Калинина-ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе о признании незаконным решения



Дело № 2-2856/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2010 года Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Потякиной А.Н.

при секретаре Матвеевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининой Евдокии Иннокентьевны к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» о признании незаконным решения и возложении обязанности по назначению повышенной базовой части трудовой пенсии по инвалидности,

У С Т А Н О В И Л:

Калинина Е.И. обратилась в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» о признании незаконным решения и возложении обязанности по назначению повышенной базовой части трудовой пенсии по инвалидности.

В обоснование заявленных требований указывает, что она является инвалидом <данные изъяты> группы, в связи с чем получает пенсию по инвалидностив ГУ «Управление ПенсионногоРФ в г.Бийске и Бийском районе».

Ее дочь СмирноваС.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает совместно с ней и осуществляет уход за ней,является при этом инвалидом <данные изъяты> группы и состоит у нее на иждивении. Данноеобстоятельство установлено вступившим в законную силу решением Восточногорайонного суда г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ, имеющим преюдициальноезначение по данному спору, поскольку ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийскомрайоне» было привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица, афакт иждивения устанавливался в целях реализации ее права насоответствующую надбавку к пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» с заявлением о назначении надбавки к пенсии с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи: дочери Смирновой С.А., являющейся инвалидом <данные изъяты> группы. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в назначении надбавки, ссылаясь на часть 2 ст.9 ФЗ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» и отсутствие правового значения установленного Восточным районным судом г.Бийска юридического факта предоставления иждивения ее дочери Смирновой С.А.

Полагает, что отказ ответчика в назначении ей надбавки к пенсии является незаконным, основан на неприменении нормы материального права, подлежащей применению, и неправильном толковании и применении норм процессуального права.

Просит признать незаконным отказ ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ей базового размера трудовой пенсии но инвалидности на основании ч.4 ст.15 ФЗ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ». Возложить на ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» обязанность к назначению ей базового размера трудовой пенсии по инвалидности на основании ч.4 ст.15 ФЗ №173-ФЗ от 17 января 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец Калинина Е.И. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть исковое заявление в ее отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель истца по доверенности и третье лицо на стороне истца Смирнова С.А. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель третьего лица Смирновой С.А. по устному ходатайству Моисеева Т.А. исковые требования Калининой Е.И. поддержала в полном объеме, суду дала аналогичные пояснения. Также указала на то, что ст.17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», действовавшая в редакции на сентябрь 2008 года, предусматривала только факт нахождения на иждивении пенсионера нетрудоспособного члена семьи без определения круга нетрудоспособных членов семьи и условий, при которых члены семьи могли быть признаны состоявшими на иждивении. Поэтому полагает, что Калининой Е.И. должен быть назначен базовый размер трудовой пенсии по инвалидности с учетом одного иждивенца.

Ответчики- представители ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» по доверенности Дуракова А.А. и Савенко А.Д. возражали против удовлетворения исковых требований Калининой Е.И., указывая на то, что истец основывает свои требования на неправильном применении норм закона.

Калинина Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ она является получателем пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ как гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно ст.17 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей на 03 сентября 2008 года) пенсия таким гражданам назначалась в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

П.4 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ установлен повышенный размер базовой части трудовой пенсии лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами 1 группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 п.2 и пункте 3 ст.9 настоящего Федерального закона. Подпункты 1, 3 и 4 пункта 2 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ содержат перечень нетрудоспособных членов семьи, а п.3 ст.9 раскрывает понятие состояния на иждивении. Таким образом, при определении права на повышенный размер базовой части трудовой пенсии пункты 2 и 3 ст.9 следует применять одновременно.

Истец полагает, что имеет право на повышенный размер базовой части трудовой пенсии в связи с тем, что у неё на иждивении находится дочь: Смирнова С.А., <данные изъяты> года рождения, являющая инвалидом <данные изъяты> группы. Однако, Смирновой С.А. инвалидность впервые была установлена в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть в возрасте <данные изъяты> лет. Следовательно, к членам семьи, с учетом которых назначается повышенный размер базовой части трудовой пенсии, она не относится.

Просят отказать истцу в удовлетворении иска в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца и третьего лиц Смирновой С.А., представителя третьего лица по устному ходатайству Моисеевой Т.А., представителей ответчика Дураковой А.А., Савенко А.Д., суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В судебном заседании установлено, что Калинина Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Также в судебном заседании установлено, что Калинина Е.И. является инвалидом (с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> группы) вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справками № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.2 ст.28.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» пенсия по старости гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

С ДД.ММ.ГГГГ Калинина Е.И. является получателем пенсии по инвалидности на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» как гражданин, ставший инвалидом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (подпункт 2 п.1 ст.10 ФЗ), размер которой был определен на основании п.2 ст.17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (действующей в редакции до 01 января 2010 года)- 250 процентов базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Гражданам, на иждивении которых находились нетрудоспособные члены семьи, размер пенсии по старости, согласно п.1 ст.17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (в редакции до 01 января 2010 года), определялся исходя из базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной статьей 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, имеющих на иждивении соответствующее количество нетрудоспособных членов семьи. Пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначалась в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для аналогичной степени ограничения способности к трудовой деятельности, с учетом соответствующего количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении инвалида (п.2 ст.17).

