Решение о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии.



Дело № 2-2906\2010Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Бийск 20 сентября 2010 года

Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Н.Г.Татарниковой,

при секретаре Ю.Н.Козуб,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Саблиной Е.Н. к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии, о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности по включению в специальный трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Саблина Е.Н. обратилась в суд к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе с настоящим иском.

В обоснование исковых требований ссылалась на то, что число месяц год она обратилась в ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью на основании п/п 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

число месяц год решением № ей отказано в назначении пенсии, считает, что указанное решение Пенсионного фонда незаконно по следующим основаниям. Ответчик неправомерно отказал во включении в льготный стаж следующих периодов ее трудовой деятельности: с число месяц год по число месяц год - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком; с число месяц год по число месяц год в должности .... в детском саду №; с число месяц год по число месяц год в должности ... детского комбината № ДСУ-1, включая отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с число месяц год по число месяц год.

На основании Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П в периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком действовала ст.167 КЗоТ РФ, в соответствии с которой указанный отпуск засчитывался в специальный стаж работы при назначении пенсии на льготных условиях.

Ссылается на то, что размер отпуска по уходу за ребенком был увеличен с 1,5 до 3 лет с 01 декабря 1989 года в соответствии с п.2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» в котором было указано, что отпуск подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные законом ССР от 15.07.1970 г. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с ним.

Указывает, что данные нормы действовали до 06.10.1992 года. Законом РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде в Российской Федерации» была изменена ст.167 КЗоТ РФ, и период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Кроме того, Верховный суд РФ в п.15 Постановления Пленума от 20.12.2005 г. № 25 и в определении по делу № 46-ВО 5-48 указывает на обязательность включения в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях периодов нахождения женщин в отпусках по уходу за детьми до 06.10.1992 года независимо от времени обращения женщин за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

В связи с чем считает, что период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет должен быть зачтен ответчиком в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Ссылается на то, что также является незаконным отказ ответчика включить в ее льготный стаж период работы должность детского сада №, в связи с тем, что в трудовую книжку не была внесена запись об увольнении, но такой записи об увольнении и не должно было быть, поскольку истец не увольнялась из детского сада, последний поменял ведомственную принадлежность и был передан с баланса Алтайавтодора на баланс ДСУ-1 на основании приказа Алтайавтодора от число месяц год №. На основании выписки из приказа ДСУ-1 от число месяц год № усматривается, что изменение произошло в ведомственной принадлежности учреждения, а номер детского сада остался неизменным.

В соответствии со ст.75 Трудового кодекса РФ (ст.29 КЗоТ РФ РСФСР) передача учреждения из подчинения одного органа в подчинение другого органа (изменение его подведомственности (подчиненности) не прекращает действие трудового договора с работником (не может быть основанием для прекращения его действия). В связи с чем считает, что она работала должность в детском саду № с число месяц год по число месяц год, а затем после его передачи ДСУ-1 продолжала работать также должность с число месяц год по число месяц год, но только наименование учреждения стало - детский комбинат.

Ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохраняет права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, когда правовым основанием к этому служит длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, связанной с неблагоприятным воздействием на человека. В связи с чем считает, что право на досрочную пенсию по старости ей дает выполняемая ею педагогическая деятельность, а не название или статус учреждения, где она работает. Название детский комбинат по действовавшим в период ее работы документам соответствовало названию ясли-сад, что подтверждается следующими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 г. № 558 было принято решение «в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений - ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение».

08 марта 1960 года Совет Министров РСФСР постановлением № 327 утвердил Временное положение о дошкольном детском учреждении- яслях саде.

В соответствии с Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» 175 018, утвержденным 01 января 1976 года Госкомитетом ССР по статистике, Госпланом ССР и Госкомитетом СССР по стандартам, в разделе 92400 (3) «Дошкольное воспитание» указаны наименование организаций дошкольного воспитания. Это «детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки». Соответственно детские комбинаты и ясли сады - это одно и тоже наименование организации дошкольного воспитания. Никаких нормативных документов о статусе детских комбинатов не принималось, в своей деятельности указанные учреждения руководствовались Временным положением о дошкольном детском учреждении- яслях-саде, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.03.1960 г. № 327.

