Об отказе в иске о возложении обязанности обеспечения школьной и спортивной формой.



Дело № 2-488/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 апреля 0 2011 года Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего: Т.Ю. Балаба,

при секретаре: И.Е. Родионове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белековой Л.И. к главе администрации города Бийска Мосиевскому А.В., администрации г. Бийска, администрации Алтайского края, Главному Управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, Управлению социальной защиты населения по городу Бийску, МУ «Управление образования администрации города Бийска», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Алтайскому краевому Законодательному Собранию, Управлению Администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи о возложении обязанности обеспечения школьной и спортивной формой,

УСТАНОВИЛ:

Белекова Л.И. первоначально обратилась в суд с иском к МУ «Управление образования администрации города Бийска», в котором просила возложить на ответчика обязанность обеспечить ее детей: О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ бесплатной школьной формой и спортивной формой на весь ее период обучения в общеобразовательной школе.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что является многодетной матерью, старшая дочь обучается в средней школе № 1 г. Бийска, а средняя и младшая дочери посещают детский сад № 72 г. Бийска.

Поскольку ответчик не обеспечивает Бусину О.А. в соответствии с установленными нормативами бесплатной школьной формой либо замещающим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период ее обучения в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча, что противоречит Указу Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», истец обратилась в суд с настоящим иском.

Решением Восточного районного суда г. Бийска от 02 марта 2010 года истцу было отказано в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что они предъявлены к ненадлежащему ответчику.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 14 апреля 2010 года решение Восточного районного суда г. Бийска от 02 марта 2010 года было отменено, дело передано на новое судебное рассмотрении.

При последующем судебном рассмотрении истец неоднократно уточняла исковые требования (исковые заявления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно уточненному исковому заявлению от 20 июля 2010 года Белекова Л.И. просила возложить на ответчиков: главу администрации города Бийска Мосиевского А.В., администрацию г. Бийска, губернатора Алтайского края Карлина А.Б., комитет администрации Алтайского края по образованию, администрацию Алтайского края, управление Алтайского края по промышленности и энергетике, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, заместителей Главы администрации Алтайского края: Шойхета Я.Н., Байкалова С.П., Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - ГУ «Главалтайсоцзащита»), Управление социальной защиты населения по городу Бийску, муниципальное учреждение «Управление образования администрации города Бийска» обязанность установить для многодетных семей бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим её комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств, в том числе, Бусиной О.А., с 01 сентября 2008 года.

В судебном заседании 31 августа 2010 года истец Белекова Л.И. отказалась от иска в части требований, предъявленных к ответчикам: губернатору Алтайского края Карлину А.Б., комитету администрации Алтайского края по образованию, управлению Алтайского края по промышленности и энергетике, комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, заместителям Главы администрации Алтайского края Шойхету Я.Н., Байкалову С.П.

Определением Восточного районного суда г. Бийска от 31 августа 2010 года производство по настоящему делу в части требований, предъявленных к губернатору Алтайского края Карлину А.Б., комитету администрации Алтайского края по образованию, управлению Алтайского края по промышленности и энергетике, комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, заместителям Главы администрации Алтайского края Шойхету Я.Н., Байкалову С.П. было прекращено в связи с отказом истца от иска и принятием его судом, Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Восточного районного суда г. Бийска от 17.09.2010 года исковые требования Белековой Л.И. были удовлетворены частично, на ГУ « Главалтайсоцзащита» возложена обязанность с 12 января 2010 года осуществлять бесплатное обеспечение О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; с ГУ «Главалтайсоцзащита» в пользу Белековой Л.И. взысканы судебные расходы в сумме <данные изъяты> руб.; в удовлетворении остальной части исковых требований Белековой Л.И. было отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22.12.2010 года указанное решение Восточного районного суда г. Бийска от 17.09.2010 года было отменено с направлением дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела истец Белекова Л.И. 08.02.2011 года уточнила исковые требования, просила возложить на ответчиков: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», главу администрации города Бийска Мосиевского А.В., Администрацию г. Бийска, Администрацию Алтайского края, Главное Управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - ГУ «Главалтайсоцзащита»), Управление социальной защиты населения по городу Бийску, МУ «Управление образования Администрации города Бийска», Алтайское краевое Законодательное Собрание, Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, обязанность установить для О. ДД.ММ.ГГГГ г.р., бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим её комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств вне зависимости от того, проживает ли многодетная семья истца ниже или выше прожиточного минимума, установленного в Алтайском крае на душу населения в соответствии с действующим законодательством; взыскать судебные расходы.

Истец Белекова Л.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства была извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, что суд находит возможным.

Ответчик - глава администрации города Бийска Мосиевский А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, каких-либо ходатайств не заявлял, сведений об уважительности причин неявки не представил, что не препятствует судебному разбирательству в его отсутствие.

Ответчик - Администрация г. Бийска о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд находит возможным.

