Решение о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении



Дело №2-344/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2011 года Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего: Матвеева А.В.,

при секретаре: Рязановой Т.Г.,

с участием помощника прокурора г. Бийска: Мельниковой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Бийска в интересах Емельяновой М.Л. к Администрации города Бийска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Бийска обратился в суд в интересах Емельяновой М.Л. с иском к Администрации города Бийска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В обоснование исковых требований истец указал, что Емельянова М.Л. является инвалидом №-ой группы и вдовой ветерана Великой Отечественной войны, проживает в частном доме по <адрес> в <адрес>.

Дом, в котором проживает истица, является неблагоустроенным, в доме нет водопровода и канализации, отопление печное. Дом холодный, отремонтировать дом и отопительную систему у Емельяновой М.Л. в силу возраста возможностей не имеется. После того, как истица была парализована, она не может самостоятельно передвигаться, отсутствие в доме санузла приводит к невозможности проводить гигиенические процедуры, необходимые человеку в ее положении.

ДД.ММ.ГГГГ Емельянова М.Л. обратилась в Администрацию г. Бийска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении.

Решением жилищной комиссии Администрации города Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ Емельянова М.Л. не признана нуждающейся в жилом помещении, в связи с наличием жилья.

Истец считает данный отказ Администрации города Бийска незаконным.

В этой связи, ссылаясь на нормы конституции России о праве гражданина на жилище, Федерального закона «О ветеранах» о мерах социальной поддержки инвалидов войны, Жилищного кодекса РФ об основаниях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Указа Президента России от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» истец в исковом заявлении просил суд признать решение жилищной комиссии Администрации г. Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Емельяновой М.Л. нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным; обязать Администрацию г. Бийска поставить Емельянову М.Л. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включить ее в список участников, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Мельникова М.Б. настаивала на удовлетворении иска по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, ходатайствовала о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы на разрешение которой считала необходимым поставить вопрос о пригодности жилого дома по адресу, <адрес>, <адрес>, <адрес> для проживания в нем людей.

Истец Емельянова М.Л. надлежаще извещена о месте и времени судебного разбирательства. В силу преклонного возраста и состояния здоровья истец не может лично участвовать в судебном заседании, о чем в материалы дела представлены соответствующие документы. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Представитель ответчика - Администрации г. Бийска Карюгина Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении иска в связи с его необоснованностью. В своих возражениях представитель ответчика в судебном заседании указала, что решение жилищной комиссии Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ № является законным и обоснованным. Согласно справки БГО ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Алтайскому краю истец является собственником жилого дома по адресу, <адрес>, <адрес>, <адрес>. Помимо истца в доме зарегистрированы еще три человека. Межведомственной комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Бийска данный жилой дом признан пригодным к дальнейшему проживанию в нем людей. Общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м., т.е. на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м. от общей площади дома, что превышает установленную в г. Бийске учетную норму общей площади жилого помещения.

В этой связи представитель ответчика в судебном заседании просила суд отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Третье лицо Емельянова Н.Г. в судебном заседании полагала иск прокурора г. Бийска законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Третьи лица Государственная жилищная инспекция Алтайского края, Управление социальной защиты населения по городу Бийску надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства, представители третьих лиц в судебное заседание не явились. В материалах дела имеется заявление представителя третьего лица Управления социальной защиты населения по городу Бийску о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных третьих лиц.

Выслушав, лиц участвующих в деле, допросив специалиста С., исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе судебного разбирательства на основании имеющихся в материалах дела доказательств судом установлено, что истец Емельянова М.Л. является инвалидом №-ой группы и вдовой ветерана Великой Отечественной войны, проживает в неблагоустроенном доме по <адрес> в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Емельянова М.Л. обратилась в Администрацию г. Бийска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении.

Решением жилищной комиссии Администрации города Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ Емельянова М.Л. не признана нуждающейся в жилом помещении, в связи с наличием жилья.

В соответствии со ст.ст. 13, 14 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (далее Закон «О ветеранах») социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Закона «О ветеранах». Инвалиды войны, вставшие на учет после 01.01.2005г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

На основании ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются малоимущим гражданам. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в силу п. 2 ч. 1 которой, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Исходя из содержания норм Закона «О ветеранах», Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной Войны 1941-1945 годов» ветераны и участники Великой Отечественной Войны подлежат включению в списки нуждающихся в жилом помещении участников, инвалидов Великой Отечественной войны в случае если они обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с постановлением Администрации г. Бийска от 20.04.2005г. №726 учетная норма общей площади жилого помещения в г. Бийске равна 9,5 кв.м.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что жилой дом, в котором проживает истец, принадлежал на праве общей совместной собственности истцу Емельяновой М.Л. и ее супругу Е., умершему ДД.ММ.ГГГГ

После смерти Е. его супруга Емельянова М.Л. и дочь Емельянова Н.Г. фактически приняли наследство, открывшееся после смерти Е., так как остались проживать в жилом доме, расположенном по адресу, <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Таким образом, в настоящее время Емельянова М.Л. является одним из сособственников в праве общей собственности на указанный жилой дом.

