Решение о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкциорированной свалки (Кассационной инстанцией - отменено в части и принято новое решение в отмененной части).



Дело № 2-3404/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 декабря 2010 года Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Кузнецовой С.Г.,

при секретаре Леонтьевой Н.А.,

с участием помощника прокурора г.Бийска Неудахина С.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Бийска в защиту неопределенного круга лиц к администрации города Бийска и муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, ограничению доступа транспортных средств на территорию лесного массива и прибрежную защитную полосу реки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Бийска обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал на то, что прокуратурой г.Бийска по заявлению гражданина проведена проверка соблюдения законодательства об охране лесного массива, расположенного между <адрес> г.Бийска (с севера) и берегом реки Бия (с юга). В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ обследования указанной территории установлено, что данный лесной массив состоит из двух частей, разделенных между собой спорткомплексом «Заря» и безлесным участком. С севера озелененная территория ограничена <адрес>, с юга - <адрес>, с востока - многоэтажной застройкой, с запада - промышленной зоной (очистные сооружения) и территорией гаражного кооператива.

Территория данных участков нуждается в благоустройстве: правила нахождения в зоне зеленых насаждений до сведения граждан не доведены (имеется табличка только с одного входа), урны и контейнеры для сбора мусора не установлены, в результате чего повсеместно встречаются участки скопления отходов; не определены и не подготовлены места для отдыха, повсюду имеются костровища; восточнее спорткомплекса «Заря» (примерно в 50м) вблизи хозяйственной постройки располагается несанкционированная свалка строительного и бытового мусора (пластиковые бутылки, обрывки полиэтиленовой пленки, остатки бумаги, картона, остатки пищевых отходов, отходы от уборки территории и т.д.). Несанкционированная свалка образована жителями прилегающих домов в связи с низким уровнем правовой культуры и ненадлежащей организацией сбора и вывоза отходов. Ветром, дождевыми и талыми стоками размещенные на почву отходы разносятся по территории лесного массива. С наступлением весеннего периода будет происходить гниение отходов, что может привести к возникновению различных инфекций и эпидемий. Также происходит загрязнение и захламление почвы. Мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами не проводятся, в результате чего происходит деградация земли.

На территории зоны зеленых насаждений беспрепятственно происходит движение автомобильного транспорта, въезд осуществляется с нескольких точек, в основном - со стороны здания кинотеатра. В основном автомобильные дороги проложены гражданами самостоятельно, однако, в нескольких местах имеются следы применения тяжелой техники, использовавшейся для прокладки дорог, а также обломки пустотных бетонных плит, укрепляющих дороги. Специально проложенная через лесной массив просека практически не используется. На участках, недоступных для движения автомобилей, особенно на песчаных склонах со стороны реки, обнаружены многочисленные следы квадроциклов.

Кроме того, часть указанных лесных насаждений относится к водоохранной зоне, а территория пляжа - к прибрежной защитной полосе. Вместе с тем, в нарушение ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ на данной территории осуществляется стоянка и движение автомобильного транспорта по дорогам, не оборудованным надлежащим образом.

Согласно информации Администрации г.Бийска на государственном кадастровом учете территория лесного массива не состоит. Для размещения свалки отходов названный участок не предоставлялся.

Статьей 51 ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещен сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В нарушение данных требований земельный участок, не отведенный для складирования отходов, загрязнен ими.

В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.24 ст.16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами, относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержаться в п.5 ст.42 Устава муниципального образования городского округа - г. Бийска Алтайского края.

В соответствии с п.5 ст.42Устава муниципального образования городского округа - г.Бийск, Администрация г.Бийска обеспечивает в пределах своей компетенции проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.

Таким образом, Администрация г. Бийска обязана принять меры по очистке данного земельного участка от отходов.

Ненадлежащее использование земельного участка, приводящее к порче земли, несанкционированное складирование отходов, причиняет вред окружающей среде, нарушает конституционное право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.