Ссылается на Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 677, в соответствии с которым детские ясли-сады (комбинаты) были переименованы в детские сады. В связи с чем, считает, что период ее работы в качестве должность детского комбината № ДСУ -1 с число месяц год по число месяц год подлежит зачету ей в льготный стаж. В период работы должность в детском комбинате № в соответствии с приказом от число месяц год № -к истцу предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до исполнения ребенку 1,5 лет с число месяц год по число месяц год год. Ссылается на то, что данный период также должен быть зачтен ей в льготный стаж в соответствии со ст.167 КЗоТ РФ, действовавшей в тот период.

Согласно ст.19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на нее. Истец обратилась к ответчику число месяц год. С учетом включения оспариваемых периодов на момент обращения ее льготный педагогический стаж составлял более 25 лет, поэтому истец полагает, что ей должна быть назначена пенсия с момента обращения за ней, то есть с число месяц год.

На основании изложенного просила признать незаконным решение ГУ «УПФ РФ в г. Бийске» от число месяц год, № об отказе в установлении пенсии в части не включения в педагогический стаж следующих периодов: нахождение в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет с число месяц год по число месяц год; работу в качестве должность детского сада № с число месяц год по число месяц год; работу в должности должность детского комбината № ДСУ-1 с число месяц год по число месяц год, включая отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с число месяц год по число месяц год.

Признать за истцом право на назначение льготной пенсии как лицу, имеющему педагогический стаж не менее 25 лет, на основании п/п. 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Обязать ответчика назначить ей льготную пенсию со дня первоначального обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Бийску, то есть с число месяц год.

число месяц год истцом подано уточненное исковое заявление, в части возложения на ответчика обязанности назначить ей льготную пенсию со дня обращения в Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Бийску, то есть с число месяц год.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Дуракова А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Саблиной Е.Н. не признала, суду пояснила, что Саблина Е.Н. число месяц год обратилась в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от число месяц год № 173-ФЗ. Согласно указанной норме право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. По представленным Саблиной Е.Н. документам ее специальный стаж работы составил Х года Х месяца Х дня. В связи с чем, в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истице было отказано.

Не согласившись с принятым Управлением решением, Саблина Е.Н. обратилась в суд. Ответчик полагает, что исковые требования Саблиной Е.Н. к Управлению не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1,2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4, 4.1 указанной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией в соответствии с законом, считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Управлением не засчитаны в педагогический стаж истца следующие периоды работы:

С число месяц год в качестве должность детского сада №, поскольку не определен конец периода работы, истец ссылается на то, что записи об увольнении и быть не должно, так как детский сад в котором она работала, поменял ведомственную принадлежность. Представитель ответчика не согласна с приведенными доводами, в силу того, что исходя из положений Трудового кодекса РФ, перевод работника является одним из оснований его увольнения. Смена ведомственной принадлежности является самостоятельным основанием для увольнения посредством перевода работника, в трудовой книжке работодатель в этом случае вносит запись со ссылкой на ч.5 ст.77 ТК РФ, с указанием причины увольнения.

С число месяц год по число месяц год в качестве воспитателя детского комбината ДСУ-1, поскольку данное наименование не предусмотрено Списками. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», а периоды работы после указанной даты в соответствии со списком и Правилами, утвержденными указанным Постановлением.

С число месяц год по число месяц год период нахождения в отпуске по уходу за ребенком число месяц год года рождения от полутора до трех лет в период работы в яслях-саде № Бийского олеумного завода.

В соответствии с п.1 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. №4 «при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статья 27, 28 Закона от 17.12.2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

В период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам и Секретариат ВЦСПС утвердил разъяснение «О порядке предоставления женщинам оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет». Настоящее разъяснение вступило в силу на соответствующих территориях с момента введения в действие постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677.

Разъяснение «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденное постановлением Госкомтьруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11 содержало норму о зачете в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, периода отпуска женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Указанное разъяснение не утратило силу и применимо в части, не противоречащей действующему законодательству.

В соответствии со ст.167 КЗОТ, утвержденного в 1971 году (в редакции Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1), по желанию женщин предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (а не трех лет) с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Причем отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности, но за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях.

В связи с вышеизложенным, полагает, что решение Управления является законным и обоснованным, принятым в соответствии с действующим законодательством, просит в удовлетворении требований истцу отказать в полном объеме.

