Дело № 2-126/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2011 года
Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего: Иванниковой О.И.,
при секретаре: Максимовой Н.С.,
с участием помощника прокурора г. Бийска Мельниковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ипполитова В.Н. об оспаривании нормативно-правового акта,
У С Т А Н О В И Л:
Ипполитов В.Н. обратился в суд с настоящим заявлением, в котором с учетом уточнения требований просит признать действия администрации г. Бийска, выразившиеся в неприменении метода аналогов при установлении норматива потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов (далее по тексту - МКД) постановлением администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года № 2366 противоречащими п. 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (далее по тексту - Правила в соответствующем падеже) в той части, что полученный расчётным методом норматив потребления не подтверждается результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учёта. Признать действия администрации г. Бийска, выразившиеся в неприменении метода аналогов при установлении норматива потребления тепловой энергии на отопление МКД постановлением администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года № 2366 противоречащими п. 23 Правил в той части, что результатов измерений коллективными (общедомовыми) приборами учёта (161 МКД) недостаточно для применения метода аналогов.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что 23 декабря 2009 года в газете «Муниципальный вестник» было опубликовано постановление администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года №2366 «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов».
Указанным постановлением для 4-5-этажных домов расчетным методом был установлен норматив потребления тепловой энергии в размере 0,0194 Гкал/кв.м. Однако, по мнению заявителя, в соответствии с п.23 Правил, расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Неприменение Администрацией города Бийска метода аналогов при установлении норматива потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов постановлением администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года №2366 создает обязанности по внесению завышенной платы за отопление, чем нарушаются права заявителя.
Помимо этого, заявитель сомневается, что постановление администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года №2366 является определенным, поскольку: Во-первых, отсутствует наименование органа, издавшего его.
Во-вторых, отсутствует определённость, в отношении каких именно домов издано данное постановление: многоквартирных домов или жилых домов.
В-третьих, отсутствует определённость в отношении территориальной и ведомственной принадлежности домов, указанных в постановлении.
В-четвертых, пункты 1, 2 постановления однозначно не определяют, для каких домов: жилых или нежилых издано данное постановление.
В-пятых, полагает, что, если постановление администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года №2366 издано администрацией г.Бийска и предназначено для потребителей тепловой энергии от ООО «Бийскэнерго», то оно создаёт обязанности внесения завышенной платы за отопление собственникам помещений в 5-ти этажных домах, поскольку завышен qуд.
В-шестых, п. 3 постановления администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года №2366 противоречит требованиям ч. 1 ст. 544 ГК РФ и п./п. г) п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006года № 307, согласно которому оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии.
В-седьмых, приложение к постановлению администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года №2366 противоречит требованиям п. 15 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 в части объединения домов в группы по этажности.
В-восьмых, ссылается на то, что в нарушение п. 19 указанных Правил расчёты администрации не подтверждаются результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учёта.
В-девятых, полагает обоснованным проверить наличие оснований для изменения норматива потребления тепловой энергии по отношению к 1994 - 2000 годам в соответствии с Методикой определения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, утверждённой Приказом комитета РФ по муниципальному хозяйству от 22 ноября 1993 года № 60 и п. 13 Правил.
В-десятых, заявителю непонятно, какая норма закона даёт право администрации г. Бийска понуждать население города с июля месяца авансировать деятельность ООО «Бийскэнерго».
Кроме того, заявителю непонятно, в связи с чем администрацией г. Бийска при расчете норматива потребления тепловой энергии применялись данные tвн = 21°С (в постановлении правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 указанный показатель определен как 18С), tсро = - 7,8°С, tро = - 38°С?, nо =222 дня (отопительный сезон никогда не продолжался столько времени, а в этом году отопление было включено при температуре наружного воздуха + 23 °С).
Также заявитель просил учесть, что в доме, в котором расположена квартира Ипполитова В.Н., общая площадь жилых помещений составляет 60%, следовательно, норматив потребления тепловой энергии для данного дома будет в несколько раз меньше, чем рассчитала администрация г. Бийска и намного ближе к реальному.
В судебном заседании заявитель на удовлетворении заявленных требований настаивает, полагает, что установленный норматив потребления тепловой энергии завышен, что влечет для заявителя оплату указанной коммунальной услуги в повышенном размере. Полагает, что судом необоснованно требования Ипполитова В.Н. разрешаются в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РФ, поскольку им подано заявление в порядке, определенном гл. 25 ГПК РФ, о признании действий администрации г. Бийска незаконными.