Также в ходе проверки установлено, что Администрацией города не приняты меры по ограничению движения автомобильного транспорта по территории лесного массива и по прибрежной защитной полосе реки Бия. Въезды в лесной массив располагаются с западной стороны фасада спорткомплекса «Заря» и со стороны <адрес>, где также располагается въезд на территорию пляжа, являющуюся прибрежной защитной полосой. Данные места оборудованы шлагбаумами, столбами для ограничения проезда, которые, однако, либо не используются, либо находятся в неисправном состоянии. Непринятие мер по устранению данных нарушений со стороны ответчиков свидетельствует о неисполнении ими возложенных на них обязанностей.

Кроме того, на указанной территории находится памятник природы регионального значения «Вихоревский карьер», объекты археологического наследия. В соответствии с ч.1 ст.27 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, где находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Согласно п.25 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.25 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Город Бийск к вопросам местного значения городского округа относится организация использования, охраны, защиты лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Ссылаясь на изложенное и ст.ст. 4, 42 Конституции РФ, с учетом уточнения исковых требований прокурор г.Бийска просит признать незаконным бездействие администрации г.Бийска, муниципального упреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <адрес>, ограничению доступа транспортных средств на территорию лесного массива, расположенного <адрес>, и прибрежную защитную полосу реки Бия; обязать администрацию г.Бийска и муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г.Бийска» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в <адрес>; ограничить доступ транспортных средств на территорию лесного массива, расположенного <адрес>, а также на прибрежную защитную полосу реки Бия путем установки и восстановления соответствующих сооружений.

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Неудахин С.Б. исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что поскольку территория лесного массива, а также прибрежная защитная полоса реки Бия, где также находятся зеленые насаждения, не прошли государственного кадастрового учета, то они не имеют статуса самостоятельных земельных участков, соответственно, не относятся к категории городских лесов, не являются объектом прав, поэтому на них не может распространяться Лесной кодекс РФ. В данном случае следует рассматривать лесной массив как природный ресурс и руководствоваться законодательством об охране окружающей среды. Любые зеленые насаждения подлежат особой охране, данный лесной массив - тоже, т.к. располагается в черте города, используется для отдыха граждан. В соответствии с правилами пользования зелеными насаждениями, изложенными в различных нормативных правовых актах, прямо запрещается движение, стоянка транспортных средств.

Законодательством обязанность за соблюдением охраны зеленых насаждений в черте населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления. Поскольку земельный участок никому не предоставлен в пользование, то ответственность за его охрану несут органы местного самоуправления.

Въезд в лесной массив и на территорию осуществляется через два места, прекращение доступа транспортных средств через эти места будет способствовать достижению целей иска - ограничению доступа транспортных средств. Значительных затрат от муниципалитета это не потребует, т.к. в одном месте уже имеется шлагбаум, необходимо его отремонтировать.

В декабре Хг. проведена повторная выездная проверка, составлен акт, проведено фотографирование. Факты, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение. Свалка не ликвидирована, лесной массив засорен, имеются многочисленные следы транспортных средств, по территории водоохраной зоны проходит дорога в лодочный кооператив, которую используют не только члены кооператива. В лодочный кооператив можно попасть и другим путем со стороны гаражного кооператива, расположенного с западной стороны леса.

Представитель ответчиков Астапенко В.В. с иском не согласилась. Пояснила, что ответчиками принимаются надлежащие меры по охране указанных прокурором территорий. Так, в соответствии с постановлением Администрации г.Бийска №966 от 03 июня 2008г. «Об утверждении правил благоустройства» работы по содержанию зеленых зон лесов осуществляются специализированными организациями на основании муниципальных контрактов, заключенных с уполномоченным муниципальным заказчиком. ДД.ММ.ГГГГ между МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» и ООО <данные изъяты> заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по охране, защите и воспроизведению городских лесов на территории муниципального образования Город Бийск, в том числе на территории лесного массива квартала <данные изъяты>. В рамках данного контракта подрядчиком осуществляется устройство предупредительных аншлагов при въезде в лес, в места отдыха, противопожарные и лесозащитные мероприятия.