Выслушав истца, представителя ответчика, заслушав свидетелей и изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.17, ст.18, ч.1 ст.19, ч.ч.1 и 2 ст.39, ст.45, ч.1 ст.46 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с положениями ст.ст.54, 57 Конституции РФ, ст.4 ГК РФ, Указа Президента РФ №763 от 23 мая 1996г., по смыслу которых законы, нормативные правовые акты, затрагивающие права и обязанности человека и гражданина, устанавливающие либо отягчающие ответственность или ухудшающие положение гражданина, обратной силы не имеют. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе прав на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст.ст.1, 2, 6 (ч.2), 17 (ч.1), 18, 19, 55 (ч.1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного законодательства. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в постановлении №11-П от 03 июня 2004г., различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соизмеримы им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо всего прочего, запрет на введение таких различий в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что число месяц год истица обратилась в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Указанное обстоятельство подтверждается пенсионным делом истицы, исследованным в качестве письменного доказательства, сторонами не оспаривается.

число месяц год ГУ- Управление ПФР в г.Бийске и Бийском районе принято решение № об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Саблиной Е.Н. из-за отсутствия требуемого стажа педагогической работы.

По представленным документам специальный стаж Саблиной Е.Н. установлен ответчиком в 22 года 4 месяца 2 дня, вместо требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью 25 лет.

При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, используются за все периоды работы «Списки и правила», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, либо в соответствии с Постановлением Конституционного суда от 29.01.2004 г. № 2-П.

1) за периоды работы до 01.11.1999 г. «Список профессий и должностей работников народного образования, осуществляющих педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463;

2) за периоды работы с 01.11.1999 г. по 11.11.2002 г. «Список должностей и учреждений», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067;

3) за периоды работы после 12.11.2002 г. «Список должностей и учреждений и Правила исчисления сроков выслуги», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.

Дополнительно применяются правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Указанные Списки содержат перечни наименований должностей и наименований учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. Списки и Правила применяются во взаимосвязи и взаимозависимости.

При этом решением ответчика в специальный стаж работы истицы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитаны периоды ее работы с число месяц год по число месяц год в качестве должность в детском саду № Бийского машиностроительного завода; с число месяц год по число месяц год в качестве должность в детском саду № Восточного районо г.Бийска; с число месяц год по число месяц год (за исключением периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком число месяц год года рождения до трех летнего возраста и в отпуске без сохранения заработной платы) в качестве должность в яслях - саду № Бийского олеумного завода; с число месяц год по число месяц год (за исключением периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы) в качестве должность в детском саду № гороно г.Бийска (МДОУ «Детский сад №»).

Вместе с тем, Управлением не засчитаны в специальный стаж периоды работы:

- с число месяц год по …(конец периода не определен) в качестве воспитателя детского сада №, так как в трудовую книжку не внесена запись об увольнении;

- с число месяц год по число месяц год в качестве воспитателя в детском комбинате № ДСУ-1, так как наименование учреждения не предусмотрено Списками;

- с число месяц год по число месяц год период нахождения в отпуске по уходу за ребенком число месяц год года рождения от полутора до трех летнего возраста в период работы в яслях-саде № Бийского олеумного завода на основании п.1 Разъяснения Министерства труда и Социального развития РФ от 17.10.2003 г. №4, Разъяснений Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. № 23/24-11 и ст.167 Трудового кодекса в редакции Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1.

Саблина Е.Н. не согласившись с принятым ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» решением об отказе в назначении ей пенсии, обратилась в суд за защитой нарушенного права.

При разрешении требований истца в части не включения ответчиком в льготный стаж периода работы в качестве должность детского сада № с число месяц год по число месяц год, в качестве должность детского комбината № ДСУ-1 с число месяц год по число месяц год, суд исходил из следующего:

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РФ от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что в стаж для назначения пенсии за выслугу лет работникам образования в школах и других учреждениях для детей включается так же работа за период до 01.01.1992 г. в должностях: педагог-воспитатель, медсестра ясельной группы, педагог.

Из трудовой книжки истца усматривается, что она работала должность в детском саду № с число месяц год по число месяц год, а затем после его передачи в ДСУ-1 продолжала работать также должность с число месяц год по число месяц год.

В соответствии со справкой № ОАО «Дорожно-строительное управление №1» от число месяц год усматривается, что Саблина Е.Н. работала в ОАО «ДСУ-1» должность детского комбината № в период с число месяц год на основании приказа № от число месяц год, по число месяц год (приказ № от число месяц год)

Согласно данных ОАО «Дорожно-строительное управление №1» от число месяц год о переименовании предприятия «Дорожно-строительное управление №1» установлено, что на основании приказа № ПРСО «Алтайавтодор» переименовано в Арендное предприятие «Дорожно-строительное управление №1» с число месяц год. Арендное предприятие «Дорожно-строительное управление №1» с число месяц год переименовано в акционерное общество открытого типа «Дорожно-строительное управление №1» на основании Постановления Администрации г.Бийска № 353 от 06.05.1994 года. Акционерное общество открытого типа «Дорожно-строительное управление№1» на основании постановления Администрации г.Бийска №50 от 05.06.1997 г., о регистрации новой редакции Устава открытого акционерного общества «Дорожно-строительное управление №»

На основании приказа Алтайавтодора от число месяц год № усматривается, что детский сад № поменял ведомственную принадлежность и был передан с баланса Алтайавтодора на баланс ДСУ-1.

