Дело № 2-750/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2011 года Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего: Матвеева А.В.,
при секретаре: Рязановой Т.Г..,
с участием помощника прокурора г. Бийска: Мельниковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бийска в интересах Елютиной З.А. к Государственному учреждению «Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации», Филиалу № 6 Государственного учреждения «Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации» о возложении обязанности предоставить Елютиной З.А. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год за счет средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Бийска обратился в суд в интересах Елютиной З.А. с иском к Государственному учреждению «Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации» (далее ГУ «АРО ФСС РФ»), Филиалу № 6 Государственного учреждения «Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации» (далее Филиал № 6 ГУ «АРО ФСС РФ») о возложении обязанности предоставить Елютиной З.А. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год за счет средств федерального бюджета.
В обоснование исковых требований истец указал, что в прокуратуру г. Бийска поступило обращение Елютиной З.А. о не предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение. В результате проведенной проверки установлено, что Елютина З.А., в силу ст. 6.1 ФЗ «О государственной социальной помощи», имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со ст. 6.2. указанного закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно п. 3.7 «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 г. № 328, с заявлением на предоставление путевки граждан должен обратиться в исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства до 01 декабря текущего года.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в филиал №6 ГУ «Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ» с заявлением на предоставление направления в санаторно-курортное лечение, однако, в ДД.ММ.ГГГГ году путевкой обеспечена не была в связи с отсутствием путевок в наличии. Путевка не выдана истцу до настоящего времени.
В исковом заявлении прокурор г. Бийска указывает, что не обеспечение Елютиной З.А. путевкой на санаторно-курортное лечение произошло по причинам, от нее не зависящим, в том числе, вследствие недостаточного финансирования Фонда социального страхования Российской Федерации.
В силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
По мнению прокурора г. Бийска закон также не ограничивает право истца на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право истца осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов, и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
В связи с этим, в исковом заявлении прокурор г. Бийска просил суд обязать ГУ «Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ» предоставить Елютиной З.А. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Мельникова М.Б. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истица Елютина З.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, что суд считает возможным.
Представитель ответчика Патрушева Н.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. В обоснование своих возражений пояснила суду, что согласно статье 3 Федерального Закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, адресное использование бюджетных средств; усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижение уровня социального неравенств и повышение доходов населения.
Таким образом, данный правовой акт закрепляет дополнительную форму социального обеспечения в виде предоставления ограниченной категории граждан социальных услуг, что согласно части 3 статьи 39 Конституции Российской Федерации поощряется государством, но вместе с тем, не носит гарантийного характера, о чем, по сути, указано в преамбуле к Закону. Понятие «социальные услуги» не тождественно льготам, мерам социальной поддержки и социальным гарантиям.
Согласно Разъяснениям о правах граждан - получателей государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, установленных главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», данным в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2005 года № 4677-ВС, затраты, связанные с предоставлением набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской Федерации, и необходимые финансовые средства выделяются из федерального бюджета.
Для осуществления этих целей Фонду социального страхования ежегодно из федерального бюджета предусматриваются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий календарный год.
В этой связи, финансирование расходов на предоставление гражданам-получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, а федеральным бюджетом.
В связи с этим, представитель ответчика полагает, что, обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.
Также представитель ответчика в судебном заседании указала, что для обеспечения равных прав граждан-получателей набора социальных услуг в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, учитывается дата подачи гражданином заявления на обеспечение его путевкой на санаторно-курортное лечение. Следовательно, при обеспечении граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, по одинаковым медицинским показаниям (профилю, сезону лечения) указанные граждане обеспечиваются путевками по очереди в зависимости от даты подачи заявления.
По этой причине обеспечить истца путевкой в ДД.ММ.ГГГГ году, согласно поданного в Филиал № 6 ГУ «АРО ФСС РФ» ДД.ММ.ГГГГ заявления до истечения календарного года невозможно, так как путевки выделялись гражданам, имеющим аналогичные медицинские показания, но подавшим заявления ранее.
При таких обстоятельствах, по мнению представителя ответчика, временные рамки (период) обеспечения гражданина санаторно-курортным лечением законодательно не установлен и зависит исключительно от наличия действующей у гражданина справки по форме №, а также даты подачи им заявления о выделении путевки.
В исковом заявлении прокурор указывает на то, что закон не ограничивает право истца на получение санаторно-курортной путевки окончанием года.