Между МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» и ООО <данные изъяты> заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по уборке прибрежных зон в районе квартала <данные изъяты>. Срок выполнения работ установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ работы по уборке прибрежной зоны в данном районе были выполнены. Кроме того, в указанном месте силами Администрации города летом проводился субботник по уборке территории.

Требования истца об ограничении доступа транспортных средств в лесной массив и на прибрежную защитную полосу реки Бия не основаны на законе. В соответствии с ч.3 ст.13, ст.11 Лесного кодекса РФ лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах. Запрещения или ограничения пребывания граждан в лесах не допускается, за исключением целей пожарной и санитарной безопасности лесов, безопасности граждан при выполнении работ. Статья 84 Лесного кодекса РФ предусматривает полномочия органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности; обязанность по прекращению доступа транспортных средств на территорию лесного массива данной нормой не предусмотрена.

В соответствии со ст.65 Водного кодекса РФ движение и стоянка транспортных средств в водоохраной зоне запрещены, за исключением их движения по дорогам и в специально оборудованных местах. На доступе в водоохранную зону по <адрес> расположен шлагбаум.

Согласно Закону Алтайского края №32-ЗС от 16 июля 1996г. «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае» под дорогой понимается обустроенная (приспособленная) и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, включающая в себя одну или несколько проезжих частей.

Указанная дорога вдоль берега реки приспособлена для движения транспортных средств, движение по ней осуществляется только к жилым домам и лодочному кооперативу.

Ограничение или запрещение движения по дорогам входит в компетенцию ГИБДД, на органы местного самоуправления такая обязанность законом не возложена.

В целях реализации полномочий органов местного самоуправления по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, предусмотренных п.24 ст.16 ФЗ РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.2 ст.42 Устава муниципального образования Город Бийск, Администрацией г.Бийска утверждены Правила благоустройства г.Бийска от 03 июня 2008г. №966.

Таким образом, Администрация г.Бийска и МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» в пределах своей компетенции обеспечивают проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.

С учетом изложенного представитель ответчиков просит отказать прокурору в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо - Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще, представитель в судебное заседание не явился. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя названного третьего лица.

В предыдущих судебных заседаниях представитель Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края по доверенности Мораст А.Я. требования прокурора г.Бийска поддержал. Аналогичная позиция изложена в письменном отзыве на иск названного третьего лица.

Третье лицо - Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя названного третьего лица.

В предыдущих судебных заседаниях представитель Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края по доверенности Власов М.Ю. требования прокурора г.Бийска поддержал.

Третье лицо - потребительский лодочно-гаражный кооператив «Заря» о месте и времени рассмотрения дела извещено путем направления копии корреспонденции и повестки по месту его регистрации. Корреспонденция возвращена почтой по истечении срока хранения. Поскольку судом были приняты все зависящие от него меры по извещению названного участника, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя названного третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно проведенному ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Бийска обследованию территории лесного массива, расположенного <адрес>, и прибрежной защитной полосы реки Бия, установлено, что в <адрес>, на территории лесного массива расположена несанкционированная свалка строительного и бытового мусора (пластиковые бутылки, обрывки полиэтиленовой пленки, остатки бумаги, картона, остатки пищевых отходов, отходы от уборки территории и т.д.). Ветром, дождевыми и талыми стоками размещенные на почву отходы разносятся по территории лесного массива, происходит загрязнение и захламление почвы. С наступлением весеннего периода будет происходить гниение отходов, что может привести к возникновению различных инфекций и эпидемий. Мероприятия по защите земель от загрязнения, захламления отходами не проводятся, в результате чего происходит деградация земли.