В соответствии с выпиской из приказа ДСУ-1 от число месяц год № установлено, что детский сад № передан на баланс ДСУ-1 с число месяц год, вместе со штатным расписанием персонала детского сада, в соответствии с чем судом установлено, что изменение произошло в ведомственной принадлежности учреждения, а номер дошкольного учреждения и профиль его деятельности, а именно работа с детьми дошкольного возраста, остались неизменными.

Название детский комбинат по действовавшим в период работы истца документам соответствовало названию ясли-сад, что подтверждается следующими нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 г. № 558 было принято решение « в интересах осуществления единой системы воспитания детей дошкольного возраста, отвечающей задачам последующего воспитания в школе, объединить с учетом местных условий и возможностей два типа детских учреждений - ясли и детский сад в единое дошкольное детское учреждение».

08 марта 1960 года Совет Министров РСФСР постановлением № 327 утвердил Временное положение о дошкольном детском учреждении - яслях саде.

В соответствии с Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» 175 018, утвержденным 01 января 1976 года Госкомитетом ССР по статистике, Госпланом ССР и Госкомитетом СССР по стандартам, в разделе 92400 (3) «Дошкольное воспитание» указаны наименование организаций дошкольного воспитания. Это «детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки».

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что детские комбинаты и ясли -сады - это тождественные наименования организации дошкольного воспитания. Никаких нормативных документов о статусе детских комбинатов не принималось, в своей деятельности указанные учреждения руководствовались Временным положением о дошкольном детском учреждении - яслях-саде, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.03.1960 г. № 327.

На основании Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 677 детские ясли-сады (комбинаты) были переименованы в детские сады.

В соответствии со ст.75 Трудового кодекса РФ (ст.29 КЗоТ РФ РСФСР) передача учреждения из подчинения одного органа в подчинение другого органа (изменение его подведомственности (подчиненности) не прекращает действие трудового договора с работником (не может быть основанием для прекращения его действия).

Поскольку ведение организационно-штатной документации, в том числе трудовых книжек работников, является обязанностью работодателя и не входит в функции самого работника, то на него не может быть возложена ответственность за правильность оформления данной документации, ее сохранность и сдачу в государственный, муниципальный архив либо иному ответственному хранителю, вследствие чего допущенные работодателем неточности в указанных документах, а также невыполнение обязанностей по сохранности документов по личному составу и передаче их в архив не должны повлечь для работника отрицательных последствий.

В силу принципов ст.19 Конституции РФ истец не может быть поставлен в зависимость от обстоятельств, от него не зависящих.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что поскольку истец фактически не увольнялась из детского сада, а дошкольное учреждение лишь поменяло ведомственную принадлежность, требование истца включить в ее льготный стаж спорные периоды работы в качестве должность детского сада № с число месяц год по число месяц год а также в качестве должность детского комбината № ДСУ-1 с число месяц год по число месяц год, являются законными и подлежащими удовлетворению.

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения прав на трудовую пенсию по старости (так же как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохраняет права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, когда правовым основанием к этому служит длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, связанной с неблагоприятным воздействием на человека

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 3 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Суд, соглашается с позицией истца в части того, что право на досрочную пенсию по старости дает выполняемая истцом педагогическая деятельность, а не название или статус учреждения, где она работала в спорный период времени.

В судебном заседании установлено, что на основании записи в трудовой книжке в соответствии с приказом от число месяц год № - к истцу предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до исполнения ребенку 1,5 лет с число месяц год по число месяц год год, в период с число месяц год по число месяц год истец находилась в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет.

В соответствии с п.2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» размер отпуска по уходу за ребенком был увеличен с 1,5 до 3 лет с 01 декабря 1989 года, кроме того, было разъяснено, что отпуск подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

На основании п.7 постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 375/24-11 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается, как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде», утвержденные законом ССР от 15.07.1970 г. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции, и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с ним.

Указанные нормы действовали до 06.10.1992 года. Законом РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» была изменена ст.167 КЗОТ РФ, и период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Согласно п.1 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. №4 при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж, при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством.

