Дело № 2-618/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 марта 2011 года Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего Потякиной А.Н.
при секретаре Матвеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Е.В. к Администрации города Бийска, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании незаконным отказа в предоставлении безвозмездной субсидии и включении в список на получение субсидии,
У С Т А Н О В И Л:
Шевченко Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Бийска, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи о признании незаконным отказа в предоставлении безвозмездной субсидии и включении в список на получение субсидии.
В обоснование заявленных требований указывает, что она относится к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем в ....... году она обратилась в Администрацию г.Бийска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья. К заявлению были приложены все документы согласно перечню. Решением жилищной комиссии она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
В декабре ....... года Администрацией г.Бийска в ее адрес было направлено сообщение о том, что она не включена Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в общекраевой список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение субсидии, поскольку нет сведений о наличии или отсутствии жилья у родителей. Кроме того, ссылаются на то, что ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 25 лет, в связи с чем она не имеет право на получение субсидии.
Отказ ответчиков в признании ее нуждающейся в предоставлении субсидии для приобретения жилья, во включении в сводный список лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, является неправомерным, нарушающим ее права и охраняемые законом интересы, так как при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий ей не было 23 лет, она представляла необходимые документы, нуждаемость в жилье была проверена органом местного самоуправления.
Просила признать ее нуждающейся в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья и имеющей права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Признать незаконным отказ Администрации города Бийска, Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи по отказу ей в предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить ее в сводный список лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Шевченко Е.В. исковые требования поддержала, суду дала аналогичные пояснения.
Ответчик- представитель Администрации г.Бийска по доверенности Астапенко В.В. возражала относительно удовлетворения исковых требований, предъявленных к Администрации г.Бийска, указывая на то, что не является надлежащим ответчиком.
Полагала, что исковые требования Шевченко Е.В., предъявленные к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, подлежат удовлетворению, так как истец была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, поставлена в очередь среди детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При постановке на учет органом местного самоуправления были проверены представленные Шевченко Е.В. документы, по которым у нее установлено отсутствие какого либо жилого помещения. На указанную дату Шевченко Е.В. не исполнилось 23 лет, что явилось основанием для направления в январе ....... году ее анкеты в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для включения в сводный список из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Администрация г.Бийска свои обязанности исполнила. Однако, в сентябре ....... года было установлено, что Шевченко Е.В. в указанный список не включена. В связи с чем права истца нарушены Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, а не Администрацией г.Бийска.
Ответчик- представитель Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В суд представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным.
В письменном отзыве представитель ответчика исковые требования Шевченко Е.В. не признал. Свои возражения относительно исковых требований обосновывал тем, что истец не относится к лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на момент ее обращения с заявлением в администрацию г.Бийска о включении ее в список на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, ей уже исполнилось 25 лет. Шевченко Е.В. была включена администрацией г.Бийска в ....... году в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, а не на получение жилья и не на получение безвозмездной субсидии, как того требует установленный Порядок. Также полагал, что изложенные истцом обстоятельства не доказаны. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо- представитель Администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка данного лица имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца Шевченко Е.В., представителя ответчика по доверенности Астапенко В.В., суд пришел к следующему.
В соответствии с абзацем 2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст.4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждения социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения Администрации г.Бийска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ за № была установлена опека Ш.Ю.В. над Шевченко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с тем, что мать Ш.С.Б. была лишена родительских прав ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО6 был лишен родительских прав ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке МУ «Комитет по социальной защите населения администрации г.Бийска» от ДД.ММ.ГГГГ № Шевченко Е.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ Шевченко Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с заявлением в администрацию г.Бийска о постановке на учет для получения жилой площади.
На основании решения жилищной комиссии Администрации г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления Администрации г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ № Шевченко Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из сказанного следует, что на момент включения Шевченко Е.В. в список очередников на внеочередное получение жилья она не достигла возраста 23 лет.
Согласно п.4.2 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8, лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившие желание ее получать, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.
Шевченко Е.В. обратилась в администрацию г.Бийска с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, предоставив перечень необходимых документов, предусмотренных ст.4 Закон Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», что не оспаривается ответчиками.
В силу ч.3 п.4.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8, заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.
Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, осуществляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи (ч.2 п.4.3 Положения).
Как установлено в судебном заседании из пояснений представителя Администрации г.Бийска Астапенко В.В., показаний свидетеля Т.Т.Н., анкета и учтенное дело Шевченко Е.В. направлялись в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для включения в список лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, в январе ....... года, очередной раз эти же документы были направлены в адрес последнего в феврале ....... года. При этом, с учетом требований ч.1 ст.4.3 указанного Положения, комиссия органа местного самоуправления, отвечающая за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии начальника отдела опеки и попечительства, вынесли заключение о возможности предоставления Шевченко Е.В. субсидии, о чем указано в анкете гражданина из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на приобретение жилья.
При таких обстоятельствах, Шевченко Е.В. встала на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также на получение безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья в возрасте 22 лет, необходимые документы в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи были направлены до исполнения ею 23 лет, что давало ей право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исполнение Шевченко Е.В. на день разрешения спора 24 лет не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку право на получение безвозмездной субсидии не реализовано до настоящего времени по независящим от истца причинам, а требованиями действующего законодательства возможность отказа в предоставлении жилищной субсидии по данным основаниям не предусмотрена.
Возражая против исковых требований Шевченко Е.В., представитель Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи по доверенности Шелобанов Н.Н. указывает на то, что последняя не относится к лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на момент обращения в 2010 году с заявлением о включении ее в список на получение безвозмездной субсидии ей исполнилось 23 лет. Однако, данные доводы опровергнуты в судебном заседании собранными по делу письменными доказательствами, пояснениями сторон, а также показаниями свидетеля Т.Т.Н., и, соответственно, не заслуживают внимания.
Не основаны на требованиях действующего законодательства доводы представителя Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи о том, что Шевченко Е.В. была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ, а не на получение жилья и получение безвозмездной субсидии, поскольку в список лиц, стоящих в очереди на получение субсидии на строительство или приобретение жилья, включаются граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (п.3.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8).
Отказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи во включении Шевченко Е.В. в список лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подтверждается выписками из реестра на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья для лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированных органами местного самоуправления в очереди на получение жилья, которые были представлены им в Администрацию г.Бийска в сентябре и ноябре ....... года, в которых отсутствует фамилия истца.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что права и охраняемые законом интересы Шевченко Е.В. на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья нарушены Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи, которое не признает ее нуждающейся в предоставлении субсидии и имеющей право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья, а также отказало включить в общекраевой список на получение такой субсидии. Соответственно, предъявленные к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку Администрация г.Бийска выполнила возложенные на нее Жилищным кодексом РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», Положением о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8, обязанности, права Шевченко Е.В. не оспаривает и не нарушает, то предъявленные к ней требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шевченко Е.В., предъявленные к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, удовлетворить.
Признать Шевченко Е.В. нуждающейся в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья и имеющей права на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в предоставлении Шевченко Е.В. безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи включить Шевченко Е.В. в сводный список лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Администрации города Бийска, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска.
Председательствующий А.Н.Потякина
«Верно»
Судья: А.Н.Потякина