Дело №2-3512/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2010г. Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего Кузнецовой С.Г.,
при секретаре Леонтьевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромашовой Е.В. к Открытому акционерному обществу «Алтайкрайгазсервис», Закрытому акционерному обществу «Бийскэнергосбыт» о предоставлении льготы по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Ромашова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском. В обоснование исковых требований ссылаются на то, что поскольку ее семья является многодетной, то в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992г. №431 она имеет право на скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование коммунальными услугами, в том числе водой, отоплением и газом. В связи с этим она обратилась к ответчикам с заявлениями о предоставлении скидки 30% от установленной платы, на что был получен отрицательный ответ.
На основании изложенного истица просит признать отказ ответчиков незаконным, признать за ней право на указанную скидку, обязать ответчиков предоставить ей льготы по оплате коммунальных услуг в размере 30% с ДД.ММ.ГГГГ на период сохранения статуса многодетной семьи, обязать ответчиков с ДД.ММ.ГГГГ указывать в платежных документах сведения о предоставлении истице указанной скидки.
В судебном заседании истица Ромашова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и дала аналогичные пояснения.
Ответчики о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, представители в судебное заседание не явились. С учетом мнения истца суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В письменном отзыве на иск ответчик ЗАО «Бийскэнергосбыт» возражает против иска, ссылается на то, что в соответствии с п.1 Указа Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» №431 от 05.05.1992г. скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией должны установить исполнительные органы субъектов РФ. ООО «Бийскэнергосбыт» к таким органам не относится, решение вопроса о предоставлении скидки в его компетенцию не входит. Названный Указ не возлагает на организации, предоставляющие коммунальные услуги, обязанность по предоставлению многодетным семьям скидок. Во исполнение приведенного Указа Постановлением Администрации Алтайского края №41 от 29 января 2004г. определены категории семей, относящихся к многодетным, а Законом Алтайского края от 29 декабря 2006г. №148-PC установлен перечень дополнительных мер социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае, в котором не предусмотрена мера социальной поддержки в виде предоставления скидки за пользование коммунальными услугами. Поскольку никаких иных правовых актов РФ либо Алтайского края по данному вопросу не принято, то ответчик не вправе принимать на себя государственные полномочия по обеспечению многодетных семей мерами социальной защиты.
Таким образом, по вопросу предоставления льготы многодетным семьям по оплате за потребленные коммунальные услуги в действующем законодательстве существует пробел. Представитель ответчика полагает, что в данном случае следует применить положения п.1 ст.6 ГК РФ (аналогия закона). Поскольку Закон Алтайского края №148-PC не распространяется на многодетные семьи, то следует руководствоваться Законом Алтайского края от 27 декабря 2007г. №156-PC «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Согласно п.2 названного Закона меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2008г. должны предоставляться в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Компенсация назначается органом социальной защиты населения по месту жительства гражданина и выплачивается в денежной форме. Следовательно, за получением компенсации истице необходимо обращаться в орган социальной защиты. Отказ энергоснабжающей организации не может рассматриваться как нарушение конституционных прав истицы, поскольку не лишает ее права на обращение в орган социальной защиты населения за предоставлением компенсации, а орган социальной защиты не освобождает от обязанности предоставить истцу указанную скидку в виде компенсации.С учетом изложенного представитель ответчика просит отказать в иске к данному ответчику.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с пунктом «б» ч.1 Указа Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» №431 от 05.05.1992г. органам исполнительной власти краев, областей поручено установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Решением Верховного суда РФ от 28.03.2003г. №ГПКИ-03-139 признан недействующим пункт 2 письма Минфина России №51 и Минсоцзащиты №1-2359-18 от 29.06.1992г. «О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей».
В то же время данным решением установлено, что отсутствие порядка финансирования не препятствует муниципальным образованиям и до урегулирования данного вопроса федеральным законодателем предусматривать в своих законах (решениях) о бюджетах необходимые средства для финансирования льгот, предоставляемых многодетным семьям с последующим предъявлении требований о частичном возмещении соответствующих расходов за счет федерального бюджета.
С 01.04.2008г. вступил в силу закон Алтайского края от 27.12.2007г. №156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае», согласно статьям 2 и 4 которого меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на эту оплату. Выплата осуществляется уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения по месту жительства ежемесячно до установленного в соответствии с ч.1 ст.155 ЖК РФ срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющейся или оспариваемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации почтовой связи.
Согласно п.3 ст.3 Закона для назначения компенсации представляются заявление о назначении компенсации, копия документа, удостоверяющего личность гражданина и подтверждающего его регистрацию по месту жительства, месту пребывания (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), копия документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), и некоторые другие.
Названным Законом действительно не предусмотрено предоставление льгот многодетным семьям, однако, поскольку Указ Президента РФ №431 от 05.05.1992г. не отменен и его действие не приостановлено, то скидки по оплате за жилье и коммунальные услуги многодетным семьям должны предоставляться. Учитывая, что денежный порядок компенсации многодетным семьям понесенных расходов по оплате за потребленные коммунальные услуги (электроэнергию, отопление, водоснабжение, газ) названным Законом не предусмотрен, данная льгота должна предоставляться указанной категории граждан в натуральном выражении. Предоставление гражданам скидки в размере 30% от установленной платы является основанием для энергоснабжающей организации обращения с требованием о компенсации понесенных ею расходов за счет средств соответствующего бюджета.