Представитель заявителя Хомяков Г.П., действующий на основании устного заявления Ипполитова В.Н., занесенного в протокол судебного заседания, на удовлетворении требований заявителя настаивал по аналогичным основаниям.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Бийска Карюгина Л.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований заявителя.
В обоснование возражений по заявленным требованиям ссылалась на то, что, во-первых, действия администрации г.Бийска по установлению норматива потребления тепловой энергии расчетным методом не противоречат действующему законодательству.
В соответствии с п. 4 Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, таковым в соответствии с п. 2 Правил в данном случае является орган местного самоуправления.
П. 24 Правил установлено, что решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.
В связи с изложенным, представитель администрации г. Бийска Карюгина Л.В. полагает, что при применении расчетного метода для определения и расчета норматива отопления администрация г.Бийска действовала в соответствии с Правилами.
Возражения представителя администрации г. Бийска Карюгиной Л.В., во-вторых, основаны на том, что администрация г. Бийска не имела возможности определить норматив отопления с применением метода аналогов.
В соответствии с Правилами администрация г. Бийска после определения объема выборки должна была провести снятие показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии в день начала отопительного сезона и в день его окончания. В соответствии с распоряжениями администрации г. Бийска от 23 сентября 2009 № 1177-р, от 27 апреля 2010 года № 454-р отопительный сезон 2009-2010 годов начат с 27 сентября 2009 года, окончен с 28 апреля 2010 года.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 ноября 2009 года был признан недействующим п. 1 постановления Администрации г. Бийска от 30 мая 2001 года № 1272 «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для населения, получаемой от ООО «Бийскэнерго», с момента вынесения данного определения, то есть с 11 ноября 2009 года - в момент прохождения отопительного сезона 2009-2010 годов. Соответственно, с 11 ноября 2009 года норматив отопления в г. Бийске отсутствовал, а определение норматива отопления методом аналогов позволило бы его установить только после снятия показаний общедомовых приборов учета первого и последнего числа отопительного сезона 2010-2011 годов - не ранее июня 2011 года.
В связи с этим полагает, что администрация города Бийска не имела возможности установить норматив отопления, применив метод аналогов.
Просит учесть, что для расчетного метода была применена формула № 6, приведенная в Правилах, данные, использованные при расчете указанного норматива, были получены из СНиПа, Санпина, ГОСТа, следовательно, применение указанных величин соответствует закону. Сведения о площади жилых и нежилых помещений были установлены на основании данных уполномоченных органов. Распределение платы за отопление было произведено равными долями за 12 месяцев, что соответствует Правилам. Проект оспариваемого постановления администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года № 2366 был проверен прокуратурой г. Бийска, по результатам проверки составлено заключение о согласии с предложенной редакцией постановления.
Ссылаясь на приведенные основания и обстоятельства, просит отказать в удовлетворении требований Ипполитова В.Н.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Бийска Рязанова О.Н., действующая на основании доверенности, также возражала против удовлетворения требований заявителя, в обоснование возражений ссылалась на то, что, применяя расчетный метод для установления норматива потребления по отоплению, администрация г. Бийска воспользовалась предоставленным ей правом. Учет конструктивных и технических параметров был применен за счет удельных характеристик по приложению к расчетному методу (методических рекомендаций не имеется). Просит учесть, что норматив по отоплению в г. Бийске, который в соответствии с Правилами установлен в Алтайском крае только в г. Бийске, не самый высокий. В близлежащих субъектах Российской Федерации в соответствии с Правилами норматив по отоплению установлен в г. Новосибирске и г. Томске, при этом, в г. Новосибирске указанный норматив оставляет 0,0224 Гкал/м2.
Для расчета норматива потребления была применена средняя температура внутреннего воздуха +21°С согласно приложению 1 СанПиН 2.1.2.1002-00 для районов холодной пятидневки - 30°С и ниже, а также в соответствии с ГОСТ 30494, средняя температура наружного воздуха -7,8°С определена в соответствии с таблицей 1 СНиП 23.01.99, температура воздуха наиболее холодной пятидневки -38°С. Продолжительность отопительного сезона в г. Бийске составляет 222 дня.
Просит учесть, что норматив потребления не отражает фактическое потребление, поскольку это эмпирический показатель, применяемый при отсутствии прибора учета.