Кроме того, установлено, что на территории зоны зеленых насаждений беспрепятственно происходит движение автомобильного транспорта, въезд осуществляется в основном со стороны здания кинотеатра и со стороны <адрес>. В основном автомобильные дороги проложены гражданами самостоятельно, однако, в нескольких местах имеются следы применения тяжелой техники, использовавшейся для прокладки дорог, а также обломки пустотных бетонных плит, укрепляющих дороги. Специально проложенная через лесной массив просека практически не используется. На участках, недоступных для движения автомобилей, особенно на песчаных склонах со стороны реки, обнаружены многочисленные следы квадроциклов. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом фотографиями, имеющимися в материалах дела.

Часть указанных лесных насаждений относится к водоохранной зоне, а территория пляжа - к прибрежной защитной полосе. Вместе с тем, в нарушение ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ на данной территории осуществляется стоянка и движение автомобильного транспорта по дорогам, не оборудованным надлежащим образом.

Кроме того, на указанной территории находится памятник природы местного значения <данные изъяты>, объекты археологического наследия, что подтверждается исполкома Бийского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ,.

В соответствии с ч.1 ст.27 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, где находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Согласно п.25 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.25 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Город Бийск к вопросам местного значения городского округа относится организация использования, охраны, защиты лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Согласно списку памятников природы (приложение № к решению исполкома Бийского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ) <данные изъяты> закреплен за НПО <данные изъяты>. В соответствии с ответом ОАО ФНПЦ <данные изъяты> на запрос суда данный памятник фактически никогда не передавался названной организации и не находился у нее на балансе. Доказательств передачи данного памятника природы НПО <данные изъяты> (ныне ОАО ФНПЦ <данные изъяты>) - актов приема-передачи, иных документов, подтверждающих факт принятия данного памятника, суду не представлено. Поскольку фактическое закрепление данного памятника природы за какой-либо организацией не состоялось, то обязанность по его охране в силу приведенного выше законодательства лежит на органах местного самоуправления.

Согласно ч.3 ст.7 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», п.11 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В соответствии со ст.51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п.1.1, 1.2 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» (утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988г. №4690-99) организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест». Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

В соответствии с п.3 ст.8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления», п.24 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Аналогичные нормы содержатся в п.п.5 п.1 ст.42 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края, а также в п. 2.1.2 положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска.

Таким образом, Администрация г.Бийска и МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации города Бийска» обязаны организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

В силу ч.1 ст.61 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений; в соответствии с ч.2 названной статьи охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Пунктом 6 ст.5 Закона Алтайского края №88-ЗС от 08 сентября 2003г. «Об охране зеленых насаждений городских и сельских поселений Алтайского края» на органы местного самоуправления возложено осуществление контроля за соблюдением на территории муниципального образования законодательства в области охраны зеленых насаждений.

В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 ФЗ от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.25 ч.1 ст.7 Устава муниципального образования Город Бийск к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Правила использования участков зеленых насаждений, расположенных на территориях поселений, установлены различными правовыми актами, в том числе Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ, утвержденными Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999г. №153, вышеуказанным Законом Алтайского края №41-ЗС, Правилами благоустройства города Бийска, утвержденными постановлением Администрации города от 03 июня 2008г. №966.

Данные акты содержат запреты на движение авто- и мототехники, разведение костров, складирование мусора и т.п. в зоне зеленых насаждений.

В ходе проверки установлено, что данные запреты не соблюдаются. Отчасти это обусловлено низкой правовой культурой граждан, посещающих лесной массив, отчасти - ненадлежащим исполнением своих обязанностей со стороны ответчиков.

По факту выявленных нарушений прокурором г.Бийска в адрес Главы города было вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно поступившему ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города ответу на представление данный лесной массив включен в лесохозяйственный регламент, что, по мнению Администрации г.Бийска, свидетельствует об исполнении обязанности по его надлежащей охране и содержанию. Кроме того, указано, что Администрацией города предприняты меры для обеспечения сохранности, защиты и воспроизводства городских лесов посредством заключения муниципального контракта с ООО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ

Однако, анализ названного контракта свидетельствует о том, что его исполнение не в полной мере будет способствовать устранению нарушений, выявленных прокуратурой. Кроме того, фактическое состояние лесного массива и берега реки Бия (захламленность и т.п.) свидетельствует об отсутствии контроля со стороны органов местного самоуправления несмотря за выполнением названного контракта.