В представленном отзыве на иск просит отказать истцу в удовлетворении требований, предъявленных к указанному ответчику, в связи с тем, что администрация г. Бийска является ненадлежащим ответчиком, поскольку органами государственной власти Алтайского края не установлен порядок и условия возмещения расходов на обеспечение школьной формой детей из многодетных семей.

Ответчик МУ «Управление образования администрации города Бийска» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, что не препятствует разрешению спора в его отсутствие.

Ответчик - Администрация Алтайского края о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд находит возможным.

В представленном отзыве на иск указанный ответчик просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование возражений по иску ссылается на то, что согласно Указу Президента РФ от 05 мая 1992 года № 431 предоставление указанной меры социальной поддержки предусмотрено за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств. Порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных названным Указом Президента РФ, приняты не были.

В бюджете Алтайского края средства для финансирования данной льготы не были предусмотрены, предоставление указанной льготы должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Ссылается на то, что администрация Алтайского края при осуществлении своих полномочий в качестве органа исполнительной власти РФ самостоятельна, в том числе, при осуществлении полномочий, возложенных на неё федеральными законами, что следует из ст. ст. 10, 11 Конституции РФ.

Кроме того, ссылается на то, что согласно п. 4.1 Закона Алтайского края от 26 декабря 2006 года № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» предусмотрены компенсационные выплаты на питание и проезд. При этом, согласно ст. 4.1 указанного закона Алтайского края компенсационные выплаты на проезд включаются в пособие, выплата которого осуществляется в соответствии с законом Алтайского края от 15 октября 2004 года № 34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка». Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на триста процентов на детей из многодетных семей (за исключением учащихся общеобразовательных учреждений), на пятьсот процентов - на детей из многодетных семей - учащихся общеобразовательных учреждений. Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.

Ответчик - ГУ «Главалтайсоцзащита» о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в представленном заявлении просит о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд находит возможным.

В представленном отзыве на иск просит исключить указанное лицо из числа ответчиков по данному делу. Ссылаются на то, что в рамках реализации Указа Президента РФ от 05 мая 1992 года № 431 администрацией Алтайского края принято постановление от 31 июля 2000 года № 593 «О школьной форме учащихся общеобразовательных школ края», в соответствии с п. 6 которого на глав местного самоуправления городов и районов края возложена обязанность рассмотреть вопрос обеспечения школьной формой детей из малообеспеченных семей за счет внебюджетных средств и средств местного бюджета.

Ответчик - Управление социальной защиты населения по городу Бийску о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд находит возможным.

В представленном отзыве на иск ссылается на то, что Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года № 431 Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ было поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление указанных мер, однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были. Порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетных семей урегулирован органами государственной власти субъекта РФ и является расходным обязательством Алтайского края. Белековой Л.И. по ее заявлением выделялась материальная помощь за период с 2005 года по настоящее время, размер которой указан в информации УСЗН по г. Бийску от ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчиков КГУСО «Территориальный центр помощи семье и детям города Бийска», Алтайского краевого Законодательного Собрания, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежаще, каких-либо ходатайств не заявляли, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Представитель ответчика Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд находит возможным.

В представленном суду отзыве представитель ответчика Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи просил признать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оно не уполномочено разрешать вопросы о предоставлении льгот либо компенсаций для детей из многодетных семей.

Третье лицо - Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, ходатайствовал об исключении Комитета из числа лиц, участвующих в деле, что не препятствует судебному разбирательству в отсутствие указанного лица.

В представленном отзыве на иск ссылается на то обстоятельство, что обеспечение школьной и спортивной формой детей из многодетных семей установлено федеральным законодательством - Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года № 431, однако источник её компенсации не определен до настоящего времени. Полагает, что в данном случае необходимо учитывать позицию Конституционного суда РФ, выраженную в определении от 09 апреля 2002 года № 68-О. В данном определении Конституционный Суд РФ указал, что федеральный законодатель, имея достаточно времени, не выполнил своих обязанностей по урегулированию вопроса, впредь до надлежащего урегулирования данного вопроса предоставление льгот должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Белековой Л.И. подлежащими отклонению по следующим основаниям:

Из материалов дела - справки Управления социальной защиты населения по городу Бийску от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что семья истца имеет статус многодетной. Белекова Л.И. имеет малолетних детей: О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Малолетняя О. обучается в школе, малолетние Б.: Л., А. посещают детский сад.

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержки многодетных семей» от 05 мая 1992 года № 431 в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено установить для многодетных семей, в том числе, бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств.

При этом пунктом 3 вышеприведенного Указа Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

До настоящего времени порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом, не разработаны.

Положение о Фонде всеобщего обязательного обучения было утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1985 года № 541 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». В соответствии с Положением, Фонд всеобуча создается в общеобразовательных школах, его средства расходуются соответствующими образовательными учреждениями.

Согласно информации Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю по состоянию на 17.02.2011 года ЕГРЮЛ не содержит информации о Фонде всеобуча.