Полагает, что оспариваемое постановление администрации г. Бийска не противоречит требованиям федерального законодательства, а потому просит отказать Ипполитову В.Н. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо - муниципальное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства администрации г. Бийска» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, что не препятствует судебному разбирательству в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании постановления администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года №2366 «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов» установлены нормативы потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов, при этом, указанный норматив потребления дифференцируется в зависимости от года постройки (до 1999 года и после), конструктивных особенностей жилищного фонда и колеблется от 0,0086 Гкал/м2 до 0,0194 Гкал/м2 (всего установлено 7 нормативов потребления указанной коммунальной услуги).
При установлении данного норматива потребления был использован расчетный метод, предусмотренный Правилами.
Несмотря на то, что Ипполитов В.Н. настаивал на рассмотрении его заявления по правилам гл. 25 ГПК РФ как обжалование действий администрации г. Бийска, суд полагает, что требования Ипполитова В.Н. по своей сути являются оспариванием нормативно - правового акта органа местного самоуправления в связи с несоответствием его федеральному законодательству, в связи с чем заявление Ипполитова В.Н. разрешается судом в порядке, предусмотренном гл. 24 ГПК РФ
Ипполитов В.Н. полагает, что при принятии постановления администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года №2366 «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов» администрацией г. Бийска был необоснованно использован расчетный метод, тогда как в соответствии с Правилами должен был быть использован метод аналогов. Кроме того, по мнению заявителя, при расчете норматива потребления тепловой энергии по формуле 6 Правил применение использованных администрацией г. Бийска величин необоснованно.
Разрешая требования заявителя, суд исходит из следующего.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Как установлено в судебном заседании, оспариваемое постановление администрацией г. Бийска принято 21 декабря 2009 года, опубликовано в газете «Муниципальный вестник» от 23 декабря 2009 года № 52, содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, следовательно, указанное постановление администрации г. Бийска обладает существенными признаками нормативного правового акта, а потому может быть оспорено по правилам главы 24 ГПК РФ.
П. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъясняет, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
По смыслу ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за услуги по теплоснабжению рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В соответствии с Уставом муниципального образования город Бийск (ч. 3 ст. 41) администрация города утверждает нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, следовательно, оспариваемое постановление администрации г.Бийска принято в пределах предоставленных полномочий по вопросу местного значения.
В соответствии с п. 10 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Указанные Правила дают следующее определение конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома - показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов, при этом, Правила не конкретизируют, какой из конструктивных и технических признаков является основным для проведения дифференциации.
Согласно оспариваемому постановлению всего рассчитано 7 нормативов потребления указанной коммунальной услуги, при этом, имеет место дифференциация в зависимости от этажности и года постройки дома.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что нормативы по отоплению, установленные оспариваемым постановлением разработаны с учетом дифференциации, а потому не противоречат федеральному законодательству в указанной части.
При оценке доводов Ипполитова В.Н. о том, что администрацией г. Бийска при расчете норматива по отоплению необоснованно не был использован метод аналогов, а использован расчетный метод, суд исходит из следующего.
П. 19, 20, 23, 24, 32, 36-38 Правил установлено, что при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: метод аналогов; экспертный метод; расчетный метод. Метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями. Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода. Решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.
Определение нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов и экспертного метода производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах и жилых домах.
Для определения нормативов потребления коммунальных услуг используются данные об объеме (количестве) потребления коммунальных ресурсов, полученные с использованием коллективных приборов учета, а также данные выборочных замеров в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства.
После формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов составляется план проведения измерений и снятия показаний приборов учета. Показания коллективных приборов учета снимаются в отношении отопления - первого и последнего числа отопительного периода.
Как следует из представленных копий распоряжений администрации г. Бийска от 23 сентября 2009 года № 1177-р, от 27 апреля 2010 года № 454-р отопительный сезон 2009-2010 годов в г. Бийске начат с 27 сентября 2009 года, окончен с 28 апреля 2010 года.
Администрация г. Бийска в обоснование доводов об отсутствии возможности применить метод аналогов ссылается на то, что отсутствовали данные приборов учета на первое и последнее число отопительного периода, необходимые для расчета норматива потребления по отоплению с применением метода аналогов.
Суд находит данные доводы обоснованными в связи с нижеследующим.
