Решение о признании незаконным отказа в предоставлении безвоздмездной субсидии на приобретение жилья.



Дело № 2-3015/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2010 года Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего: Матвеева А.В.,

при секретаре Родионове И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кустовой Е.А. к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, Администрации г.Бийска о признании незаконным отказа в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, признании нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья и имеющей право на получение субсидии на приобретение жилья, возложении обязанности по постановки на очередь для получения субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Кустова Е.А. обратилась в суд с исковым заявление к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, Администрации г.Бийска о признании незаконным отказа в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, признании нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья и имеющей право на получение субсидии на приобретение жилья, возложении обязанности по постановки на очередь для получения субсидии.

В обоснование заявленных требований указывает на то, что на основании распоряжения Администрации г.Бийска от ***** № она находилась под опекой М., т.к. ее отец К. и мать С. были лишены родительских прав решением Приобского районного суда г.Бийска от *****

С ***** г. по ***** г. истица обучалась в ПУ-4 и находилась на полном государственном обеспечении. В ***** году обратилась в отдел по учету и распределению жилья Администрации города Бийска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как гражданин из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

Истица была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий с *****, номер очереди на ***** - 33.

Кустовой Е.А. было отказано во включении в общекраевой список детей-сирот, поскольку отсутствовали сведения о месте жительства родителей на момент установления опеки. В ***** году Кустова Е.А. предоставила документы, подтверждающие отсутствие жилья у родителей в собственности и по договору социального найма, но ее вновь не включили в общекраевой список детей-сирот в связи с тем, что истице исполнилось 23 года. Ей было рекомендовано обратиться в суд для признания права на получение субсидии и включении ее в общекраевой список.

На основании изложенного, истица Кустова Е.А. просит суд признать ее нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения жилья и имеющей право на ее получение для приобретения жилья; признать отказ Администрации города Бийска и Управления по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края в предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения жилья незаконным, обязать Управление по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края включить Кустову Е.А. в очередь для получения субсидии с *****

В судебном заседании истица Кустова Е.А. и ее представитель, действующий по устному ходатайству, Щегловская Г.Н., исковые требования поддержали по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации города Бийска по доверенности Астапенко В.В. возражала относительно удовлетворения исковых требований, предъявленных к Администрации города Бийска, поскольку считает, что Администрация г.Бийска является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика - Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным.

В письменном отзыве представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований истцу отказать в полном объеме.

В обоснование возражений указывает, что согласно п. 4.2 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 г. № 8, лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

Истцом в Администрацию г. Бийска было подано заявление на получение субсидии в ***** году.

В соответствии с п. 4.3 указанного Положения формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, осуществляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляется в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших возраста 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

В связи с тем, что ***** истице исполнилось 23 года, а до ***** г. в учетном деле истца не было документов, подтверждающих отсутствие у нее иных жилых помещений по договору социального найма либо в собственности. Запрос в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю был сделан истцом ***** г.

Таким образом, Кустовой Е.А. надлежащим образом не исполнены обязанности по подаче отдельного заявления на предоставление субсидии, а также документов, подтверждающих отсутствие у нее иных жилых помещений, до достижения 23-летнего возраста.

Представитель третьего лица - Администрации города Бийска в лице отдела опеки и попечительства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки суду не представил, в связи с чем суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца Кустовой Е.А. и ее представителя Щегловской Г.Н., представителя ответчика Администрации города Бийска Астапенко В.В., суд приходит к следующему.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В соответствии со ст. 4 Закона Алтайского края от 31.12.2004 г. № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждения социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Алтайского края.

В судебном заседании установлено, что решением Приобского районного суда г. Бийска от ***** К. и С. были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней Кустовой Е.А., ***** года рождения.

Распоряжением Администрации города Бийска от ***** № опекуном Кустовой Е.А. назначена М.