В судебном заседании из пояснений истца, а также материалов дела установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Семья истицы состоит из пяти человек: она, супруг - И. и трое несовершеннолетних детей: дочь А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыновья - Р. и Я., оба ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Согласно выписке из домовой книги истица и дочь зарегистрированы в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, супруг истицы - с ДД.ММ.ГГГГ, сыновья - с ДД.ММ.ГГГГ Указанная квартира принадлежит истице на праве собственности.
В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 29.01.2004г. №41 многодетной семьей признается семья, имеющая и воспитывающая трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Согласно справке №, выданной Управлением социальной защиты населения по г.Бийску от ДД.ММ.ГГГГ, семья Ромашовых является многодетной и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Алтайского края «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае».
Таким образом, требование истицы о признании за ней права на получение скидки в размере 30% от установленной платы за пользование коммунальными услугами следует признать обоснованными.
Согласно ч.1, ч.2 п.5 ст.153, ст.154 Жилищного Кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В судебном заседании установлено, что ответчики являются юридическими лицами, коммерческими организациями; ответчики оказывают семье истицы услуги по поставке газа, теплоэнергии, горячей воды. На квартиру семьи истицы открыты лицевые счета, на которых ответчики отражают количество потребленных семьей истицы услуг, начисленную плату и фактически внесенные платежи, скидка в размере 30% установленной платы за потребленную электроэнергию истцам ответчиками не предоставляется, что не отрицается ответчиками.
Из анализа действующего законодательства, в том числе вышеприведенных норм ЖК РФ, а также Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 (п.3, п.43), следует, что в случае, если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается исполнителем (юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальным предпринимателем, предоставляющим коммунальные услуги) на величину скидки.
Однако, на заявления истицы от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении скидки ответчиками были даны отказы в письменной форме. Исходя из изложенного, данные отказы в предоставлении скидки следует признать незаконными.
Поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление мер социальной защиты многодетным семьям по оплате жилья и коммунальных услуг в денежном выражении, то такие меры должны предоставляться в натуральной форме. С учетом изложенного довод ответчика ООО «Бийскэнергосбыт» о необходимости обращения истицы в орган социальной защиты для предоставления денежной компенсации не может быть принят судом.
Так как предоставление льгот носит заявительный характер, а истица впервые обратилась к ответчикам с заявлением о предоставлении льготы ДД.ММ.ГГГГ (что подтверждается копиями ее писем с отметками ответчиков о получении и ответами на письма), то обязанность ответчиков предоставлять истице скидки по оплате за потребленные коммунальные услуги возникает с указанной даты на весь период сохранения за семьей истицы статуса многодетной семьи.
В соответствии с п.43 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006г. (с последующими изменениями и дополнениями), в случае если в жилом помещении проживают потребители, которым в соответствии с законодательством РФ или законодательством субъектов РФ за счет средств соответствующих бюджетов предоставляются при оплате коммунальных услуг льготы в виде скидки, размер платы за коммунальные услуги уменьшается на величину скидки.
При этом согласно подпункту «ж» п.38 Правил в платежном документе указываются: сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме).
С учетом приведенных норм требование истицы об указании ответчиками в платежных документах сведений о предоставлении скидки также является обоснованным и подлежащим удовлетворению с даты вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, исковые требования Ромашовой Е.В. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истицы надлежит взыскать в возврат государственную пошлину в размере Хруб., т.е. по Хруб. с каждого.
Руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис», Закрытого акционерного общества «Бийскэнергосбыт» в предоставлении Ромашовой Е.В. скидки многодетной семье в размере 30% от установленной платы за потребляемые коммунальные услуги в виде горячей воды, отопления и газа.
Признать за Ромашовой Е.В. право на скидку многодетной семье в размере 30% от установленной платы за пользование горячей водой, отоплением и газом на весь период сохранения статуса многодетной семьи.
Обязать Открытое акционерное общество «Алтайкрайгазсервис» предоставлять многодетной семье Ромашовой Е.В., проживающей по адресу - <адрес>, скидку по оплате за потребленный газ в размере 30% от установленной платы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на весь период сохранения статуса многодетной семьи.
Обязать Закрытое акционерное общество «Бийскэнергосбыт» предоставлять многодетной семье Ромашовой Е.В., проживающей по адресу - <адрес>, скидку по оплате за потребленную горячую воду и отопление в размере 30% от установленной платы, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на весь период сохранения статуса многодетной семьи.
Обязать Открытое акционерное общество «Алтайкрайгазсервис» указывать в платежном документе сведения о предоставлении семье Ромашовой Е.В. скидки по оплате за потребленный газ в размере 30% от установленной платы, начиная с даты вступления решения суда в законную силу и в течение периода сохранения статуса многодетной семьи.
Обязать Закрытое акционерное общество «Бийскэнергосбыт» указывать в платежном документе сведения о предоставлении семье Ромашовой Е.В. скидки по оплате за потребленную горячую воду и отопление в размере 30% от установленной платы, начиная с даты вступления решения суда в законную силу и в течение периода сохранения статуса многодетной семьи.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Алтайкрайгазсервис» в пользу Ромашовой Е.В. государственную пошлину в возврат в размере Хруб.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Бийскэнергосбыт» в пользу Ромашовой Е.В. государственную пошлину в возврат в размере Хруб.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Кузнецова С.Г.
.