С 01 января 2010 года вступила в действие новая редакция данной статьи, согласно которой как пенсия по старости гражданам, ставшими инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, так и пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами 1 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается в размере 250 процентов размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 2 п.1 ст.18 настоящего Федерального закона.

Решением Восточного районного суда г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, был установлен факт нахождения Смирновой С.А. на иждивении Калининой Е.И. Как следует из содержания указанного решения, данный факт устанавливался для получения надбавки к пенсии.

ДД.ММ.ГГГГ Калинина Е.И. обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» с заявлением о назначении надбавки к пенсии с учетом нахождения на иждивении нетрудоспособного члена семьи: дочери Смирновой С.А., которая является инвалидом <данные изъяты> группы.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» отказало Калининой Е.И. в назначении надбавки к пенсии, ссылаясь на ст.9 Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ».

П.2 ст.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», действующим в редакции на день обращения Калининой Е.И. в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» с заявлением о назначении ей надбавки к пенсии с учетом иждивенца, было предусмотрено, что лицам, на иждивении которых находились нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности при III степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливался при наличии одного такого члена семьи в размере 4186 руб. в месяц (с 01 декабря 2009 года- 5978 руб. в месяц при 1 группе инвалидности согласно п.4 ст.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в редакции ФЗ от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ).

С 01 января 2010 года ст.17 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» предусматривает, что гражданам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 п.2 и п.3 ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также инвалидам 1 и 2 группы, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 п.2 и п.3 ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», размер пенсии по инвалидности определяется исходя из соответствующего размера социальной пенсии, предусмотренного п.1 ст.18 настоящего Федерального закона, увеличенного на 854 руб. в месяц за каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Анализ вышеуказанных правовых норм, регулирующих порядок назначения пенсии гражданам с учетом иждивенцев, позволяет сделать вывод о том, что круг нетрудоспособных членов семьи определен п.2, а условия, при которых члены семьи могут быть признаны состоявшими на иждивении, определены в п.3 ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Соответственно, вопрос о признании лица иждивенцем может быть решен только в системном толковании подпунктов 1, 3 и 4 п.2 и п.3 данной статьи Федерального закона. Из сказанного следует, что доводы представителя третьего лица по устному ходатайству Моисеевой Т.А. о том, что положения ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяются к правоотношениям, регулируемым п.2 ст.17 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», которая на день обращения Калининой Е.И. к ответчику с вышеуказанным заявлением не предусматривала круг нетрудоспособных членов семьи и условия, при которых они могли признаваться состоявшими на иждивении, не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 п.2 и п. 3 ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети…, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В судебном заседании установлено, что Смирнова С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится дочерью Калининой Е.И., что подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством о расторжении брака между Смирновым О.Л. и Смирновой С.А. Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ Калинина Е.И. проживает в квартире № <адрес> с дочерью Смирновой С.А.

Согласно выписке из акта освидетельствования по ВТЭК к справке № от ДД.ММ.ГГГГ, справке № от ДД.ММ.ГГГГ Смирнова С.А. является инвалидом <данные изъяты> группы и получает пенсию по инвалидности с указанного времени. Соответственно, инвалидность была установлена Смирновой С.А. в возрасте <данные изъяты> лет.

Совокупность представленных истцом Калининой Е.И. и третьим лицом Смирновой С.А. доказательств позволяет сделать вывод о том, что последняя находится на иждивении матери, то есть получает от нее помощь, которая является постоянным источником средств к существованию. Данный вывод следует из лицевых счетов Калининой Е.И. о получении пенсии в ГУ «Управлении Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе», согласно которым она является получателем ежемесячной денежной выплаты в размере ФИО10., компенсации лицу, занятому уходом, в размере ФИО11., получателем пенсии по инвалидности <данные изъяты> группы в размере ФИО12. Кроме того, Калинина Е.И. получает в Управлении социальной защиты населения по городу Бийску как инвалид <данные изъяты> группы вследствие аварии на Чернобыльской АЭС ежемесячную компенсацию в возмещение вреда здоровью согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС»: с ДД.ММ.ГГГГ- ФИО13., с ДД.ММ.ГГГГ- ФИО14., с ДД.ММ.ГГГГ- ФИО15. При этом Смирнова С.А. получает пенсию по старости, размер которой с ДД.ММ.ГГГГ составляет ФИО16., и ежемесячную денежную выплату как инвалид <данные изъяты> группы в размере ФИО17.

Вместе с тем, законодатель связывает возникновение права на получение повышенного размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности с нахождением на содержании получателя пенсии только лиц, указанных в ст.9 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», к числу которых дети, ставшие инвалидами после 18 лет, не относятся.

При таких обстоятельствах, факт нахождения Смирновой С.А. на иждивении истца Калининой Е.И. не имеет правового значения при разрешении данного спора. Соответственно, отказ ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» Калининой Е.И. в установлении повышенного размера пенсии с учетом нахождения на ее иждивении дочери Смирновой С.А. основан на требованиях действующего пенсионного законодательства, а потому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Калининой Евдокии Иннокентьевне отказать в полном объеме.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска.

Председательствующий А.Н.Потякина

«Верно»

Судья: А.Н.Потякина