Заключенный между МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» и ООО <данные изъяты> договор № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по уборке прибрежных зон в районе квартала <данные изъяты> носит разовый характер. Срок выполнения работ установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Согласно актам от ДД.ММ.ГГГГ работы по уборке прибрежной зоны в данном районе были выполнены.

Однако, фактически рассматриваемая территория не очищена от мусора, что подтверждается актами обследования прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, фотографиями территории. Данное обстоятельство также свидетельствует о недостаточном контроле со стороны органов местного самоуправления за исполнением вышеуказанного договора.

Доводы Администрации г.Бийска в ответе прокурору № от ДД.ММ.ГГГГ на то, что на территории лесного массива квартала <данные изъяты> установлены контейнеры для складирования бытовых отходов, которые своевременно вывозятся ООО <данные изъяты>, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, представитель ответчиков не смог пояснить, где конкретно установлены контейнеры.

Проведенный в прибрежной зоне силами Администрации города летом Хг. субботник по уборке территории также носил характер разового мероприятия, что является недостаточным для надлежащего обеспечения охраны окружающей среды.

Таким образом, администрацией г.Бийска и МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» не доказано, что ими предпринимаются действенные меры к ликвидации данной свалки.

Администрация г.Бийска обязана организовывать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, а также обеспечивать проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды, что следует также из п.11 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По сведениям Администрации г.Бийска данный земельный участок находится на территории муниципального образования Город Бийск, государственный кадастровый учет не проходил, для размещения свалки отходов кому-либо не предоставлялся.

Следовательно, нормативно-правовыми актами на Администрацию города Бийска возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, и в результате допущенного администрацией бездействия, выразившегося в непринятии мер к ликвидации вышеуказанной свалки, нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В силу ст.36 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» входит в структуру администрации города Бийска. При этом, в соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска, утвержденного постановлением Главы города от ДД.ММ.ГГГГ №, к полномочиям указанного Управления отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не освобождает Администрацию г.Бийска от обязанности надлежащего контроля и принятия мер реагирования по вверенным ей федеральным законодательством направлениям деятельности.

Принимая во внимание, что МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г.Бийска» осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Администрацией г.Бийска, указанные лица являются надлежащими ответчиками по делу.

Материалами дела не подтверждено, что в адрес МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» поступали какие-либо указания главы и Администрации города по принятию надлежащих мер по ликвидации несанкционированной свалке, расположенной на вышеназванном земельном участке.

Согласно п.2.1 Правил благоустройства на территории г.Бийска, утвержденных постановлением администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ №, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами.

Организацию уборки иных территорий осуществляет уполномоченный муниципальный заказчик в соответствии с муниципальными контрактами со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города.

В силу п.2.3 Правил благоустройства на территории г. Бийска запрещается на территории города накапливать и размещать отходы и мусор в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.

В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы на несанкционированных свалках, удаление отходов и рекультивация территории свалок производится за счет лиц, обязанных обеспечить уборку данной территории в соответствии с п.2.1 Правил.

Из анализа указанных норм следует, что в случае невозможности установления лица, разместившего отходы в несанкционированном месте, Администрация г.Бийска, в том числе уполномоченные ею (специально созданные для этих целях) организации обязаны организовывать ликвидацию указанной свалки отходов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требования прокурора г.Бийска относительно бездействия ответчиков и необходимости ликвидации свалки, в связи с чем они подлежат удовлетворению.