С этим выводом, по мнению представителя ответчика, нельзя согласиться, так как прокурор г. Бийска не учитывает прямую норму материального права, а именно статью 6.3. Федерального закона № 178-ФЗ, согласно которой периодом предоставления гражданам набора социальных услуг является календарный год.
Возможность переноса неполученного гражданином за истекший год санаторно-курортного лечения на последующие периоды законом не предусмотрена.
Гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, действующим законодательством также не предусмотрено.
В связи с вышеизложенным, в судебном заседании представитель ответчика просила суд отказать в исковом заявлении прокурора к ГУ «АРО ФСС РФ» в полном объеме.
Также представитель ответчика Патрушева Н.Ю. в судебном заседании указала, что Филиал № 6 ГУ «АРО ФСС РФ» не имеет статуса юридического лица, в связи с чем, не может являться истцом и ответчиком в суде и в удовлетворении исковых требований прокурора г. Бийска к Филиалу № 6 ГУ «АРО ФСС РФ» должно быть отказано.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора г. Бийска подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регламентирующим правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Пункт 1 части 1 статьи 6.2 вышеуказанного Федерального закона предусматривает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в качестве составной части набора социальных услуг.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельными категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу п. 3.7 данного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Удовлетворяя требования истца, суд исходит из того, что материальный истец Елютина З.А. является инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ.
Елютина З.А. своевременно, а именно, ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением о предоставлении ей путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку для получении путевки формы №/у-04 от ДД.ММ.ГГГГ № о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, однако путевка на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ году ей ответчиком - ГУ «АРО ФСС РФ» необоснованно не была предоставлена.
Право на обращение с данным заявлением, а также право на получение путевки в ДД.ММ.ГГГГ году ответчиком не оспаривалось, однако представитель ответчика ссылался на недостаточное финансирование из федерального бюджета, которое не позволило предоставить путевки на санаторно-курортное лечение всем лицам, обратившимся с соответствующим заявлением.
В соответствии с п. 11 «Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категориям граждан» средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение направляются санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования.
Средства Фонда социального страхования РФ на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда.
Исполнительные органы Фонда социального страхования РФ предоставляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В нормативно-правовых актах, в том числе в Федеральном законе «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду социального страхования из федерального бюджета.
В этой связи, доводы представителя ответчика о том, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета, в связи с чем, у Фонда отсутствует возможность удовлетворить потребность всех нуждающихся в лечении в 2010 году, не могут быть приняты во внимание судом, и не являются основанием для отказа в праве на судебную защиту.
Реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Доводы ответчика о том, что ежегодное обеспечение граждан санаторно-курортным лечением не предусмотрено и возможность предоставления путевки за прошлое время отсутствует, являются необоснованными, поскольку право на санаторно-курортное лечение у Елютиной З.А. в ДД.ММ.ГГГГ году не прекращается с истечением календарного года в случае, если необеспечение ее путевкой произошло по причинам, от нее не зависящим, и ее право осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов. Закон также не ограничивает право на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли гражданин воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
Согласно справке для получения путевки от ДД.ММ.ГГГГ № формы № истец по-прежнему нуждается в санаторно-курортном лечении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора г.Бийска в интересах Елютиной З.А. к ГУ «АРО ФСС РФ» являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд находит обоснованным довод возражений представителя ответчика о том, что Филиал № ГУ «АРО ФСС РФ» не является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, поскольку не является юридическим лицом.
Так, в соответствии с п.п. 2, 3 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
В связи с тем, что Филиал № 6 ГУ «АРО ФСС РФ» не является юридическим лицом, то в удовлетворении исковых требований прокурора г. Бийска к Филиалу № 6 ГУ «АРО ФСС РФ» следует отказать.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных требований.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) освобожден от уплаты государственной пошлины.
В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика - ГУ «АРО ФСС РФ» в доход бюджета городского округа муниципального образования город Бийск подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей (пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1. Исковое заявление прокурора г. Бийска в интересах Елютиной З.А. удовлетворить частично.
2. Возложить на Государственное учреждение «Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации» обязанность предоставить Елютиной З.А. путевку на санаторно-курортное лечение за ДД.ММ.ГГГГ год за счет средств федерального бюджета.
3. Взыскать с Государственного учреждения «Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб. в доход бюджета городского округа муниципального образования г. Бийск.
4. В удовлетворении исковых требований прокурора г. Бийска в интересах Елютиной З.А. к Филиалу № Государственного учреждения «Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации» отказать.
5. Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска.
Председательствующий: Матвеев А.В.
.