Согласно имеющейся в материалах дела копии технического паспорта на жилой дом по адресу, <адрес>, <адрес>, <адрес> данный жилой дом имеет общую площадь в <данные изъяты> кв.м. Помимо истца Емельяновой М.Л. и третьего лица Емельяновой Н.Г. в жилом доме зарегистрированы Е. и Е., т.е. на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м. от общей площади дома, что превышает установленную в г. Бийске учетную норму общей площади жилого помещения.

В исковом заявлении прокурор указывает, что дом, в котором проживает истица, является неблагоустроенным, в доме нет водопровода и канализации, отопление печное. Дом холодный, отремонтировать дом и отопительную систему у Емельяновой М.Л. в силу возраста возможностей не имеется. После того, как истица была парализована, она не может самостоятельно передвигаться, отсутствие в доме санузла приводит к невозможности проводить гигиенические процедуры, необходимые человеку в ее положении.

Участвующий в деле прокурор в судебном заседании ходатайствовала о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы на разрешение которой считала необходимым поставить вопрос о пригодности жилого дома по адресу, <адрес>, <адрес>, <адрес> для проживания в нем людей.

Разрешая спор по существу суд пришел к выводу о том, что в удовлетворении ходатайства о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы необходимо отказать по следующим основаниям.

Действующим законодательством установлен специальный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.п. 7, 42 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции требованиям.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в указанном выше Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В материалах дела имеется копия заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, из содержания которого следует, что на основании акта комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ комиссия приняла решение о признании жилого помещения - дома по <адрес>, <адрес>, пригодным к дальнейшему проживанию.

В целях выяснения всех обстоятельств дела судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была привлечена Государственная жилищная инспекция Алтайского края.

Третьим лицом в материалы дела представлен акт визуального осмотра жилого дома по адресу, <адрес>, <адрес>, <адрес>, из содержания которого следует, что общее состояние жилого дома удовлетворительное, пригодное для проживания. Имеющиеся повреждения и дефекты отдельных конструкций свидетельствуют об их ограниченной работоспособности. Требуется ремонт дома с усилением или заменой поврежденных конструкций.

На основании распоряжения Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-р из резервного фонда Администрации Алтайского края Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне выделено <данные изъяты> тыс. руб. на предоставление в <данные изъяты> году инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов единовременной выплаты на ремонт жилья.

Данным распоряжением установлен размер предоставляемой за счет средств краевого бюджета единовременной выплаты на ремонт жилья, но не более <данные изъяты> тыс. на одно домовладение.

Из представленных третьим лицом - Управлением социальной защиты населения по городу Бийску в материалы дела документов следует, что истцу Емельяновой М.Л. в ДД.ММ.ГГГГ г. предоставлялось единовременная выплата на ремонт ее жилого помещения в размере <данные изъяты> руб., т.е. в максимально установленном Распоряжением Администрации Алтайского края размере.

В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста С., являющийся главным специалистом отдела инспекторской службы в г. Бийске Государственной жилищной инспекции Алтайского края, пояснил, что в ходе визуального осмотра дома по адресу, г. Бийск, <адрес>, <адрес>, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что собственниками дома на двух стенах дома со стороны двора выполнена замена нижних венцов бревен из-за их значительного повреждения. По периметру дома выполнено бетонное устройство цоколя с целью усиления фундамента дома и защиты деревянных стен дома. Произведена замена семи из девяти имеющихся в доме окон с деревянных на пластиковые. В ДД.ММ.ГГГГ году собственниками дома выполнено подключение холодного водоснабжения и устройство канализации в выгребную яму. Уборная находится на улице. Установлена душевая кабина, однако она еще не подключена.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства на основании заключения межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Бийска, акта визуального осмотра жилого дома Государственной жилищной инспекции Алтайского края, судом установлено, что жилой дом по адресу, <адрес>, <адрес>, <адрес>, нуждается в значительном капитальном ремонте, однако пригоден для проживания в нем людей.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для назначения по делу судебной строительно-технической экспертизы.

Таким образом, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что решение жилищной комиссии Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании Емельяновой М.Л. нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи отсутствием нуждаемости является законным и обоснованным, а в удовлетворении иска прокурора города Бийска в интересах Емельяновой М.Л. к Администрации города Бийска о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении необходимо отказать.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении иска прокурора г. Бийска в интересах Емельяновой М.Л. отказать.

2. На решение суда может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление прокурора, в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

.

Председательствующий: Матвеев А.В.

Справка: решение в законную силу не вступило 07.04.2011г.