В связи с актуальностью вопроса о ликвидации несанкционированной свалки, суд полагает возможным обязать ответчиков ликвидировать данную свалку в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Суд находит обоснованными доводы представителя истца о том, что, поскольку рассматриваемая территория не была предоставлена кому-либо в пользование, то в данном случае при рассмотрении настоящего спора относительно ограничения доступа в лесной массив и прибрежную зону следует руководствоваться не Лесным кодексом РФ, а вышеуказанным законодательством об охране окружающей среды и памятников природы.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Ненадлежащее использование территории лесных насаждений, приводящее к порче земли и лесов, несанкционированное складирование отходов, беспрепятственное движение транспортных средств, приводящее к разрушению природного ландшафта, причиняет вред окружающей среде и нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

Суд находит несостоятельной ссылку представителя ответчиков на положения ч.3 ст.13, ст.11 Лесного кодекса РФ, которые устанавливают запрещение или ограничение на пребывание в лесах граждан только в случаях пожарной и санитарной безопасности леса либо безопасности самих граждан при выполнении работ в лесу.

В данном случае, как уже отмечалось, поскольку рассматриваемый лесной массив, а также берег реки Бия, никому не предоставлялись в хозяйственное пользование, не проходили государственного кадастрового учета, т.е. не являются объектами чьих-либо самостоятельных прав, то следует руководствоваться нормами законодательства об охране окружающей среды, в частности ФЗ РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предусматривающих полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, и иными нормативными правовыми актами, как федерального, так и регионального и местного значения.

Представитель ответчиков ссылается также на ст.65 Водного кодекса РФ и Закон Алтайского края №32-ЗС от 16 июля 1996г. «О безопасности дорожного движения в Алтайском крае». Согласно приведенным нормам движение и стоянка транспортных средств в водоохраной зоне запрещено, за исключением их движения по дорогам и в специально оборудованных местах; а органы ГИБДД обладают правом ограничения дорожного движения.

Однако, в данном случае эти нормы неприменимы, поскольку дорога вдоль реки Бия в районе рассматриваемого лесного массива на квартале АБ не является оборудованной либо специальной приспособленной для движения транспортных средств уполномоченными организациями в установленном порядке; данная грунтовая дорога самовольно проложена гражданами и используется для проезда непосредственно к реке для отдыха и к потребительскому лодочно-гаражному кооперативу «Заря», в то время как к названному кооперативу можно подъехать со стороны гаражно-строительного кооператива, расположенного с западной стороны леса. В данном случае применению подлежат указанные выше нормы законодательства об охране окружающей среды.

На основании изложенного суд находит исковые требования прокурора г.Бийска подлежащими удовлетворению. Соответственно, на ответчиков следует возложить обязанность по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки, расположенной в <адрес>, ограничению доступа транспортных средств на территорию лесного массива, расположенного <адрес>, и прибрежную защитную полосу реки Бия путем установки и восстановления соответствующих сооружений (шлагбаумов), а именно: в <адрес>. Данные действия необходимо выполнить в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок суд находит достаточным и разумным, т.к. один шлагбаум со стороны <адрес> уже имеется, необходимо его только отремонтировать, а также установить еще один.

В силу положений ст.103 ГПК РФ с МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» следует взыскать в доход городского округа муниципального образования Город Бийск государственную пошлину в размере Хруб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Бийска, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Бийска и муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» по непринятию мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в <адрес>, ограничению доступа транспортных средств на территорию лесного массива, расположенного <адрес>, и прибрежную защитную полосу реки Бия.

Обязать администрацию города Бийска и муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в <адрес>, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию города Бийска и муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу ограничить доступ транспортных средств на территорию лесного массива, расположенного <адрес>, и прибрежную защитную полосу реки Бия путем установки и восстановления соответствующих сооружений (шлагбаумов), а именно: в <адрес>

Взыскать с муниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска» в доход городского округа муниципального образования Город Бийск государственную пошлину в размере Хруб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий Кузнецова С.Г.

Справка: решение на 17 января 2011 года в законную силу не вступило.