Дело № 2-3620/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2010 года Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего Кузнецовой С.Г.,
при секретаре Леонтьевой Н.А.,
с участием помощника прокурора г.Бийска Мельниковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Бийска в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Бийска, муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» о возложении обязанности очистить земельный участок от отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Бийска обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал на то, что прокуратурой г.Бийска проведена проверка соблюдения законодательства об обороте отходов производства и потребления. Согласно акту проверки соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края на территории города в 40 метрах южнее <адрес>, имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (пластиковые бутылки, обрывки полиэтиленовой пленки, бумаги, картона, стеклобой, обрывки тканей, золошлаковые отходы, использованные бахилы медицинских учреждений, отходы от уборки территории и т.д.) объемом 1000куб.м, размещенная на земельном участке, который относится к землям поселений городского округа, на которых расположены городские леса. В связи с несанкционированным сбросом отходов мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления не производятся, в результате чего происходит захламление, загрязнение земли, лесов, подземных вод. При длительном размещении на почве происходит гниение отходов, в результате чего осуществляется выброс загрязняющих и дурно пахнущих веществ в атмосферный воздух, вероятна угроза возникновения инфекции и эпидемии, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровью человека.
До настоящего времени несанкционированная свалка отходов не устранена.
По сведениям Бийского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю данный земельный участок расположен на территории муниципального образования «Город Бийск», на государственном кадастровом учете земельный участок не состоит. Для размещения свалки отходов названный участок не предоставлялся.
Статьей 51 ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В нарушение данных требований земельный участок, не отведенный для складирования отходов, загрязнен ими.
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.24 ст.16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами, относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержаться в п.5 ст.42 Устава муниципального образования городского округа - г.Бийска Алтайского края.
В соответствии с п.5 ст.43Устава муниципального образования городского округа - г.Бийск, Администрация г.Бийска обеспечивает в пределах своей компетенции проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
Таким образом, Администрация г.Бийска обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов и обязана принять участие в проведении данных мероприятий.
Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее в порче земли, несанкционированное складирование отходов, причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на изложенное и ст.ст. 4, 42 Конституции РФ, прокурор г.Бийска просит признать незаконным бездействие администрации г. Бийска, муниципального упреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» по непринятию мер по организации, сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке, расположенном в 40 метрах южнее <адрес> в г.Бийске; обязать администрацию г.Бийска и муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» организовать работу по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов и ликвидировать размещение отходов производства на земельном участке, расположенном в 40 метрах южнее <адрес>.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора г.Бийска Мельникова М.Б. доводы, изложенные в иске, поддержала, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, обязав ответчиков ликвидировать свалку обязав ответчиков ликвидировать свалку в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчиков - Администрации города Бийска и МУ«Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» по доверенностям Сергиенко Е.И. с исковыми требованиями не согласна. Пояснила, что из содержания искового заявления и представленных материалов не усматривается, в чем конкретно выразилось бездействие, либо ненадлежащее исполнение полномочий Администрацией г. Бийска, равно как и Управлением жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска в части организации сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов на территории города, также не усматривается, какими нормами права руководствуется истец, предъявляя требование о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку именно к Администрации г.Бийска. Управление ЖКХ Б И ДХ г. Бийска является органов местного самоуправления, осуществляющим реализацию вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства. Управление является юридическим лицом и как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования город Бийск несет ответственность за осуществление функций и полномочий по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов. Следовательно, полагает, что при рассмотрении судом настоящего спора, необходимо установить именно наличие бездействия и причины бездействия со стороны со стороны Управления ЖКХ Б и ДХ г. Бийска, отвечающего за выполнение указанной функции на территории города.
В адрес Управления ЖКХ Б и ДХ г. Бийска, и в адрес Администрации города Бийска не поступало каких-либо предписаний контролирующих органов по результатам проверки, либо иной информации о наличии данной несанкционированной свалки.
Администрация г. Бийска - как орган управления, обеспечивает в пределах своей компетенции проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Третье лицо - представитель Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю по доверенности Власов М.Ю. требования прокурора г.Бийска поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме, суду пояснил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов. Муниципальное образование город Бийск не эффективно реализует механизм по сбору и утилизации отходов.