Решением Восточного районного суда г. Бийска от 10 августа 2009 года прокурору г. Бийска, обратившемуся в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц - жителей города Бийска, о признании недействующим постановления администрации города Бийска от 30 мая 2001 года № 1272 «Об утверждении норматива потребления тепловой энергии для населения, получаемой от ООО «Бийскэнерго», было отказано в удовлетворении заявленного требования.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 11 ноября 2009 года указанное судебное постановление было отменено, принято новое решение, которым заявление прокурора г. Бийска в защиту неопределенного круга лиц об оспаривании нормативного правового акта было удовлетворено, признан недействующим п.1 постановления администрации г. Бийска от 30 мая 2001 года № 1272 «Об утверждении норматива потребления тепловой энергии для населения, получаемой от ООО «Бийскэнерго», с момента вынесения настоящего определения, то есть с 11 ноября 2009 года.
Поскольку с 11 ноября 2009 года в г. Бийске норматив потребления по отоплению отсутствовал, а его определение с применением метода аналогов позволило бы его установить после снятия показаний общедомовых приборов учета первого и последнего числа отопительного сезона 2010-2011 года, суд не усматривает противоречия оспариваемого постановления федеральному законодательству в указанной части - в части использования при установлении норматива потребления по отоплению с применением расчетного метода.
При оценке доводов Ипполитова В.Н. о том, что при определении норматива потребления по отоплению с использованием формулы 6 Правил использованы неверные величины, в связи с чем указанный норматив завышен, суд исходит из следующего.
Норматив по отоплению согласно формуле 6 Правил рассчитывается следующим образом:
, где
, где
Администрация г. Бийска ссылается на то, что при определении норматива потребления по отоплению для расчета были использованы приведенные формулы, где:
- количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами или жилыми домами, не оборудованными приборами учета (Гкал/год);
- общая площадь жилых помещений многоквартирных домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, или помещений жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии.
В данном случае администрацией г. Бийска были использованы данные о количестве общей площади жилых и нежилых помещений, представленные уполномоченными органами: БТИ, МУП г. Бийска «Единый информационный расчетно-кассовый центр» (л.д. 116).
- часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирного или жилого дома (ккал/час);
- температура внутреннего воздуха отапливаемых жилых помещений многоквартирного дома или жилого дома (°C), в данном случае администрацией г. Бийска был использован показатель, равный 21°C, установленный приложением 2 СанПиН 2.1.2.1002-00 (действовал на момент принятия оспариваемого постановления) для районов холодной пятидневки - 31°C и ниже.
- среднесуточная температура наружного воздуха за отопительный период (°C), в рассматриваемом случае администрацией г. Бийска был использован показатель - 7,8 °C, установленный СНиП 23.01.99 (таблица № 1).
- расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования отопления (°C), в данном случае администрацией г. Бийска был использован показатель - 38°C, также установленный СНиП 23.01.99.
- расход тепловой энергии на отопление нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
- нормируемый удельный расход тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома (ккал в час на 1 кв. м), предусмотренный в таблице 7 Правил;
S - общая площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома или помещений жилого дома (кв. м).
Поскольку при расчете норматива потребления по отоплению администрацией г. Бийска использованы верные данные, суд не усматривает противоречия при расчете указанного норматива федеральному законодательству РФ.
Доводы Ипполитова В.Н. о том, что отсутствует наименование органа, издавшего оспариваемое постановление, а также определённость, в отношении каких именно домов издано данное постановление: многоквартирных домов или жилых домов, отсутствует определённость в отношении территориальной и ведомственной принадлежности домов, указанных в постановлении, суд находит необоснованными.
В оспариваемом постановлении имеется ссылка на орган, его принявший - администрацию г. Бийска, имеется определенность в категории домов, для которых он установлен - многоквартирные дома или жилые дома без дифференциации в отношении территориальной и ведомственной принадлежности, что не противоречит Правилам. Данным постановлением определено, что норматив потребления по отоплению установлен для многоквартирных домов или жилых домов, что предусматривает его применение при определении платы за отопление в отношении жилищного фонда.
Суд не усматривает противоречия по установлению норматива потребления на отопление из расчета равномерного потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов или жилых домов в течение 12 месяцев, поскольку это предусмотрено Правилами.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление администрации г. Бийска от 21 декабря 2009 года № 2366 принято в рамках компетенции администрации г. Бийска как органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, содержание акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а потому основания для оспаривания указанного постановления администрации г. Бийска отсутствуют. Следовательно, Ипполитову В.Н. следует отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Ипполитову В.Н. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска.
Председательствующий О.И. Иванникова
решение не вступило в законную силу 28.01.2011 года