Решение о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности по выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительсто) жилья.



Дело №2-3827/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2010г. Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Кузнецовой С.Г.,

при секретаре Коноваленко Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анискина М.А., Анискиной А.В. к Администрации г.Бийска о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья,

УСТАНОВИЛ:

Анискин М.А. и Анискина А.В. обратились в суд с иском к Администрации г.Бийска о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

В обоснование требований указывают на то, что ДД.ММ.ГГГГ они зарегистрировали брак. Решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ их семья в составе двух человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки молодых семей на участие в программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на период 2004-2010 годы».

В <данные изъяты> 2010г. Анискины обратились в Администрацию г.Бийска с заявлением о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Однако, решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение № было отменено в связи с намеренным ухудшением истцами жилищных условий.

С данным решением жилищной комиссии истцы не согласны, указывают на то, что Анискин М.А. состоит на регистрационном учете по <адрес>. Данная квартира площадью 53кв.м является собственностью его родителей.

Анискина А.В. состоит на регистрационном учете по <адрес>. Данная квартира площадью 63,3кв.м является собственностью ее матери.

Фактически истцы проживают в квартире по <адрес>, на основании договора найма жилого помещения, заключенного между истцами и собственником квартиры ДД.ММ.ГГГГ Согласно договору истцам предоставлена комната в указанной квартире площадью 11,9кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ у истцов родилась дочь <данные изъяты>.

Самостоятельными жилищными правами на указанные жилые помещения истцы не обладают. Иного жилья у истцов нет.

Истцы не являются членами семей своих родителей, т.к. не проживают с ними и не ведут с ними совместное хозяйство.

Истцы просят признать незаконным решение жилищной комиссии Администрации г.Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на ответчика обязанность по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

В судебном заседании истцы поддержали заявленные требования, дали аналогичные пояснения.

Представитель ответчика Безменова Е.В. с иском не согласилась, пояснила суду, что в 2008г. при постановке семьи истцов на учет нуждающихся в жилом помещении жилищная комиссия исходила из того, что у них не имеется жилья на праве собственности или социального найма. В <данные изъяты> 2010г. Счетная палата провела проверку личных дел тех, кто уже получил сертификаты и субсидии, и пришла к выводу, что в подобных случаях отсутствуют правовые основания для признания молодых семей нуждающимися в жилом помещении, поскольку необходимо учитывать жилплощадь их родителей, где они раньше были зарегистрированы и проживали.

Выслушав стороны, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы личного дела истцов, суд пришел к следующему.

В соответствии с п.5 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006г. №285 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11 августа 2007г. №510, от 29 декабря 2007г. № 979, от 10 апреля 2008г. №257, от 07 ноября 2008 №821) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29 декабря 2007г. №979, от 10 апреля 2008 №257);

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008 №257).

Согласно п.6 Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008г. №160-ФЗ).

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).

Учетная норма в г.Бийске утверждена постановлением Администрации города от 20 апреля 2005г. №726 и составляет 9,5кв.м на одного человека.

В судебном заседании установлено, что истцы Анискин М.А. и Анискина А.В. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ Указанное обстоятельство подтверждаются свидетельством о браке истцов.

ДД.ММ.ГГГГ Анискины М.А. и А.В. обратились в Администрацию г.Бийска с заявлениями о принятии семьи на учет для получения жилой площади и о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ их семья в составе двух человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки молодых семей на участие в программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на период 2004-2010 годы».

В <данные изъяты> 2010г. Анискины обратились в Администрацию г.Бийска о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Однако, решением жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение № было отменено в связи с намеренным ухудшением истцами жилищных условий.

Из пояснений истцов и представленных ими копий документов, снятых с личного дела истцов, усматривается, что Анискин М.А. состоит на регистрационном учете по <адрес>. Данная квартира площадью 53кв.м является собственностью его родителей. Кроме истцов на данной жилплощади зарегистрированы еще трое человек - родители и брат.