Пленум Верховного Суда РФ в п.15 Постановления от 20 декабря 2005 года № 25 указывает на обязательность включения в стаж работы по специальности при назначении пенсии на льготных условиях периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года независимо от обращения женщин за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды времени нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года действовала норма, установленная ст. 167 КЗоТа РФ, согласно которой отпуск по уходу за ребенком засчитывался в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

То обстоятельство, что в течение спорного периода с число месяц год по число месяц год (х месяца х дней), а также с число месяц год по число месяц год (х год х месяца х дней) Саблина Е.Н. находилась в отпуске по уходу за ребенком, не является основанием для иного вывода в связи с вышеизложенным.

В судебном заседании свидетель Колесова Т.В. пояснила, что с ноября ... года она работала в детском саде № в качестве должность. Указывает, что истец работала в качестве должность, затем в сентябре 1986 года пошла в отпуск по уходу за ребенком, после которого истец на работу не вышла. В трудовой книжке у нее имеется запись о том, что детский комбинат № переведен в ведомство ДСУ-1, название у него было «Дорожник».

Свидетель Золотова Л.П. пояснила, что знает истицу по работе в детском саде №, где они работали воспитателями. Указывает, что она была принята на работу с число месяц год, истец уже там работала, потом истец в сентябре ... года ушла в декретный отпуск, в трудовой книжке у нее имеется запись о том, что детский комбинат № считать в ведомстве ДСУ-1, число месяц год она была переведена воспитателем в детский сад № «Дорожник». Кадрового работника у них в дошкольном учреждении не было, записи в трудовые книжки вносила заведующая.

Свидетель Литвинова В.А., суду пояснила, что истец приходится ей дочерью, они вместе работали в детском саду № с период времени, она в качестве заведующей, истец в качестве должность. С число месяц год она назначена заведующей детского сада № переданного на баланс ДСУ-1. С период времени истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. Указывает, что она вносила в трудовую книжку запись о принятии на работу, запись об увольнении она не вносила, поскольку после их передачи в ведомство, вся документация по сотрудникам была передана в ДСУ-1. Наименование дошкольного учреждения постоянно менялось.

У суда нет оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, тем более, что они объективно подтверждаются иными, исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

На основании имеющихся в материалах дела документов, пенсионного дела, стаж истицы по состоянию на момент обращения к ответчику составил х года х месяца и х дня. Оспариваемые ответчиком периоды работы истицы с число месяц год по число месяц год, с число месяц год по число месяц год, с число месяц год по число месяц год в календарном исчислении составляют соответственно: х год х месяца х дней, х год х месяцев х дней, х год х месяц х дней, что составляет х года х месяцев х дней, а всего- х лет х месяца х день. Таким образом, у истицы возникло право на получение пенсии на основании подпункта 19 пункта 1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» на день обращения с заявлением о назначении пенсии в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе», то есть на число месяц год.

Отказ ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» в назначении Саблиной Е.Н. пенсии на основании подпункта 19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является незаконным. Нарушенные права истицы подлежат восстановлению в полном объеме.

За истицей следует признать право на назначение пенсии по старости на льготных условиях в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» назначить истице досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с число месяц год, включить в специальный педагогический стаж работы истицы, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, следующие периоды: работу в качестве должность детского сада № с число месяц год по число месяц год; работу в качестве должность детского комбината № ДСУ-1 с число месяц год по число месяц год, включая отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с число месяц год по число месяц год; нахождение в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет с число месяц год по число месяц год.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истицей при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере х руб., что подтверждается квитанцией. Расходы истицы по оплате государственной пошлины в указанном размере подлежат возмещению ответчиком ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе».

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Саблиной Е.Н. удовлетворить частично.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе от число месяц год № об отказе в назначении Саблиной Е.Н. досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе обязанность по включению в специальный стаж работы Саблиной Е.Н., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующие периоды работы: в качестве должность детского сада № с число месяц год по число месяц год; в качестве должность детского комбината № ДСУ-1 с число месяц год по число месяц год, включая отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с число месяц год по число месяц год; нахождение в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет с число месяц год по число месяц год;

Признать право Саблиной Е.Н. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с число месяц год.

Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе обязанность по назначению Саблиной Е.Н. досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с число месяц год.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе в пользу Саблиной Елены Николаевны в возмещение расходов по оплате государственной пошлины х рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня составления судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска.

Судья Н.Г.Татарникова