений, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Договор между центром занятости населения и гражданином, предусматривающий предоставление безработному гражданину субсидии на организацию предпринимательской деятельности, заключается только при условии вынесения комиссией положительного заключения в отношении представленного безработным бизнес-плана.
Для получения субсидии на организацию предпринимательской деятельности безработный гражданин представляет в центр занятости населения следующие документы: заявление на предоставление субсидии, бизнес-план.
Во исполнение Постановления Администрации Алтайского края от 26 января 2010г. №21 для осуществления отбора бизнес-планов постановлением Администрации г.Бийска от 03 марта 2010г. №541 утверждено Положение о городской комиссии по выдаче заключений в отношении бизнес-планов безработных граждан, обратившихся за получением субсидии на организацию предпринимательской деятельности в рамках реализации краевой целевой Программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году», а также персональный состав названной комиссии.
В судебном заседании установлено, что Максимюк Л.А. является безработной и с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в КГУ «Центр занятости населения г.Бийска», что подтверждается отзывом представителя названного учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ Максимюк Л.А. подала в КГУ «Центр занятости населения г.Бийска» заявление-анкету о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан. ДД.ММ.ГГГГ ей были выданы рекомендации по результатам предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан.
ДД.ММ.ГГГГ Максимюк Л.А. обратилась в Центр занятости с заявлением о предоставлении ей субсидии на организацию предпринимательской деятельности в организационно-правовой форме индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. При этом ею был представлен бизнес-план по производству и реализации продукции пчеловодства. Таким образом, Максимюк Л.А. были выполнены первых два условия, необходимых для получения субсидии.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Центр занятости направил бизнес-план Максимюк Л.А. в городскую комиссию по выдаче заключений в отношении бизнес-планов безработных граждан.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия выдала отрицательное заключение в отношении бизнес-плана Максимюк Л.А. При этом комиссия пришла к выводу о том, что бизнес-план не отвечает приоритетам в решении вопросов местного значения, определенным в разделе IV Комплексной программы социально-экономического развития г.Бийска на период 2008-2017 годы,.
Действительно, согласно п.4.1 программы приоритетным направлением развития в частности является развитие производственного потенциала, стимулирование производства инновационной продукции в области биофармацевтики, косметологии, технологий оздоровления, формирование в городе «экономики знаний». Базой для реализации указанных выше направлений является действующий научно-производственный комплекс, дальнейшее развитие города как наукограда связано с формированием центра наноиндустрии и инноваций. Развитие сельского хозяйства, производство сельхозпродукции (в частности, продукции пчеловодства) не предусматривается в качестве приоритетного направления.
Кроме того, как указала комиссия, реализация части проекта предусмотрена не в г.Бийске, а на территории иного муниципального образования.
В своей работе комиссия руководствовалась критериями оценки бизнес-плана, содержащимися в п.6.7 Постановления Администрации Алтайского края от 26 января 2010г. №21, а именно: конкретность и социальная значимость ожидаемых результатов проекта; количество создаваемых рабочих мест; реальность осуществления; востребованность производимой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ; конкурентоспособность; сроки реализации проекта; ожидаемый экономический эффект.
Аналогичные критерии указаны также в п.2.6 Положения о городской комиссии по выдаче заключений в отношении бизнес-планов безработных граждан, обратившихся за получением субсидии на организацию предпринимательской деятельности в рамках реализации краевой целевой Программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2010 году», утвержденного постановлением Администрации г.Бийска от 03 марта 2010г. №541.
Представленный Максимюк Л.А. бизнес-план на развитие малого предпринимательства был предметом рассмотрения комиссии, специально созданной для этих целей при Администрации г.Бийска. В состав комиссии входят не только сотрудники Администрации города, но и предприниматели, все они являются специалистами в различных областях, в том числе в экономике, что позволяет судить о компетентности комиссии. Членами комиссии была дана отрицательная оценка названному бизнес-плану, оснований сомневаться в обоснованности данного заключения у суда не имеется. Заключение подписано уполномоченным лицом - председателем комиссии, и.о. первого заместителя Главы города Крыжановским С.С.
Вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрено право, а не обязанность такого рода комиссий по предоставлению положительного заключения. Это означает, что комиссия может дать и отрицательное заключение. При принятии решения комиссия действовала в пределах предоставленных ей законом полномочий.
Действующим законодательством не определен порядок (процедура) рассмотрения комиссией бизнес-планов безработных граждан. Постановлением Администрации г.Бийска №541 от 03 марта 3010г. утвержден персональный состав комиссии в количестве 10 человек. На заседании присутствовало 8 человек, в силу п.1.6 Положения о городской комиссии заседание является правомочным.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для признания незаконными решения и заключения комиссии по выдаче заключений в отношении бизнес-планов безработных граждан.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что заявление Максимюк Л.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194 -199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Максимюк Л.А. о признании незаконными и отмене решения Бийской городской комиссии по отбору бизнес-планов безработных граждан от ДД.ММ.ГГГГ и отрицательного заключения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении бизнес-плана заявителя по производству и реализации продуктов пчеловодства отказать в полном объеме.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Кузнецова С.Г.
.