Анискина А.В. состоит на регистрационном учете по <адрес>. Данная квартира площадью 63,3кв.м является собственностью ее матери. В данной квартире кроме истицы зарегистрированы ее мать и малолетняя дочь Алиса.

Фактически истцы проживают в квартире по <адрес>, на основании договора найма жилого помещения, заключенного между истцами и собственником квартиры ДД.ММ.ГГГГ Согласно договору истцам предоставлена комната в указанной квартире площадью Хкв.м.

ДД.ММ.ГГГГ у истцов родилась дочь <данные изъяты>. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении ребенка.

Согласно ч.1, 2 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В силу указанной нормы Анискин М.А. в период проживания с родителями по месту регистрации являлся членом семьи своих родителей.

С учетом размера общей площади квартиры по <адрес> - 53кв.м, на каждого члена семьи Анискиных приходилось по Хкв.м, что превышало размер учетной нормы - 9,5кв.м на одного человека. Выехав в <данные изъяты> 2008г. на другое место жительства, истец тем самым сознательно ухудшил свои жилищные условия.

С учетом размера общей площади квартиры по <адрес> Хкв.м на каждого члена семьи Анискиной (ранее - Малиной), зарегистрированного в квартире (истица, мать, ребенок), приходится по Хкв.м, что превышает размер учетной нормы - 9,5кв.м на одного человека. Даже, если исходить из фактического проживания Анискина М.А. по указанному адресу, то обеспеченность каждого из четверых проживающих в квартире составит по Хкв.м., что также превышает учетную норму.

Доводы истцов о том, что они с ребенком занимают комнату площадью Хкв., не могут быть приняты судом. Анискина А.В. с детства проживает в указанной квартире и пользуется данной комнатой. В силу закона она является членом семьи своей матери (собственника жилого помещения), а Анискин М.А. и ребенок истцов также в силу закона являются членами семьи истицы. Жилищные условия Анискиной фактически не изменились - она осталась проживать в том же жилом помещении, хотя формально ее жилищные условия ухудшились, т.к. в силу заключенного с матерью договора она ограничила свое право пользования только одной жилой комнатой.

Если исходить из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ), то на семью истцов в количестве трех человек приходится по Хкв.м. ((Хкв.м на Анискина М.А. + Хкв.м на Анискину А.В. + Хкв.м на Анискину <данные изъяты>) : 3), что также превышает учетную норму.

Таким образом, фактически у истцов отсутствует нуждаемость в жилом помещении.

В связи с этим не имеет правового значения то обстоятельство, что истцы не имеют в собственности либо по договору социального найма иного жилого помещения.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичная норма содержится в ст.6 Закона Алтайского края №115-ЗС от 09 декабря 2005г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Согласно ст.6 Закона Алтайского края №115-ЗС от 09 декабря 2005г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Не считается намеренным ухудшением жилищных условий вселение в занимаемое жилое помещение членов семьи, не имеющих жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.

В соответствии с п.18 «а» «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил.

Поскольку молодая семья истцов не соответствовала требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил (по признаку отсутствия нуждаемости в жилом помещении), то отмену решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует признать обоснованной. В силу этого у истцов отсутствует право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Доводы истцов о том, что у них отсутствовало намерение ухудшить свои жилищные условия, а смена места жительства истца Анискина М.А. была обусловлена семейными обстоятельствами, не могут быть приняты судом, поскольку из материалов дела усматривается, что смена места жительства истца, а также заключение договора найма комнаты с матерью истицы были произведены непосредственно в период, когда решался вопрос о включении истцов в списки молодых семей для участия в программе.

С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Анискиных М.А. и А.В.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Анискина М.А., Анискиной А.В. к Администрации г.Бийска о признании незаконным решение жилищной комиссии Администрации города Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ, которым семья истцов в составе двух человек не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и не включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении на ответчика обязанности по выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, - отказать в полном объеме.

На решение может быть подана кассационная в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Кузнецова С.Г.

Справка: на 28,12.2010г. решение в законную силу не вступило.