Согласно справке отдела опеки и попечительства Администрации г. Бийска от *****. Кустова Е.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), и имеет право на льготы, установленные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

***** Кустова Е.А., ***** года рождения, обратилась с заявлением в Администрацию г. Бийска о постановке на учет для получения жилой площади.

Постановлением Администрации г. Бийска от ***** г. в списки очередников, детей-сирот на получение жилья была включена Кустова Е.А.

Согласно свидетельству о рождении Кустова Е.А. родилась *****, то есть на момент включения ее в список очередников на получение жилья ей исполнилось 18 лет.

В ходе судебного заседания установлено, что истица Кустова Е.А. ***** г. при обращении с заявлением в Администрацию г. Бийска о постановке на учет для получения жилой площади предоставила сообщение Главного управления Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю от ***** № о том, что с ***** года по ***** г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о зарегистрированных правах Кустовой Е.А., ***** года рождения, на объекты недвижимого имущества (л.д. 43).

Согласно справке Бийского городского отдела филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Алтайскому краю № № от *****. по состоянию на *****. за Кустовой Е.А. объекты недвижимости не зарегистрированы (л.д. 49).

Также в материалах дела имеется справка Администрации города Бийска от ***** о том, что с Кустовой Е.А. договор социального найма не заключался (л.д. 33).

В связи с этим можно сделать вывод о том, что истцом предоставлялись соответствующие документы об отсутствии у нее жилого помещения.

Отсутствие жилья у истца подтверждается справками БГО ФГУП «Ростехинвентаризация-федеральное БТИ» по Алтайскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.

Согласно ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. № 136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Статьей 5 вышеуказанного закона установлен перечень категорий граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального назначения. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 указанной статьи Закона к таким категориям относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения.

Согласно п. 4.2 Положения «О порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края», утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15.01.2008 г. № 8 (далее Положение), лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившие желание ее получать, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

Кустова Е.А. обратилась в Администрацию г. Бийска с заявлением, по которому ее поставили в очередь на предоставление жилья.

Управлением Алтайского края по делам молодежи Администрации Алтайского края было отказано во включении истца в список граждан, имеющих право на получение субсидии.

Согласно п.4.3 Положения формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, осуществляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляется в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших возраста 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

С учетом приведенных норм законодательства, регулирующего основание предоставления субсидии, суд приходит к выводу о том, что достижение истцом 23-летнего возраста не является основанием для отказа в предоставлении субсидии, так как истец до 23 лет относилась к категории граждан, имеющих право на получение данной субсидии, и до достижения возраста 23 лет обратилась в установленном действующим законодательством порядке с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, при этом при подаче ею заявления в ***** году были представлены все необходимые документы, в том числе документы, подтверждающие отсутствие у нее иных жилых помещений по договору социального найма либо в собственности (л.д. 26, 33, 43, 49).

При таких обстоятельствах истец не должна быть лишена права на получение субсидии на приобретение жилья.

В связи с тем, что полномочиями по формированию базы данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья, наделено Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края, которое отказало истцу во включении ее в сводный список граждан, имеющих право на предоставление субсидии на строительство или приобретение жилья, исковые требования к Администрации г. Бийска удовлетворению не подлежат, надлежащим ответчиком по делу является Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края.

Исковые требования Кустовой Е.А. к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом при подаче иска была уплачена госпошлина в размере <данные изъяты> руб., которую надлежит взыскать в пользу истца с Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

1. Исковое заявление Кустовой Е.А. удовлетворить частично.

2. Признать незаконным отказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в постановке Кустовой Е.А. на учет для получения безвозмездной субсидии для строительства или приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Признать Кустову Е.А. ***** года рождения, нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии для строительства или приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющей право на получение субсидии для строительства или приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Возложить на Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи обязанность поставить Кустову Е.А., ***** года рождения, на учет для получения безвозмездной субсидии для строительства или приобретения жилья лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с *****

5. В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе в удовлетворении исковых требований к Администрации города Бийска, отказать.

6. Взыскать с Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в пользу Кустовой Е.А. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

7. На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Матвеев