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит: защиту семьи, материнства, отцовства и детства; вопросы социальной защиты населения (пункт «ж» части 1 статьи 72).

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», имеющего приоритет по своей юридической силе перед Указом Президента РФ от 05.05.1992 года, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.

Таким образом, социальная поддержка многодетных семей находится в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации, а полномочия по ее осуществлению осуществляются субъектом Российской Федерации самостоятельно исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых финансовых средств.

В целях социальной защиты, охраны здоровья учащихся общеобразовательных школ, оказания поддержки остронуждающимся семьям в воспитании детей было принято постановление Администрации Алтайского края от 31 июля 2000 г. № 593 «О школьной форме учащихся общеобразовательных школ края», где в пункте 6 предписано Главам местного самоуправления городов и районов края рассмотреть вопрос обеспечения школьной формой детей из малообеспеченных семей за счет внебюджетных средств и средств местного бюджета.

В судебном заседании из материалов дела не установлено, что Администрацией г. Бийска на своем законодательном уровне разрешен вопрос об оспариваемой истцом льготе.

Поскольку органами государственной власти не установлен порядок и условия возмещения расходов на обеспечение школьной и спортивной формой детей из многодетных семей, администрация г. Бийска, МУ «Управление образования администрации г. Бийска», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», не могут являться надлежащими ответчиками по настоящему спору, а потому в удовлетворении требований, предъявленных к указанным ответчикам, а также к главе г. Бийска Мосиевскому А.В. следует отказать.

В пределах предоставленных Алтайскому краю полномочий Алтайским краевым Собранием народных депутатов принят Закон от 29 декабря 2006 года № 148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае», статьей 3 которого предусмотрено, что многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) бесплатная выдача лекарств, отпускаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

2) компенсационные выплаты на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также в пределах административного района проживания (регистрации по месту жительства) - автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения для учащихся общеобразовательных учреждений;

3) компенсационные выплаты на питание для учащихся общеобразовательных учреждений;

4) внеочередное предоставление мест в детские дошкольные учреждения;

5) первоочередное предоставление в летний период путевок в детские оздоровительные лагеря для учащихся общеобразовательных учреждений.

Таким образом, законодательный орган Алтайского края самостоятельно определил объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям, к числу которых бесплатное обеспечение школьной и спортивной формой не отнесено.

При отсутствии правового регулирования о порядке и условиях возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента РФ № 431, субъект Российской Федерации (Алтайский край) путем принятия соответствующей Программы принял на себя обязательство по поддержке многодетных семей в целях подготовки детей к школе.

Законом Алтайского края была утверждена краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края на 2008-2015 годы», задачей программы указано оказание государственной поддержки семьям, имеющим детей, в том числе малоимущим семьям; государственная поддержка малоимущих многодетных семей. Одним из направлений Программы указана ежегодная денежная выплата в размере 500 руб. на детей из многодетных семей со среднедушевым доходом не ниже величины прожиточного минимума для подготовки ребенка к школе. Источниками финансирования программы определены краевой и местные бюджеты (после принятия органами местного самоуправления соответствующих решений).

Как установлено в судебном заседании из материалов дела истец Белекова Л.И. с заявлениями о получении ежегодной денежной выплаты в размере <данные изъяты> руб. для подготовки ребенка к школе, а также единовременного пособия в размере <данные изъяты> руб. на ребенка из многодетной семьи со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума для подготовки первоклассника к школе, что предусмотрено целевой краевой Программой 2008 года, не обращалась, доказательств, свидетельствующих об обращении в органы социальной защиты населения, Белековой Л.И. в порядке части 1 статьи 56 ГПК РФ представлено не было.

Предоставление любых льгот, в том числе спорных, предполагает заявительный характер.

Поскольку Белекова Л.И. не обращалась в орган социальной защиты за представлением ей предусмотренной законодательством Алтайского края льготы, в удовлетворении требований, предъявленных к иным ответчикам, следует отказать.

Требования, предъявленные Белековой Л.И. о возложении обязанности обеспечивать указанной мерой социальной поддержки всех многодетных семей (от данных требований истец не отказывалась), суд находит необоснованными, поскольку Белекова Л.И. не наделена правами на обращение в суд в защиту интересов указанной категории граждан. В удовлетворении данного требования следует отказать.

Требования истца о возложении на ответчиков обязанности предоставлять указанную меру социальной поддержки малолетним: А. 2005 года рождения, Л. 2007 года рождения (от данных требований истец не отказывалась), суд находит преждевременными, поскольку последние не посещают школу, а защите в судебном порядке в силу требований ч. 1 ст. 3 ГПК РФ подлежит нарушенное либо оспариваемое право. Следовательно, в удовлетворении указанного требования Белековой Л.И. следует отказать.

Требования истца о взыскании в её пользу судебных расходов в соответствии со ст. 98 ГПК РФ также подлежат отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Белековой Л.И. отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня составления судом мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска.

Председательствующий Т.Ю. Балаба

.