Третьи лица - Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края, Бийский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, что не препятствует суду рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:
Согласно ст.51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.1.1, 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» (утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988г. №4690-99) организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
В соответствии с п.3 ст.8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», п.24 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержатся в п.п.5 п.1 ст.42 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края, а также в п. 2.1.2 положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска.
Таким образом, Администрация г.Бийска и МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» должны организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.
Кроме этого в силу п.11 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» администрация должна обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.
Согласно акту обследования земельного участка на наличие несанкционированного размещения отходов ДД.ММ.ГГГГ, на территории города в 40 метрах южнее <адрес> имеется несанкционированная свалка твердых отходов (пищевые отходы, пластиковые бутылки, остатки полиэтиленовой пленки, бумаги, картона, шифера, стеклобой, обрывки тканей, использованные бахилы медицинских учреждений, отходы от уборки территорий и др.) в объеме около 1000куб.м. Данная несанкционированная свалка образована жителями прилегающих домов. Большое количество использованных бахилов на свалке свидетельствует о том, что отходы сбрасывают и медицинские учреждения. Данный земельный участок относится к землям поселений городского округа. В связи с несанкционированным сбросом отходов мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления не производятся, в результате чего происходит захламление и загрязнение земли и подземных вод, что приводит к деградации земли. Свалка существует длительное время, происходит гниение отходов, в результате чего осуществляется выброс загрязняющих и дурно пахнущих веществ в атмосферный воздух, возникает угроза возникновения инфекции и эпидемии, что может привести к непосредственной угрозе жизни и здоровья человека.
Место свалки представлено в судебном заседании фототаблицами №, №, №, № к акту обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, администрацией г.Бийска и МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» не доказано, что ими предпринимаются какие-либо конкретные действия к ликвидации данной свалки.
Администрация г.Бийска обязана организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды, что следует также из п.11 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По сведениям Бийского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю данный земельный участок находится на территории муниципального образования Город Бийск, государственный кадастровый учет не проходил, для размещения свалки отходов кому-либо не предоставлялся.
Следовательно, нормативно-правовыми актами на Администрацию города Бийска возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, и в результате допущенного администрацией бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации вышеуказанной свалки, нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.36 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» входит в структуру администрации города Бийска. При этом, в соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска, утвержденного постановлением Главы города от 17 декабря 2007 года №2951, к полномочиям указанного Управления отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не освобождает Администрацию г.Бийска от обязанности надлежащего контроля и принятия мер реагирования по вверенным ей федеральным законодательством направлениям деятельности.
Принимая во внимание, что МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Администрацией г.Бийска, указанные лица являются надлежащими ответчиками по делу.
Материалами дела не подтверждено, что в адрес МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» поступали какие-либо указания главы и Администрации города по принятию надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалке, расположенной на вышеназванном земельном участке.
Согласно п.2.1 Правил благоустройства на территории г.Бийска, утвержденных постановлением администрации г. Бийска от 3 июня 2008 года №966, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами.
Организацию уборки иных территорий осуществляет уполномоченный муниципальный заказчик в соответствии с муниципальными контрактами со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.
В силу п.2.3 Правил благоустройства на территории г. Бийска запрещается на территории города накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с п.2.1 Правил.
Из анализа указанных норм следует, что в случае невозможности установления лица, разместившего отходы в несанкционированном месте, Администрация г.Бийска обязана организовывать ликвидацию указанной свалки отходов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований, в связи с чем они подлежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с актуальностью вопроса о ликвидации несанкционированной свалки, наступлением летнего периода и повышения опасности появления и распространения инфекционных заболеваний в связи с гниением отходов, суд полагает возможным обязать ответчиков ликвидировать данную свалку в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Бийска, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации города Бийска и муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» по непринятию мер по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 40 метрах южнее <адрес>.
Обязать администрацию города Бийска и муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» организовать работу по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в 40 метрах южнее <адрес> в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Кузнецова С.Г.
.